Автор: Коршунова Светлана Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ Лицей №2
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: учебная программа практического курса
Тема: "Учимся читать по-немецки"
Раздел: среднее образование
Программа практического курса "Учимся читать по-немецки "для обучающихся в 8-х классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время получение информации посредством чтения является одним из важнейших путей приобретения и
пополнения знаний, присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях социальной, культурной,
профессиональной и других видах деятельности. Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной
деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного человека. Сегодня большинство
специалистов
понимают,
что
научить
читать
–
это
значит
не
только
выработать
умения
правильно
озвучивать
текст
на
иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его, оценивать, использовать полученную
информацию. Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет
важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию
познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Огромное количество информации, заключенной в текстах для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению,
т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной
задачи.
Курс «Учимся читать по-немецки» предназначен для обучающихся 8 классов на этапе основной школы. Курс адресован
обучающимся, желающим расширить и углубить знания по немецкому языку и приобрести продуктивные умения и навыки,
необходимые для продуктивного общения
Новизна курса обеспечивается за счёт расширения лексико-грамматического материала, тематики устного общения.
Целью курса «Учимся читать по-немецки» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов
по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с
коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание
текста;
выборочно
извлекать
необходимую/интересующую
информацию), пользоваться
компенсаторными
умениями
(использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и
изобразительные опоры).
Занятия «Учимся читать по-немецки» обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и
воспитательной целей.
Формирование у учащихся умений коммуникативного и интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность
обучаемого,
его
интеллектуальную,
эмоциональную
и
мотивационную
сферы,
предполагает
интерпретацию
прочитанного,
понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и
умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте.
Сложное интегративное умение понимать прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их
направленность
на
решение
интеллектуальных
задач.
Значительное
место
при
этом
в
деятельности
читающего
занимают
планирование и самоконтроль своей деятельности. Важной задачей факультативного курса является формирование у учащихся
навыков и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать тот или иной способ смысловой
переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи, способность использовать компенсаторные
умения, а также умение оценить свою познавательно-поисковую деятельность при чтении.
Данные занятия способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и одноязычным словарями,
а
также
умение
ориентироваться
в
современной
иноязычной
информационной
среде,
включая
компьютерные
технологии
(Интернет, обучающие компьютерные программы, мультимедиа).
Образовательная ценность чтения адаптированных иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а
также расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения лингвострановедческих текстов,
наглядно демонстрирующих факты и реалии страны изучаемого языка, учащиеся проводят аналогии, противопоставления,
обобщения, сравнения между фактами родной и изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию
школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению национального
самосознания, формированию ценностных ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся.
Ведущая развивающая функция чтения состоит в формировании критического творческого мышления, гуманистических
ценностных ориентаций, формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными
текстами.
В
рамках
факультативного
курса
по
чтению
учащиеся
решают
различного
рода
проблемно-поисковые
задачи:
познавательно-поисковые,
групповые
и
индивидуальные
проекты,
ролевые
игры
и
т.д.,
при
выполнении
которых
учебная
деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой деятельности, например, познавательной или ценностно-
ориентационной. Такое обучение, наряду с усвоением определенного объема знаний и формированием навыков и умений,
направлено на развитие познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности школьников, их языковых,
интеллектуальных и познавательных способностей: мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и
эстетических взглядов.
Занятия по чтению ориентированы на формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного
языка, воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов, а также воспитание понимания
роли изучаемого иностранного языка среди других языков.
В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение чтению иноязычных текстов должно быть направлено на развитие у учащихся следующих умений:
• определять тему/ главную мысль текста;
• прогнозировать содержание по заголовку, началу текстов, зрительной наглядности;
• отделять основную информацию от второстепенной;
• выбрать главные факты текста, опуская второстепенные;
• использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;
• классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку;
• оценивать важность, новизну, изложенных в тексте фактов и др.
