Напоминание

Вовлечение учащихся в создание творческих работ в ходе обобщения и систематизации знаний о влиянии химических реагентов на здоровье человека.


Автор: Лада Наталья Георгиевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 169
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Вовлечение учащихся в создание творческих работ в ходе обобщения и систематизации знаний о влиянии химических реагентов на здоровье человека.
Раздел: полное образование





Назад




Тема: «Пути вовлечения учащихся в создание творческих работ: поиск,

обобщение, систематизация знаний о влияние химических реагентов на

здоровье человека».

Автор исследования Лада Наталья Георгиевна ,

учитель химии МБОУ СОШ №169 г. Новосибирска

На современном этапе образование переживает, серьёзные структурные изменения

происходит интенсивное ее реформирование, разрабатываются и внедряются новые

проекты, расширяются инновационные процессы. В качестве одной из важнейших

задач общего образования рассматривается достижения такого уровня компетенций

у учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого

решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и

прикладного характера. Известный российский педагог А.В. Хуторской среди

основных направлений обновления образовательного процесса называл

следующие: личностная ориентация образования, предполагающая развитие

индивидуальных способностей учащихся; усвоение системы способов

исследований, применяемых в базовых науках; усиление в содержании деятельного

компонента и практической направленности, представляющих собой основные

виды и способы научно-исследовательской деятельности. В исследованиях

В.И.Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина

подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество учащихся наиболее

полно проявляется и успешно развивается в разнообразной учебной деятельности,

имеющей исследовательскую направленность.

Целью своей педагогической деятельности считаю вовлечение учащихся в

создание творческих работ: поиск, обобщение, систематизация знаний о

влиянии химических реагентов на здоровье человека.

Метапредметными результатами вовлечения учащихся в создание творческих

работ считаю:

установление взаимосвязи между знаниями из различных естественных

дисциплин

углубление знаний о влиянии химических реагентов на организм человека

умение на практике использовать методы исследовательской работы

применение основных методов познания в повседневной жизни.

Предметными результатами создания учащимися творческих работ о влиянии

химических реагентов на здоровье человека считаю:

анализировать, оценивать влияние химических реагентов на здоровье

человека

планировать и проводить химический эксперимент

использовать химические вещества в быту в соответствии с их свойствами,

описанными в литературе и изученными в ходе эксперимента.

Личностными результатами деятельности учащихся, вовлеченных в создание

творческих работ можно считать:

в ценностно-ориентированной сфере – умение работать в творческой и

доверительной атмосфере, целеустремленность, самоконтроль и самооценка

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация к

обучению химии, умение управлять своей познавательной деятельностью в

области естествознания.

Работая в МБОУ СОШ №169 г. Новосибирска учителем химии, я вовлекаю

учеников в создание творческих работ по предмету. В своей работе я использую

технологию активного обучения, т.е. при данной организации учебного процесса

невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет

определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от

его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой

познавательной задачи.

Цели технологии активного обучения:

формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного

процесса

развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и

излагать свои мысли

развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и

второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их

разрешения

совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

Особенности

повышение эмоциональной включаемости обучаемых в творческие занятия

«вынужденная активность», принудительная активизация мышления и

деятельности обучающихся

обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых, а также с

преподавателем

коллективные усилия для решения поставленных задач, интенсификация

процесса обучения.

Условия организации

проблемность

сотрудничество и кооперация

коллективное взаимодействие

вовлечение обучаемых в постоянную активную познавательную деятельность

модель деятельности преподавателя: организатор, консультант

Методы, используемые в рамках технологии активного обучения

деловая игра

мозговой штурм

метод сократической беседы (предполагает избегание категорических

высказываний, метод, рассчитанный на то, что известное мнение будет

подвергнуто сомнению).

Продуктом своей деятельности, как учителя, использующего технологию активного

обучения, считаю создание творческих работ.

Творческие работы – понятие широкое, объединенное смысловым термином

творчество. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий

качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий,

отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его

результата. Википедия. Творчество – в прямом смысле есть созидание нового.

