Автор: Ланкина Ирина Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №22
Населённый пункт: г.Саянск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Как жили наши предки
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия: «Как жили наши предки»?
Задачи:
Образовательные:
1.
Познакомить детей с жилищем древних славян – избой.
2.
Познакомить с обычаями русского народа.
3.
Дать представления об основных предметах быта и их назначении:
ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук и т.д.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение к славянскому народу, их быту и укладу жизни.
Развивающие:
1.Развивать творческий интерес к жизни наших предков
2.Закрепить смысловое понятие слова спорынья – хозяюшка, у которой
все в доме спорится.
Словарная работа:
Спорынья, баюнок, кочерга, крынка, горшок, ухват.
Оборудование:
1.Фрагменты славянской избы.
2.Предметы быта: ухват, кочерга, лохань, чугунок, крынка, горшок и т.д.
3. Тряпичные куклы: оберег спорынья, баюнок.
4.Народные костюмы: бабушки, дедушки, Аленки.
5.Клубок пряжи.
6.Использование средств ТСО(звучание – русских народных мелодий,
живой музыки).
Предшествующая работа:
1.Занятия в соответствии с перспективным планом.
2. Разучивание песенок, потешек, загадок.
3. Рассматривание иллюстраций и предметов старины и домашней утвари.
4. Изготовление атрибутов и других пособий для занятия.
Работа с родителями:
1.Изготовление народных костюмов(сарафаны, кокошники, косоворотки,
кушаки и т.д.).
2. Беседы, консультации, выставки для родителей.
Ход занятия
В – ль: Что это такое? (показывает на клубок).
- Вы догадались, куда мы с вами сегодня отправимся? (правильно, в гости к
нашим предкам. К дедушке и бабушке, к внучке Алёнушке, в русскую избу).
- Кто помнит, какое правило надо знать, когда заходишь в избу?
(Надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться).
На другой стороне группы устроена русская изба: макет избы, стол,
деревянные скамейки. На столе самовар. В углу комнаты печка, рядом с
печкой ухват. Коромысло и тряпичная кукла Спорынья.
На печи лежит коврик, сплетенный из тряпочек и тряпичная кукла Баюнок.
На полке стоят чугунки, деревянные ложки, глиняные крынки и кружки.
Дети вместе с воспитателем заходят в избу, здороваются с дедушкой,
бабушкой, внучкой Аленушкой, кланяются хозяевам и садятся на скамейку.
В – ль: Вы, ребята, хотите узнать , как жили наши предки?
- Тогда слушайте внимательно мой рассказ.
- Давным – давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот.
Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо – невидимо. Пойдут люди в лес,
нарубят деревьев и начнут избу строить. Вы заметили, что дверь очень
маленькая? Это для того, чтобы холод в дом не пробрался. Но не только для
этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.
- Мы, когда в избу зашли, что сделали? (хозяевам поклонились).
- Но не все тогда такими были вежливыми. Вот подумали люди и придумали
дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежд учить.
Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется о
притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и
соседей.
Главное в избе – это печь. В старину говорили: «Без печи хата – не хата».
- Как вы думаете, зачем нужна была печь? (чтобы в холод избу согревать,
пищу готовить).
- Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для
людей, так и для домашних животных.
- Как вы думаете, для каких домашних животных? (для поросят, коровы,
козочки и т.д.)
- Посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В
чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в
крынку, да и в печь. Вот вкусное получилось молоко с пенкой. Поставит
хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар.
- Как достать от туда чугунок? (предложения детей обсуждаются).
- Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и
достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили
назвать…ухват.
- Как вы думаете, на какое слово оно похоже? (ухватить).
- Перед едой надо обязательно… что сделать? (руки помыть).
- Н о раньше рукомойников не было. Но зато были деревянные тазы. Их
называли лоханью. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей.
Вот помоют все руки, да за стол. Хозяйка разных блюд поставит: щи в
чугунке, кашу в горшке. Раньше тарелок не было и ели все из одного чугунка
или горшка. Все сели за стол и ждут.
- Как вы думаете, чего все ждут? (ответы детей обсуждаются).
- Все сидят и ждут, когда первую ложку возьмет самый старший в семье.
- Кто в семье самый старший? (Дедушка Иван Петрович).
- Почему надо было ждать, пока Иван Петрович возьмет первую ложку из
чугунка? (ответы детей обсуждаются).
- Все очень уважали старших и никогда вперед старших не лезли. Но ведь и в
старые времена были маленькие проказники. Не дождутся, пока старшие
возьмут из чугунка или горшка, да и шасть в чугунок. А тут ему….
- Как вы думаете, что здесь могло произойти? (ответы детей обсуждаются).
- Самый старший в семье возьмет свою деревянную ложку, да и по лбу тому,
кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков – «Вперед
старших не лезь», старших надо всегда уважать.
- Вот поедят все и опять сидят, ждут, пока самый старший в семье из – за
стола не выйдет. А если кто из младших деток забудет этот наказ, да и выйдет
раньше….
- Что за это получит? (ложкой по лбу).
- Знать, забыл самое главное семейное правило…какое?( не лезь вперед
старших).
- Но наша Аленушка очень хорошая, она все правила знает, старших уважает.
После обеда бабушке посуду в лохань поможет отнести.
- Что в лохани с посудой будут делать? (мыть).
- А когда все будет в порядке, прыг на печку, да и давай просить баюнка…
- Кто такой баюнок? (тряпичная кукла – оберег, которая сказки
рассказывает).
- О чем могла попросить Аленушка баюнка? (сказки прочитать или
рассказать).
- Давайте найдем здесь баюнка и тоже попросим его рассказать нам сказку.
Дети находят на печи тряпичную куклу баюнка, и он им рассказывает сказку
по желанию детей.