Напоминание

"СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО"


Автор: Гладких Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №25"
Населённый пункт: Ставропольский край,Шпаковский район,город Михайловск
Наименование материала: Консультация
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ПЛАНИРОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО

Практика показывает, что эффективность образовательного процесса в

ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

Давайте

мы

попробуем

разобраться

в

том,

какое

планирование

образовательной

деятельности

актуально

для

современного

ДОУ,

как

бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки

план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего давайте определимся, что же такое планирование?

— это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено

любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и

последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование

образовательного

процесса — это

научно

обоснованная

организация

образовательного

процесса

ДОУ,

которая

придает

ему

содержательность, определенность, управляемость.

Планирование

э т о

з а б л а го в р е м е н н о е

о п р е д е л е н и е

п о р я д к а ,

последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с

указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

Планирование

воспитательно-образовательной

работы

в

дошкольном

учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации

основной

образовательной

программы

отражает

различные

формы

организации деятельности взрослых и детей.

Планирование

образовательного

процесса

в

ДОО

на

современном

этапе

развития

дошкольного

образования

основывается

на

следующих

нормативно-правовых документах:

1.Министерство народного образования РСФСР ПРИКАЗ от 20 сентября

1988 г. N 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

2.ФЗ «Об образовании в РФ», Ст.48 (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)

ФЗ Ст.48 (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)

Рабочая

программа

воспитателя

определяет

наиболее

оптимальные

и

эффективные

для

конкретной

группы

детей

содержание,

формы,

методы,

приемы

организации

образовательного

процесса

с

целью

получения

планируемого

результата,

который

на

этапе

дошкольного

образования

представлен в виде целевых ориентиров, социально-нормативных возрастных

характеристик возможных достижений ребенка.

Закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

определяет,

рабочую

программу

в

системе

образования

как

часть

комплекса

основных

характеристик

образования

и

структурную

единицу

учебно-методической

документации.

Рабочая

программа

педагога

имеет

следующую

структуру

(она

представлена

на

слайде).

Как

вы

заметили

содержательный

раздел

РП

представлен

планированием

образовательной

деятельности

(тематическое,

перспективное)

3.ФГОС ДО

ФГОС

ДО – явился первым документом, который на федеральном

уровне

определил,

какой

должна

быть

основная

общеобразовательная

программа

дошкольного

учреждения,

какие

она

определяет

цели,

содержание образования и как должен быть организован образовательный

процесс.

Впервые

проблема

планирования

образовательной

деятельности

возникла в педагогическом сообществе с введением с введением ФГТ

к

структуре ООП и условиям ее реализации.

Ключевым моментом ФГТ выступила идея представления ООП – как

модели организации образовательного процесса ДОУ, которая включала в себя

2 компонента:

-совместная деятельность взрослого и детей;

-самостоятельная деятельность детей.

4.Еще один документ, который опосредованно говорит о планировании - это

Профессиональный

стандарт

педагога,

который

требует

наличия

у

воспитателей ДОО конструктивно-технологических умений:

в

проектировании

образовательной

деятельности

в

группе

детей

соответствующего возраста;

в проектировании занятий, ситуаций, событий;

в проектировании и реализации воспитательных программ;

в проектировании и реализации рабочих программ в рамках основной

общеобразовательной программы и пр.

Поскольку

в

профессиональном

стандарте

педагога

разработка

«программ

учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы»

выделена в качестве одного из основных трудовых действий, вопрос: «Нужны

ли рабочие программы и планы образовательной деятельности воспитателю?–

отпадает сам собой.

В

настоящее

время

отсутствуют

нормативно-правовые

документы

федерального и регионального уровня по разработке моделей планирования в

детском саду, поэтому они могут быть составлены в любой удобной для

педагога форме.

Для

того,

чтобы

упорядочить

эти

произвольные

формы

планирования,

целесообразно

ввести

единые

подходы

к

планированию

в

дошкольном

учреждении.

Это

можно

сделать

в

виде

локального

акта,

принятого

и

утвержденного в ДОУ.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ,

по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель

совместной

деятельности

и

планирование

должно

быть

совместным.

Планирование

предполагает

не

только

процесс

составления

плана,

но

и

мыслительную

деятельность,

обсуждение

двумя

педагогами

того,

что

предстоит сделать для достижения целей и задач.

Этот

документ

может

корректироваться

и

уточняться

в

процессе

его

реализации.

Однако

число

поправок

можно

свести

к

минимуму,

если

соблюдать принцип перспективного и календарного планирования. Отсюда и

вытекает видовое разнообразие планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной

работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться

на

принципе

развивающего

образования,

целью

которого

является развитие каждого ребенка;

на

комплексно-тематическом

принципе

построения

образовательного

процесса (3 модели: учебная, комплексно-тематическая, предметно-средовая);

на

принципе

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и

задач

образования

воспитанников,

в

процессе

реализации

которых

формируются

знания,

умения

и

навыки,

имеющие

непосредственное

отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое

содержание

и

формы

организации

детей

должны

соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной

педагогики.

Грамотно составленная модель (форма) плана необходима воспитателю, так

как служит путеводителем для него, помогает решать задачи качественного

образования комплексно в рамках основных направлений развития ребёнка.

В

нашем

лексиконе

давно

уже

появились

слова

«интегративный»,

обозначающее

-

объединение

элементов

в

целое;

«интеграция»-

процесс

создания этой целостности. «Инструментом», обеспечивающим организацию

оптимально

целостного

образовательного

процесса

в

детском

саду

в

соответствии с ФГОС ДО, может стать интегрированное планирование.

