Напоминание

Взаимодействие воспитателей и специалистов в логопедическом детском саду


Автор: Дягилева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 94 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Ухта
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие воспитателей и специалистов в логопедическом детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие воспитателей и специалистов в логопедическом детском саду

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется

четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильном распределении нагрузки в течение дня и

преемственностью в работе логопеда, воспитателя и других специалистов детского сада.

Особое значение в процессе коррекционной работы мы придаем созданию в группе

эмоционально-положительного

психологического

климата.

Такой

подход

обеспечивает

благоприятный фон для тесного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога и других

специалистов с детьми и их родителями, а также расширяет возможности оптимизации процесса

развития и обучения наших воспитанников.

Важным фактором эффективности педагогического процесса, на наш взгляд, является

использование особого щадящего режима пребывания детей в ДОУ, что реализуется, прежде

всего, посредством включения обучающих и коррекционно-развивающих воздействий в контекст

спонтанной и специально организованной педагогами деятельности детей в течение всего дня,

применения

согласованных

с

родителями

индивидуальных

вариантов

участия

детей

в

мероприятиях (последнее особенно актуально в период адаптации ребенка к ДОУ, тем более что

мы рассматриваем адаптацию не только применительно к детям раннего и младшего дошкольного

возраста, но во всех возрастных группах).

Говоря о едином речевом пространстве ДОУ, мы имеем в виду строго очерченный круг

требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. Причем наибольший эффект

достигается

соблюдением

этих

требований

всеми

участниками

коррекционно

процесса:

воспитателями, специалистами ДОУ, младшими воспитателями и родителями. Выполнение такого

речевого

режима,

на

наш

взгляд,

способствует

эффективности

коррекционной

работы,

предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.

Основные требования логопедического режима заключаются в следующем:

o

Правильная,

выразительная

речь

учителя

логопеда,

воспитателя,

младшего

воспитателя, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для

дошкольника.

o

Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребенка в

конкретный период, знакомить с ними сотрудников группы должен учитель –

логопед.

o

Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения слов

в

соответствии

с

речевыми

возможностями

ребенка.

Вводить

новые

слова

в

активный словарь детей можно только, руководствуясь рекомендациями учителя –

логопеда.

o

В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты ДОУ.

o

В присутствии ребенка никогда не следует высказывать сомнений по поводу

реальности исправления его речи. Важно внушить ребенку веру в успех.

o

Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять.

o

Воспитателю, музыкальному руководителю, психологу, педагогу дополнительного

образования

следует

посещать

индивидуальные

и

групповые

логопедические

занятия, консультироваться с учителем – логопедом по вопросам исправления речи

детей.

o

Необходимо учить детей давать полные, развернутые ответы. Нужно помогать им

оформлять

собственные

высказывания,

задавая

точные

вопросы,

побуждать

дошкольников к речи.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований всех педагогов и сотрудников

ДОУ возможно преодоление имеющихся у детей нарушений.

Многие исследователи (и мы с ними абсолютно солидарны) высказывают свое мнение о

целесообразности

подбора

лексического

материала,

предлагаемого

детям,

по

тематическому

принципу,

что

способствует

его

усвоению

и

запоминанию,

в

то

время

как

многократное

повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности

словарной работы рекомендуется знакомить ребенка со словом в контексте его практической

деятельности – при лепке, рисовании, ручном труде.

Т.А.

Ткаченко

представляет

методические

рекомендации

к

проведению

занятий

по

совершенствованию лексико-грамматических представлений детей с ОНР, которые заключаются в

следующем:

четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит

детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой

системе с учетом лексических тем);

при

планировании

и

проведении

логопедических

занятий

акцент

делается

на

изучаемую грамматическую категорию;

при

подготовке

занятий

не

ставится

задача

уложить

весь

материал

в

одну

лексическую тему, исключается лексическая замкнутость, словарь расширяется

без ограничений;

высокая

умственная

и

речевая

нагрузка

позволяет

добиться

значительного

обучающего эффекта;

последовательность

в

изучении

лексико-грамматических

тем

установлена

в

соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями

формирования речи при ОНР.

