Напоминание

"Сказочная страна Чуковского"


Автор: Железнякова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 194"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Проект
Тема: "Сказочная страна Чуковского"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» 654038, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Советской Армии, дом 22 тел. 8(3843)-54-87-57, E-mail:
detsad194@yandex
Принят на педагогическом совете протокол № 1 от 03.09.2015 год Утверждаю: заведующий МБ ДОУ «Детский сад № 194» Н.С. Ноянзина ______________________ Приказ № 95 от 04.09. 2015 ПРОЕКТ ПРОЕКТ «Сказочная страна Чуковского» Творчество К.И.Чуковского для развития личности ребенка . (информационно - исследовательский, творческий проект) Составитель проекта: Железнякова Елена Александровна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 194» г. Новокузнецк, 2015г. 1

Содержание проекта
Паспорт проекта ……………………………………………………. 3 Актуальность проекта …………………………………………….... 5 Цель и задачи проекта …………………………………………….... 5 Основные формы реализации проекта …………………………….. 6 Этапы работы над проектом ………………………………………... 6 Методическое и дидактическое обеспечение проекта ……………. 7 План реализации проекта …………………………………………… 8 Ожидаемые результаты ……………………………………………… 8 Эффективность реализации проекта ……………………………….. 9 Результаты работы над проектом …………………………………… 9 Литература ……………………………………………………………. 10
Приложение:

Приложение 1
. Анкета для родителей:«Ребёнок и книга»; Консультация для родителей: "Учим с ребенком стихи ", «Сказки К.И.Чуковского – помощники в воспитании дошкольников»
Приложение 2
. Конспект НОД :«В мире сказок К.И. Чуковского»; «Праздничный наряд для Мухи-Цокотухи» ; Беседа: «Кто такой Чуковский?»
Приложение 3
. Викторина «По сказкам Чуковского»
Приложение 4.
Картотека дидактических игр
Приложение 5
.Кроссворд «Сказки Корнея Ивановича Чуковского»
Приложение 6
. Фотоотчёт 2

Паспорт проекта
Наименование проекта «Сказочная страна Чуковского» Творчество К.И.Чуковского для развития личности ребенка. Вид проекта информационно - исследовательский, творческий Основные разработчики проекта Железнякова Елена Александровна Цели и задачи проекта
Цель проекта:
развитие свободной творческой личности ребёнка через знакомство детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
Задачи проекта:
1.. Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского. 2. Учить понимать занимательность сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка. 3. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. 4. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений. 5. Развивать творческие способности дошкольников. Сроки реализации проекта Краткосрочный (1 месяц) 1-31марта 2016г.
I этап:
1-8 марта 2016г.
II этап: 9-24 марта
2016г.
III этап: 25-31 марта
2016г. Этапы реализации проекта
I этап

подготовительный:
- Подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата, разработка перспективного плана; - Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор настольно – печатных и дидактических игр и пособий; подбор художественной литературы; - Подбор аудиозаписей по данной теме.-1-я неделя.
II этап – основной:
-Реализация перспективного плана; -Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 3
- пополнение (приобретение и изготовление ) дидактического и игрового материала;- - проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения - внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом. - анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта – 2-я, 3-я неделя - взаимодействие с родителями.
III этап

заключительный:
- подведение итогов реализации проекта; - соотнесение ожидаемых и реальных результатов – 4 неделя Участники проекта Воспитанники подготовительной группы №4, воспитатели группы, родители Ожидаемые конечные результаты проекта 1. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского. 2. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний. 3. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений. 4. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского. 5. Создание библиотеки произведений К. И. Чуковского. 6. Выставка рисунков по сказкам К. И. Чуковского «Сказочная страна Чуковского» Ресурсное обеспечение проекта 1. Интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы); 2. Материальные ресурсы (приобретение материала для работы) 4

