Автор: Гурина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-Коржовоголубовская СОШ
Населённый пункт: Брянская область, Клинцовский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тематическое планирование по математике 3 класс
Раздел: начальное образование
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального
общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной
программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной,
М.А.Бантовой
«Математика:
рабочие
программы.
1-4
класс»
»
(из
сборника
рабочих
программ «Школа России») М: «Просвещение», 2011 г. . К учебнику Моро М.И., Волкова
С.И., Степанова С.В. и др. Математика 3 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2016г.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1) Учебником М.И.Моро, М.А.Бельтюковой «Математика» 3 класс (с приложением на CD-
диске) - М. «Просвещение», 2016 г.;
2) Рабочей тетрадью на печатной основе С.И.Волковой «Математика» 3 класс в 2-х частях -
М. «Просвещение», 2016 г.
Обучение
математике
является
важнейшей
составляющей
начального
общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Начальное
обучение
математике
закладывает
основы
для
формирования
приёмов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию
объектов,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
закономерности,
выстраивать
логические
цепочки
рассуждений.
Изучая
математику,
они
усваивают
определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания
способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных
процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных
действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и
интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и
усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу
умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не
толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и
для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальныхматематических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа
определяет
ряд задач, решение которых направлено на достижение основных
целей начального математического образования:
–
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения
несложными
математическими
методами
познания
окружающего
мира
(умения
устанавливать,
описывать,
моделировать
и
объяснять
количественные
и
пространственные отношения);
–
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
–
развитие пространственного воображения;
–
развитие математической речи;
–
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;
–
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
–
развитие познавательных способностей;
–
воспитание стремления к расширению математических знаний;
–
формирование критичности мышления;
1
–
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
Решение
названных
задач
обеспечит
осознание
младшими
школьниками
универсальности
математических
способов
познания
мира,
усвоение
начальных
математических
знаний,
связей
математики
с
окружающей
действительностью
и
с
другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении
математических знаний.
2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс
рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34
учебн. нед. в каждом классе).
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Учащиеся научатся:
•
использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в
пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое
следующее число в этом ряду);
•
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица; - использовать при
решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3,
дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час,
сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из
величин;
•
использовать
при
решении
учебных
задач
формулы
площади
и
периметра
прямоугольника (квадрата);
•
пользоваться
для
объяснения
и
обоснования
своих
действий
изученной
математической терминологией;
•
читать,
записывать
и
сравнивать
числа
в
пределах
1000;
представлять
любое
трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
•
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с
остатком);
•
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
•
осознанно
следовать
алгоритмам
устных
вычислений
при
сложении,
вычитании,
умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и
алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении
чисел: остальных случаях;
•
осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
•
использовать
при
вычислениях
и
решениях
различных
задач
распределительно
свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на
число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
•
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий сие
пользованием названий компонентов;
•
решать
задачи
в
1-2
действия
на
все
арифметические
действия
арифметически
способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
•
находить значения выражений в 2—4 действия;
•
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника
(квадрата) при решении различных задач;
2
•
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при
решении уравнений вида a±x = b;ax = b;a:x = b;
•
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
•
сравнивать
величины
по
их
числовым
значениям;
выражать
данные
величины
изученных единицах измерения;
•
определять время по часам с точностью до минуты;
•
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
•
устанавливать
зависимость
между
величинами,
характеризующими
процессы:
движения (пройденный путь, время, скорость), купли - продажи (количество товара, его
цена стоимость).
Учащиеся получат возможность научиться:
•
использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного
параллелепипеда (куба);
•
использовать при решении различных задач знание формулы пути;
•
использовать
при
решении
различных
задач
знание
о
количестве,
названиях
и
последовательности дней недели, месяцев в году;
•
находить долю от числа, число по доле;
•
решать
задачи
в
2-3
действия
на
все
арифметические
действия
арифметическим
способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
•
находить
значения
выражений
вида
a
±b;
a*
b;
a
:
b
при
заданных
значениях
переменных;
•
решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х < Ь; а * x>l
•
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при
решении уравнений вида: х ± а = с ± о; а - х = с ± о; х ± а = с Ь; а - х = с : Ь; х; а = с±Ь;
•
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;- вычислять объём
параллелепипеда (куба);
•
вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
•
выделять
из
множества
треугольников
прямоугольный
и
тупоугольный,
равнобедренный и равносторонний треугольники;
•
строить окружность по заданному радиусу;
•
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
•
узнавать
и
называть
объёмные
фигуры:
параллелепипед,
шар,
конус,
пирамиду,
цилиндр;
•
выделять из множества параллелепипедов куб;
•
решать
арифметические
ребусы
и
числовые
головоломки,
содержащие
четыре
арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
•
устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
•
различать
истинные
и
ложные
высказывания
с
кванторами
общности
и
существования;
•
читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц,
графов;
•
строить
несложные
линейные
и
столбчатые
диаграммы
по
заданной
в
таблице
информации;
•
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов)
комбинаторные
задачи:
на
перестановку
из
трёх
элементов,
правило
произведения,
установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
•
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов)
логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
•
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных
экспериментов;
3
•
правильно
употреблять
термины
«чаще»,
«реже»,
«случайно»,
«возможно»,
«невозможно» при формулировании различных высказываний;
•
составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
•
составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь
(при количестве монет не более девяти);
•
устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
4. Содержание учебного предмета, курса.
