Напоминание

"РАДИОЭЛЕКТРОНИКА"


Автор: Галеев Виталий Аскарович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МПКУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Образовательная программа дополнительного образования детей
Тема: "РАДИОЭЛЕКТРОНИКА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Галеев В.А.

педагог дополнительного образования

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«РАДИОЭЛЕКТРОНИКА»

Возраст обучающихся – 11-17 лет

Срок реализации программы – 3 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

«Радиоэлектроника»

относится

к научно-технической

направленности.

В

основе

данной

программы

лежит

образовательная

программа

дополнительного

образования

детей

«Радиоэлектроника»

Н.Э.

Першина

1

.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность

Электроника

стала

неотъемлемой

частью

жизни

современного

человека.

Дети, занимаясь по данной программе в системе дополнительного образования,

имеют возможность узнать о том, как работают различные электронные устройства

и как они устроены.

Во

время

занятий

по

программе

«Радиоэлектроника»

у

обучающихся

формируются практические навыки по конструированию и изготовлению, а также

ремонту

различных

электронных

устройств,

они

изучат

вопросы

разработки,

исследования, технического обслуживания и восстановления работоспособности

бытовой электронной аппаратуры, а также радиоконструирования и исследования

характеристик электронных схем с помощью компьютера

2

.

Цель и задачи программы

Настоящая программа ставит целью формирование технически грамотной,

творческой и культурно развитой личности через обучение радиоэлектронике.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

дать основы знаний в области радиотехники и электроники;

обучить

применять

на

практике

полученные

знания

по

созданию

и

ремонту различных устройств электроники и автоматики;

дать

представление

о

путях

разработки

авторских

изделий

или

воспроизводства известных электрических схем и устройств;

научить

планированию

и

проведению

научно-практических

и

исследовательских работ, экспериментов, наблюдений, измерений или опытов;

1

Першина Н. Э., Ковалев А. И. Исследование интенсивности радиоизлучения мобильных телефонов. Учебное

пособие. – М.: ДНТТМ, 2009.

2

Ковалев А. И., Коноваленко А. Ф., Котов О. Ю., Першина Н. Э. Каталог радиотехнических разработок,

используемых на занятиях по радиоэлектронике. – М.: ДНТТМ, 2008.

1

обучить работе с информационными ресурсами (Интернет, техническая и

справочная литература) и правилам оформления полученных результатов.

Развивающие:

сформировать

и

развить

навыки

проведения

исследовательских

и

экспериментальных работ;

развить воображение, творческое мышление и навыки выполнения научно-

практических работ.

Воспитательные:

способствовать воспитанию культурной и технически развитой личности;

воспитать трудолюбие, коммуникабельность, толерантность;

воспитать чувство коллективизма.

Учебные

группы

первого

года

обучения

в

зависимости

от

содержания

обучения имеют различные названия.

1.

«Основы

радиоэлектроники»,

где

изучаются

основные

понятия

физических

величин,

радиодеталей

и

материалов,

обучающиеся

осваивают

конструирование простых радиоэлектронных устройств

3

.

2.

«Виртуальная

радиоэлектроника»

отдельное

направление,

в

рамках

которого

обучающиеся

изучают

не

только

конструирование

радиоэлектронных

устройств, но и учатся моделировать их с помощью компьютерных программ, а

также

создавать

обучающие

программы

по

радиоэлектронике

и

программно-

аппаратные комплексы.

Группы второго года обучения называются «Радиоэлектроника» и работают

по единому учебно-тематическому плану.

Группы

третьего

года

обучения

называются

«Радиотехника»,

в

них

проводятся исследования по оптимизации характеристик радиоэлектронных схем,

разрабатываются

новые

проекты

и

автоматические

устройства,

пригодные

к

практическому использованию.

Возраст детей и сроки реализации программы

Программа

рассчитана

на

три

года

обучения

и

предназначена

для

школьников в возрасте от 11 до 18 лет.

Формы и режим занятий

Основная форма работы – групповые занятия, на которых обучающиеся

получают теоретические знания и практические навыки.

Оптимальная численность учебной группы 6-8 человек, что соответствует

количеству

монтажных

столов

и

посадочных

мест

в

л а б о р ато р ии

«Радиоэлектроника».