Актуальность проекта:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной). Извлечение из ФГОС ДО 2015 год был признан годом литературы в России и т.к. сидение ребенка за компьютером вытеснило ежедневное семейное чтение, произошло духовное обнищание сказок, как и других ценностей традиционной культуры ,то стало понятно, что привычку читать необходимо формировать не только у ребёнка, но и у родителей. Поэтому наш проект очень актуален. Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, на творчестве которых мы выросли сами, поэтому я считаю, что нужно больше уделять внимания ознакомлению ребят с художественной литературой. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезного. Родители, читая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость от прочитанного, желание поделиться этим с другими. 5 Нам жалко дедушку Корнея В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным? Не зная самых главных книг!
Проект предполагает совместную творческую деятельность родителей и ребёнка, что способствует их сближению и взаимопониманию, а также социальному партнерству воспитателя и родителей.
Цель проекта:
развитие свободной творческой личности ребёнка через знакомство детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
Задачи проекта:
1. Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского. 2. Учить понимать занимательность сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка. 3. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. 4. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений. 5. Развивать творческие способности дошкольников.
Участники проекта:
воспитанники подготовительной группы №4 , воспитатели группы, родители
Сроки реализации проекта:
Краткосрочный (1месяц) - 2015г.
Формы реализации проекта:
• игры: дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, театрализованные, игры - драматизации; • просмотр и обсуждение мультфильмов; • чтение и обсуждение художественных произведений и иллюстраций; • беседы, ситуативные разговоры с детьми; • изготовление атрибутов для игр; • оформление выставок; • викторины; • драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений; • рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам; • продуктивная деятельность.
Ресурсное обеспечение:
1. Интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы); 2. Материальные ресурсы (приобретение материала для работы)
Этапы реализации проекта:

I этап
– подготовительный: - подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата, разработка перспективного плана. - подбор методической и художественной литературы по данной теме; - разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор настольно – печатных и дидактических игр и пособий; 6
- подбор аудиозаписей по данной теме-1-я неделя.
II этап
– основной: - реализация перспективного плана; - проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) - пополнение (приобретение и изготовление ) дидактического и игрового материала; - проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения; -внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом; -анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта – 2-я, 3-я неделя; - взаимодействие с родителями.
III этап
– заключительный: - подведение итогов реализации проекта; - соотнесение ожидаемых и реальных результатов – 4 неделя
Методическое и дидактическое обеспечение проекта:
Ресурсы: 1. Информационные: • фото- видео материалы; • библиотечный фонд. 2. Дидактическое обеспечение: • подбор иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского; • подбор открыток, фотографий; • оформление книжного уголка в группе. 3. ИКТ: • ноутбук; • фотоаппарат; • музыкальный центр. 7