Тема 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (8 часов)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным
слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным
уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Тема 2. Табличное умножение и деление. (56 часов)
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и
нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок
выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов,
расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в
несколько
раз,
на
кратное
сравнение
чисел.
Задачи
на
нахождение
четвертого
пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см
2
, дм
2
, м
2
. Площадь
прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи
в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов
решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием
циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на
нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Проект «Математические сказки».
Тема 3. Внетабличное умножение и деление. (27 часов)
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы
умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число.
Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 :
29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а –
в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение
уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком,
решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Проект «Задачи-расчёты».
Тема 4. Числа от 1 до 1 000. Нумерация.(13 часов)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность
трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного
числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего
числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
Тема 5. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. (10 часов)
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500
– 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного
сложения, вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
4
Тема 6. Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. (12 часов)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного
деления на однозначное число.
Тема 7. Итоговое повторение. (9часов)
Итоговая контрольная работа.
5. Календарно-тематическое планирование
№
п.п
Раздел программы. Тема
урока.
Кол.
час.
Дата
по пл.
Дата
по фак.
Характеристика деятельности
учащихся
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 8ч
1
Повторение. Нумерация
ч и с е л . У с т н ы е
и
письменные
приемы
сложения и вычитания.
1
научатся:
- п о л ь з о в а т ь с я
и з у ч е н н о й
математической терминологией;
-устно выполнять арифметические
действия над числами в пределах
сотни;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
в ы ч и с л е н и я
( с л о ж е н и е
и
вычитание
двузначных
чисел,
двузначного числа и однозначного
числа);
-вычислять
значение
числового
выражения;
- п р о в е р я т ь
п р а в и л ь н о с т ь
выполненных вычислений;
- р е ш а т ь
т е к с т о в ы е
з а д а ч и
арифметическим способом.
2
Устные
и
письменные
приемы
сложения
и
вычитания.
1
3
В ы р а ж е н и я
с
переменной
1
научатся:
-называть латинские буквы;
-объяснять
взаимосвязь
между
компонентами
и
результатом
сложения (вычитания);
-решать уравнения на нахождение
неизвестного слагаемого;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы.
4.
Решение
уравнений
с
неизвестным
1
научатся:
-объяснять
взаимосвязь
между
компонентами
и
результатом
сложения (вычитания);
- н а х о д и т ь
н е и з в е с т н о е
уменьшаемое.
5.
Решение
уравнений
с
неизвестным
вычитаемым
1
научатся:
-объяснять
взаимосвязь
между
компонентами
и
результатом
5
сложения (вычитания);
- н а х о д и т ь
н е и з в е с т н о е
вычитаемое;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
- р е ш а т ь
з а д а ч и
р а з н ы м и
способами.
6.
Обозначение
геометрических
фигур
буквами.
1
научатся:
-читать
латинские
буквы
и
понимать,
как
обозначают
и
называют на чертеже
геометрические
фигуры;
чертить
отрезки
заданной
длины,
делить
их на части;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы.
7.
Работа
с
информацией.
(Задания
логического
и
поискового характера)
1
научатся:
-понимать
закономерности,
по
которой
составлены
числовые
ряды
и
ряды
геометрических
фигур;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
- р е ш а т ь
з а д а ч и
р а з н ы м и
способами
8.
Повторение
п р о й д е н н о г о :
Ч т о
у з н а л и ?
Ч е м у
научились?
1
научатся
применять
полученные
знания,
умения
и
навыки
на
практике:
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
-решать задачи, уравнения;
-
называть
и
чертить
отрезки
заданной длины, сравнивать их;
- сравнивать величины.
Табличное умножение и деление – 28 ч
9.
Связ ь
умножения
и
деления.
1
научатся:
различать
четные
и
нечетные числа;
-
применять
математическую
терминологию;
-работать
над
разными
видами
текстовых и логических задач;
-составлять
программы
решения
6
задачи;
выполнять
задания
на
р а з в и т и е
т в о р ч е с к о г о
нестандартного мышления
10.
Таблицы
умножения
и
деления с числами 2,3
1
11.
Четные и нечетные числа
1
12.
Входная
контрольная
работа №1
1
научатся:анализировать ошибки в
ходе индивидуальной работы
13.
Работа над ошибками.
З а в и с и мо с т и
м е ж д у
пропорциональными
в е л и ч и н а м и :
м а с с а
о д н о г о
п р е д м е т а ,
количество
предметов,
масса всех предметов.