Кроме

того,

изучаемый

предмет

является

технически

сложным, требует тщательного соблюдения правил по технике безопасности и

особо внимательного отношения к теоретической и практической части занятий со

стороны обучающихся и педагогов.

В качестве формы обучения используется также индивидуальная учебно-

исследовательская работа под руководством преподавателя по индивидуальным

3

Ковалев А. И., Коноваленко А. Ф., Котов О. Ю., Першина Н. Э. Каталог радиотехнических разработок,

используемых на занятиях по радиоэлектронике. – М.: ДНТТМ, 2008.

2

учебным планам.

Занятия каждой учебной группы проходят два раза в неделю по два часа,

всего 144 часа за год.

Практика проведения занятий по данному учебно-тематическому плану в

лаборатории

«Радиоэлектроника»

показывает,

что

такая

организация

занятий

позволяет

реализовать

программу

обучения

одновременно

в

восьми

и

более

учебных

группах

(по

8

человек

в

каждой)

при

использовании

лабораторного

помещения и кабинета с компьютером

4

.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

После первого года обучения обучающиеся:

овладеют базовыми знаниями по радиотехнике и электронике;

научатся

качественно

паять

и

ремонтировать

простейшие

бытовые

электроприборы;

научатся находить необходимую информацию в справочной литературе и

сети Интернет;

сумеют самостоятельно проектировать и изготавливать монтажную схему

электронного устройства на основе принципиальной схемы;

овладеют основными навыками работы в коллективе.

После второго года обучения обучающиеся:

овладеют углублёнными знаниями по радиотехнике и электронике;

будут уметь изготавливать печатные платы различными способами;

сумеют проектировать и изготавливать сложные электронные устройства и

проводить исследования их параметров;

разовьют чувство ответственности, трудолюбие;

овладеют основами технической культуры.

После третьего года обучения обучающиеся:

научатся конструировать сложные и автоматические электронные приборы;

освоят проведение экспериментов, наблюдений, измерений, опытов;

научатся планировать и проводить научно-практические и исследовательские

работы;

научатся

оформлять,

представлять

и

защищать

доклады

по

своим

исследовательским разработкам на конференциях и выставках различного уровня;

овладеют навыками бесконфликтного, созидательного общения.

Способы проверки образовательных результатов

В

процессе

обучения

в

течение

года

проходит

регулярное

тестирование

обучающихся с целью контроля уровня знаний. Тестирование завершает каждую

пройденную

тему.

Освоение

техники

выполнения

работ,

техники

паяния,

практических навыков по сбору микросхем контролируется постоянно, в процессе

выполнения

практических

заданий.

Основным

итогом

обучения

подростков

является созданная ими какая-либо законченная творческая работа, в процессе

разработки которой обучающиеся применяют и демонстрируют все полученные

знания и умения.

4

Ковалев А. И., Коноваленко А. Ф., Котов О. Ю., Першина Н. Э. Каталог радиотехнических разработок,

используемых на занятиях по радиоэлектронике. – М.: ДНТТМ, 2008.

3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения «Основы радиоэлектроники»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводный раздел

4

2

6

1.1

Собеседование с детьми

2

-

2

1.2

Вводное занятие

2

2

4

2

Паяльные работы

2

22

24

2.1

Методы пайки и приёмы паяльных работ

2

-

2

2.2

Примеры пайки изделий различного назначения

-

10

10

2.3

Номенклатура основных радиодеталей, методы

их подготовки к монтажу

-

12

12

3

Электро-радиоматериалы

6

12

18

3.1

Физические и химические свойства основных

электро-радиоматериалов и радиодеталей

2

4

6

3.2

Назначение материалов

и навыки работы с ними

2

4

6

3.3

Понятие печатной платы,

технология изготовления

2

4

6

4

Слесарные работы

4

12

16

4.1

Назначение инструментов

и навыки работы с ними

2

6

8

4.2

Изготовление простейших конструкций

и корпусов

2

6

8

5

Электрические цепи

32

36

68

5.1

Электрическое напряжение и ток,

единицы измерений

4

6

10

5.2

Закон Ома

6

6

12

5.3

Назначение и параметры

основных видов радиодеталей

6

6

12

5.4

Приёмы изготовления различных схем

6

6

12

5.5

Интегральные микросхемы

4

6

10

5.6

Схемы более сложной конфигурации

6

6

12

6

Итоговый раздел

2

10

12

6.1

Конкурс «Радиоконструктор»

-

4

4

6.2

Конференция «Радиопоиск»

-

6

6

6.3

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

50

94

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения «Основы радиоэлектроники»

Раздел 1. Вводный раздел.