План реализации проекта

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Сроки

реализации
1 Анкетирование родителей: «Ребёнок и книга» 2-6 ноября 2 Консультация для родителей: "Учим с ребенком стихи "; «Сказки К.И.Чуковского – помощники в воспитании дошкольников» 2-30 ноября 3 Акция «Подари книгу саду» подбор книг с произведениями К. И.Чуковского. (Пополнить библиотеку группы книгами произведений К. И.Чуковского). 2-6 ноября 4 Беседа «Кто такой Чуковский?» (Знакомство с творчеством К. И.Чуковского, краткая биография автора). 9 ноября 5 Просмотр с детьми мультфильмов по мотивам сказок Чуковского 10,12,16ноября 6 Чтение произведений К. И.Чуковского «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Чудо-дерево», «Федорино горе», «Цыплёнок», «Бармалей», «Топтыгин и Лиса», «Муха-Цокотуха» и др. Беседа по произведениям. 9-20 ноября 7 НОД : Художественное творчество (рисование): «Праздничный наряд для Мухи-Цокотухи» 12 ноября 8 Вечер загадок (автор К. И.Чуковский); Дидактическая игра «Узнай героя сказки». 17 ноября 9 Чтение и заучивание стихов наизусть «Путешествие по сказкам К. И.Чуковского» 9-20 ноября 10 НОД:«В мире сказок К.И. Чуковского» 16 ноября 11 Инсценировка сказки К. И.Чуковского «Доктор Айболит». 23 ноября 12 Итоговое занятие. Викторина «По сказкам Чуковского» 27 ноября 8
13 Презентация проекта 27 ноября
Ожидаемые результаты проекта:
1. приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского; 2. проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний; 3. приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений; 4. создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского; 5. создание библиотеки произведений К. И. Чуковского; 6. выставка рисунков по сказкам К. И. Чуковского «Сказочная страна Чуковского».
Эффективность реализации проекта:
Развивающая работа на основе предложенного опыта позволила добиться следующих результатов: знания детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского 0 20 40 60 80 100 120 на начало пректа Столбец1
Вывод:
В группе созданы необходимые условия и система работы по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского. Создана библиотека произведений детского поэта. Оформлен альбом рисунков и иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского. Большинство детей к книге стали относится, никак к развлечению, но и как к источнику 9
познавательных интересов. Родители приняли активное участие в реализации проекта (мамы и папы, бабушки и дедушки). У детей повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку. Дети научились высказывать свои предположения. Также у детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Большой интерес дети проявили к музею « В гостях у дедушки Корнея», созданному совместно с родителями и детьми.
Литература:
1. "Воспоминания о Корнее Чуковском" Сост. К. И. Лозовская, З. С. Паперный, Е. Ц. Чуковская. -Изд. 2-е-М. : Сов. писатель, 1983 2. Гербова В.В. "Приобщение детей к художественной литературе", для занятий с детьми 2-7 лет. -М. : Мозаива-Синтез, 2010 3. Корней Чуковский "Стихи и сказки"-Ростов-на-Дону: Проф. -Пресс, 2005 4. Корней Чуковский "Мойдодыр", стихи и сказки-М. :Эксмо, 2012 5. Корней Чуковский "Краденое солнце", стихи и сказки-М. :Эксмо, 2011 6. Корней Чуковский "Путаница"_М. : Фламинго, 2008 7. Корней Чуковский №Чудо-дерево"-М. : Фламинго, 2010 8. Лукьянова И."Корней Чуковский"-М. : Молодая гвардия, 2006 9. "Проектная деятельность в детском саду: родители и дети"-М. : Школьная Пресса, 2010 10."Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения", пособие для практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Киселёва,Т. С. Лагода, Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова. -3-е изд., испр. и доп. -М. :АРКТИ, 2005 11. Чуковский К.И. "Как я стал писателем; Признания старого сказочника"/Жизнь и творчество Корнея Чуковского. -М. : Дет. лит., 1978 12. "Я познаю мир: Русская литература"-М. : ООО Издательство АСТ: ООО Издательство Астрель, 2004 10

ПРИЛОЖЕНИЕ
11
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Ребёнок и книга»

Вопрос.
1. Есть ли у Вашего ребенка домашняя детская библиотека?
Ответ:_____________________________________________

Вопрос
. 2. Часто ли Вы читаете книги Вашему ребенку?
Ответ:_____________________________________________

Вопрос.
3. Какую литературу Вы читаете своему ребенку: а) произведения русской классической литературы б) произведения фольклора: сказки, потешки, прибаутки, песенки ит.д. в) произведения современных авторов
Ответ: (
нужное подчеркнуть
)

Вопрос
. 4. Кто выступает инициатором домашнего чтения: а) ребенок б) взрослый
Ответ: (
нужное подчеркнуть
)

Вопрос.
5. Отметьте особенности восприятия художественной литературы Вашим ребенком: а) внимательно и с интересом слушает б) слушает невнимательно, отвлекается. в) эмоционально сопереживает героям произведения: радуется, грустит, смеется и т.д. г) остается равнодушным
Ответ: (
нужное подчеркнуть
)

Вопрос.
6. Какие художественные произведения предпочитает слушать Ваш ребенок: а) написанные в прозе б) написанные в стихах
Ответ: (
нужное подчеркнуть
)

Вопрос.
7. Любит ли Ваш ребенок стихи?
Ответ:_____________________________________________

Вопрос.
8. Привлекаете ли Вы ребенка к ремонту книг детской домашней библиотеки?
Ответ:_____________________________________________
12

Вопрос.
9. Можете ли Вы поделиться своим опытом семейного воспитания по приобщению ребенка к миру книг?
Ответ:_____________________________________________

