Автор: Сисанова Жанслу Базаровна
Должность: МДОАУ ДС
Учебное заведение: МДОАУ ДС
Населённый пункт: город Ясный Оренбургской области
Наименование материала: Занятие «Обучение грамоте» в подготовительной группе.
Тема: Тема: Звуки (Ч) – (Щ)
Раздел: дошкольное образование
Занятие «Обучение грамоте» в подготовительной группе.
Разработала:
Сисанова Ж.Б. воспитатель
Тема: Звуки (Ч) – (Щ)
Цель: обобщить фонематические представления детей, полученные за
учебный период на примере звуков Ч и Щ, привлекая к сотрудничеству
родителей;
наглядно
показать
родителям
приемы
формирования
фонематических представлений через игровые упражнения.
Задачи:
Обучающие: Уточнить
уклад
артикуляционных
органов
при
произнесении звуков Ч и Щ, характеристику этих звуков. Совершенствовать
умение
определять
наличие
звука
в
слове,
его
местоположение
(начало,
середина,
конец
слова).Упражнять
в
анализе
и
синтезе
слова,
умении
составлять схему слова и анализировать ее. Закреплять зрительный образ
букв,
навык
чтения
прямых
и
обратных
слогов.
Учить
понимать
поставленную задачу и выполнять ее.
Развивающие: Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп,
длительность и силу выдоха, четкость дикции; связную речь детей, слуховое
внимание, память, воображение, логическое мышление; продолжать учить
координировать речь с движениями.
Воспитательные: воспитывать
усидчивость,
целеустремленность,
внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить дело до конца.
В и д ы
д е т с к о й
д е я т е л ь н о с т и : игровая,
п о з н а ват е л ь н о -
исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Материалы
и
оборудование: мольберт, магнитная доска, магнитные
буквы (все гласные и согласные Ч и Щ), кружки-магниты красного, синего и
зеленого цветов, массажный мяч, указка.
Ход занятий.
Организационный момент.
На мольберте прикреплен рисунок ( занятия №39)
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну Азбуку.
Уточнение артикуляции звуков.
Обсуждаем
уклад
артикуляционных
органов,
характер
воздушной
струи. Даем характеристику звуков Ч и Щ.
- Итак, мы познакомились со звуками Ч и Щ. Сядьте на коврик и
произнесите звук (Ч). Что делает язык во время произнесения этого
звука? Дайте характеристику этому звуку. Какой он? (согласный, глухой,
мягкий)
-Произнесите
звук (Щ). Что
делают
губы
и
язык
во
время
произнесения этого звука? Какой он? (согласный, глухой, мягкий).
Речевые игры.
Игра с массажным мячом «Добавь звук, назови слово»
( добавить в конец слов звук Ч или Щ и назвать слово. (Дети по очереди
ловят мяч и возвращают его воспитателю , добавляя звук и называя слово).
Мя., ово., лу., но., ле., обру., ве., ди. , пе., тка., бор., пла., ме., до.,
помо., кирпи.. .
Физминутка
- А сейчас немного отдохнем и поиграем. Я буду начинать, а вы мне
помогайте.
Дети проговаривают стихотворение, отвечая на вопросы и изображая
то, о чем в нем говорится.
Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? (рычащий).
Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? (ворчащий).
Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? (мычащий).
А петух кричит, кричит. Он какой? (кричащий).
Молоток стучит, стучит. Молоток какой? (стучащий).
Колокол звучит, звучит. Колокол какой? (звучащий).
- Молодцы!
Работа по картине занятия.
- Почему щетки напали на Лисёнка и не тронули Ежика Мудрую
Сову?
Чтение воспитателем истории происшествия друзей - игрушек. (стр
88 пособие.
К домикам каких звуков тропинка привела Ёжика?
-Сегодня мы продолжим говорить о звуках (Ч) и (Щ)
1.Рассматривание иллюстрации на стр. 16 тетради (мольберт)
- Расскажите , чем занимаются игрушки на площадке для отдыха.
Назовите слова со звуком (Ч) и со звуком (Щ).
2.Расскажите о звуке (Ч) и звуке (Щ). Что общего у этих звуков?
Какой из них произносится отрывисто, а какой можно долго тянуть?
Физминутка «Будем прыгать и скакать».
3. Работа по рисунку №3.
-Объясните что обозначает каждая схема и подберите к ней слова.
4. Работа по рисунку №4.
-Назовите картинки парами и определите одинаковые слоги. (свеЧА –
Чашка, каЧЕли – пеЧЕнье).
5. Работа с рисунком №5.
-Назовите ласково картинки и обведите только те, в ласковых
названиях которых есть два звука (Ч) и (Щ). (яЩиЧек, ЩеноЧек).
6. Выкладывание слов.
Отгадывание загадок.
Воспитатель: - Дети, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:
Уши торчком,
Хвост крючком.
Весело лает,
В дом не пускает.
(Щенок)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
Капризные сандали
Однажды мне сказали:
-Боимся мы щекотки
Сапожной строгой….
(Щётки)
-А теперь возьмите фишки и выложите ими слова – отгадки.
Дети выполняют задание.
7.Чтение слогов (на доске).
Итог занятий.
-Ну что же наше путешествие на сегодня подошло к концу.
-Какие звуки вы учились различать?
-Что вам запомнилось на занятия?
А что больше всего понравилось?