Автор: Гладких Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №25"
Населённый пункт: Ставропольский край,Шпаковский район,город Михайловск
Наименование материала: Консультация
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО"
Раздел: дошкольное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ПЛАНИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО
Практика показывает, что эффективность образовательного процесса в
ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
Давайте
мы
попробуем
разобраться
в
том,
какое
планирование
образовательной
деятельности
актуально
для
современного
ДОУ,
как
бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки
план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Прежде всего давайте определимся, что же такое планирование?
— это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено
любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и
последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планирование
образовательного
процесса — это
научно
обоснованная
организация
образовательного
процесса
ДОУ,
которая
придает
ему
содержательность, определенность, управляемость.
Планирование –
э т о
з а б л а го в р е м е н н о е
о п р е д е л е н и е
п о р я д к а ,
последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с
указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
Планирование
воспитательно-образовательной
работы
в
дошкольном
учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации
основной
образовательной
программы
–
отражает
различные
формы
организации деятельности взрослых и детей.
Планирование
образовательного
процесса
в
ДОО
на
современном
этапе
развития
дошкольного
образования
основывается
на
следующих
нормативно-правовых документах:
1.Министерство народного образования РСФСР ПРИКАЗ от 20 сентября
1988 г. N 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
2.ФЗ «Об образовании в РФ», Ст.48 (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)
ФЗ Ст.48 (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)
Рабочая
программа
воспитателя
определяет
наиболее
оптимальные
и
эффективные
для
конкретной
группы
детей
содержание,
формы,
методы,
приемы
организации
образовательного
процесса
с
целью
получения
планируемого
результата,
который
на
этапе
дошкольного
образования
представлен в виде целевых ориентиров, социально-нормативных возрастных
характеристик возможных достижений ребенка.
Закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
определяет,
рабочую
программу
в
системе
образования
как
часть
комплекса
основных
характеристик
образования
и
структурную
единицу
учебно-методической
документации.
Рабочая
программа
педагога
имеет
следующую
структуру
(она
представлена
на
слайде).
Как
вы
заметили
–
содержательный
раздел
РП
представлен
планированием
образовательной
деятельности
(тематическое,
перспективное)
3.ФГОС ДО
ФГОС
ДО – явился первым документом, который на федеральном
уровне
определил,
какой
должна
быть
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
учреждения,
какие
она
определяет
цели,
содержание образования и как должен быть организован образовательный
процесс.
Впервые
проблема
планирования
образовательной
деятельности
возникла в педагогическом сообществе с введением с введением ФГТ
к
структуре ООП и условиям ее реализации.
Ключевым моментом ФГТ выступила идея представления ООП – как
модели организации образовательного процесса ДОУ, которая включала в себя
2 компонента:
-совместная деятельность взрослого и детей;
-самостоятельная деятельность детей.
4.Еще один документ, который опосредованно говорит о планировании - это
Профессиональный
стандарт
педагога,
который
требует
наличия
у
воспитателей ДОО конструктивно-технологических умений:
в
проектировании
образовательной
деятельности
в
группе
детей
соответствующего возраста;
в проектировании занятий, ситуаций, событий;
в проектировании и реализации воспитательных программ;
в проектировании и реализации рабочих программ в рамках основной
общеобразовательной программы и пр.
Поскольку
в
профессиональном
стандарте
педагога
разработка
«программ
учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы»
выделена в качестве одного из основных трудовых действий, вопрос: «Нужны
ли рабочие программы и планы образовательной деятельности воспитателю?–
отпадает сам собой.
В
настоящее
время
отсутствуют
нормативно-правовые
документы
федерального и регионального уровня по разработке моделей планирования в
детском саду, поэтому они могут быть составлены в любой удобной для
педагога форме.
Для
того,
чтобы
упорядочить
эти
произвольные
формы
планирования,
целесообразно
ввести
единые
подходы
к
планированию
в
дошкольном
учреждении.
Это
можно
сделать
в
виде
локального
акта,
принятого
и
утвержденного в ДОУ.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ,
по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель
совместной
деятельности
и
планирование
должно
быть
совместным.
Планирование
предполагает
не
только
процесс
составления
плана,
но
и
мыслительную
деятельность,
обсуждение
двумя
педагогами
того,
что
предстоит сделать для достижения целей и задач.
Этот
документ
может
корректироваться
и
уточняться
в
процессе
его
реализации.
Однако
число
поправок
можно
свести
к
минимуму,
если
соблюдать принцип перспективного и календарного планирования. Отсюда и
вытекает видовое разнообразие планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной
работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
основываться
на
принципе
развивающего
образования,
целью
которого
является развитие каждого ребенка;
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного
процесса (3 модели: учебная, комплексно-тематическая, предметно-средовая);
на
принципе
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач
образования
воспитанников,
в
процессе
реализации
которых
формируются
знания,
умения
и
навыки,
имеющие
непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое
содержание
и
формы
организации
детей
должны
соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной
педагогики.
Грамотно составленная модель (форма) плана необходима воспитателю, так
как служит путеводителем для него, помогает решать задачи качественного
образования комплексно в рамках основных направлений развития ребёнка.
В
нашем
лексиконе
давно
уже
появились
слова
«интегративный»,
обозначающее
-
объединение
элементов
в
целое;
«интеграция»-
процесс
создания этой целостности. «Инструментом», обеспечивающим организацию
оптимально
целостного
образовательного
процесса
в
детском
саду
в
соответствии с ФГОС ДО, может стать интегрированное планирование.