1
научатся:анализировать ошибки в
х о д е
к о л л е к т и в н о й
и
индивидуальной
работы;
решать
з а д а ч и
с
в е л и ч и н а м и
н а
н а хож д е н и е
м а с с ы
о д н о г о
п р е д м е т а ,
е с л и
и з в е с т н ы
количество
предметов
и
общая
м а с с а
э т и х
п р е д м е т о в ,
сопоставлять
с
другими
видами
з
а
д
а
ч
;
с о с т а в л я т ь
з а д а ч и
на нахождение массы
14.
З а в и с и м о с т ь
м е ж д у
в е л и ч и н а м и :
ц е н а ,
количество, стоимость
1
научатся:
р е ш а т ь
н о в ы й
в и д
з а д а ч ;
выполнять
разные формы записи
условия задачи, составлять задачи
на нахождение цены по известным
величинам
15.
З а в и с и мо с т и
м е ж д у
пропорциональными
величинами:
р а с ход
ткани
на
один
предмет,
количество
предметов,
расход
ткани
на
все
предметы.
1
научатся:
р е ш а т ь
н о в ы й
в и д
з а д а ч ;
выполнять
разные формы записи
условия задачи, составлять задачи
7
16.
Порядок
выполнения
действий
в
выражениях
со скобками и без скобок
1
научатся:
-вычислятьзначение
числовых
выражений в два-три действия со
скобками и без скобок;
-составлять
карточки-схемы;
- р е ш а т ь
у р а в н е н и я
на
основе
взаимосвязи
между
компонентами
и
результатами
действий,
17.
Порядок
выполнения
действий
в
выражениях
со скобками и без скобок
1
18.
З а в и с и мо с т и
м е ж д у
пропорциональными
в е л и ч и н а м и :
м а с с а
о д н о г о
п р е д м е т а ,
количество
предметов,
масса
всех
предметов;
расход
ткани
на
один
предмет,
кол и ч е с т во
предметов, расход ткани
на все предметы.
1
научатся:
понимать
взаимосвязь
м
е
ж
д
у
результатом
и
компонентами
д е й с т в и й ;
с р а в н и в а т ь
именованные
числа;
решать
текстовые задачи
19.
С т р а н и ч к и
д л я
любознательных.
1
научатся
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях
со скобками и без скобок;
-выполнять письменные и устные
вычисления, используя изученные
приёмы;
- анализировать текстовую задачу
и
выполнять
краткую
запись
задачи различными способами, в
том числе в табличной форме.
20
Повторение
п р о й д е н н о г о .
Ч т о
узнали, чему научились.
1
научатся
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях
со скобками и без скобок;
-выполнять письменные и устные
вычисления, используя изученные
приёмы;
-решать задачи изученных видов.
8
21.
Проверочная работа №
1
«Проверим
себя
и
о ц е н и м
с в о и
достижения»
(тестовая
ф о р м а ) .
А н а л и з
результатов.
1
Научатся
применять
полученные
знания
22.
Таблица
умножение
и
деления с числом 4
1
научатся
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях
со скобками и без скобок
23.
Таблица Пифагора
1
Научатся
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях;
-
применение
знаний
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
24.
Задачи
на
увеличение
числа в несколько раз
1
научатся
-решать
задачи
на
увеличение
ч и с л а
в
н е с к о л ь к о
р а з
арифметическими способами;
-моделировать
с
использованием
с х е м а т и ч е с к и х
ч е р т е ж е й
з а в и с и м о с т и
м е ж д у
пропорциональными величинами.
25.
Задачи
на
увеличение
числа в несколько раз
1
научатся
-решать
задачи
на
уменьшение
ч и с л а
в
н е с к о л ь к о
р а з
арифметическими способами;
-моделировать
с
использованием
с х е м а т и ч е с к и х
ч е р т е ж е й
з а в и с и м о с т и
м е ж д у
пропорциональными величинами;
26.
Задачи
на
уменьшение
числа в несколько раз
1
научатся
-решать
задачи
на
уменьшение
ч и с л а
в
н е с к о л ь к о
р а з
арифметическими способами;
-моделировать
с
использованием
с х е м а т и ч е с к и х
ч е р т е ж е й
з а в и с и м о с т и
м е ж д у
пропорциональными величинами;
9
27.
Решение задач
изученных видов
1
Научатся
-решать
задачи
изученных
видов
арифметическими способами;
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений.
28
Таблица
умножение
и
деления с числом 5
1
Научатся
-решать
задачи
на
к р ат н о е
сравнение
арифметиче скими
способами;
-моделировать
с
использованием
с х е м а т и ч е с к и х
ч е р т е ж е й
з а в и с и м о с т и
м е ж д у
пропорциональными величинами;
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений.
29.
З а д а ч и
н а
к р а т н о е
сравнение
1
30.