Цели,

которые

достигаются

в

процессе

решения

конкретных

задач,

выстраиваемых

каждым педагогом, включают в себя наряду с общими целями психического развития детей

дошкольного

возраста

(например,

развитие

творческих

способностей,

овладение

основами

математики, овладение грамотой в рамках подготовки к школе, развитие элементов учебной

деятельности и т.п.) цели специфичные в связи с особенностями контингента детей. Специфичные

цели обозначаются учителем – логопедом и сводятся к развитию основных компонентов речевой

системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. В свою очередь, каждый

педагог

на

основе

содержания

конкретной

специально

организуемой

деятельности

детей

выстраивает свою систему целей, задач и направлений работы.

Музыкальная

деятельность.

Основные

задачи

совместной

работы

музыкального

руководителя и учителя – логопеда:

o

совместное

обследование

дошкольников

с

ОНР,

включающее

исследование

музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков, музыкально-ритмических

движений и.т.п.;

o

развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

o

развитие

основных

компонентов

звуковой

культуры

речи:

интонации,

ритмико-

мелодической стороны;

o

формирование

правильного

речевого

и

певческого

дыхания,

изменение

силы

и

высоты голоса в зависимости от контекста;

o

обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными

музыкальными произведениями;

o

обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным учителем – логопедом

лексическим темам;

o

развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического

движения

(координация

речи

с

движением),

игры

на

детских

музыкальных

инструментах.

Таким

образом,

музыкальные

занятия

подчинены

целям

коррекции

ОНР,

развитию

коммуникативной функции речи и личности ребенка в целом.

Физическое развитие. Инструктор по физической культуре на специальных занятиях с

детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных

умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание

обращается

на

возможность

автоматизации

поставленных

учителем

логопедом

звуков,

закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных

игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

Инструктор также включен в общую систему диагностики дошкольников с ОНР, изучая,

наравне со специфическими, такие стороны детского развития, как особенности переключения,

концентрации

внимания,

выполнение

двух-

и

трехступенчатых

словесных

инструкций,

воспроизведение движений по оптико-пространственным характеристикам, координация сложных

движений.

Особенности

планирования

занятий

с

детьми

на

занятиях

по

физической

культуре

состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений

и навыков, дополняется заданиями на коррекцию двигательных нарушений, характерных для

детей с ОНР, особенно, с дизартрией, алалией, заиканием.

Воспитатели строят свою специально организованную деятельность с детьми по такому

же алгоритму: первичное обследование, анализ результатов, составление программы развития

каждого

ребенка

на

начало

учебного

года,

планирование

работы

в

соответствии

с

учебно-

тематическими планами учителя – логопеда и с учетом формируемых на занятиях лексико-

грамматических средств языка. Их работа осуществляется по всем направлениям воспитательно-

образовательной работы в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.

Конструктивная

деятельность.

В

процессе

обучения

конструктивным

навыкам

воспитатель ставит задачи формирования единого механизма деятельности, овладения способами

восприятия как отдельных свойств объектов, так и их целостного образа; совершенствование

умения самостоятельно выбирать средства практического осуществления задания; формирования

навыка использования в речи конструктивных понятий; развития мотивационной речи в процессе

конструктивной

деятельности.

Особое

значение

имеют

занятия,

на

которых

развивается

способность действовать согласно словесной инструкции, совершенствуются пространственные

представления.

Развитие

элементарных

математических

представлений.

Учитывая

особо

важное

значение

развития

элементарных

математических

представлений

для

успешной

подготовки

дошкольников с ОНР к обучению в школе, воспитатель работает над закреплением и пониманием

использования в речи наречий, передающих пространственное отношение (справа, слева, вверху,

внизу), для обозначения математических понятий (больше, меньше, равно), развитием речи при

составлении

арифметических

задач,

где

следует

соблюдать

логику,

последовательность

и

правильное

грамматическое

оформление

предложения.

