Автор: Ахтямова Эльвира Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное автономное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1306 -
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Организация оздоровительных режимов в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
Ахтямова Эльвира Владимировна
«Организация оздоровительных режимов в детском саду»
Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к
человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния
здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических
особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки,
электронно
–
лучевое,
«металло–звуковое»
облучение
(компьютерные
игры,
длительный
просмотр телевизора и т. д.), неправильный образ жизни семьи. На состояние здоровья ребёнка
оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения – 10%; наследственность –
15%; состояние окружающей среды – 25%; социальные условия, образ жизни – 50%. К актуальным
проблемам
детского
здоровья
относится:
-
гиподинамия
–
нарушение
функций
опорно-
двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; - детские стрессы – нервные
расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и
нервности
в
детском
коллективе;
-
тревожность
–
недостаток
эмоциональной
поддержки
в
детском саду и семье; - недостаток информации. В настоящее время имеются данные, согласно
которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически
здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%), либо
страдают
хроническими
заболеваниями
(35%).
Практика
показывает,
что
решить
проблему
сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на
здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а
формируется в результате определённого педагогического воздействия. Вот почему укрепление
здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования.
Правильное построение режима детей является одним из центральных
звеньев оздоровительно-воспитательной работы (ОВР). Оптимальный режим,
задавая
циклический
способ
организации
жизнедеятельности
ребенка,
становится важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и
ум с т ве н н о е
р а зв и т и е ,
с п о с о б с т ву ю щ и м
п о в ы ш е н и ю
у р о в н я
работоспособности, общей сопротивляемости организма.
Существуют
различные
подходы
к
определению
понятия
«режим»,
которое рассматривается исследователями с разных сторон.
И.П.Павлов считал, что физиологическую основу режима составляет
«динамический
стереотип».
Эту
линию
продолжает
Э.С.Вильчковский,
который полагает, что в результате соблюдения режима дня формируется
сложный динамический стереотип, в котором каждый режимный момент
становится
условным
раздражителем
для
последующей
деятельности
ребенка.
Ряд авторов предлагают сходную трактовку режима, акцентируя такие
е г о
х а р а к т е р и с т и к и ,
к а к
д л и т ел ь н о с т ь ,
п о в т о р я е м о с т ь ,
регламентированность и т.д.
Так,
А.П.Чабовская
в
понятие
«режим»
включает
рациональную
продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и
отдыха детей в течение суток. По мнению Т.Н.Сердюковской, режим – это
длительность,
организация
и
распределение
в
течении
суток
всех
видов
деятельности, отдыха и приемов пищи. Его выполнение служит одним из
обязательных условий эффективной реализации программы воспитания в
дошкольном учреждении. По определению С.А.Пономарева, режим – это
последовательное
распределение
во
времени
основных
физиологических
потребностей
дошкольника
(сон,
прием
пищи,
бодрствование)
и
оздоровительных
мероприятий
(закаливающие
процедуры,
массаж,
гимнастика, подвижные игры и т.д.).
Несколько иной позиции придерживался Ю.Ф.Змановский. С его точки
зрения,
неправильно
понимать
режим
как
жестко
регламентированный
распорядок дня с обязательным повторением в строго установленное время
тех
или
иных
мероприятий.
Оптимальный
дифференцированный
оздоровительный режим - это регулярно повторяющаяся деятельность, но не
инертная,
монотонная,
а
динамическая,
изменяющаяся
в
зависимости
от
вновь возникающих обстоятельств.
Приоритетное значение правильной организации режима в санаторном
детском
саду
придавал
Е.А.Аркин.
Особое
требование,
отмечал
он,
заключается
в
обеспечении
разумного
баланса
между
двигательной
активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети, с одной
стороны, в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровые, а с другой, -
дефицит движений негативно сказывается на их психофизическом состоянии.
Выход
из
этой
противоречивой
ситуации
Е.А.Аркина
(там
же)
усматривал
прежде
всего
в
удлинении
время
сна
на
полчаса
-
час.
В
исключительных
случаях
(истощение,
упадок
питания)
целесообразно
к
обычному дневному сну присоединить еще лежание в течение 30-40 мин.
после
завтрака.
Перерывы
для
отдыха
во
время
занятий,
прогулок,
подвижных игр должны быть чаще, чем в обычном детском саду. Надо иметь
в виду, что даже самые короткие промежутки отдыха (3-5 мин.) имеют для
ребенка благотворное значение благодаря легкой восстанавливаемости его
сил.
Вместе с тем, как показывают современные исследования, режим его
организация зависят от многих факторов.
Так,
С.П.Громова,
развивая
идеи
Ю.Ф.Змановского,
считает,
что
оздоровительный
режим
должен
быть
построен
с
учетом
особенностей
соматического
и
нервно-психического
здоровья,
биоритмологического
профиля,
возрастных
различий,
эмоционального
состояния
и
других
внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на организм
ребенка.