З а д а ч и
н а
к р а т н о е
сравнение
1
научатся
-решать
задачи
изученных
видов
арифметическими способами;
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
-
н а х о д и т ь
п е р и м е т р
прямоугольника.
31.
Таблица
умножение
и
деления с числом 6
1
научатся
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
-решать
задачи
и
уравнения
изученных видов.
32.
Р е ш е н и е
з а д а ч
н а
увеличение
числа
в
несколько раз
1
научатся
-составлять
и
решать
задачи
и з у ч е н н ы х
в и д о в
арифметическими способами;
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
- решать уравнения.
33.
Контрольная работа №
2
по
теме
«Табличное
1
научатся
-
применять
знания
таблицы
10
умножение
и
деление»
за 1 четверть
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях
34.
Работа
над
ошибками.
Таблица
умножение
и
деления с числом 7
1
.
научатся:
составлять
таблицу
умножения и деления с числом 7;
решать
уравнения
спо собом
подбора; изменять длины отрезков
в соответствии с условием задания
35.
С т р а н и ч к а
д л я
любознательных.
Проект
«Математические
сказки»
1
.
научатся
-
применять
полученные
знания,
умения и навыки при выполнении
заданий творческого и поискового
характера,
-ана лиз ироват ь
и
с о ч и н я т ь
математические сказки.
36.
Повторение пройденного
« Ч т о
у з н а л и .
Ч е м у
научились»
1
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 28 ч. ( продолжение)
37
Площадь.
Сравнение
площадей фигур.
1
научатся
-сравнивать
площади
фигур
способом наложения;
-решать задачи изученных видов;
- п о л ь з о в а т ь с я
т а б л и ц е й
умножения и деления.
38.
Квадратный сантиметр.
1
39.
Площадь
прямоугольника.
1
научатся
-
измерять
площадь
фигур
в
квадратных сантиметрах;
-решать задачи изученных видов
40.
Таблица
умножение
и
деления с числом 8
1
научатся:
составлять
таблицу
умножения
с
числом
8;
решать
задачи
на
нахождение
площади
п р я м оу гол ь н и ка ,
п о л ь з у я с ь
правилом
41.
Закрепление изученного
1
Научатся
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
-решать задачи изученных видов;
- в ы ч и с л я т ь
п л о щ а д ь
прямоугольника по формуле.
11
42
Р е ш е н и е
з а д а ч
н а
нахождение периметра и
площади.
1
научатся:
решать
задачи
н а
нахождение периметра и площади
п р я
м о у г
о л ь
н и к а
с
и с п о л ь з о в а н и е м
чертежа и правила; наблюдать за
и з м е н е н и е м
д е л и т е л я
и
ч а с т н о г о
в
ч и с л о в ы х
в
ы
р
а
ж
е
н
и
я
х
;
с о с т а вля т ь
г е о м е т р и ч е с к и е
ф
и
г
у
р
ы
из частей
43.
Таблица
умножение
и
деления с числом 9
1
.
44.
Квадратный дециметр.
1
научатся
- в ы ч и с л я т ь
п л о щ а д ь
прямоугольника по формуле.
45.
Таблица
умноже ния.
Закрепление.
1
.
Научатся
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
46.
Квадратный метр
1
познакомятсясновой
е д и н и ц е й
площади
–
квадратный
метр
и его условным обозначением.
47.
Закрепление изученного.
1
научатся
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях
48
С т р а н и ч к и
д л я
любознательных.
1
научатся:р е ш а т ь
з а д а ч и
геометрического
содержания
(построение
и
преобразование
фигур);
осуществлять
подбор
д е л и м о г о
и
д е л и т е л я
д л я
составления выражения; находить
длину
стороны
треугольника
по
известным двум и периметру
49.
Повторение пройденного
« Ч т о
у з н а л и .
Ч е м у
научились»
1
научатся
применять
полученные
знания,
умения
и
навыки
на
практике:
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях;
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений
50.
Проверочная работа №
2
1
научатся
применять
полученные
знания,
умения
и
навыки
на
12
« П р ов е р и м
с е бя
и
о ц е н и м
с в о и
достижения» (Тестовая
форма)
практике:
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях;
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
-решать задачи изученных видов;
вычислять
площадь
и
периметр
п р я м о у г о л ь н и к а
р а з н ы м и
способами.
51.
Умножение на 1.
1
научатся:п р и м е н я т ь
п р а в и л о
у м н о ж е н и я
н а
1 ;
р е ш а т ь
задачи разных видов; определять
д
л
и
н
ы
с т о р о н
п о
д а н н о м у
периметру;
выполнять
устные
математические
вычисления,
решать
уравнения
на
основе
взаимосвязи между компонентами
и
результатами
арифметических
действий
52.
Умножение на 0.
