Напоминание

"Механизм воздействия музыки на человека"


Автор: Неизвестных Лариса Яковлевна
Должность: МАДОУ
Учебное заведение: МАДОУ "Золотой ключик", корпус детского сада №2
Населённый пункт: город Губаха, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Механизм воздействия музыки на человека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Механизм воздействия музыки на человека

Основа музыки — звук. Звук — это акустический

сигнал,

имеющий

волновую

структуру.

Из

специальной литературы известно, что акустический

сигнал

воздействует

на

клетки

живого

организма,

изменяя их активность.

Восприятие

музыки

осуществляется

в

основном

через слуховую систему. Древнейшие истоки слухового, а, следовательно, и музыкального

восприятия

восходят

к

тому

непреложному

факту,

что

слух

изначально

служит

ориентирующим

инструментом,

который,

информируя

о

состоянии

внешнего

мира,

эмоционально

настраивает

человека

по

отношению

к

разнообразным

внешним

воздействиям.

Любой звук для древнего человека был семантичным: он нес информацию о «намерениях»

объекта по отношению к человеку — гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка

в темноте, послышатся ли звуки горного камнепада. Все взывало к ответной реакции,

побуждало к ответному действию, на которое человека настраивала его непосредственная

эмоциональная

реакция

(реакция

на

звуковую

информацию).

Эти

фундаментальные

качества

слухового

восприятия,

отмечаемые

многими

авторами,

лежат

в

основе

древнейших

музыкальных

сигналов,

из

которых

впоследствии

возникло

музыкальное

искусство.

Вибротактильное

восприятие

основано

на

работе

тактильного

анализатора.

Он

воспринимает разнообразные вибрации, в том числе и те, которые возникают во время

музыкально-терапевтического воздействия. Наряду с другими анализаторными системами

он помогает организму ориентироваться в окружающей среде. Слуховое, Вибротактильное

восприятие,

а

также

биорезонансный

эффект

сопровождаются

в

организме

человека

многочисленными реакциями на телесном уровне.

При

активном

восприятии

музыки

физиологические

ритмы

человека

резонируют

и

непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Показано,

что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные

факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.

Одна из причин физиологического воздействия музыки на человека заключается в том, что

нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как

ритмический

раздражитель

стимулирует

физиологические

процессы

организма,

происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Существует

множество вегетативных реакций нашего организма на музыку.

Сердечнососудистая

система

реагирует

на

музыку,

доставляющую

удовольствие

и

создающую

приятное

настроение.

В

этом

случае

замедляется

пульс,

усиливаются

сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды.

При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.

В своей книге, где собрано множество интереснейших фактов, Д. Кемпбелл указывает, что

музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность

зрительного

анализатора,

улучшает

память

и

чувство

времени,

оживляет

условные

рефлексы.

Музыка

оказывает

влияние

на

холестериновый

обмен.

Замедлив

темп,

музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и

замедлить дыхание, дать человеку возможность расслабиться. Более глубокий, медленный

ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более

глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к

поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению.

Музыка

оказывает

влияние

и

на

гормональный

обмен.

Она

регулирует

выделение

гормонов, снижающих стресс. Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени

снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Музыкальное

удовольствие — это ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной

музыки. Оно является результатом высвобождения эндорфина — «собственного опиума».

Эндотрофен вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный

подъем.

Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки

на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом

волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из

бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются

нашим мозгом, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем

сильные отрицательные эмоции.

Возвышенные

ощущения

и

покой

характеризуются

альфа-волнами,

которые

распространяются на частоте от 8 до 13 герц.

Периоды

пиковых

творческих

способностей,

медитаций

и

сна

характеризуются

тета-

волнами, которые имеют частоту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и

бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до

3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние

мы испытываем.

С

помощью

музыки

можно

сдвинуть

сознание

от

бета-волн

в

направлении

альфа-

диапазона, повысив, таким образом, общее самочувствие и внимательность.

Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и

более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой

творчества.

Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. При прослушивании

музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях — в

мышцах

рук,

ног,

головы,

туловища,

области

гортани.

Музыка

с

ярко

выраженным

ритмическим

началом

вызывает

непроизвольное

движение

в

такт

рукой

или

ногой,

покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно

для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки

побуждает

ребенка

к

движению.

Слушающий

музыку

не

только

воспроизводит

музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно припевает музыку

(перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются

частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная

активность может принимать самые разнообразные формы. Мы воспринимаем музыку

посредством

не

только

слухового,

но

и

голосового

аппарата.

Бессознательные

микродвижения

связок

и

всего

вокального

аппарата

сопровождают

слушание

даже

сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных

жанрах.

Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение с музыкой, когда ее слушаем, но

музыкальные

импульсы

неизбежно

оказывают

влияние

на

ритм

нашего

мышления

и

поведения.

Консультацию составил музыкальный руководитель высшей квалификационной

категории Неизвестных Л.Я



В раздел образования