"Учим с ребенком стихи "
Заботливые родители, которые желают своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно представить человека, который считается просвещенным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора. Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Для того чтобы помочь ребенку научиться наслаждаться поэзией, желательно учесть следующее. • Главным условием воспитания в ребенке ценителя поэзии является наличие книжного окружения и увлечение взрослых поэзией, чтобы ребенок находился в атмосфере стихов, литературы. Читайте ребенку больше и чаще! • Настоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, взрослому нужно обратить внимание на его название, которое состоит из имени и фамилии писателя и заголовка произведения. Если фамилия автора уже встречалась, вспомните, что уже читали, и какое осталось впечатление. Возможно, сначала это будет для вас не очень просто, но потом станет приятной привычкой.
А сейчас проверьте себя!
Как вы знаете стихотворения, с которыми познакомились в детстве? Наверное, многие взрослые и дети помнят стихотворение: Кот Василий, где ты был? Я мышей ловить ходил. Почему же ты в сметане? Потому что был в чулане.
Кто его автор?
Или такой пример: Мама спит, она устала. Ну, и я играть не стала! Я волчка не завожу, я уселась и сижу.
Кто его автор?
Или такой пример: Маша варежку надела. — Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. Если вы припомнили, что авторами стихов являются Алексей Крылов, Елена Благинина, Нина Саконская, то очень хорошо. Если нет— на это нужно обратить внимание. 13
• Чтобы воспринимать поэзию, нужны особый слух и особое расположение духа. Наиболее сильное впечатление вызывают стихотворения, когда они рассказываются в соответствующей ситуации. Вот, например, зимним утром, выглянув в окно, мама проговаривает строчки стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»: Мороз и солнце; день чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный. Пора, красавица, проснись:. «Нужно читать стихи, однако читать не только глазами, но и ушами, т. е. произносить текст и слушать; как звучат строки. Такое чтение то же самое, что исполнение музыкального произведения, которое пока к нему не притронулся инструмент или голос, остается россыпью странных значков на бумаге». (Наум Басовский) . Поэзию не столько читают, сколько перечитывают, возвращаются, открывая ее для себя снова. Обращайте внимание на стихотворения, которые вызывают наибольший отклик у ребенка. Постепенно расширяйте круг чтения, вводя в него признанных поэтов. Для этого родители могут воспользоваться рекомендательными указателями или ориентироваться на авторов, которые представлены в современных хрестоматиях, а также собственные вкусы и предпочтения. И, конечно, на стихотворные строки, которые вызывают эмоции, сопереживание. При этом знакомить ребенка можно не только с детской литературой, а и со «взрослой» поэзией. Чем раньше начинать читать стихи малышу, тем лучше. Современные пренатологи даже советуют еще до его рождения читать: А. Пушкина и М. Лермонтова; Н. Некрасова и А. Ахматову; Т. Шевченко и Лесю Украинку; Александра Олеся и Л. Костенко. Стихи, услышанные в детстве от родных людей, навсегда сохраняются в сердце среди самых светлых воспоминаний.
Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка?
С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если родители имеют педагогическое, филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников и младших школьников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения. Конечно, наилучший вариант для родителей — это использование классических, проверенных временем хрестоматий для определенного возраста. Но, если подбирать стихотворение для дошкольника, то некоторые замечательные хрестоматии, которыми и сейчас пользуются родители, например: «Веселка», «Ручеек», напечатанные в 80-х годах прошлого столетия, к сожалению, имеют значительную идеологическую составляющую, которая уже отошла в прошлое, и большое 'количество переводных произведений. Иногда родителям нужно выбрать ту или иную книгу стихотворений, стоя возле стеллажей книжного магазина. Или, используя возможности Интернета, молодая мама получает значительное количество произведений, среди которых нужно выбрать одно — два. Хорошо, если фамилия автора ей что-то говорит, а если нет? Действовать наобум?
Что можно посоветовать? Попробуйте прочитать несколько строк из книги.
Не спешите. Попробуйте прочитать несколько строк вслух. Если они вас заинтересуют, если, читая стихотворение, вы не «спотыкались», можно попробовать. Если постоянно проверять стихотворение чтением, то постепенно научишься отсеивать некачественные стихи. Но если вы сомневаетесь относительно качества стихотворного произведения, что делать? Проблему выбора хорошей стихотворной книжки для ребенка в свое время решали литературоведы и педагоги, поэты и внимательные читатели. Известный поэт и литературовед Корней Иванович Чуковский на собственном опыте проверил важность соблюдения определенных правил, или «заповедей», какой их называл. Своему больному сыну он придумывал и сразу рассказывал стихотворение для того, чтобы успокоить его (так была создана его первая сказка «Крокодил») - На следующий день сын попросил 14
повторить сказку, но отец уже не помнил ее. Тогда, на удивление, сын смог воссоздать все стихотворение. Это помогло обратить внимание Чуковского на важность соблюдения определенных правил в стихах для детей. «Заповеди», которые являются результатом многолетнего опыта, вошли в знаменитую книгу К. Чуковского «От двух до пяти». Очень советую прочитать ее тем, кто или уже стал родителем, или бабушкой (дедушкой) или скоро станет, так как эта книга, несмотря на то, что уже прошло больше 50 лет со времени ее появления на свет, является актуальной для понимания того, как формируется детская речь. Эта книга — яркий пример внимательного и доброжелательного наблюдения над развитием ребенка
.

Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками?
Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки-потешки. Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов. По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память. Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного) ; укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти
.

Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками.
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д. 2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить. 3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики(те, кому нужно увидеть 15
то, что запоминается) и кинестетики(которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиаланужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.) . Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным. Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то, получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка. Некоторые особенности заучивания стихов в старшем дошкольном возрасте. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д., а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.
Приемы, помогающие лучшему запоминанию:
• выполнение игровых действий с предметами во время чтения; • договаривание детьми слов, которые рифмуются; • чтение стихов-диалогов по ролям; • драматизация. Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы. В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется. Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы: • образец выразительного чтения взрослого (как основной прием) ; • подсказывание нужной интонации; • напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает. Современные бабушки и дедушки могут припомнить, сколько их бабушки знали наизусть произведений. И не обязательно эти бабушки учились в гимназии. Даже после двух-трехлетнего обучения в школе при фабрике они могли цитировать наизусть большое количество стихотворных произведений. Выпускницы института благородных девиц, согласно требованиям времени, должны были знать около 150 стихов наизусть. И действительно знали. А зачем нам поэзия сегодня? Современному человеку нужна поэзия, потому, что она «помогает понимать другого человека, так же как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает слова для этого 16

Удачи вам, дорогие взрослые!

Сказки К.И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении. Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека. Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники. Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством. Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произведениями К.И. Чуковского. К.И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского. Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть. Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хотят быть похожими на мальчика — грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда. Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приобщает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе; формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнакомого человека. Дети 17
усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома. Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения. Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по развитию математических представлений неоднократно используем произведения К.И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с количеством (считают посуду), порядковым счетом (кто за кем едет), составляют пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количество жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить самовар. Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша и другие. Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце своими руками, при этом развивая мелкую моторику. Изба. В сказке «Федорино горе» много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными. Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано. Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чувства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства. Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На основе произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Например, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве вырастают не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры. Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху». К игре вместе с детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы. Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование, лепку. Этот самовар мы украсили розами из П — П платков. В честь юбилея писателя провели праздник «Путешествие по произведениям Чуковского», который состоял из заданий, например: — «Сказка начинается, а как она называется»; — «Угадай героя сказки по описанию»; 18
— «Из какой сказки иллюстрация»; — «По предметам узнай произведение». И другие задания. Дети читали наизусть отрывки из произведений. А на базаре мухе Цокотухе предложили не только самовар, но и красивые П-П платки. Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие. Приложение №2
Конспект интегрированного занятия