1
научатся:
применять
прав ил о
умножения числа на 0; выполнять
устные
вычисления;
решать
у р а в н е н и я
н а
с л о ж е н и е ,
вычитание, умножение и деление,
з а д а ч и
р а з н ы х
в и д о в ;
с п о с о б с т в о в а т ь
р а з в и т и ю
л о г и ч е с к о г о
м ы ш л е н и я
(перекладывать
палочки,
чтобы
получились другие фигуры)
53
Деление вида: а : а, 0 : а
1
научатся
-
применять
знания
таблицы
умножения
при
вычислении
числовых выражений;
-применять
правила
о
порядке
действий в числовых выражениях;
- в ы п о л н я т ь
п и с ь м е н н ы е
вычисления, используя изученные
приёмы;
-решать
задачи
и
уравнения
изученных видов.
54.
Закрепление изученного.
С т р а н и ч к и
д л я
любознательных
1
13
55.
Доли.
Образование
и
сравнение долей.
1
.
научатся:
применять
по нятие
«доли» в устных ответах; находить
заданную долю числа; сравнивать
доли с опорой на рисунок, решать
п р а к т и ч е с к и е
з а д а ч и
н а
о п р е д е л е н и е
д о л и
ч и с л а
и числа по его доле, уравнения на
о снове
в з аимо связ и
м е ж д у
компонентами
и
результатом
арифметических действий
56
Задачи
на
нахождение
доли
числа
и
числа
по
его доле.
1
57.
Окружность. Круг.
1
познакомятсяспонятиями
«круг»,
«
о
к
р
у
ж н
о
с
т
ь
»
,
«центр окружности», «радиус».
научатся:вычерчивать окружность
с использованием циркуля, решать
в ы р а ж е н и я ,
с о б л ю д а я
порядок выполнения действий
58.
Диаметр
окружно сти
(круга)
1
научатся:вычерчивать окружность
с
использованием
ц и р к ул я ;
применять понятие «диаметр» на
практике;
находить
радиус
и
диаметр круга
59.
Единицы
времени.
Год,
месяц.
1
познакомятсяс
т а б е л е м -
календарем
60.
Е д и н и ц ы
в р е м е н и .
Сутки.
1
научатся:
применять
знания
о
е д и н и ц а х
в р е м е н и
п р и
выполнении практических заданий
с опорой
на
календарь;
решать
текстовые
задачи арифметическим
способом
61.
Контрольная работа за
3 полугодие
1
н а у ч а т с я :
п р и м е н я т ь
вычислительные навыки
62.
Работа
над
ошибками.
С т р а н и ч к и
д л я
любознательных
1
научатся: составлять равенства и
неравенства из данных
выражений; находить периметр и
площадь фигуры, переводить одни
единицы измерения в другие
63.
Повторение пройденного
« Ч т о
у з н а л и .
Ч е м у
научились»
1
научатся:
соблюдать
порядок
выполнения действий в числовых
выражениях
со
скобками
и
без
скобок
64.
Повторение пройденного
« Ч т о
у з н а л и .
Ч е м у
научились»
1
научатся
применять
полученные
знания,
умения
и
навыки
на
практике.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление-27ч.
65.
Приемы
умножения
и
1
научатся:р а з л и ч а т ь
п р и е м ы
14
деления
для
случаев
вида:
20 ∙
3, 3 ∙
20, 60 : 3
умножения;
применять
порядок
д е й с т в и й
в
о б ъ я с н е н и я х ;
в
ы
п
о
л
н
я
т
ь
устные
и
письменные
приемы
умножения и деления; составлять
ч и с л о в о й
р я д
п о
п р а в и л у ;
р е ш а т ь
з а д а ч и
н а
д е л е н и е
и умножение
66.
Деление вида 80:20
1
научатся:
выполнять
д е л е ние
двузначных
чисел,
подробно
объясняя
прием
вычислений;
анализировать
текстовую
задачу,
в ы п ол н я т ь
к р ат ку ю
з а п и с ь
условия разными способами, в том
числе в табличной форме
67.
Приему
умножения
для
случаев вида 23•4.
1
научатся:
применять
различные
способы
умножения
суммы
на
ч и с л о ;
н а ход и т ь
п е р и м е т р
прямоугольника; решать
составные задачи
разными способами, опираясь на
знания
правил
об
умножении
суммы на число
68.
Умножение
двузначного
на однозначное число.
1
н а у ч а т с я
и с п о л ь з о в а т ь
переме стительно е
с в о й с т в о
ум н ож е н и я
и
д е л е н и я
п р и
вычислениях;
-
решать
уравнения
и
задачи
изученных видов.
69
Закрепление
изученного
по
теме
«Умножение
д в у з н а ч н о г о
н а
однозначное число»
1
1
Научатся
моделировать
приемы
умножения
суммы
на
число
с
п о м о щ ь ю
с х е м а т и ч е с к и х
рисунков;
читать
равенства,
с
п о м о щ ь ю
м а т е м а т и ч е с к и х
терминов.
70
Закрепление
изученного
по
теме
«Умножение
д в у з н а ч н о г о
н а
однозначно е
ч и с л о »
С т р а н и ч к и
д л я
любознательных
1
Научатся
выполнять
деление
суммы
на
число:
решать
задачи
изученных видов.
