Авторы: Здунова Вера Юрьевна, Воробьева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт работы по созданию условий для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности."
Раздел: дошкольное образование
Статья для педагогов дошкольного образования
«Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
Здунова Вера Юрьевна
Воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с №183» г. Магнитогорска
Опыт работы по созданию условий для развития творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста в продуктивных
видах деятельности.
«Творчество – единственный вид деятельности,
который делает человека человеком»
И.А. Бердяев
В настоящее время произошли изменения в жизни нашего государства,
обществу
требуются
личности
инициативные,
способные
нестандартно
мыслить,
быть
готовыми
к
активности
творческого
характера,
умеющие
создавать
креативные
продукты
своей
деятельности.
С
психологической
точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для
развития
творческих
способностей
потому,
что
в
этом
возрасте
дети
чрезвычайно
любознательны,
у
них
есть
огромное
желание
познавать
окружающий мир. Поэтому, одной из задач, которую ставит ФГОС перед
дошкольным образованием, является развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка. В этом контексте проблема развития творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
приобретает
особое
значение.
Важную роль в их развитии играют различные виды деятельности.
Развитие
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
является
особенно
необходимым.
Дело
в
том,
что
пик
творчества
детей
приходится на возраст 3 – 5 лет. Творчество детей имеет иную природу, чем
творчество взрослых. И формирование творческих способностей у детей в
этом возрасте, на первых порах, сводится к привитию им навыков и умений в
том
или
ином
деле.
И
уже
в
дальнейшем
дети
проявляют
инициативу,
фантазию и находчивость.
Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности
ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов
1
проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для
себя и других.
Необходимо четко видеть перед собой задачи по достижению цели
развития творческих способностей детей. Их можно выделить три:
создать условия для развития творческих способностей детей;
сформировать
знания,
способы
действия,
позволяющие
ребенку
реализовать свой творческий замысел;
вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.
Именно
дошкольный
возраст,
с
психологической
точки
зрения,
считается благоприятным для начала формирования творческой активности,
потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть
огромное желание познавать окружающий мир.
К четырем годам круг изображаемых объектов расширяется, в него
включаются и цветы, и бабочки, и фрукты, и деревья, и птицы. На рисунке
уже не простая схема, а изображение, наполненное деталями.
Одной из наиболее часто встречающихся тем остается человек. Это уже
не «головоног». Человек приобретает узнаваемые черты, появляются тело,
руки, ноги. Обычно они выполнены простыми линиями.
Некоторые, наиболее развитые, дети тщательно рисуют одежду, часто
имеющую
пуговицы,
намечают
в
ней
различия
между
мальчиками
и
девочками: два овала – брюки, треугольник – платье. Иногда появляются
элементы сюжета: девочка гуляет, папа курит, мама нарядная.
Детей среднего возраста нужно познакомить с основными приемами
работы с различными материалами.
Продуктивная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее
большой простор для проявления их творческой активности. Использование
необычных
материалов,
оригинальные
техники
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные
эмоции.
Нетрадиционная
техника
не
позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию
воображения,
творчества,
самостоятельности,
инициативы,
проявлению
индивидуальности.
На базе нашей группы создан кружок «Художественное творчество»,
где дети на дополнительных занятиях используют нетрадиционные техники
2
рисования (пальчиками, ладошками, ватными палочками и т.д), аппликации с
использованием
различных
материалов
(шерстяные
нитки,
бумажные
цветные салфетки, манную крупу)
Дети, которые занимаются в кружке, более развиты, самостоятельны,
проявляется индивидуальность детей, художественных способностей путем
экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;
формирование художественного мышления и нравственных черт личности,
эмоциональной отзывчивости к прекрасному. Творческие занятия влияют на
художественный вкус, учат мастерить поделки своими руками, развивают в
ребенке чувство прекрасного. Кружковая работа даёт возможность каждому
ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические,
творческие запросы.
В процессе занятий с пластическими материалами дети овладевают
разнообразными
приёмами
лепки:
раскатывают,
скатывают,
сплющивают
комочки, делают углубления, отщипывают комочки и прилепляют детали,
делая плоские и объёмные фигуры. Для лепки используем традиционный
восковой пластилин. Но добавляем и другие новые СОВРЕМЕННЫЕ формы
его: воздушный, шариковый, массу для лепки, глину.
Большой интерес у детей, вызывают творческие занятия на улице. Дети
лепят на улице из воздушного пластилина, очень нравится пластилин тем, что
не липнет к рукам и принимает любую желаемую форму.
Что дети обычно делают на улице? Бегают. А когда им предложили
лепить, был огромный восторг.
Не всегда можно найти схему по лепке в соответствии с возрастом
детей. Перед каждым занятием мы готовим образец. Детям очень важен
алгоритм и подробная схема, а некоторые дети вообще не воспринимают
информацию на слух, именно таким детям нужен образец в виде подробных
схем.
Учитывая
индивидуальный
подход
для
каждого
ребёнка,
мы
с
коллегами разрабатываем схемы для лепки, смотря на схему ребёнок может
слепить заданную фигуру. Схема доступна и понята для детей младшего,
среднего возраста.
3
Конструирование
также
относится
к
образовательной
области
«художественно-эстетическое
развитие»,
поскольку
она
очень
близка
к
изобразительной (аппликации, рисованию, лепке). Учить преобразовывать
постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции
.
Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также
выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими
профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными
руками. В средней группе занятиям по конструированию уделяется большое
внимание. Работа с детьми пятого года жизни, зависит, полюбят ли малыши
эту деятельность и смогут ли самостоятельно создавать маленькие шедевры.
Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность конструирования,
в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на
занятиях.
У нас группе есть отдельный уголок различных видов строительного
материала, где дети каждый день строят, изобретают, возводят новые дворцы
и
замки
Имеется
поверхность,
на
которой
дети
строят,
конструируют,
существует возможность доделать поделку потом.
Учитывая требования стандарта к среде, а именно доступность, для
того чтобы ребёнок сам мог показать родителям свою поделку, мы закрепили
магнитное поле для выставки детских работ на уровне детей, по их росту.
Все выставки работ организуются на нём.
Достичь цели по развитию творческих способностей детей невозможно
без
вовлечения
родителей
в
совместную
творческую
деятельность.
Привлекаются родители к участию в проектах, где родители дома вместе с
детьми, мастерят.
Работая над этой темой, мы старались искать и применять в работе
новые
эффективные
технологии
развития
дошкольников
с
целью
максимального раскрытия творческого потенциала. Можно отметить, что у
детей повысился не только уровень творческих способностей, в различных
видах
деятельности,
но
и
стал
очевиден
личностный
рост
каждого
воспитанника,
что
подтверждают
позитивные
результаты
проделанной
4
работы. Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов,
опыт
партнерских
отношений,
активного
взаимодействия
на
основе
изобразительной
деятельности,
стали
раскрепощённее,
инициативнее,
научились более свободно выражать свои мысли, научились помогать друг
другу,
выстраивать
партнерские
отношения
с
педагогом,
это
придало
уверенности даже самым зажатым детям.
Работа по данной теме будет продолжена в дальнейшем, в различных
видах деятельности, так как она очень объемная, и каждый вид деятельности
раскрывает разные направления развития творческих способностей. Таким
образом, поставленные в начале года цели, выполнили.
5
Список используемой литературы.
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой
личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами:
Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под
науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей
дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с
искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь:
Белый ветер, 2006. 46 с.
4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой
активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.
6.
Карпенко Л.А. Словарь: психология. М., 1990.
6