Для
правильной
организации
оздоровительного
режима
дня
необходимо
планировать
его
в
соответствии
с
о собенно стями
индивидуального биоритмологического профиля, основными компонентами
которого являются физическая и умственная работоспособность, а также
эмоциональная
реактивность
в
первой
и
во
второй
половине
дня
(Ю.Ф.Змановский,
С.П.Громова).
Согласно
Ю.Ф.Змановскому,
режим
необходимо
рассматривать
как
приурочивание,
налаживание,
настройку
биоритмов
растущего
организма
применительно
к
конкретным
условиям
окружающей ребенка среды.
Среди
множества
биологических
ритмов
ведущую
роль
играют
околосуточные
ритмы,
индивидуальные
проявления
которых
составляют
биоритмологический профиль ребенка.
Организация оздоровительного режима должна исходить прежде всего
из особенностей этого профиля по показателям сравнительных характеристик
умственной, физической работоспособности в течение дня, эмоциональной
реактивности
детей
с
последующим
их
разделением
на
представителей
преимущественно «утреннего» («голуби») или «вечернего» («совы») типов и
аритмиков.
При
этом
особо
значима
приспособительная
реакцией
организма
к
смене дня и ночи. В дневное время функциональное состояние значительно
улучшается, но не остается постоянно на одном уровне. У большинства детей
отмечается два выраженных подъема в течение суток: первый - с 8 до 11-12
ч., второй – в 16-17 ч. (С.П.Громова).
По
мнению
Ю.Ф.Змановского
и
С.П.Громовой
особого
внимания
требуют
дети
–
аритмики,
так
называемые
«голуби»,
с
низкой
работоспособностью в дневное время. Большинство этой группы составляют
часто болеющие дети.
Поэтому, прежде всего, необходимо своевременно выявлять возможные
причины или факторы, способствующие развитию таких состояний. Этими
факторами могут быть повторяющиеся нарушения режима дня. Не случайно
Б.В.Шеврыгин утверждает, что режим и биоритмы в деятельности организма
ребенка идут «рука об руку».
Правильное
распределение
по
времени
сна,
отдыха,
приема
пищи
способствует
нормальному
функционированию
всех
органов.
Нарушение
режима
–
это
нарушение
естественных
биологических
ритмов
жизнедеятельности организма.
Систематическая, целенаправленная двигательная и др. деятельность,
по ст ро енная
с
учетом
и н д и в и д уа л ь н о – д и ф ф е р е н ц и р о ва н н о го
оздоровительного
режима,
положительных
эмоций,
высокого
и
среднего
уровня
двигательной
активности
с
использованием
преимущественно
циклических
упражнений,
оздоровительно
закаливающих
мероприятий,
может способствовать некоторой коррекции биоритмологического профиля у
детей.
Наряду
с
околосуточными
ритмами
важную
роль
в
определении
состояния здоровья детей играют сезонные ритмы.
Ряд
исследований
показал,
что
рост
респираторных
заболеваний
осенью и весной связан с нарушениями слаженности ритмов и, как следствие
этого,
со
снижением
устойчивости
организма
к
болезнетворным
воздействием (Ю.Ф.Змановский, С.П.Громова).
Оказывается, в период биологической весны значительно возрастает
амплитуда биоритмов большинства функций организма, т.к. весной резко
ускоряется
ход
внешних
астрологических
часов:
увеличиваются
продолжительность
светового
дня,
солнечная
активность,
а
также
напряжение
магнитного
поля
Земли.
Внутренние
биологические
часы
детского
организма
активно
реагируют
на
это:
резко
увеличивается
амплитуда
большинства
биоритмов.
Как
следствие
этого,
повышается
возбудимость
нервной
системы,
сокращается
количество
гормонов
эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта.
Весной
организм
становится
как
бы
разлаженным,
поскольку
происходит столь резкая эндокринная перестройка. Ребенок становится менее
устойчивым к различного рода неблагоприятным воздействиям, в том числе и
перепадам погоды.
Все это, в конечном итоге, ведет к снижению иммунитета, поэтому
весной
отмечается
подъем
различного
рода
воспалительных
заболеваний
верхних дыхательных путей и легких, желудочно-кишечного тракта, а также
появление аллергии у детей.
Изучив данную проблему, Ю.Ф.Змановский и С.П.Громова предложили
четыре типа сезонных оздоровительных режимов дня на осенний, зимний,
весенний
и
летний
периоды.
Для
нас
это
имеет
важный
смысл,
т.к.
ослабленные
дети
особо
чувствительны
к
смене
сезонов,
которая
существенно влияет на изменение их психосоматического состояния.
При
сравнительном
изучении
их
прослеживается
изменение
продолжительности прогулок в зависимости от множества факторов, влияние
которых
на
состояние
здоровья
детей
нельзя
не
учитывать.
Это
и
непосредственное воздействие погодных факторов, и непрямое воздействие
климата, ряд компонентов которого оказывает либо положительное, либо
отрицательное влияние на здоровье ребенка. Так, например в Калмыкии
существенную
роль
на
здоровье
детей
оказывают
такие
климатические
характеристики, как высокая температура в летний период, режим ветра,
атмосферные осадки и т.д.