15
71
Д е л е н и е
с у м м ы
н а
число. Ознакомление.
1
72.
Д е л е н и е
с у м м ы
н а
число. Закрепление.
1
научатся
применять
изученные
приемы умножения и деления
73
Деление двузначного на
однозначное число.
1
научатся
выполнять
деление
суммы
на
число:
решать
задачи
изученных видов.
74.
Деление двузначного на
однозначное
1
75.
Проверка деления.
1
научатся решать задачи, используя
прием
деления
суммы
на
число;
и с п ол ь зуя
м а т е м а т и ч е с к у ю
терминологию читать равенства.
76.
Случаи
деления
вида
87:29
1
н а у ч а т с я
и с п о л ь з о в а т ь
взаимосвязь умножения и деления
при
вычислениях;
выполнять
деление
двузначного
числа
на
однозначное
77.
Проверка умножения.
1
Научатся
выполнять
результат
умножения
делением;
решать
уравнения,
проверяя
деление
умножением.
78.
Решение
уравнений
на
основе
связи
между
к о м п о н е н т а м и
и
результатом
умножения
и деления.
1
научатся:
решать
уравнения
на
основе
знания
связи
между
результатом
и
компонентами
действия
умножения;
выполнять
проверку
вычислений;
решать
составные задачи с недостающими
данными;
составлять задачи
по выражению
79.
Решение
уравнений
на
основе
связи
между
к о м п о н е н т а м и
и
результатом
умножения
и деления.
1
научатся:
решать
уравнения
на
основе
знания
связи
между
результатом
и
компонентами
действия умножения
16
80
Повторение пройденного
« Ч т о
у з н а л и .
Ч е м у
научились».
Странички
для любознательных.
1
научатся
решать
у р а в н е н и я ,
решать
задачи
изученных
видов,
рассуждать
и
делать
выводы,
работать в парах.
81.
Контрольная работа №
4
по
теме
«Решение
уравнений»
1
82
Работа
над
ошибками.
Деление с остатком.
1
Н а у ч а т с я
р е ш а т ь
з а д а ч и
и з у ч е н н ы х
в и д о в ;
ч и т а т ь
р а в е н с т в а ,
и с п о л ь з у я
математическую
терминологию;
анализировать
и
делать
выводы;
контролировать свою работу и ее
результат; работать в парах.
83.
Деление с остатком.
1
84.
Деление с остатком.
1
научатся:понимать
конкретный
с
м
ы
с
л
деления
с
остатком;
выполнять
д
е
л
е
н
и
е
с
о с т а т к о м
с
о п о р о й
на схематический рисунок; решать
текстовые
задачи;
вычислять
площадь фигуры (целого числа по
его доле)
85.
Деление с остатком.
1
научатся:
соотносить
значение
остатка и делителя
86
Р е ш е н и е
з а д а ч
н а
деление с остатком.
1
решать текстовые задачи
на нахождение числа по его доле,
н а
о п р е д е л е н и е
продолжительности событий
17
научатся
выполнять
деление
с
остатком разными способами
87
Случаи
деления,
когда
д е л и т е л ь
б о л ь ш е
делимого.
1
88
Проверка
деления
с
остатком.
1
89.
Повторение пройденного
« Ч т о
у з н а л и .
Ч е м у
научились Проект
1
научатся
выполнять
деление
с
остатком
разными
способами;
решать
задачи
на
деление
с
остатком;
работать
в
группах;
выполнять задания творческого и
поискового характера.
90
П р о е к т
« З а д а ч и -
расчеты»
1
н а у ч а т с я
н а х о д и т ь
дополнительную информацию
91.
Контрольная работа №
5
по
теме
«Деление
с
остатком»
1
научатся решать задачи на деление
с
остатком;
работать
в
группах;
выполнять задания творческого и
поискового характера.
Числа от 1 до 1000. Нумерация -13 ч.
92.
Работа
над
ошибками.
Тысяча. с
1
научатся:
р а з л и ч а т ь
ч и с л а
натурального ряда от 100 до 1000;
п е р е в о д и т ь
о д н и
е д и н и ц ы
и з м е р е н и я
в
другие;
составлять
числовые
выражения
на
основе
текстового
предложения,
находить
значение;
решать задачи; решать текстовые
задачи
93.
Образование и названия
трехзначных чисел.
1
94.
Запись
т р е х з н ач н ы х
чисел.
1
Научатся:
различать
десятичный
состав трехзначных чисел
от
100
до
1000;
записывать
трехзначные
числа;
сч и т ат ь
сотнями;
работать
на
счетах;
составлять
и
решать
уравнения;
соблюдать
порядок
выполнения
действий
в
числовых
выражениях
с о
скобками
и без скобок
95
Письменная нумерация в
пределах 100. стр. 46
1
96.
У в е л и ч е н и е
и
уменьшение чисел в 10 и
100 раз.
