Автор: Валиева Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе
Раздел: дошкольное образование
Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Выполнила: Абдуллина Р.Р., Валиева А.В..
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в
процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать
родителей
о
проблемах
первоклассников (в
период
адаптации к школе) их причинах.
Предложить
практические
советы
и
рекомендации
по
подготовке
ребенка к школе.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к
школе– одно из важнейших направлений работы в ДОУ. Играет важную роль в
развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней
образования.
Работа
с
родителями
приобретает
особое
значение
и
становится
актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей
культуры
и
педагогические
знания,
необходимые
для подготовки
ребёнка
к
школьной жизни. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ
достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы,
задачи подготовки детей к учёбе и успешнее их решают. Однако в нашем детском
саду
налажен
тесный
контакт
с
родителями.
Работа
с
родителями
ведётся
на
протяжении всего учебного года, строится поэтапно: анкетирование родителей (цель:
определить ожидания, опасения); разработка информационных стендов и буклетов,
папок-передвижек,
памяток (цель:
просвещения
родителей);
консультации;
проведение
открытых
занятий;
родительских
собраний;
встреча
с
учителями;
конференции; семинары-практикумы и т. д.
Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с
вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того,
какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на
стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться,
воспитании
в
детях
самостоятельности,
интереса
к
школе,
доброжелательного
отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои
мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего
дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности
искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с
проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный
ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной
деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.
Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности
ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы
дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности.
Критерии готовности:
1.
физическая
2.
интеллектуальная
3.
социальная
4.
мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при
котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него
чрезмерного напряжения и переутомления.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него
специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать,
классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень
развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные
умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже
умеющий
писать,
ребенок
вовсе
не
обязательно
хорошо
подготовлен
к
школе.
Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и
мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с
другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-
наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен
на
протяжении
30-40
минут,
может
работать
в
коллективе.
Привыкнув
к
определенным
требованиями,
манере
общения
педагогов,
дети
начинают
демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой,
познавательный, социальный.
В нашем детском саду налажен тесный контакт с родителями. Работа с
родителями ведётся на протяжении всего учебного года, строится поэтапно:
анкетирование родителей (цель: определить ожидания, опасения); разработка
информационных стендов и буклетов, папок-передвижек, памяток (цель:
просвещения родителей); консультации; проведение открытых занятий;
родительских собраний; встреча с учителями; конференции; семинары-практикумы
и т. д.
Подготовка руки к письму предполагает развитие у детей:
Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей
выполнению
разнообразных
практических
дел,
созданию
поделок
с
помощью
различных
инструментов,
в
процессе
чего
развиваются
такие
качества,
как
точность
произвольных
движений
руки,
глазомер,
аккуратность,
внимание,
сосредоточенность).
Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в
общих направлениях движения(слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.).
Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной
деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание.
С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении
таких
заданий
дома
необходимо
обращать
внимание
ребенка
на
то,
чтоб
изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает
развитию
графических
умений
выполнение
различных
заданий,
связанных со штриховкой.
Формы работы с родителями - индивидуальные, коллективные и наглядные.
К индивидуальным относятся:
Изучение опыта семейного воспитания (посещение семьи)
Индивидуальные беседы, консультации
К коллективным относятся:
Групповые и родительские собрания
Коллективные консультации
Лекции (лектории)
Субботники (совместная практическая деятельность сотрудников ДОУ с
родителями)
Вечера вопросов и ответов
К наглядным относятся:
Выставки, фотомонтаж
Показы детских работ
Дни открытых дверей
Педагогические информационные стенды
Библиотека для родителей
Папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного
воспитания.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Устные журналы
Круглые столы
Организация клубов
Деловые игры
КВН
Спортивные праздники
«Педагогическое поле чудес»
Анкетирование
Тестирование.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело
до конца
Формируйте
у
него
мыслительные
способности,
наблюдательность,
пытливость,
интерес
к
познанию
окружающего.
Загадывайте
ребёнку
загадки,
составляйте
их
вместе
с
ним,
проводите
элементарные
опыты.
Пусть
ребёнок
рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его
размышлять, исследовать.