Данные умения целесообразно развивать в процессе чтения адаптированных текстов, содержание которых должно
удовлетворять познавательно-коммуникативные потребности и интересы школьников: несложные художественные тексты,
научно-популярные (детские журнальные статьи), прагматические (вывески, афиши, меню, рецепты, программы телевидения,
расписания движения транспорта, объявления и др.).
Язык текстов, предназначенных для извлечения из них основной информации, должен быть нормативным, а содержание
текстов соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся.
Успешность обучения определяется следующими условиями: быстрый темп чтения; одноразовое чтение текста про себя;
проверка понимания основной информации; исключение перевода на родной язык.
Достижение того или иного уровня понимания иноязычного текста предполагает владение учащимися компенсаторными
умениями:
прогнозировать содержание текста по заголовку;
опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);
использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка);
использовать двуязычные словари.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Контроль выполнения требований к владению чтением на иностранном языке заключается в выявлении степени
сформированности навыков и умений чтения иноязычного текста с различной степенью полноты и точности понимания.
Сформированные знания, навыки и умения чтения должны позволить учащемуся в процессе чтения иноязычных текстов (в
соответствии с его реальными интересами и потребностями) использовать различные стратегии чтения: извлекать основное
содержание
текста;
выявлять
наиболее
значимую
(интересную),
необходимую
информацию,
опираясь
при
этом,
в
случае
необходимости, на догадку, словарь, а также на опоры в виде комментария и/или паралингвистических средств.
Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии с коммуникативными заданиями, стратегиями чтения и
характером текста.
Критерии сформированности умений чтения:
- полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов, последовательности событий;
- точность понимания: однозначность понимания информации и правильность понимания значений лексических и
грамматических средств в конкретном контексте;
- глубина понимания: понимание точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам, оценка извлеченной
информации.
Показателями понимания основного содержания текста являются следующие умения:
- определять и выделять основную информацию текста;
- отделять информацию первостепенной важности от второстепенной;
- предвосхищать возможное развитие (завершение) действий, событий;
- обобщать изложенные в тексте факты;
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успешная реализация целей и задач занятий «Учимся читать по-немецки» неразрывно связана с организацией
учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.
Обучение чтению на занятиях предполагает создание проблемных ситуаций, организующих учебно-познавательную
деятельность и требующих от обучаемых самостоятельного поиска, обобщений и выводов на основе заложенной в тексте
информации. Для стимулирования интеллектуальной активности учащимся целесообразно использовать различные проблемно-
поисковые задания на прогнозирование темы/проблемы текста по его заголовку, подзаголовкам, ключевым словам, установление
тем абзацев путем определения ключевых слов и предложений, углубление содержания текста на основе имеющихся знаний.
В ходе учебного процесса предусматривается также расширение лексического запаса учащихся за счет обогащения
пассивного
словаря.
Учащимся
предлагаются
задания
по
овладению
словообразовательными
моделями,
развитию
умения
распознавать лексические единицы на основе контекста и др.
Различной может быть методическая организация текстов. Учащимся предлагаются тексты с цепочечной информацией,
либо
«разорванные»
тексты,
где
преднамеренно
опускается
необходимая
информация
для
стимулирования
потребности
в
дальнейшем чтении или просмотре других материалов. Целесообразно использовать тематически смежные тексты, объединенные
одной проблемой, и освещающие различные стороны ее решения.
Структура заданий моделирует ситуации «естественного» чтения с целью поиска информации. Задания направлены на
обучение приемам смыслового свертывания и расширения текста, на выведение суждения на основе содержания текста, сравнение
информации с уже известными фактами, углубление содержания текста на основе актуализации фоновых знаний.
Программа курса рассчитана на 34 часа, режим работы - 1 час в неделю.
Категория учащихся: 8 Г, 8 Д, 8 Е классы.
Cодержание курса представлено следующими лексическими темами для чтения:
1.
Знакомство. Представление
2.
Мы учим немецкий язык. На уроке немецкого языка
3.
Семья, родственные отношения
4.
В гостях
5.
Продукты питания
6.
Хобби, увлечения
7.
Профессии
8.