1
научатся: увеличивать, уменьшать
ч и с л а
в
1 0 ,
1 0 0
р а з ;
составлять
последовательность
ч
и
с
е
л
по
заданному
правилу;
решать
уравнения с проверкой
97.
Представление
трехзначных
чисел
в
виде
суммы
разрядных
1
научатся: заменять числа суммой
р а з р я д н ы х
с л а г а е м ы х ;
выполнять устные
18
слагаемых
98.
Письменная нумерация в
пределах
1000.
Приемы
устных вычислений.
1
научатся
сравнивать
трехзначные
числа;
решать
задачи
изученных
видов
99.
Сравнение
трехзначных
чисел. стр. 50
1
научатся
строить
геометрические
фигуры и вычислять их периметр
и площадь, работать в парах.
100
Письменная нумерация в
пределах 1000.
1
научатся:
различать
десятичный
состав трехзначных чисел
от
100
до
1000;
записывать
трехзначные
числа;
сч и т ат ь
сотнями;
работать
на
счетах;
составлять и решать уравнения;
101.
Контрольная работа №
6 по теме «Нумерация в
пределах
1000»
за
3
четверть.
1
решать
задачи
изученных
видов;
анализировать
и
делать
выводы,
работать в парах.
102.
Работа
над
ошибками.
С т р а н и ч к и
д л я
любознательных
1
научатся
понимать
причины
о ш и б о к ,
д о п у щ е н н ы х
в
к о н т р о л ь н о й
р а б о т е ;
классифицировать
изученные
в ы ч и с л и т е л ь н ы е
п р и е м ы
и
применять их
103.
Единицы массы. Грамм.
1
познакомятся с единицами массы:
килограмм, грамм.
104.
Повторение пройденного
« Ч т о
у з н а л и .
Ч е м у
научились».
Проверочная работа №
3
«Проверим
себя
и
о ц е н и м
с в о и
достижения»
1
научатся выделять в трехзначном
числе количество сотен, десятков,
единиц;
выполнять
з а д а н и я
т в о рч е с ко г о
и
п о и с к о в о г о
характера.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание -10 ч.
105.
П р и е м ы
у с т н ы х
вычислений.
1
научатся:
применять
свойства
сложения в устных вычислениях;
находить
значения
выражений
удобным
способом,
выполнять
проверку
вычислений;
делить
с
остатком;
решать
текстовую
задачу, характеризующую процесс
работы
106.
П р и е м ы
у с т н ы х
в ы ч и с л е н и й
в и д а :
450+30, 620-200
1
Научатся:
применять
свойства
сложения в устных вычислениях;
находить
значения
выражений
удобным
способом,
выполнять
проверку вычислений
107.
П р и е м ы
у с т н ы х
в ы ч и с л е н и й
в и д а :
470+80, 560-90.
1
научатся:
составлять
алгоритм
п и с ь м е н н о г о
с л о ж е н и я
трехзначных
чисел;
дополнять
19
условие,
составлять
и
решать
текстовые задачи арифметическим
способом;
составлять
задачи,
обратные
данной;
соблюдать
порядок
выполнения
действий
в
числовых
выражениях
со
скобками
и
без
скобок
108
П р и е м ы
у с т н ы х
в ы ч и с л е н и й
в и д а :
260+310, 670-140.
1
109.
Приемы
письменных
вычислений.
1
110
Алгоритм
с л оже н и я
трехзначных чисел.
стр. 71
111.
Алгоритм
вычитания
трехзначных чисел.
1
научатся
выполнять
сложение
и
вычитание
трёхзначных
чисел,
оканчивающихся
нулями;
решать
задачи изученных видов; изменять
условие
и
вопрос
задачи
по
данному решению.
112.
Виды треугольников.
1
н а у ч а т с я :
с к л а д ы в а т ь
треугольники
из полос бумаги;
в л а д е т ь
п о н я т и я м и
«равнобедренный»
(«равносторонний»),
«разносторонний»
т реуголь ники,
назы ват ь
и х
существенные признаки;
113.
Контрольная
работа
№ 7по теме «Сложение
и вычитание»
1
понимание значения математики в
жизни и деятельности человека.
114.
Работа
над
ошибками.
Повторение
изученного
« Ч то
у з н а л и .
Ч е м у
научились
Проверочная
работа
№4 «Проверим себя и
о ц е н и м
с в о и
достижения»
1
научатся
понимать
причины
о ш и б о к ,
д о п у щ е н н ы х
в
к о н т р о л ь н о й
р а б о т е ;
классифицировать
изученные
в ы ч и с л и т е л ь н ы е
п р и е м ы
и
применять
их;
решать
задачи
изученных видов; анализировать и
делать выводы, работать в парах.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление -12 ч.
115.
П р и е м ы
у с т н о г о
умножения и деления.
1
научатся:
использовать
приемы
умножения и деления чисел
от
100
до
1000
в
у с т н ы х
вычислениях;
решать
текстовые
составные задачи на нахождение
ц е л о г о
п о
е г о
д о л е ,
н а
116.