Под интегрированным планированием мы понимаем взаимопроникновение
и взаимодействие содержания тематического, перспективного и календарного
планирования.
Интегрированное планирование ориентирует педагога на интересы и
мотивацию
ребёнка
при
построении
целостной
картины
мира
в
процессе
насыщенного
смыслами
проживания
определённого
периода
времени,
например, в рамках какого-либо проекта.
Такая форма планирования позволяет педагогу гибко и вариативно менять
последовательность
используемых
форм
организации
педагогического
процесса
в
соответствии
с
инициативами
детей,
их
настроением,
яркими
событиями в окружающем мире.
Начальным шагом конструирования образовательного процесса является
разработка образовательной программы ДОУ.
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год
можно представить следующим образом:
(тематическое планирование)
Шаг первый - выбор основы для построения тематического плана. Это
может
быть
планирование
в
соответствии
с
лексическими
темами,
повторяющимися
из
года
в
год
("Времена
года",
'Труд
взрослых",
"Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или
планирование
на
основе
празднично-событийного
цикла,
основу
которого
составляют
важные
события
в
жизни
детско-взрослого
коллектива
(День
знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый
год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Такое
планирование
предполагает
соблюдение
определенных
принципов.
Первый
–
принцип
тематического
планирования
–
предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно
или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в
рамках
которых
будут
решаться
образовательные
задачи,
должны
быть
социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны
вызывать
личностный
интерес
детей,
положительное
эмоциональное
отношение.
(перспективное планирование –комплексно-тематическое)
Шаг второй – перспективное комплексно-тематическое планирование -
распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Тематика,
отобранная
воспитателем,
может
быть
распределена
по
неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая
будет
помогать
расширению
самостоятельной
деятельности
детей
по
освоению предложенных тем.
В перспективном плане отражается форма и содержание
работы по
выбранным
темам,
связь
с
другими
видами
деятельности,
взаимосвязь
с
семьями воспитанников и с социумом.
(календарное планирование)
Далее, на основе перспективных планов и с учетом циклограммы по видам
деятельности,
разрабатывается
календарный
план –
это третий
шаг
в
планировании образовательного процесса.
Календарный план должен быть нацелен на достижение поставленных
задач,
но
в
то
же
время
предоставлять
детям
возможность
выбора
и
проявления собственной инициативы.
Календарный план содержит все виды детских культурных практик во всех
образовательных областях и отражает их взаимосвязь, виды деятельности в
режимных моментах, содержание развивающей предметно-пространственной
среды для самостоятельной деятельности детей.
Данный этап планирования для воспитателя – самый ответственный, так
как здесь воспитатель анализирует содержание программы за предыдущий
отрезок времени, определяет уровень усвоения детьми программы и дополняет
план актуальными задачами, из не решённых раннее.
Практически
все
Примерные
ООП
разработаны
с
учетом
комплексно-
тематического принципа планирования, именно на этом принципе я хотела
подробнее и остановиться.
Комплексно
–
тематический
принцип
предполагает
планирование
различных видов деятельности, образовательных событий в группе с опорой
на темы. Он аналогичен приему «глубокого погружения в тему», который
был хорошо известен в 80-90-е годы. Скоролупова О.А., Федина Н.В. в своей
статье
[6]
предлагают
использовать
принцип
«событийности»
на
основе
сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч. На
наш взгляд, оба варианта приемлемы.
Идея комплексно-тематического планирования такова:
Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
Для
родителей
предлагаются
краткие
рекомендации
по
организации
совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка,
праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование
является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.
Так,
с
позиции старшего
воспитателя
оно
позволяет
систематизировать
образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и
специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С
позиции
воспитателя
такой
подход
придает
системность
и
последовательность
в
реализации
программных
задач
по разным
образовательным
областям
знаний,
создается
ситуация,
когда
у
ребенка
задействованы
все
органы
чувств,
а,
следовательно,
лучше
усваивается
материал.
Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий
и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл
для
детей,
т.к.
они
«проживают»
тему
не
спеша,
не
торопясь,
успевая
осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для
него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет
кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это
может
быть
праздник,
выставка
творческих
работ,
игра,
викторина.
Проживание
событий
помогает
формированию
у
ребенка
определенных
знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача
педагога
-
спланировать
образовательный
процесс
таким
образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:
подготовку, проведение, обсуждение итогов.
При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные
переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с
педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный
способ
планирования
образовательного
процесса
требует
от
воспитателя
высокого
уровня
профессионализма,
общей
культуры
и
творческого
потенциала. Воспитатель
должен
уметь
интегрировать
образовательные
области,
отбирать
наиболее
результативные
формы
организации детской деятельности для решения конкретных программных
задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и
приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Тематический
принцип
построения
образовательного
процесса
позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать
специфику дошкольного учреждения.
ЦИКЛИЧНОСТЬ
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает
достижение единства образовательных целей и преемственности в детском
развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие
детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Реализация
комплексно-тематического
принципа
построения
образовательного
процесса
фактически
невозможна
вне
взаимосвязи
с
принципом
интеграции.
Под
интеграцией
содержания
дошкольного
образования
понимается
состояние
(или
процесс,
ведущий
к
такому
состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных
образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного
процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и
интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной
степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.