Анализ
данных,
полученных
М.Н.Алиевым,
показывает,
как
изменяется
по
сезонам
года
среднесуточный
километраж
двигательной
активности у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем и у их
здоровых
сверстников.
Наиболее
высокие
показатели
среднесуточного
километража у тех и у других детей наблюдается в летний период.
В осенний период двигательная активность заметно снижается. Это
объясняется уменьшением длительности дня, увеличением числа ненастных
дней, уменьшением времени пребывания детей на воздухе.
Наиболее низкие показатели двигательной активности у ослабленных
детей
и
здоровых
дошкольников
отмечаются
в
зимний
период.
Это
объясняется уменьшением продолжительности дня и времени пребывания
детей
в
зимнее
время
на
открытом
воздухе.
Воспитатели,
опасаясь
простудить
детей
в
зимнее
время,
особенно
в
холодные
дни,
не
всегда
выводят дошкольников на прогулку, сокращают время пребывания детей на
открытом воздухе и занятия по физической культуре в основном проводят в
закрытом помещении. Если же дети и выходят на улицу, то занимаются в
теплой одежде, которая ограничивает их движения.
Объем
двигательной
активности
весной
по
сравнению
с
зимним
периодом заметно повышается в связи с изменением сезонных условий:
увеличение продолжительности дня, количества теплых дней и увеличение
времени пребывания детей на открытом воздухе.
По данным С.П.Громовой, в осенне-зимне-весенний период уровень
средней
двигательной
активности
старших
дошкольников
составляет
143
минут,
уровень
высокой
активности
–
60
минут;
в
летний
период
эти
показатели соответственно равняются 230 и 65 минутам.
Среди
ритмических
процессов
жизнедеятельности
ребенка
особое
место занимают состояния бодрствования и сна.
В детских учреждениях, как известно, в дневное время, в основном,
всех детей поднимают после «режимного» сна одновременно, в то время, как
некоторые из них еще находятся в стадии глубокого физиологического сна.
Частое
повторение
таких
неправильных
воспитательных
приемов
может
вредно отразиться на здоровье отдельных детей (Ю.Ф.Змановский).
Индивидуальный подход к выполнению такой важной составной части
режима, как сон, особенно необходим для ослабленных детей. Длительный,
но поверхностный сон не обеспечивает необходимый детскому организму
отдых.
Поэтому
сон
может
считаться
только
в
том
случае,
если
он
достаточно длительный, глубокий и спокойный.
О важнейшей роли полноценного сна в воспитании здорового ребенка
неоднократно в своих работах указывал Ю.Ф. Змановски. Он считает, что
индивидуальные различия в продолжительности сна у детей очень велики.
Поэтому
необходимо
определить
у
каждого
ребенка
индивидуальную
продолжительность дневного и ночного сна, а также «управлять сном» детей,
добиваясь, чтобы ребенок ежедневно (и днем, и вечером) засыпал в одно и
тоже время.
Однако,
следует
отметить,
что
не
у
всех
детей
наблюдается
пропорциональная
смена
процессов
сна
и
бодрствования.
Так,
в
ходе
исследования, проведенного С.П.Громовой, выявлено 12 детей, которые не
спали днем; наряду с этим кратковременный сон наблюдался у 41 ребенка.
В
результате
целенаправленного,
систематического
воздействия
индивидуально-двигательного оздоровительного режима с использованием
циклических
упражнений,
оздоровительно-закаливающих
мероприятий
на
положительном эмоциональном фоне у детей продолжительность дневного
сна оптимизировалась: дети с кратковременным сном стали спать длительно;
дети не засыпавшие днем, стали спать.
Одним из важных компонентов рационально построенного режима дня
являются прогулки на открытом воздухе.
Это
-
наиболее
эффективный
вид
отдыха,
восстанавливающий
сниженный в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, в
первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе в любую погоду
способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его.
После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и
сон.
Прогулка
должна
проводится
в
любую
погоду,
за
исключением
неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на
веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и
осадков месте.
Чтобы
длительность
ежедневного
пребывания
детей
на
воздухе
соответствовала
физиолого-гигиеническим
нормам,
Т.Л.Богина
и
Н.Т.Терехова рекомендует утренний прием детей проводить на участке в
течение всего года; утреннюю гимнастику и часть физкультурных занятий
проводить на воздухе; четко выполнять все режимные процессы в течение
дня, что позволяет,
выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее
длительность в детском саду. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети
находились длительное время в однообразной позе. Необходимо переключать
их
на
другую
деятельность
и
менять
место
игры.
Важно,
чтобы
на
протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для
этого одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим
требованиям.
Аналогичные рекомендации мы находим в работах Н.И.Бочаровой и
Г.В.Шалыгиной,
изучавших
влияние
походов,
пешеходных
переходов
на
состояние здоровья детей.
Таким образом, все эти материалы свидетельствуют о том, что режим
предполагает
рациональное
чередование
покоя
и
деятельности
(включая
активный отдых), смену одного вида деятельности другим, принципиально
отличающимся по характеру воздействия на организм ребенка. В этом случае
каждый
новый
режимный
момент
превращается
в
своеобразный
отдых,
снимающий утомление, вызванное предшествующей деятельностью.