Автор: Бирюкова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №147"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников».
« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна
дать направление этим случайностям».
Е.Ф.Одоевский
Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного
возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых
программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение,
учение, труд.
Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип
наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое
происходит запоминание учебной информации.
Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том,
что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала.
На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека,
детям он намного ближе, чем взрослым.
Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является
игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.
Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями,
опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия,
игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает
способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры.
Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру
дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.
В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают
психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих
способностей детей.
У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает
формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно
смещается к учебной деятельности.
Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка
умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с
использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно
повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес к познавательной деятельности.
Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего
обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация,
переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в
игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более
усидчивым, сосредоточенным.
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве
не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго
привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный
материал.
С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе
которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы.
Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и
использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности
потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества
ребенок приобретает в процессе игр.
Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами
игровой деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:
Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте
обитания, пищи, их детенышей;
Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники,
цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);
Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;
Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;
Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;
Учить бережно, относиться к растениям и животным.
Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по
ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия,
игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.
Например, тема занятия «Насекомые».
Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа
животных».
«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».
Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.
Ребус «Угадай кто здесь?»
Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?
Тема занятия «В царстве грибов».
Мультимедийная игра «Собери грибочки».
Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.
Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации,
так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную,
моторную, но и эмоциональную память.
Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к
воспитанию экологической культуры у дошкольников.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в
увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи
животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по
экологическому воспитанию. Для формирования обобщенных представлений об однотипных
объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические
игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со звуковым
сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя
развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и
доказывать их. Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей
познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа
животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют
из частей целое.
Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит
за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать
новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более
информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них
является информационная культура человека. Собирание информации, классифицирование
и обработка ее, развивает Исследовательскую деятельность педагога, повышает
информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат .
По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования
компьютерных технологий в работе с дошкольниками:
1.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес.
2.
Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам,
учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3.
Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность
воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом
включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
4.
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно,
обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также
можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
5.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и
способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И
если кто – либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной
ответственностью отвечу: «Да. Он просто необходим!»