«В мире сказок К.И. Чуковского»
Цель: Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту;
Задачи:
- сформировать интерес к художественной литературе; - научить высказывать суждения к поступкам героев произведений. - развивать артистические способности детей. - закрепить знания культурно-гигиенических навыков; - развивать воображение, память, изобразительные навыки. закрепить уважение и любовь к сказкам; учить детей подбирать точные слова: глаголы и прилагательные для характеристики героев, их действий.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, здоровье, познания, музыка. Ход образовательной деятельности. Воспитатель: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: (слайды с картинками героев сказок) Бармалея, Мойдодыра. Муху- Цокотуху, Звали этого замечательного человека … Как? Корней Иванович Чуковский. Корней Иванович Чуковский написал для детей много стихов и сказок. И сегодня мы с вами встретимся с героями его сказок. Дети проходят к выставке, где расположены книги и подделки, иллюстрации к произведениям К.И.Чуковского. Воспитатель: Взгляните на портрет, как вы думаете, кто на нем изображен? (ответы детей) Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у него. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его назвали «дедушка Корней» «дедушка Чуковский». - Какие сказки вы знаете? Ответы детей: «Муха-Цокотуха» «Краденое солнце» «Тараканище» «Путаница» «Айболит» «Телефон» «Федорино горе» «Бармалей» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Мойдодыр». Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых. Давайте вспомним некоторых из них. («Вспомните героев сказки «Муха-Цокотуха»). 19
А сейчас поиграем. А буду читать отрывок из сказки дедушки Чуковского, а вы будете подсказывать мне словечки. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой сказке.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит» Подошел Медведь тихонько, Толканул его легонько: «Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко … (скорей)!» «Краденое солнце» Вдруг откуда-то летит Маленький… (Комарик), И в руке его горит Маленький фонарик. «Муха-Цокотуха» А потом позвонили зайчатки: – Нельзя ли прислать … (перчатки)? А потом позвонили…(мартышки): – Пришлите, пожалуйста, книжки! «Телефон» А за нею вилки, Рюмки да бутылки, Чашки да ложки Скачут по … (дорожке). «Федорино горе» Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает… (умывальник) И качает головой. «Мойдодыр» Но однажды поутру Прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча: «Разве это великан? (Ха-ха-ха) Это просто … (таракан)! (Ха-ха-ха) «Тараканище» Ребята, давайте поиграем в игру «Кто есть кто». Айболит - (доктор) Федора - (бабушка) Мойдодыр - (умывальник) Тотошка, Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Бармалей - (разбойник) Рыжий, усатый великан - (таракан) Каракула - (акула) Картинка на экране с Мойдодыром Ребята кто это? Что он нам приготовил, давайте посмотрим. Что это? (полотенце) 20
Для чего нужно полотенце? (им вытирают руки, лицо, тело) Какое оно? (мягкое, махровое ) Одно – полотенце, много – полотенец. Это что? (мыло). Для чего нам нужно мыло? (им намыливают руки). Какое оно? (прямоугольное, ароматное, гладкое и т. д.) Что это? (зубная щетка). Для чего нам нужна зубная щетка? У кого из вас дома есть зубная щетка? Как вы думаете, зачем нам все эти предметы нужны? Правильно, надо всегда выглядеть опрятными и чистыми. Игра «Соедини правильно». - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. (Листки на столах) Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Айболит Зажгли море. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Лисички. Вылечил зверей. Бабочка Съел таракана. (На экране слайд с посудой) - В какой сказке действует больше всего вещей и посуда перевоспитала свою хозяйку? (Федорино горе). (слайд с животными из произведения «Тараканище») - В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище) . (слайд с картинкой Африка) - Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на самолет.) (слайд со злодеем) - Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей.) (слайд с пирогами, блинами и сушеными грибами) - Чем Крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, И сушеными грибами.) (слайд с разбойником Бармалеем) - Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») - Назовите сказку, которая учит нас быть всегда чистыми и здоровыми? («Мойдодыр», «Федорино горе») На экране появляется Федора. - Ребята, кто это? Вспомните, как у Федоры отчество? (Егоровна). Молодцы! (Дети называют свое отчество) А что случилось с Федоровой Егоровной? Правильно, посуда убежала от грызнули и неряхи Федоры. - А ещё о чем? - Федора сказала, что будет мыть посуду, и посуда пожалела ее и вернулась. - А про какую посуду там говорится? - Про тарелки, стаканы, чашки, чайник. Воспитатель: (Столовая) - Верно! Вот я слепила Федору. А вы сейчас сделайте посуду. Подумайте сначала, кто какую посуду будет лепить. - Можно лепить разную посуду. - Федора очень скучает и хочет, чтобы к ней вернулась посуда! Посмотрите, как она улыбается вам. Но сначала разомнём свои пальчики. Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Сжать пальцы правой руки в кулак. Один! Два! Три. ' Четыре! Пять! Сжать пальцы правой руки в кулак. Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами. Разбудили дом соседей, Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак) 21
Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – Отогнуть пальцы один за другим на счёт. Веселятся все! Покрутить обеими руками. В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом) . В конце воспитатель одобряет действия детей, показывает интересные, правильно выполненные работы. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора.
Беседа «Кто такой Чуковский?»