В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам

органической и неорганической жизни, ибо жизнь – ряд непрерывных изменений и

всё обновляющееся, или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих

сил. Но понятие творчества предполагает личное начало, употребляется по

преимуществу в применении к деятельности человека. (Большая советская

энциклопедия). Творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в

бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении,

как говорил известный физик П.Капица – везде, где человек действует не по

инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового,

имеющего какую-то ценность. Различные виды творчества отличаются по

результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим

законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца,

побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами,

стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими

способностями.

Различают три вида творческих работ:

реферат

проект

исследование

Реферат – письменно оформленный доклад на заданную тему, сделанный на

основе критического обзора литературных источников.

Реферативная творческая работа может быть дополнена небольшим блоком

собственных наблюдений.

Проект - это творческая деятельность, направленная на достижение

определенного результата, создание уникального продукта.

Основным критерием проекта является достижение заранее спланированного

результата.

В основе проекта должна лежать проблема, взятая из реальной жизни , знакомая и

значимая для ребенка. Нет проблемы – нет деятельности. С помощью учебного

проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой

деятельности учащихся, а такая деятельность всегда эффективна, если начинается с

сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с

точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность в

учебном проекте должна быть подчинена определенной логике, в которой

реализуется последовательность её выполнения: проблема – цель -задачи- методы

-результат.

Результатом выполнения проекта для ученика является продукт деятельности. Это

внешний результат. Для педагога результатом является сама деятельность. А это

внутренний результат. Для учащихся скрытый результат – это бесценное достояние,

опыт деятельности. Учащиеся что-то делали, у них рождались идеи и замыслы,

возникали проблемы, которые они преодолевали, узнавали новое.

Любую сознательную деятельность можно назвать проектом поскольку,

предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию

движения к ней.

Исследование (в широком смысле – как способ освоения нового) является

неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен

этот вид познавательной деятельности выделился как элемент процесса

обучения.

Организации учебно-исследовательской деятельности посвящены работы

российских педагогов А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, А.С. Обухова, Т.А.

Егоровой.

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной

целью, но изначально неизвестным результатом. Упрощённым вариантом такого

алгоритма в естествознании можно считать следующую последовательность

действий: наблюдение – фиксация определенных параметров объекта, с помощью

адекватных методик – теоретический анализ полученных данных и поиск путей их

интерпретации.

Основным критерием исследовательской работы является получение

объективно новых знаний.

В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но

самостоятельно добытых знаниях. Воспроизведение известных опытов, без

изменения цели и методики их проведения, исследованием считаться не будет.

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская

деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации

системно-деятельностного подхода в образовании, предполагает развитие

креативности, творческое усвоению знаний. В современной педагогической

литературе встречается понятие исследовательский проект. Исследовательский

проект, по мнению профессора МПГУ А.И.Савенкова, способствует развитию

природной потребности ребенка в познании. Исследовательский проект

разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами: постановка

проблемы – изучение теории, связанной с темой - выдвижение гипотезы

исследования – подбор методик и практическое овладение ими – сбор собственного

материала- анализ и обобщение собранного материала – собственные выводы. По

мнению А.И. Савенкова целью исследовательского обучения – формирование у

учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые

способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главным результатом исследовательского проекта является интеллектуальный

продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры

исследования.

Среди моих учеников есть настоящие творцы, которые стремятся к новым знаниям,

делают значимые открытия, используя свои творческие способности.

Совместно с учениками 11 класса был разработан и проведен урок- конференция по

теме: «Кофе – напиток, лекарство или яд?» Тип данного урока (по Н.П. Гузику):

урок межпредметного обобщения материала. Вид урока: урок-конференция.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о влиянии химических

реагентов на здоровье человека. Деятельность на уроке направлена на достижение

личностных результатов:

в ценностно-ориентированной сфере – коммуникативные компетенции

учащихся, развитие творческих способностей

в трудовой сфере - выбор вектора дальнейшей образовательной траектории

в познавательной сфере – мотивация к изучению естества.

