Автор: Неизвестных Лариса Яковлевна
Должность: МАДОУ
Учебное заведение: МАДОУ "Золотой ключик", корпус детского сада №2
Населённый пункт: город Губаха, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Механизм воздействия музыки на человека"
Раздел: дошкольное образование
Механизм воздействия музыки на человека
Основа музыки — звук. Звук — это акустический
сигнал,
имеющий
волновую
структуру.
Из
специальной литературы известно, что акустический
сигнал
воздействует
на
клетки
живого
организма,
изменяя их активность.
Восприятие
музыки
осуществляется
в
основном
через слуховую систему. Древнейшие истоки слухового, а, следовательно, и музыкального
восприятия
восходят
к
тому
непреложному
факту,
что
слух
изначально
служит
ориентирующим
инструментом,
который,
информируя
о
состоянии
внешнего
мира,
эмоционально
настраивает
человека
по
отношению
к
разнообразным
внешним
воздействиям.
Любой звук для древнего человека был семантичным: он нес информацию о «намерениях»
объекта по отношению к человеку — гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка
в темноте, послышатся ли звуки горного камнепада. Все взывало к ответной реакции,
побуждало к ответному действию, на которое человека настраивала его непосредственная
эмоциональная
реакция
(реакция
на
звуковую
информацию).
Эти
фундаментальные
качества
слухового
восприятия,
отмечаемые
многими
авторами,
лежат
в
основе
древнейших
музыкальных
сигналов,
из
которых
впоследствии
возникло
музыкальное
искусство.
Вибротактильное
восприятие
основано
на
работе
тактильного
анализатора.
Он
воспринимает разнообразные вибрации, в том числе и те, которые возникают во время
музыкально-терапевтического воздействия. Наряду с другими анализаторными системами
он помогает организму ориентироваться в окружающей среде. Слуховое, Вибротактильное
восприятие,
а
также
биорезонансный
эффект
сопровождаются
в
организме
человека
многочисленными реакциями на телесном уровне.
При
активном
восприятии
музыки
физиологические
ритмы
человека
резонируют
и
непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Показано,
что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные
факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.
Одна из причин физиологического воздействия музыки на человека заключается в том, что
нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как
ритмический
раздражитель
стимулирует
физиологические
процессы
организма,
происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Существует
множество вегетативных реакций нашего организма на музыку.
Сердечнососудистая
система
реагирует
на
музыку,
доставляющую
удовольствие
и
создающую
приятное
настроение.
В
этом
случае
замедляется
пульс,
усиливаются
сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды.
При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.
В своей книге, где собрано множество интереснейших фактов, Д. Кемпбелл указывает, что
музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность
зрительного
анализатора,
улучшает
память
и
чувство
времени,
оживляет
условные
рефлексы.
Музыка
оказывает
влияние
на
холестериновый
обмен.
Замедлив
темп,
музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и
замедлить дыхание, дать человеку возможность расслабиться. Более глубокий, медленный
ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более
глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к
поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению.
Музыка
оказывает
влияние
и
на
гормональный
обмен.
Она
регулирует
выделение
гормонов, снижающих стресс. Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени
снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Музыкальное
удовольствие — это ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной
музыки. Оно является результатом высвобождения эндорфина — «собственного опиума».
Эндотрофен вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный
подъем.
Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки
на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом
волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из
бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются
нашим мозгом, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем
сильные отрицательные эмоции.
Возвышенные
ощущения
и
покой
характеризуются
альфа-волнами,
которые
распространяются на частоте от 8 до 13 герц.
Периоды
пиковых
творческих
способностей,
медитаций
и
сна
характеризуются
тета-
волнами, которые имеют частоту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и
бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до
3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние
мы испытываем.
С
помощью
музыки
можно
сдвинуть
сознание
от
бета-волн
в
направлении
альфа-
диапазона, повысив, таким образом, общее самочувствие и внимательность.
Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и
более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой
творчества.
Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. При прослушивании
музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях — в
мышцах
рук,
ног,
головы,
туловища,
области
гортани.
Музыка
с
ярко
выраженным
ритмическим
началом
вызывает
непроизвольное
движение
в
такт
рукой
или
ногой,
покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно
для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки
побуждает
ребенка
к
движению.
Слушающий
музыку
не
только
воспроизводит
музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно припевает музыку
(перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются
частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная
активность может принимать самые разнообразные формы. Мы воспринимаем музыку
посредством
не
только
слухового,
но
и
голосового
аппарата.
Бессознательные
микродвижения
связок
и
всего
вокального
аппарата
сопровождают
слушание
даже
сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных
жанрах.
Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение с музыкой, когда ее слушаем, но
музыкальные
импульсы
неизбежно
оказывают
влияние
на
ритм
нашего
мышления
и
поведения.
Консультацию составил музыкальный руководитель высшей квалификационной
категории Неизвестных Л.Я