Наряду

с

этим,

перспективное

планирование по ФЭМП ставит своей целью активизацию речи детей, закрепление основных

грамматических категорий, над которыми работает учитель – логопед. Кроме того, существенное

место отводится дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных

процессов (мыслительных операций, памяти, внимания), тематика которых также совпадает с

изучаемой лексической темой.

Изобразительная деятельность. Планирование работы по изобразительной деятельности

также разработано в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя – логопеда. В каждую

включены

лексико-грамматические

упражнения

с

целью

закрепит

навыки,

усвоенные

на

логопедических занятиях. В конце каждого занятия используются игровые упражнения, в ходе

которых закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной

программой.

Развитие

экологической

культуры.

Целью

работы

в

данном

направлении

в

логопедическом детском саду становится знакомство с окружающим миром, развитие творческой

личности, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней, формирование лексико-

грамматических категорий у детей с нарушениями речи.

В ходе работы решаются следующие задачи:

учить детей наблюдать, анализировать, делать определенные выводы;

расширять знания детей о природе;

прививать детям трудовые природоведческие навыки;

закреплять правила поведения на природе и формировать осознанно правильное

отношение к ней;

расширять

активный

и

пассивный

словарь,

совершенствовать

грамматический

строй, развивать связную речь дошкольников с ОНР.

В

процессе

экологического

воспитания,

построенного

таким

образом,

дети

учатся

наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, у них развиваются все формы речи, и,

прежде всего, диалогическая.

Развитие естественно-научных представлений. Планируемая цель – развитие лексико-

грамматических средств языка у детей с ОНР, автоматизация навыков речи через формирование

элементарной

системы

знаний

о

неживой

природе.

Задачи

конкретизируют

деятельность

воспитателя и сводятся к следующим:

- дать детям достаточно полное и правильное представление как о внешних свойствах

явлений неживой природы, та и о некоторых внутренних связях и отношениях;

-

научить

детей

подходить

к

пониманию

физических

явлений

с

научных

позиций,

отражая свое отношение к явлениям в устной речи;

- научить детей использовать красочные речевые обороты и синтаксические конструкции

по изучаемым темам.

Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре. Цель данного

направления – формирование у дошкольников первоначальных элементарных представлений о

развитии

человека

в

истории

и

культуре,

развитие

познавательно

активности,

расширение

кругозора, развитие связной речи.

Театрализованная

деятельность.

Потешки,

стихотворения,

сказки,

подобранные

в

соответствии с лексическими темами учителя – логопеда, позволяют расширять, активизировать,

обогащать словарный запас детей. при организации театрализованной деятельности воспитатель

не только заучивает с детьми стихотворения, потешки, но и обыгрывает их с использованием

пальчикового, теневого, настольного, кукольного и пр. театра. Планирование по театрализованной

деятельности дополняется этюдными тренажами, которые позволяют при передаче характера

персонажа

пользоваться

выразительными

средствами

(мимикой,

интонацией,

жестом,

позой,

походкой).

И,

несомненно,

в

задачи

воспитателя

входит

организация самостоятельной

деятельности детей. На самостоятельную деятельность детей в общей сложности отводится 2-3

часа в день пребывания ребенка в детском саду. Наряду с развитием творческой активности детей

в рамках свободой самостоятельной деятельности закрепляются навыки речевого общения и

взаимодействия со сверстниками. Роль воспитателя состоит в том, чтобы создавать разнообразную

предметную

среду,

обеспечивая

каждому

ребенку

максимум

условий

для

контактов

со

сверстниками.

Воспитатель

предусматривает

закрепление

логопедических

зданий

в

процессе

выполнения всех режимных моментов (прогулок, коллективных и индивидуальных игр).

Развитие психических процессов. В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие

психолога

крайне

необходимо.

Осуществляя

преемственность

в

работе

всех

педагогов

ДОУ,

психолог

опирается

на

содержание

логопедических

занятий.

На

занятиях

по

развитию

зрительного восприятия, внимания, слуховой кратковременной памяти, мыслительных операций,

воображения психолог решает и речевые задачи согласно коррекционной программе: пополнение

предметного

словаря

и

словаря

признаков,

отработка

согласования

прилагательных

с

существительными, развитие импрессивной речи – понимание сложных логико-пространственных

грамматических конструкций и т.д.

