Напоминание

"Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников"


Автор: Бирюкова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №147"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников».

« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна

дать направление этим случайностям».

Е.Ф.Одоевский

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного

возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых

программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение,

учение, труд.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип

наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое

происходит запоминание учебной информации.

Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том,

что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала.

На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека,

детям он намного ближе, чем взрослым.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является

игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями,

опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия,

игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает

способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры.

Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру

дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают

психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих

способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает

формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно

смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка

умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с

использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно

повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего

обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация,

переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в

игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более

усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве

не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго

привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный

материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе

которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы.

Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и

использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности

потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества

ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами

игровой деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:

Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте

обитания, пищи, их детенышей;

Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники,

цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по

ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия,

игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа

животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации,

так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную,

моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к

воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в

увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи

животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по

экологическому воспитанию. Для формирования обобщенных представлений об однотипных

объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические

игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со звуковым

сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя

развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и

доказывать их. Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей

познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа

животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют

из частей целое.

Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит

за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать

новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более

информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них

является информационная культура человека. Собирание информации, классифицирование

и обработка ее, развивает Исследовательскую деятельность педагога, повышает

информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат .

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования

компьютерных технологий в работе с дошкольниками:

1.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес.

2.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам,

учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3.

Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность

воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом

включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

4.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно,

обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также

можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

5.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и

способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И

если кто – либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной

ответственностью отвечу: «Да. Он просто необходим!»



В раздел образования