Ставьте
ребёнка
перед
проблемными
ситуациями,
например,
предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега,
а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок
понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли
оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он
осуждает, других одобряет.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите
ребёнка
чувствовать
и
удивляться,
поощряйте
его
любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая
готовность родителей»
Вступление:
Семья
играет
важную
роль
в
психическом,
физическом
и
педагогическом
развитии
дошкольника,
и
от
правильного
семейного
воспитания
зависит
его
готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика, многие родители
оказываются
некомпетентны
в
вопросах
подготовки
ребенка
к
школе
и
не
в
состоянии оказать ему помощь и поддержку в этом процессе.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню
готовности
ребенка
к
школе
усиливается
ответственность
семьи
как
первого
института социализации человека. В связи с этим встает вопрос: Каким образом
организовать в ДОУ работу по повышению компетентности родителей в вопросах
подготовки детей к обучению в школе? Именно для них мы разработали деловую
игру «Ребенок
идет
в
школу.
Психологическая
готовность
родителей». В игровой форме родители узнают на что обратить внимание при
подготовке
ребенка
к
школе.
Знакомятся
с
компонентами
психологической
готовности:
Интеллектуальной;
Мотивационной;
Волевой;
Коммуникативной;
развитие мелкой моторики;
Цель нашей игры: Определить наиболее важные психологические характеристики
готовности ребенка к школе.
Ход игры:
Воспитатель:
От
того,
как
ребенок
подготовлен
к
школе,
будет
зависеть
успешность его адаптации вхождение в режим школьной жизни, его учебные
успехи, его психологическое самочувствие.
Но все ли родители осознают реальную трудность и сложность школы. Школьные
трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их
не заметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.
Учеба
–
это
серьезный
труд,
требующий
значительного
интеллектуального,
эмоционального и физического напряжения. Начало года всегда наиболее трудно.
И первые неудачи, помноженные на непонимание, и нетерпение взрослых, могут
сломать малыша и надолго отбить охоту учиться.
Однажды
кто-то
сказал,
что
школа
–
это
как
стихийное
бедствие,
которое
неотвратимо
и
которое
нужно
пережить,
по
возможности
с
наименьшими
потерями. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать
вашу поддержку.
«Давай, еще раз попробуешь, еще чуть-чуть постараешься, и будет
немного лучше». Вот так, шаг за шагом, вместе преодолевая полный штиль
безуспешности,
выстаивая
при
сильном
ветре
неудач,
все
равно
продвигаясь
вперед.
Ваша
вера
в
успех,
спокойное,
ровное
отношение
помогут
ребенку
справиться со всеми трудностями.
С какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители?
С этим мы и попробуем сейчас разобраться.
Правила игры:
Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (1 минута).
Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному
вопросу (1 минута).
Эксперты подводят итог высказанным мнениям (2 минуты).
В игре нет зрителей, все участники.
Нельзя повторять ранее сказанное.
Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает
уважения.
I. ЧАСТЬ
1. Знакомство с участниками игры.
Участники игры делятся на 3 команды.
2. Участники игры готовят свой девиз.
3. Разминка.
Вопросы-шутки:
Назовите
пять
дней,
не
называя
чисел
и
названий
дней (позавчера,
вчера,
сегодня, завтра, послезавтра).
В какой земле сеют капусту? (капусту не сеют, сеют семена).
Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (которые остановились).
Какой вещи человек очень верит? (замку).
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).
Без чего хлеба не испечешь? (без корочки).
Эксперты подводят итог.
II. ЧАСТЬ
Игра:
Воспитатель: Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла
несколько
десятилетий
назад
в
связи
с
изменением
сроков
начала
систематического обучения. Причем возникла она не только в нашей стране, а
практически во всех странах Европы. Почему же так необходимо определить
готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в
школу?
Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать? Попробуем
разобраться.
Воспитатель:
1.
Первый
вопрос: «Какими
качествами
должен
обладать,
на
ваш
взгляд, «идеальный» первоклассник?»
На это задание отводится 3 минуты. Участники записывают качества на листах и
сдают их экспертом, которые анализируют и обобщают ответы.
2. Второй вопрос: «Чем, на ваш взгляд, отлечается первоклассник от
дошкольника?»
после высказывания мнений эксперты обобщают ответы.
III. ЧАСТЬ
Воспитатель: Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это
р е з у л ь т а т
т о г о ,
ч т о
р е б е н о к
н е
б ы л
г о т о в
к
ш к о л е .