Метапредметными результатами на данном уроке являются:

умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их

реализации

использовать различных источников для получения информации о влияние на

здоровье человека кофе

владение универсальными естественнонаучными способами деятельности:

наблюдение, эксперимент, учебное исследование; применение основных

методов познания для установления взаимосвязи между знаниями,

полученными при изучении естественнонаучных дисциплин.

Предметными результатами деятельности учеников на данном занятии являются:

структурировать знания о влиянии химических реагентов на организм

человека

выявить положительное и отрицательное действие кофе как химического

реагента на организм человека

использовать полученные теоретические знания в повседневной жизни.

Ученики готовили презентацию к данному уроку, проводили эксперимент по

определению кофеина в листьях чая. Эта была коллективная творческая работа.

Данный урок – конференцию можно рассматривать как исследовательский проект,

т.к. его результатом , как результатом исследовательского проекта, является

интеллектуальный продукт. Для меня как для преподавателя ценным является то, что

ребята получили опыт совместной деятельности, у них рождались замыслы,

возникали проблемы, которые они успешно решали, узнали много нового. Затем

Богомолова Юлия предложила обобщить материал, собранный для данной

конференции, и оформить творческую работу «Значение кофе и кофеина в жизни

человека с точки зрения биохимика».

На базе десятого класса проводила научно-практическую конференцию «Счастье

реальное и счастье наркотически-иллюзорное. Ваш выбор!»

Цель данной ученической научно-практической конференции:

Рассмотреть наркотические вещества с точки зрения химии, выяснить влияние этих

веществ на организм человека. В ходе конференции были рассмотрены следующие

вопросы:

1.

Когда и с какой целью человек стал использовать наркотические

вещества?

2.

Что означает термин «наркотик»?

3.

Использование наркотических средств в качестве обезболивающих.

4.

Действие наркотических средств на организм в зависимости от дозы.

5.

Возникновение психической и физической зависимости.

6.

Что дальше? Жизнь или бездна полная горя…

7.

Какие вещества с точки зрения химии относятся к наркотикам?

8.

Строение и свойства опиатов, психотомиметиков, психостимуляторов,

снотворных.

9.

Биохимический механизм действия на организм человека.

10. Существует ли защитный механизм организма против наркотиков?

11. Роль наркотических средств определяет сам человек.

12. Отношение десятиклассников к данной проблеме.

Конференция сопровождалась кадрами видеофильмов, согласованными со

школьным психологом. Старшеклассники готовили презентации и рисунки –

иллюстрации на тему : «Наркотики и жизнь человека», «Счастье моё». Затем

материал был обобщен в творческой работе одной из учениц. В ходе подготовке к

конференции ребята проводили анкетирование среди старшеклассников,

анализировали результаты. Обобщали и делали выводы. Данную работу можно

считать коллективной с элементами исследования.

Примером творческой коллективной работой можно считать и научно-

практическую конференцию «Витамины как важнейшие элементы питания».

На конференции были рассмотрены и изучены такие вопросы как:

1.

Зависимость здоровья от качества пищи.

2.

Роль Н.И. Лунина и Эйкмана в открытии витаминов.

3.

Роль Казимира Функа в открытии витаминов – «аминов жизни».

4.

Значение и химическая активность витамина С.

5.

Биологическая функция витамина С.

6.

Значение витамина В в жизни человека.

7.

Какой хлеб полезнее?

8.

Биохимическая роль витаминов в организме человека.

9.

Как сохранить наибольшее количество витаминов в процессе

приготовления пищи?

В подготовке и проведении конференции приняли участии старшеклассники школы.

Ребята подготовили презентации к конференциям. Провели исследование

«Распознавание витамина С в яблочном соке различных фирм»

Вовлечение старшеклассников в выполнение творческих работ по предмету

отражается на повышении интереса к предмету, на уровне компетентности

выпускников, на выборе профессии, на отношении к своему здоровью, на

формировании представлений о научной картине мира.



В раздел образования