П р и е м ы
у с т н о г о
умножения и деления
1
20
н а х о ж д е н и е
ч е т в е р т о г о
пропорционального,
составляя
117.
П р и е м ы
у с т н о г о
умножения и деления.
1
научатся: применять взаимосвязь
умножения
и
деления
п р и
выполнении вычислений
118.
Виды треугольников.
1
научатся:
классифицировать
треугольники по углам, зная их
с у щ е с т в е н н ы е
п р и з н а к и :
остроугольные,
прямоугольные,
тупо-угольные; чертить
т р еу го л ь н и к и
с
п о м о щ ь ю
чертежного инструмента
119.
Приемы
письменного
у м н о ж е н и я
н а
однозначное число.
1
научатся: выполнять умножение
т р е х з н а ч н о г о
ч и с л а
н а
о д н о з н а ч н о е
в
с т о л б и к ;
составлять алгоритм умножения;
составлять краткую
запись условия и решать задачи;
составлять
верные
равенства
с
помощью
знаков
дейст в ий,
с о о т н о с и т ь
р е ш е н и е
с
ре зульт атом;
и с п о л ь з о в ат ь
единицы
измерения
массы
и
соотношения между ними
120.
Алгоритм
письменного
умножения трехзначного
числа на однозначное.
1
121.
Приемы
письменного
у м н о ж е н и я
н а
однозначное число.
1
н а у ч а т с я
р а б о т а т ь
самостоятельно,
контролировать
свою работу и результат.
122.
Приемы
письменного
деления на однозначное
число.
1
научатся
понимать
причины
о ш и б о к
и
и с п р а вля т ь
и х ;
в ы п о л н я т ь
с л о ж е н и е
и
вычитание
трехзначных
чисел,
оканчивающихся нулями.
123
Алгоритм
письменного
деления
трехзначного
числа на однозначное.
1
научатся:
применять
алгоритм
п и с ь м е н н о г о
д е л е н и я
т р е х з н а ч н о г о
ч и с л а
н а
о д н о з н а ч н о е ,
в ы п о л н я т ь
проверку
деления
умножением;
решать уравнения
на
нахождение
неизвестного
множителя, делимого, делителя;
со ст авлят ь
с х е м ат и ч е с к и й
чертеж и определять расстояние
124.
Проверка деления.
1
125.
З н а к о м с т в о
с
калькулятором.
1
научатся выполнять умножение и
деление
трёхзначных
чисел,
и с п о л ь з у я
в з а и м о с в я з ь
у м н о ж е н и я
и
д е л е н и я ,
формулировать вопрос задачи по
21
данному решению
126.
Итоговая
контрольная
работа № 8
1
н а у ч а т с я
р а б о т а т ь
самостоятельно,
контролировать
свою работу и результат.
Итоговое повторение « Что узнали, чему научились в 3 классе» - 9ч.
127.
Повторение. сложение и
вычитание.
1
научатся выполнять письменное
умножение
трёхзначного
числа
на
однозначное,
сравнивать
р а з н ы е
с п о с о б ы
з а п и с и
умножения и выбирать наиболее
удобный
128.
Повторение. сложение и
вычитание.
1
.
научатся умножать трёхзначное
ч и с л о
н а
о д н о з н а ч н о е
с
переходом
через
разряд
по
алгоритму
129
Повторение.
Умножение
и деление.
1
научатся
составлять
уравнения
п о
м а т е м а т и ч е с к и м
высказываниям и решать их
130
Повторение.
Умножение
и деление
1
131
Повторение.
Порядок
выполнения действий
1
н а у ч а т с я
р е ш а т ь
з а д а ч и
поискового характера
132
Повторение.
Решение
задач. стр.
1
научатся
выполнять
проверку
деления умножением
133
Повторение.
Геометрические
фигуры
и величины
1
научатся
контролировать
и
оценивать
свою
работу
и
её
результат
134
Обобщающий урок. Игра
«По океану математики»
1
научатся
выполнять
устные
и
письменные
вычисления
в
пределах 1000; решать задачи и
уравнения
изученных
видов;
выполнять задания творческого и
поискового характера.
135.
Повторение.
Приёмы
письменных
и
устных
вычислений. Периметр и
площадь
прямоугольника.
1
научатся
выполнять
устные
и
письменные
вычисления
в
п р е д е л а х
1 0 0 0 ;
ч е р т и т ь
г е о м е т р и ч е с к и е
ф и г у р ы ,
находить
периметр
и
площадь
прямоугольника;
переводить
одни единицы длины в другие,
используя
соотношение
между
н и м и ;
в ы п ол н я т ь
з а д а н и я
творче ского
и
п о и с ко в о го
22
характера.
136
Обобщающий
у р о к .
-1ч.Игра
«По
оке а н у
Математики».
1
научатся
выполнять
задания
творче ского
и
п о и с ко в о го
характера;
применять
знания
и
способы действий в изменённых
условиях
23