Автор: Агаркова Галина Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Половневская СОШ"
Населённый пункт: Курская область Октябрьский район
Наименование материала: Статья
Тема: Использование технологии кроссенса на уроках
Раздел: полное образование
Мастер-класс «Использование технологии кроссенса на уроках».
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению метода
«Кроссенс» на различных уроках. Продемонстрировать использование
технологии «Кроссенс на уроках как средства развития логического и
творческого мышления обучающихся.
Мастер –класс подготовлен для учителей.
Время проведения 20 минут.
1. Свой мастер-класс на данный момент я называю «Технология Х».
Педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас –специалист
высокого уровня. И чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-
класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки:
•
Соревновательное мероприятие, на котором педагоги представляют свой опыт
работы (конкурс).
•
С помощью чего общаются люди? (речь).
•
Он сын ошибок трудных… Что приходит с годами? (опыт).
•
Ячейка общества (семья).
•
Как раньше называлась профессия воспитателя? (садовница).
•
Автор сказки «Конек – Горбунок» (Ершов Петр Павлович).
•
Что такое педагогика? (наука о воспитании).
•
Что проводит педагог после открытого мероприятия? (самоанализ).
По первым буквам каждого слова получилось слово КРОССЕНС.(Слайд 2)
На своем мастер –классе я расскажу о технологии кроссенс.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, ее активного
умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для
формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок мы должны
знать: чему учить; ради чего учить; как учить на современном уроке нет места
скуке, страху и злости от бессилия.
Для развития интереса к предмету предлагаю использовать методический прием
«кроссенс». Методический прием «кроссенс» способствует на основе
деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества,
коммуникации и критического мышления обучающихся.
С технологией «кроссенс» я познакомилась на открытом мероприятии,
подготовленном моими коллегами.
Так что же такое кроссенс?
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан
Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко
- доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс»
придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с
английского означает "пересечение слов".Кроссенс впервые опубликован в 2002
году в журнале "Наука и жизнь».(Слайд 3)
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс это набор картинок.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого
мышления.
Возможно использование практически на любом этапе урока:
- на стадии определения темы урока;
- для определения и постановки проблемы;
- для закрепления материала;
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем
уроке, как творческое домашнее задание и т.д.;
В зависимости от этого головоломка будет иметь конкретную методическую
цель или даже несколько:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале
прошлого урока;
- формулировка темы урока, постановки цели урока (найдите связь между
изображениями и определите тему и цели урока);
- поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и
символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений,
которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают
материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из
предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или
электронном виде на заданную тему, на произвольную тему и т.д.). (Слайд 4)
Кроссенс, созданный учеником, отражает глубину понимания учеником
заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления,
повышает мотивацию и развивает творческие способности.
Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников
поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой
позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный
дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают
уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы
повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
2. Для более полного понимания работы этого приёма проведём
подготовительное упражнение.
- Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока
(корона блестит, а сороки любят всё блестящее).Это простой вариант
чтения кроссенса.(Слайд 5)Он предлагается детям, которые только
начинают работать по этой технологии.
Следующая картинка Геракл и овёс.
-Подумайте, что общего между Гераклом и овсом?
(римское имя Геракла – Геркулес - Овсяная каша «Геркулес»)(Слайд 6)
Как же создается кроссенс?
Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка
имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу
сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг
с другом, составить ассоциативную цепочку (рассказ). Каждая картинка имеет
связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу
несколько.
Удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве
подсказки дана нумерация квадратов. Начать можно с любой картинки.
Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений. Второй вариант
прочтения- центральное изображений связано со всеми картинками. Третий
вариант- читаем кроссенс по периметру и дополнительно по кресту.(Слайд 7)
Такое задание может иметь несколько правильных вариантов ответа, поэтому
важным становится не чётко установить единственную заложенную учителем
связь, а найти любую из возможных и объяснить свою трактовку, свою линию
связей по данным картинкам.
Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка
изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать
текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание -
найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.
Пример кроссенса по теме « Службы, которые нас защищают» . Ученикам
даётся задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними
картинками. (Слайд 8)
В результате работы в центре появляется надпись «Службы, которые нас
защищают». Данный кроссенс можно использовать для формулировки темы
урока. (Слайд 9)
При создании кроссенса следует придерживаться следующей
последовательности действий:
1. определить тематику, общую идею;
2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
3. найти связь между элементами, определить последовательность;
4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;
9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям). (Слайд 10)
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить
словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и
изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик
обоснует свою версию.
1.
Моделирование.
-Предлагаю вам немного поработать с технологией кроссенс
самостоятельно.
Задание у вас будет следующее - определить тему кроссенса и установить
взаимосвязи между картинками.
Кто готов разгадать кроссенс и определить, как картинки пересекаются.(Слайд
11)
В центре- Безопасность на воде. (Слайд 12)
- Следующее задание я предлагаю выполнить всем вместе. Вам нужно выбрать
на столе картинки и самостоятельно составить кроссенс на тему «Пожарная
безопасность». Подойдите к столам, внимательно рассмотрите картинки,
подумайте, какие картинки вам понадобятся, как они могут быть собой
взаимосвязаны и составьте кроссенс.
.