Напоминание

Как жили наши предки


Автор: Ланкина Ирина Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №22
Населённый пункт: г.Саянск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Как жили наши предки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия: «Как жили наши предки»?

Задачи:

Образовательные:

1.

Познакомить детей с жилищем древних славян – избой.

2.

Познакомить с обычаями русского народа.

3.

Дать представления об основных предметах быта и их назначении:

ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук и т.д.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к славянскому народу, их быту и укладу жизни.

Развивающие:

1.Развивать творческий интерес к жизни наших предков

2.Закрепить смысловое понятие слова спорынья – хозяюшка, у которой

все в доме спорится.

Словарная работа:

Спорынья, баюнок, кочерга, крынка, горшок, ухват.

Оборудование:

1.Фрагменты славянской избы.

2.Предметы быта: ухват, кочерга, лохань, чугунок, крынка, горшок и т.д.

3. Тряпичные куклы: оберег спорынья, баюнок.

4.Народные костюмы: бабушки, дедушки, Аленки.

5.Клубок пряжи.

6.Использование средств ТСО(звучание – русских народных мелодий,

живой музыки).

Предшествующая работа:

1.Занятия в соответствии с перспективным планом.

2. Разучивание песенок, потешек, загадок.

3. Рассматривание иллюстраций и предметов старины и домашней утвари.

4. Изготовление атрибутов и других пособий для занятия.

Работа с родителями:

1.Изготовление народных костюмов(сарафаны, кокошники, косоворотки,

кушаки и т.д.).

2. Беседы, консультации, выставки для родителей.

Ход занятия

В – ль: Что это такое? (показывает на клубок).

- Вы догадались, куда мы с вами сегодня отправимся? (правильно, в гости к

нашим предкам. К дедушке и бабушке, к внучке Алёнушке, в русскую избу).

- Кто помнит, какое правило надо знать, когда заходишь в избу?

(Надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться).

На другой стороне группы устроена русская изба: макет избы, стол,

деревянные скамейки. На столе самовар. В углу комнаты печка, рядом с

печкой ухват. Коромысло и тряпичная кукла Спорынья.

На печи лежит коврик, сплетенный из тряпочек и тряпичная кукла Баюнок.

На полке стоят чугунки, деревянные ложки, глиняные крынки и кружки.

Дети вместе с воспитателем заходят в избу, здороваются с дедушкой,

бабушкой, внучкой Аленушкой, кланяются хозяевам и садятся на скамейку.

В – ль: Вы, ребята, хотите узнать , как жили наши предки?

- Тогда слушайте внимательно мой рассказ.

- Давным – давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот.

Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо – невидимо. Пойдут люди в лес,

нарубят деревьев и начнут избу строить. Вы заметили, что дверь очень

маленькая? Это для того, чтобы холод в дом не пробрался. Но не только для

этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.

- Мы, когда в избу зашли, что сделали? (хозяевам поклонились).

- Но не все тогда такими были вежливыми. Вот подумали люди и придумали

дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежд учить.

Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется о

притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и

соседей.

Главное в избе – это печь. В старину говорили: «Без печи хата – не хата».

- Как вы думаете, зачем нужна была печь? (чтобы в холод избу согревать,

пищу готовить).

- Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для

людей, так и для домашних животных.

- Как вы думаете, для каких домашних животных? (для поросят, коровы,

козочки и т.д.)

- Посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В

чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в

крынку, да и в печь. Вот вкусное получилось молоко с пенкой. Поставит

хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар.

- Как достать от туда чугунок? (предложения детей обсуждаются).

- Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и

достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили

назвать…ухват.

- Как вы думаете, на какое слово оно похоже? (ухватить).

- Перед едой надо обязательно… что сделать? (руки помыть).

- Н о раньше рукомойников не было. Но зато были деревянные тазы. Их

называли лоханью. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей.

Вот помоют все руки, да за стол. Хозяйка разных блюд поставит: щи в

чугунке, кашу в горшке. Раньше тарелок не было и ели все из одного чугунка

или горшка. Все сели за стол и ждут.

- Как вы думаете, чего все ждут? (ответы детей обсуждаются).

- Все сидят и ждут, когда первую ложку возьмет самый старший в семье.

- Кто в семье самый старший? (Дедушка Иван Петрович).

- Почему надо было ждать, пока Иван Петрович возьмет первую ложку из

чугунка? (ответы детей обсуждаются).

- Все очень уважали старших и никогда вперед старших не лезли. Но ведь и в

старые времена были маленькие проказники. Не дождутся, пока старшие

возьмут из чугунка или горшка, да и шасть в чугунок. А тут ему….

- Как вы думаете, что здесь могло произойти? (ответы детей обсуждаются).

- Самый старший в семье возьмет свою деревянную ложку, да и по лбу тому,

кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков – «Вперед

старших не лезь», старших надо всегда уважать.

- Вот поедят все и опять сидят, ждут, пока самый старший в семье из – за

стола не выйдет. А если кто из младших деток забудет этот наказ, да и выйдет

раньше….

- Что за это получит? (ложкой по лбу).

- Знать, забыл самое главное семейное правило…какое?( не лезь вперед

старших).

- Но наша Аленушка очень хорошая, она все правила знает, старших уважает.

После обеда бабушке посуду в лохань поможет отнести.

- Что в лохани с посудой будут делать? (мыть).

- А когда все будет в порядке, прыг на печку, да и давай просить баюнка…

- Кто такой баюнок? (тряпичная кукла – оберег, которая сказки

рассказывает).

- О чем могла попросить Аленушка баюнка? (сказки прочитать или

рассказать).

- Давайте найдем здесь баюнка и тоже попросим его рассказать нам сказку.

Дети находят на печи тряпичную куклу баюнка, и он им рассказывает сказку

по желанию детей.



В раздел образования