Изучение иностранных языков, их роль в современном мире
9.
Повседневная жизнь, рабочий день
10. Выходные дни, свободное время
11. Домашнее хозяйство, еда
В процессе овладения всеми видами чтения, учащиеся должны обучиться грамматической стороне устной речи и чтения.
Грамматика курса «Учимся читать по-немецки» представлена следующими темами:
1. Глагол sein (спряжение, употребление)
2. Глаголы haben и werden (спряжение, употребление)
3. Настоящее время слабых глаголов
4. Настоящее время сильных глаголов
5. Артикль (определенный, неопределенный, нулевой)
6. Местоимения (личные, указательные, притяжательные)
7. Падежи немецкого языка
8. Отрицание kein и nicht. Употребление doch в ответе
9. Местоимения man и es
10. Повелительное наклонение
11. Управление глаголов
12. Будущее время
13. Образование множественного числа имен существительных
14. Образование сложных и составных числительных
15. Определение рода существительных
Программа дополняет и расширяет тематику устного общения в соответствии с Примерной программой среднего общего
образования по иностранным языкам.
Программа предусматривает контроль достижения промежуточных и итоговых результатов через выполнение письменных
работ, тестов, интерактивных тестов, монологических и диалогических высказываний.
В результате прохождения курса учащиеся должны:
знать/понимать:
- признаки изученных грамматических явлений;
- основные временные формы глаголов;
- уметь выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания;
- обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и обсуждать её;
-работать с основными типами учебно-справочной литературой (словари, справочники)
Говорение:
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную грамматику;
- вести беседу согласно ситуациям общения на основе изученных грамматических структур;
- поддержать диалог по изучаемой ситуации (диалог- обмен мнениями, диалог-расспрос)
Чтение:
- читать текст с выборочным пониманием нужной информации;
- читать текст с полным пониманием прочитанного.
Аудирование:
-понимать основное содержание текста, выделять главные факты;
- после вторичного прослушивания понимать детали.
Процесс обучения по данному курсу предполагает использование различных методов, приёмов и форм организации
речевой деятельности учащихся:
выполнение лексико-грамматических упражнений
описание тематических картинок;
чтение и обсуждение небольших текстов;
составление диалогов;
выполнение грамматических тестов;
ролевые и сюжетные ситуации;
заполнение анкет, буклетов.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция речевых умений и навыков
последовательное развитие основных умений и навыков
коммуникативная направленность заданий
коммуникативно-когнитивный подход к обучению учащихся
учёт ситуативной направленности обучения
сознательно-ориентированный подход при обучении грамматики, что помогает учащимся самим разобраться в значении и
использовании грамматических структур.
Информационно – методическое обеспечение программы:
1. Бориско Н.Ф. Самоучитель немецкого языка. Deutsch ohne Probleme: B 2 т, Киев: Логос,М.: Рольф, 2000.-480 с.
2. Будько, А.Ф, Урбанович И.Ю. Немецкий язык. 5 класс. Ч. 1, 2. / Будзько, А.Ф, Урбановіч І. Ю. Нямецкая мова. 5 клас. Ч. 1,2.
Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 125 стр. (Ч.1), 143 стр. (Ч. 2) - 143 стр.
3. Будько, А.Ф. Веселая мозаика. Книга для чтения. Минск: Вышэйшая школа, 1999. - 126 с.
4. Будько, А.Ф. Bücherwurm. Книга для чтения 5-7 классы. Минск: АВЕРСЭВ, 2006. - 159с. (Школьникам, абитуриентам,
учащимся).
5. Будько, А.Ф., Урбанович И. Ю. Bücherwurm. Учимся читать по-немецки. Минск “АВЕРСЭВ” 2005. - 112 с. (Школьникам,
абитуриентам, учащимся).
6. Будько, А.Ф, Урбанович И.Ю. Немецкий язык. Мой первый словарь. Минск “АВЕРСЭВ” 2009. - 175 с. (Школьникам,
абитуриентам, учащимся).