Ч т о
ж е
такое «психологическая готовность к школе»?
Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске – плакат с компонентами психологической готовности:
интеллектуальная
мотивационная
волевая
коммуникативная
- развитие мелкой моторики руки.
Каждой
группе
раздаются
карточки
с
педагогическими
ситуациями.
Время (1
минута).
Эксперты оценивают ответы.
IV. ЧАСТЬ
Воспитатель: «Послушайте ситуацию»:
«Бабушка о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает,
как
другие,
сидит
с
куклой
и
что-то
шепчет
ей.
Прямо
«золотой» ребенок.
Внимание! Вопросы.
1.
Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?
2.
Какими занятиями должен обладать ребенок 6-7 лет?
Эксперты подводят итог.
Воспитатель:
Интеллектуальная
готовность
предполагает
сформированность
внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа,
синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название
города,
в
котором
он
живет,
название
страны
и
ее
столицы;
имя
и
отчество
родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или
матери.
Он
должен
знать
времена
года,
их
последовательность
и
основные
признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев,
цветов;
различать
домашних
и
диких
животных,
то
есть
ориентироваться
во
времени, пространстве и ближайшем окружении.
V. ЧАСТЬ
Воспитатель: «Следующая ситуация».
«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний,
умений
и
навыков
для
обучения
в
школе.
Но
в
беседе
с
ним
она
узнала, что у него нет желания идти в школу».
Внимание! Вопросы.
1.
Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
2.
Каковы
ваши
рекомендации
по
формированию
мотивационной
готовности?
Эксперты выслушивают ответы команд и подводят итог.
Воспитатель:
Мотивационная
готовность
предполагает
у
школьника
желание
принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей
главной
деятельностью
–
учебой.
Поэтому
родителям
необходимо
правильно
ориентировать детей во время подготовке к школе.
VI. ЧАСТЬ
Воспитатель: «Послушайте следующую ситуацию».
«Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он
мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с
большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину:
вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Внимание! Вопросы:
1.
Что послужило причиной неуспехов в школе?
2.
Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?
Эксперты выслушивают ответы команд. Подводят итог.
Воспитатель: Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить
цель,
принять
решение,
наметить
план
действий,
исполнить
его,
проявить
определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.
VII. ЧАСТЬ
Воспитатель: «Следующая ситуация».
Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но
все
равно
очень
робкая,
несмелая,
застенчивая.
На
занятиях
активности не проявляет. От сверстников старается держаться
подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
Внимание! Вопросы:
1.
Права ли мама в своих волнениях?
2.
Каковы
ваши
рекомендации
по
формированию
коммуникативной
готовности?
Эксперты выслушивают ответы команд. Подводят итог.
Воспитатель: Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское
общество,
действовать
совместно
с
другими,
уступать,
подчиняться.
То
есть
качества, обеспечивающее безболезненную адаптацию ребенка, способствующие
его благоприятному развитию.
VIII. ЧАСТЬ
«И последняя ситуация».
Говорит одна мама: «Наш Павлик быстро и рано научился говорить.
Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У
него хорошо развита речь. Правда он не рисует и не лепит, как все
дети в д/саду, да он и не стремится к этому, да и мы не поощряем.
Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому
рассуждает!»
Внимание! Вопросы:
1.
Оцените семейное воспитание Павлика?
2.
Можно ли предвидеть результаты учения Павлика?
Эксперты выслушивают ответы, подводят итог.
Воспитатель:
Мелкая
моторика
–
это
разновидность
движений,
в
которых
участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом,
как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. У детей, со слабой
мелкой моторикой будут трудности с письмом. Необходимо упражнять пальцы
рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: При помощи игровых ситуаций мы постарались довести до вас все
компоненты психологической готовности детей к школе. И я надеюсь, что после
нашей
игры,
вы
родители,
посмотрите
на
своих
детей
другими
глазами,
любящими и понимающими.
И, наконец – заключительное задание.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшней игре.
Представители от каждой команды высказывают свое мнение.
Воспитатель: В память о нашей игре, ваши дети приготовили для вас маленькие
сувениры, чтобы вы всегда по жизни шли с ними рядом, поддерживая и оберегая
своих детей в трудную минуту.
Успеха Вам!