И, конечно, одно из направлений в работе психолога – это выработка рекомендаций для

педагогов и родителей с учетом особенностей развития психических процессов дошкольников с

ОНР.

Таким образом, взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми с ОНР, в едином

коррекционно-воспитательном

процессе

позволяют

реализовать

комплексный

подход,

направленный на формирование речевой деятельности и общего всестороннего гармоничного

развития личности нишах воспитанников.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими ОНР, а также, дальнейшие

поиски вариантов комплексного подхода к оказанию коррекционно-развивающей помощи нашим

воспитанникам, подтолкнули нас к идее организации и проведения специфической культурно-

досуговой деятельности, а именно разработке серии логопедических досугов. Данной теме будет

посвящено одно из следующих заседаний в нашем базовом учреждении.

Успех

коррекционно-воспитательной

работы

в

логопедической

группе

определяется

строгой,

продуманной

системой,

суть

которой

заключается

в

логопедизации

всего

учебно-

воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда

и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы:

1.

постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.

закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3.

целенаправленная активизация отработанной лексики.

4.

упражнение

в

правильном

употреблении

сформированных

грамматических

категорий.

5.

развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на

бездефектном речевом материале.

6.

закрепление навыков чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

1.

артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) – выполняется

в течение дня 3-5 раз.

2.

пальчиковая гимнастика – выполняется в комплексе артикуляционной 3-5 раз в день.

3.

корригирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы –

выполняется ежедневно после дневного сна.

4.

вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда:

работа ведется по индивидуальным тетрадям детей.

содержание данных занятий определено программой:

- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

- повторение лексико-грамматических упражнений;

- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5.

фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом

логопедической работы).

Отличительной

особенностью

фронтальных

занятий

воспитателя

в

логогруппе

является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и

коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия

6.

коррекционная

работа

вне

занятий

во

время

режимных

моментов,

самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке,

экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой

практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в

повседневной жизни и деятельности детей.

Взаимодействие

логопеда

с

воспитателем

является

одной

из

наиболее

важных

составляющих коррекционной работы. В перечень обязательной документации логопеда входит

тетрадь взаимодействия с воспитателями. По мнению Нищевой Н.В., эта тетрадь может содержать

три раздела:

1.

логопедические пятиминутки.

2.

игры и упражнения.

3.

индивидуальная работа с детьми.

Логопедические пятиминутки могут использоваться воспитателями на любых занятиях.

Они

должны

быть

короткими,

разнообразными,

интересными

и

обязательно

соответствовать

изучаемой на неделе лексической теме, способствуя развитию всех компонентов речи и неречевых

психических функций у детей. Логопед указывает цели каждой пятиминутки и дает методические

рекомендации по ее проведению.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут использоваться воспитателями в

качестве физкультминуток на занятиях или в качестве динамических минуток на прогулках и во

второй половине дня.

Для индивидуальных занятий воспитателя с детьми во второй половине дня отводится от

30 до 40 минут в разных возрастных группах. Ежедневно логопед рекомендует воспитателю

занятия

с

тремя

детьми,

включающие

общую

и

специальную

артикуляционные

гимнастики,

задания

на

автоматизацию

и

дифференциацию

звуков,

а

также

задания

по

тем

разделам

программы, которые усваиваются детьми с наибольшим трудом.

Список используемой литературы:

1.

Волосовец

Т.В.,

Сазонова

С.Н.

Организация

педагогического

процесса

в

ДОУ

компенсирующего вида. – М.: ВЛАДОС, 2004.

2.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической

группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизин и деятельности детей. – М.:

Гном и Д, 2000.

3.

Коррекционно – педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи. /Под ред.

Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Сфера, 2007.

4.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. –

СПб: Детство – пресс, 2007.

5.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Под общ. ред. Т.В. Волосовец – М.:

В. Секачев, 2007.



В раздел образования