Цель:
повышение интереса детей к литературе.
Задачи:
- расширять представление о художественной литературе, знакомить с творчеством русских писателей; - развивать речь, кругозор детей; - воспитывать любовь к книгам. Высокий рост, длинные руки с большими кистями , крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский – сказочник, критик, переводчик, основоположник советской детской литературы. Его нет среди нас , но книги написанные им живут и долго будут жить. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, -писал он, - где бы я ни был : в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности». Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему : Жил да был крокодил, Он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил , чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета , взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал : Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!» Так родился на свет «Мойдодыр». 22
К.И. Чуковский рассказывал о создании сказки «Муха-Цокотуха» так : «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь : трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш , стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника : именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь». Приложение № 3
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
План викторины: Вступительное слово учителя. I тур – «Вспомни сказку». II тур -
«
Кто есть кто». III тур. «Конкурс знатоков». Аукцион IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». V тур. «Музыкальная страничка» VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев». Подведение итогов и награждение победителей. - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
1 апреля 2007 г.
, если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя -
Николай

Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся 23
светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. - Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед
, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку
.
Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит - (доктор) Бармалей - (разбойник) Федора - (бабушка) 24
Каракула - (акула) Мойдодыр - (умывальник) Тотошка, Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Барабек - (обжора) Рыжий, усатый великан - (таракан) - Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:

1.

Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет. (Айболит)
2.

Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Тараканпобедителем, И лесов и полей повелителем. Покорилися звери усатому. (Чтоб ему провалиться,проклятому!) А он между ними похаживает, Золоченое брюхо поглаживает: "Принесите-ка мне, звери,ваших детушек, Я сегодня их за ужиномскушаю!" (тараканище)
3.

Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! 25
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
4.

Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил
5.

Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!
6.

Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага налетел Медведь. Уж он мял его и ломал его: "Подавай сюда наше солнышко!" Испугался Крокодил, Завопил, заголосил, а из пасти Из зубастой солнце вывалилось, В небо выкатилось! Побежало по кустам, По берёзовым листам.
7.

Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, но лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
8.

Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото... - Провалился в болото? - Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придете - Он утонет, утонет в болоте, Умрет, пропадет Бегемот!!! (телефон) 26

По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») 3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище») 4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе») 5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»). 6.Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) 7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы) 8.Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку) 9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») 10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. Телефон (У меня зазвонил телефон) Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) Мыло (Вот и мыло подскочило) Блюдце (А за ними блюдца) Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) Термометр (И ставит им градусник) 27
Сито (Скачет сито по полям) Перчатки (А потом позвонили зайчатки:«Нельзя ли прислать перчатки?») Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником) Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) - Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
V тур. «Музыкальная страничка»
1. Бармалей 2. Муха –Цокотуха 3. Крокодил 4. Айболит 5. Федорино горе 6. Мойдодыр 7. Тараканище 8. Телефон
-
К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев. БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ 28
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,) - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII

тур «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей.
VIII тур «Найди связь»
– Н а ч ё м е х а л и з а й ч и к и в с к а з к е “ Т а р а к а н и щ е ” ? (На трамвае) – Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “ Т е л е ф о н ” ? ( О н и о б ъ е л и с ь л я г у ш к а м и ) – Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем) – Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…” – Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
Подведение итогов викторины.
29
Приложение 4
Дидактические игры

«Путешествие по сказкам»

