Автор: Семикопенко Оксана Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: «Предметно-пространственная развивающая среда детского сада: требования и принципы организации»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с № 70 г. Белгорода
«Предметно-пространственная развивающая среда детского
сада: требования и принципы организации»
Практическое занятие
Ц е л ь : Повышение
профессиональной
компетентности
педагогических
работников
дошкольного
образования
в
освоении
и
реализации
требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в
ДОО.
Задачи:
Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-
пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного образования.
Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных
задач и ситуаций, аналитические способности.
Активизировать
деятельность
педагогов
ДОО
по
проектированию
развивающей предметно-пространственной среды.
Материалы и оборудование развивающей среды полифункциональны,
что предполагает возможность их использования для игровой, продуктивной,
исследовательской деятельности.
По
характеру
действий
в
среде
развития
функциональное
пространство
условно можно разделить на:
1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной
деятельности детей.
2.
«Активное»
функциональное
пространство
-
пространство
для
деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных
игровых построек и т.п.
3.
«Рабочее»
функциональное
пространство
-
пространство
для
художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.
Задание 1:
В соответствии с возрастными особенностями укажите примерные
перечни игровых уголков по характеру действий в пространстве вашей
группы (указать группу):
средняя группа
Функциональное пространство
Наименование игровых уголков и
центров
Спокойное пространство
книжный уголок
центр сказок
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада:
требования и принципы организации
МБДОУ д/с № 70 г. Белгорода
«Активное» пространство
центр театрализации
спортивный уголок
музыкальный центр
уголок дежурств
Рабочее пространство
уголок творчества
уголок природы
центр природы
центр экспериментирования
центр ручного труда и ИЗО
Задание
2.
Раскройте
содержание
основных
требований
к
развивающей
предметно-пространственной среде в соответствие ФГОС ДО. Заполните в
таблице графу «Содержание»
Наименование
требований
Содержание
Содержательно-
насыщенность
Наполнение
развивающей
среды
должно
подбираться
таким
образом,
чтобы
обеспечить
возможность решения педагогических задач в той
или иной образовательной области, в том числе и
на
интегративной
основе.
Так
же
в
стандарте
говорится,
что
предметно-пространственная
развивающая
среда
должна
быть
вариативной,
насыщенной, полифункциональной.
Насыщенность
среды
должна
соответствовать
в о з р а с т н ы м
о с о б е н н о с т я м
д е т е й
и
соответствовать особенностям программы.
Трансформируемость
в о з м о ж н о с т ь
и з м е н е н и й
п р е д м е т н о –
пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной
ситуации,
в
том
числе
от
меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность
предполагает
возможность
разнообразного
использования
различных
со ст авляющих
предметной
среды,
например,
детской
мебели,
матов,
мягких
модулей,
ширм,
наличие
в
Организации (в группе) полифункциональных (не
обладающих
жёстко
закреплённым
способом
употребления) предметов, в том числе, природных
материалов,
пригодных
для
использования
в
разных видах детской активности (в том числе, в
качестве предметов-заместителей в детской игре)
Вариативность
предполагает
наличие
в
Организации
(группе)
р а з л и ч н ы х
п р о с т р а н с т в
( д л я
и г р ы ,
конструирования,
уединения
и
пр.),
а
также
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада:
требования и принципы организации
МБДОУ д/с № 70 г. Белгорода
разнообразных
материалов,
игр,
игрушек
и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей,
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
пр ед м е то в ,
стимулирующих
игровую,
двиг ательную,
познавательную и исследовательскую активность
детей
Доступность
с р е д ы
п р е д п о л а г а е т
д о с т у п н о с т ь
д л я
воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-
инвалидов
всех
помещений
Организации,
где
осуществляется
образовательный
проце сс,
свободный доступ воспитанников, в том числе,
детей
с
ОВЗ
и
детей-инвалидов,
посещающих
Организацию
(группу),
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим
все
основные виды детской активности.
Безопасность
предполагает
соответствие
всех
её
элементов
требованиям
по
обеспечению
надёжности
и
безопасность их использования.
При организации развивающей среды немаловажное значение фактор
риска д л я физического
и
психического
развития ребенка
несоответствия
предметного содержания возрасту и интересам ребенка. В
качестве фактора
негативного
воздействия
выступает игровая
продукция – игры, игрушки,
игровые
информационные
ресурсы,
взаимодействие
ребенка
с
которыми
грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-
нравственного развития
Задание 3.Перечислите объективные показатели негативного влияния
предметного
содержания возрасту
и
интересам
ребенка
и
заполните
пропуски в таблице графу «Показатели негативного влияния» физического и
психического развития ребенка:
Риски
Показатели негативного влияния
сенсорная агрессия
цвет
свет
мерцание
звук
тактильные ощущения
провокация к совершению
аморальных и безнравственных
поступков
Формирование негативных установок
личности
чрезмерное развитие определенных
сторон личности и чувств за счет
Чувство превосходства над другими,
жадность, зависть, злость.
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада:
требования и принципы организации
МБДОУ д/с № 70 г. Белгорода
общего развития
снижение активности ребенка,
культивирование его
несамостоятельности
гиперзаданность игрушки, программа
на потребление и пр.;
тщеславие от «имения» игрушки
вместо «умения»:
Чувство превосходства над другими,
жадность, жестокость по отношению
к другим
культивирование индивидуализма
вместо развития социальности
включенности в социум
Организация современного дошкольного образовательного учреждения
в
свете
требования
ФГОС
дошкольного
учреждения
предполагает
проектирование определенной предметно–пространственная среды развития,
обеспечивающей
реализацию
основных
требований
ФГОС
дошкольного
образования.
Наполняемость
предметной
среды
должна
отвечать
принципу
целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой
из
образовательных
областей,
представленных
во
ФГОС
дошкольного
образования,
важно
подготовить
необходимое
оборудование,
игровые,
дидактические
материалы
и
средства,
соответствующие
психолого-
возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их
образовательных
потребностей.
Вместе
с
тем,
предметная
среда
должна
создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Задание 4. Перечислите центры активности, созданные в вашей группе
(указать группу) по образовательным областям направлений развития
детей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Средняя группа
Образовательные
области
Наименование центров активности
социально-
коммуникативное
развитие
Центры:
семья («Дом», « Семья»);
образование («Детский сад»);
здоровье
(«Скорая
помощь»,
«
Больница»,
«Поликлиника»);
торговля ( «Магазин»);
строительство
(«Мы
-
строители»,
«Строим
дом»);
развлечения,
общественные
места
(
«Кафе»,
«Столовая»);
транспорт («На дорогах города», «Гараж»);
военная
тематика
(«
Пограничники»,
«
Мы-
военные»);
ОБЖ ( « Пожарная дружина»);
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада:
требования и принципы организации
МБДОУ д/с № 70 г. Белгорода
Спорт ( « Мы – спортсмены»).
познавательное
развитие
Центр эксперементирования
речевое развитие
Центр мир книг
Уголок конструирования
художественно-
эстетическое развитие
центр детского творчества
музыкальный центр
центр театра
физическое развитие
спортивный уголок
центр здоровья
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада:
требования и принципы организации