Тема 1.1. Собеседование с детьми.

Выяснение

области

интересов

обучающихся,

представлений

о

радиоэлектронике.

Ознакомление с программой.

Тема 1.2. Вводное занятие.

Статус учебной группы в лаборатории «Радиоэлектроника».

Общий

сбор

записавшихся

вне

рабочих

помещений

и

формирование

4

одновозрастных

учебных

групп.

Ознакомление

обучающихся

с

успехами

и

достижениями предыдущих лет. Обзорная экскурсия по ДНТТМ. Ознакомление с

назначением оборудования лаборатории. Оформление данных об обучающихся и

подготовка их к работе в соответствии с общими требованиями и установившимися

традициями

творческого

коллектива.

Викторина

(тест)

на

первичные

(элементарные) знания радиотехники. Ознакомление с правами и обязанностями

обучающихся. Тренировка аварийной эвакуации из помещения. Организация своего

рабочего

места.

Соблюдение

правил

личной

гигиены

и

производственной

санитарии. Техника безопасности.

Базовые понятия в электротехнике.

Правила техники безопасности, методы безопасной работы. Моделирование

гипотетически опасных ситуаций: по пути на занятия, при работе с электричеством, с

опасными

жидкостями,

при

использовании

паяльника,

режущего

и

колющего

инструмента и т.п. Демонстрация искусственного короткого замыкания. Измерение

электрического сопротивления каждого обучающегося с помощью электронного

вольтметра (для определения уровня его безопасного напряжения). Порядок действия

при обнаружении неисправностей и при отказах электрооборудования. Способы

оказания первой помощи при травмах.

Практическая

часть.

Изготовление

про стейшей

схемы

д л я

проверки

цепей

(из

батарейки

и

лампочки,

светодиода)

и

обучение

с

её

помощью

проведению

дефектации

(без

включения

электропитания)

домашних

электрических

приборов

и

их

ремонта.

Определения

понятий:

«разность

электрических потенциалов», «электрический разряд», «электрическое напряжение

и сила тока», «сопротивление электрическому току», «короткое замыкание». Закон

Ома для участка цепи («треугольник Ома»).

Раздел 2. Паяльные работы.

Тема 2.1. Методы пайки и приёмы паяльных работ.

Номенклатура основных радиодеталей, их демонстрация, пояснения видов

монтажа, вид и классификация паяльников, их назначение и устройство, выбор

паяльников для различных видов работ (подставки, паяльные принадлежности,

способы и средства ухода за паяльниками). Способы и приёмы пайки, режимы

пайки,

технология

пайки,

критерии

оценки

качества

пайки.

Инструмент

и

приспособления (зажимы, тиски, державки, ножи, скальпели, отсосы, насадки).

Тема 2.2. Примеры пайки изделий различного назначения.

Практическая часть.

Изготовление учебных пособий и «сувенирных»

работ:

– опробование паяльника, подготовка его к работе;

учебная

выпайка

радиодеталей,

показ

радиодеталей

и

особенности

их

пайки;

– отработка навыков и режимов пайки;

– сортировка выпаянных деталей;

– подготовка деталей к повторному использованию;

– зачистка и облуживание проводников;

– пайка зачётных изделий.

Т е м а

2 . 3 .

Номенклатура

основных

радиодеталей,

методы

их

подготовки к монтажу.

Практическая часть. Монтаж радиодеталей.

Раздел 3. Электро-радиоматериалы.

Тема

3.1.

Физические

и

химические

свойства

основных

электро-

5

радиоматериалов и радиодеталей.

Свойства и методы обработки материалов. Химические и физические свойства

веществ,

химикатов,

основных

деталей,

элементов,

широко

применяемых

в

радиолюбительстве. Общая классификация, наименование и основные свойства

материалов, широко применяемых в радиолюбительстве.