Под интегрированным планированием мы понимаем взаимопроникновение

и взаимодействие содержания тематического, перспективного и календарного

планирования.

Интегрированное планирование ориентирует педагога на интересы и

мотивацию

ребёнка

при

построении

целостной

картины

мира

в

процессе

насыщенного

смыслами

проживания

определённого

периода

времени,

например, в рамках какого-либо проекта.

Такая форма планирования позволяет педагогу гибко и вариативно менять

последовательность

используемых

форм

организации

педагогического

процесса

в

соответствии

с

инициативами

детей,

их

настроением,

яркими

событиями в окружающем мире.

Начальным шагом конструирования образовательного процесса является

разработка образовательной программы ДОУ.

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год

можно представить следующим образом:

(тематическое планирование)

Шаг первый - выбор основы для построения тематического плана. Это

может

быть

планирование

в

соответствии

с

лексическими

темами,

повторяющимися

из

года

в

год

("Времена

года",

'Труд

взрослых",

"Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или

планирование

на

основе

празднично-событийного

цикла,

основу

которого

составляют

важные

события

в

жизни

детско-взрослого

коллектива

(День

знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый

год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Такое

планирование

предполагает

соблюдение

определенных

принципов.

Первый

принцип

тематического

планирования

предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно

или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в

рамках

которых

будут

решаться

образовательные

задачи,

должны

быть

социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны

вызывать

личностный

интерес

детей,

положительное

эмоциональное

отношение.

(перспективное планирование –комплексно-тематическое)

Шаг второй – перспективное комплексно-тематическое планирование -

распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика,

отобранная

воспитателем,

может

быть

распределена

по

неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая

будет

помогать

расширению

самостоятельной

деятельности

детей

по

освоению предложенных тем.

В перспективном плане отражается форма и содержание

работы по

выбранным

темам,

связь

с

другими

видами

деятельности,

взаимосвязь

с

семьями воспитанников и с социумом.

(календарное планирование)

Далее, на основе перспективных планов и с учетом циклограммы по видам

деятельности,

разрабатывается

календарный

план –

это третий

шаг

в

планировании образовательного процесса.

Календарный план должен быть нацелен на достижение поставленных

задач,

но

в

то

же

время

предоставлять

детям

возможность

выбора

и

проявления собственной инициативы.

Календарный план содержит все виды детских культурных практик во всех

образовательных областях и отражает их взаимосвязь, виды деятельности в

режимных моментах, содержание развивающей предметно-пространственной

среды для самостоятельной деятельности детей.

Данный этап планирования для воспитателя – самый ответственный, так

как здесь воспитатель анализирует содержание программы за предыдущий

отрезок времени, определяет уровень усвоения детьми программы и дополняет

план актуальными задачами, из не решённых раннее.

Практически

все

Примерные

ООП

разработаны

с

учетом

комплексно-

тематического принципа планирования, именно на этом принципе я хотела

подробнее и остановиться.

Комплексно

тематический

принцип

предполагает

планирование

различных видов деятельности, образовательных событий в группе с опорой

на темы. Он аналогичен приему «глубокого погружения в тему», который

был хорошо известен в 80-90-е годы. Скоролупова О.А., Федина Н.В. в своей

статье

[6]

предлагают

использовать

принцип

«событийности»

на

основе

сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч. На

наш взгляд, оба варианта приемлемы.

Идея комплексно-тематического планирования такова:

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для

родителей

предлагаются

краткие

рекомендации

по

организации

совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка,

праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование

является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

Так,

с

позиции старшего

воспитателя

оно

позволяет

систематизировать

образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и

специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С

позиции

воспитателя

такой

подход

придает

системность

и

последовательность

в

реализации

программных

задач

по разным

образовательным

областям

знаний,

создается

ситуация,

когда

у

ребенка

задействованы

все

органы

чувств,

а,

следовательно,

лучше

усваивается

материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий

и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл

для

детей,

т.к.

они

«проживают»

тему

не

спеша,

не

торопясь,

успевая

осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для

него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет

кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это

может

быть

праздник,

выставка

творческих

работ,

игра,

викторина.

Проживание

событий

помогает

формированию

у

ребенка

определенных

знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача

педагога

-

спланировать

образовательный

процесс

таким

образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:

подготовку, проведение, обсуждение итогов.

При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные

переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с

педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный

способ

планирования

образовательного

процесса

требует

от

воспитателя

высокого

уровня

профессионализма,

общей

культуры

и

творческого

потенциала. Воспитатель

должен

уметь

интегрировать

образовательные

области,

отбирать

наиболее

результативные

формы

организации детской деятельности для решения конкретных программных

задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и

приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Тематический

принцип

построения

образовательного

процесса

позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать

специфику дошкольного учреждения.

ЦИКЛИЧНОСТЬ

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает

достижение единства образовательных целей и преемственности в детском

развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие

детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация

комплексно-тематического

принципа

построения

образовательного

процесса

фактически

невозможна

вне

взаимосвязи

с

принципом

интеграции.

Под

интеграцией

содержания

дошкольного

образования

понимается

состояние

(или

процесс,

ведущий

к

такому

состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных

образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного

процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и

интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной

степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.



В раздел образования