Задача
: вспомнить отрывки из произведений и назвать сказки.
Правила игры:
Взрослый вытаскивает карточку со стихотворной загадкой, зачитывает ее. Ребенок, должен закончить предложение и назвать из какой сказки отрывок. Потом взрослый показывает картинку с правильным ответом (книгу), ребенок проверяет себя. Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого…(комара). «Муха — цокотуха» Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней! Позови-ка ты лучше…(ворону)! «Телефон» И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну, очень маленьких…(детей). «Бармалей» Лечит маленьких детей, 30
Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…(Айболит). «Айболит» Только вдруг из– за кусточка, Из- за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает…(воробей). «Тараканище» А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу — Я больше…(идти не могу). «Федорино горе» Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке…(темно). «Краденое солнце» Но весёлые зверята- Поросята, медвежата- Пуще прежнего шалят, Зайца…(слушать не хотят). «Путаница» Вдруг откуда- то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький…(фонарик). «Муха- Цокотуха» Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, 31
И зубной порошок, И густой…(гребешок) «Мойдодыр»
«Сбежавшие герои сказок»

Задача:
узнать героя и его сказку.
Правила игры:
Ребенок вытаскивает себе карточку с персонажем из сказки, называет, кто изображен на ней и из какой он сказки. Вместе с родителями находит книгу с этой сказкой.
«Сложи сказку»

Задача:
собрать целую картинку из частей.
Правила игры:
Детям и родителям раздаются подносы с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать целый сюжет и назвать произведение.
«Героический поступок»

Задача:
вспомнить, какие героические поступки совершили герои из сказок К. Чуковского и рассказать о них.
Правила игры:
Ребята вытаскивают из чудесного мешочка себе эмблемы с персонажами сказок. Родители выбирают карточки с текстами поступков (выложены обратной стороной), зачитывают их, и ребенок, чей герой совершил этот поступок, должен поднять руку, и рассказать, как был совершён этот героический поступок.
«Кто есть кто»

Задача:
узнать, каким персонажам принадлежат сказочные имена.
Правила игры:
Взрослый называет сказочное имя персонажа сказки, а ребенок называет самого героя и находит его на картинке. Приложение№5
Кроссворд «Сказки Корнея Ивановича Чуковского»
32

По вертикали :
1 – Вдруг откуда- то летит Маленький комарик, И в руке его горит Маленький … 2 – Как я рад, как я рад Что поеду в … 3 – Ты нас От смерти спас, Ты нас освободил. Ты в добрый час Увидел нас, О добрый … 4 – Жил да был Крокодил Он по улицам ходил.. А за ними-то народ И поёт и орет : «Вот урод так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… 5 – Профессия Айболита. 6 – Крупное домашнее животное , которое приглашал лечиться доктор Айболит. 7 – Насекомое – герой сказки «Муха-Цокотуха». 8 – Не стерпел такой обиды … Убежал за пирамиды И ревет, Бармалея, Бармалея Громким голосом Зовет. 33

По вертикали :
1 – Будет, будет мошкара Веселится до утра : Нынче Муха-Цокотуха … 2 – Имя бабушки , от которой убежали утюги. 3 – И сказала Таня Ване : «Посмотри, в аэроплане Кто-то по небу летит Это доктор, это доктор, Добрый доктор… 4 – Злые крокодилы Будут вас кусать, Бить и обижать – Не ходите , … В Африку гулять. 5 – Долго, долго крокодил … синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами. 6 – Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше … 7 – Что такое? Почему? Ничего я не пойму Но, как черная железная нога, Побежала , поскакала… 8 – Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное … 9 – Он бегает по Африке И кушает детей – Гадкий, нехороший, жадный … 10 – И лечит, и лечит всю ночь до утра, И вот – поглядите! – ура! ура! – Больной встрепенулся, крылом шевельнул, Чирикнул: чик! чик! – и в … упорхнул.
Ответы на кроссворд .

По горизонтали :
1 – фонарик, 2 – Ленинград, 3 – крокодил, 4 – чудовище, 5 – доктор, 34
6 – корова, 7 – комар, 8 – бегемот.
По вертикали :
1 – именинница, 2 – Федора, 3 – Айболит, 4 – дети, 5 – море, 6 – угощенье, 7 – кочерга, 8 – брюхо, 9 – Бармалей, 10 – окно. Приложение №6 35
Книжный уголок в нашей группе со сказками К.И.Чуковского 36
Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевую игру «Доктор Айболит», лечили своих маленьких питомцев 37
Рисуем свадебное платье для Мухи-Цокотухи 38
Играем в дидактические игры 39


В раздел образования