Напоминание

Использование технологии кроссенса на уроках


Автор: Агаркова Галина Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Половневская СОШ"
Населённый пункт: Курская область Октябрьский район
Наименование материала: Статья
Тема: Использование технологии кроссенса на уроках
Раздел: полное образование





Назад




Мастер-класс «Использование технологии кроссенса на уроках».

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению метода

«Кроссенс» на различных уроках. Продемонстрировать использование

технологии «Кроссенс на уроках как средства развития логического и

творческого мышления обучающихся.

Мастер –класс подготовлен для учителей.

Время проведения 20 минут.

1. Свой мастер-класс на данный момент я называю «Технология Х».

Педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас –специалист

высокого уровня. И чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-

класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки:

Соревновательное мероприятие, на котором педагоги представляют свой опыт

работы (конкурс).

С помощью чего общаются люди? (речь).

Он сын ошибок трудных… Что приходит с годами? (опыт).

Ячейка общества (семья).

Как раньше называлась профессия воспитателя? (садовница).

Автор сказки «Конек – Горбунок» (Ершов Петр Павлович).

Что такое педагогика? (наука о воспитании).

Что проводит педагог после открытого мероприятия? (самоанализ).

По первым буквам каждого слова получилось слово КРОССЕНС.(Слайд 2)

На своем мастер –классе я расскажу о технологии кроссенс.

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело

использует все возможности для развития личности ученика, ее активного

умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для

формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок мы должны

знать: чему учить; ради чего учить; как учить на современном уроке нет места

скуке, страху и злости от бессилия.

Для развития интереса к предмету предлагаю использовать методический прием

«кроссенс». Методический прием «кроссенс» способствует на основе

деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества,

коммуникации и критического мышления обучающихся.

С технологией «кроссенс» я познакомилась на открытом мероприятии,

подготовленном моими коллегами.

Так что же такое кроссенс?

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан

Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко

- доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс»

придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с

английского означает "пересечение слов".Кроссенс впервые опубликован в 2002

году в журнале "Наука и жизнь».(Слайд 3)

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс это набор картинок.

Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого

мышления.

Возможно использование практически на любом этапе урока:

- на стадии определения темы урока;

- для определения и постановки проблемы;

- для закрепления материала;

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем

уроке, как творческое домашнее задание и т.д.;

В зависимости от этого головоломка будет иметь конкретную методическую

цель или даже несколько:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале

прошлого урока;

- формулировка темы урока, постановки цели урока (найдите связь между

изображениями и определите тему и цели урока);

- поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и

символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений,

которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают

материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из

предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или

электронном виде на заданную тему, на произвольную тему и т.д.). (Слайд 4)

Кроссенс, созданный учеником, отражает глубину понимания учеником

заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления,

повышает мотивацию и развивает творческие способности.

Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников

поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой

позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный

дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают

уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы

повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

2. Для более полного понимания работы этого приёма проведём

подготовительное упражнение.

- Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока

(корона блестит, а сороки любят всё блестящее).Это простой вариант

чтения кроссенса.(Слайд 5)Он предлагается детям, которые только

начинают работать по этой технологии.

Следующая картинка Геракл и овёс.

-Подумайте, что общего между Гераклом и овсом?

(римское имя Геракла – Геркулес - Овсяная каша «Геркулес»)(Слайд 6)

Как же создается кроссенс?

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка

имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу

сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг

с другом, составить ассоциативную цепочку (рассказ). Каждая картинка имеет

связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу

несколько.

Удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве

подсказки дана нумерация квадратов. Начать можно с любой картинки.

Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений. Второй вариант

прочтения- центральное изображений связано со всеми картинками. Третий

вариант- читаем кроссенс по периметру и дополнительно по кресту.(Слайд 7)

Такое задание может иметь несколько правильных вариантов ответа, поэтому

важным становится не чётко установить единственную заложенную учителем

связь, а найти любую из возможных и объяснить свою трактовку, свою линию

связей по данным картинкам.

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка

изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать

текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание -

найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Пример кроссенса по теме « Службы, которые нас защищают» . Ученикам

даётся задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними

картинками. (Слайд 8)

В результате работы в центре появляется надпись «Службы, которые нас

защищают». Данный кроссенс можно использовать для формулировки темы

урока. (Слайд 9)

При создании кроссенса следует придерживаться следующей

последовательности действий:

1. определить тематику, общую идею;

2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;

3. найти связь между элементами, определить последовательность;

4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;

9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям). (Слайд 10)

Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить

словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.

Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и

изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик

обоснует свою версию.

1.

Моделирование.

-Предлагаю вам немного поработать с технологией кроссенс

самостоятельно.

Задание у вас будет следующее - определить тему кроссенса и установить

взаимосвязи между картинками.

Кто готов разгадать кроссенс и определить, как картинки пересекаются.(Слайд

11)

В центре- Безопасность на воде. (Слайд 12)

- Следующее задание я предлагаю выполнить всем вместе. Вам нужно выбрать

на столе картинки и самостоятельно составить кроссенс на тему «Пожарная

безопасность». Подойдите к столам, внимательно рассмотрите картинки,

подумайте, какие картинки вам понадобятся, как они могут быть собой

взаимосвязаны и составьте кроссенс.

.



В раздел образования