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во
уроков
Формы организации деятельности учителя и
обучающихся
Формы контроля
1.
Знакомство.
Представление.
Адрес-страна,
город, улица
2
Тренировка употребления глагола sein в речевых ситуациях.
Чтение текста и выполнение коммуникативных заданий.
Диалогическое общение по ситуациям: выражение мнения и
обмен мнениями.
Написать рассказ "о
себе"
Диалог по ситуации.
Пересказ, текст для
чтения с. 33
2.
Изучение
немецкого
языка
2
Введение
и
тренировка
употребления
речевых
клише
и
новых лексических единиц по теме.
Тренировка употребления глаголов haben и werden
Диалогическое общение по ситуации «На уроке немецкого
языка».
Монологическое
сообщение по теме «На
уроке немецкого языка»
3.
Урок, ориентированный
на
чтение,
с
полным
извлечением
информации с.96
1
Развитие чтения с полным пониманием содержания текста
4.
Семья,
родственные
отношения
3
Тренировка образования и употребления сильных и слабых
г л а г о л о в
в Prasens.
Знакомство и тренировка употребления новых лексических
единиц по теме "Семья"
Монологическое
сообщение по теме
"Моя семья"
5.
В гостях
3
Тренировка
употребления
артикля
(определенный,
неопределенный, нулевой)
Диалогическое
общение
по
ситуации
«У
меня
сегодня
гости»
Диалог по ситуации
Пересказ текста для
чтения с.163
6.
Урок, ориентированный
на чтение, с частичным
1
Развитие
навыков
чтения
с
частичным
извлечением
информации
извлечением
информации с.213
7.
Продукты
питания.
В
магазине
3
Тренировка
местоимений
(личные,
указательные,
притяжательные)
Чтение текста и выполнение коммуникативных заданий.
Диалог "В магазине"
8.
Хобби.Увлечения
2
Тренировка употребления падежей.
Диалогическое общение по ситуации «Наши увлечения»
Монологическое
сообщение по теме
«Мои увлечения»
9.
Урок, ориентированный
на
чтение,
с
полным
пониманием
информации с.260
1
Развитие
навыков
чтения
с
полным
извлечением
информации
10.
Все профессии важны!
3
Введение
и
тренировка
лексических
единиц
по
теме
«Профессии».
Тренировка употребления отрицаний kein, nicht.
Тренировка употребления doch в ответе
Чтение текста и выполнение коммуникативных заданий.
Монологическое
сообщение по теме
«Моя будущая
профессия»
11.
Изучение
иностранных
я з ы ко в ,
и х
р ол ь
в
современном мире
2
Тренировка
употребления
в
речевых
с и т уа ц и я х
местоимений man и es
Чтение текста и выполнение коммуникативных заданий.
Монологическое
сообщение по теме
"Роль иностранных
языков в нашей жизни"
12.
Урок, ориентированный
на чтение, с частичным
извлечением
информации
1
Развитие чтения с частичным извлечением информации и
извлечение неизвестных лексических единиц
13.
Повседневная
жизнь,
рабочий день
3
Тренировка
употребления Imperativ
(повелительное
наклонение)
Краткий пересказ
содержания текста для
Тренировка употребления глаголов с управлениями
Чтение текста и выполнение коммуникативных заданий.
Диалогическое общение по ситуации «Рабочий день»
чтения с.367
14.
В ы х о д н ы е
д н и ,
свободное время
3
Тренировка образования и
употребления множественного
числа существительных.
Тренировка
образования
сложных
и
с о с т а в н ы х
числительных
Чтение текста и выполнение коммуникативных заданий.
Диалогическое общение по ситуации «Планы на выходные»
Монологическое
высказывание по
теме"Моё свободно е
время"
15.
Домашнее
хозяйство,
еда
3
Тренировка
употребления
и
определения
рода
немецких
существительных.
Чтение текста и выполнение коммуникативных заданий.
Диалог по ситуации
16.
Урок, ориентированный
на
чтение,
с
полным
пониманием
информации
1
Развитие
навыков
чтения
с
полным
извлечением
информации