Методы и способы их

обработки. Применяемые химикаты, вещества, способы работы с ними, хранение.

Варианты вторичного использования материалов, химикатов, веществ.

Практическая часть. Отработка приёмов работы с химикатами.

Тема 3.2. Назначение материалов и навыки работы с ними.

Основные виды электроустановочных изделий, бытовых электроприборов.

Внешний вид, наименование, устройство и ремонт электродеталей, установочных

изделий.

Этапы

изготовления

изделий.

Устройство

простых

бытовых

электроприборов.

Практическая

часть. Отработка

приёмов

работы

по

изготовлению

электрических приборов.

Тема 3.3. Понятие печатной платы, технология изготовления.

Виды печатных плат.

Практическая

часть. Отработка

приёмов

изготовления

простейшей

печатной платы.

Раздел 4. Слесарные работы.

Тема 4.1. Назначение инструментов и навыки работы с ними.

Технология работы слесарным инструментом с различными материалами.

Практическая часть. Ремонт повреждённых или изношенных домашних

предметов (украшений, игрушек, хозяйственных вещей и др.).

Тема 4.2. Изготовление простейших конструкций и корпусов.

Способы изготовления корпусов радиоизделий, ремонт механических частей

аппаратуры. Основы технической графики, наименование и назначение, эксплуатация

слесарно-монтажного инструмента, приёмы работы.

Практическая часть. Отработка приёмов и технологий выполнения работ.

Раздел 5. Электрические цепи.

Тема 5.1. Электрическое напряжение и ток, единицы измерений.

Понятия об электрическом поле, напряжении, силе тока, сопротивлении.

Практическая часть. Чтение схем, зарисовка схем.

Тема 5.2. Закон Ома.

Закон

Ома

.

Изображение

электрических

цепей

и

их

реальный

вид.

Проводники, изоляторы, полупроводники.

Практическая

часть.

Построение

в

тетради

р аб ото спо со б но й

принципиальной схемы. Обсуждение возможных вариантов.

Тема 5.3. Назначение и параметры основных видов радиодеталей.

Резисторы, конденсаторы, транзисторы, диоды и т.д., их графическое и

буквенное обозначение, правила соединения.

Практическая

часть.

Ознакомление

с

буквенными

обозначениями

и

графическими

изображениями

на

радиодеталях

и

принципиальных

схемах.

Техническое обслуживание бытовых электроприборов.

Тема 5.4. Приёмы изготовления различных схем.

Схемы:

электрический

пробник,

электронный

сторож,

указатель

поворотов на транзисторах.

Правила условного изображения электрических цепей,

параллельное и последовательное соединение элементов. Внешний вид элементов

6

простых

цепей

(монтажных

проводов,

дорожек

печатного

монтажа,

предохранителей,

гальванических

элементов

и

батарей,

лампочек,

катушек

индуктивности,

выключателей,

дросселей,

конденсаторов,

резисторов).

Их

условные графические изображения.

Практическая

часть.

Последовательное

и

параллельное

соединение

лампочек. Изготовление схем по карточкам с заданиями.

Тема 5.5. Интегральные микросхемы.

Структурные схемы проигрывателей, магнитофонов, радиоприемников.

Практическая часть. Работа со схемами, моделирование ситуаций.

Тема 5.6. Схемы более сложной конфигурации.

Схемы

генератора

световых

импульсов,

мелодичного

звонка.

Чтение

структурных

схем,

вычерчивание

учебных

схем,

подбор

деталей,

техническое

обслуживание бытовых электроприборов. Разделка на узлы и блоки неремонтопригодных

проигрывателей,

магнитофонов

с

анализом

компоновки.

Сборки

простейших

электрических цепей на использованных печатных платах. Объяснения работы простых

принципиальных схем бытовых электроприборов. Реконструкции вида принципиальной

схемы по предложенной монтажной схеме. Перевод (трансформация) принципиальной

схемы на печатную плату произвольной конфигурации. Доработка схем под имеющиеся

детали.

Практическая

часть.

Изготовление

схем

электрических

соединений,

состоящих

из

проводников,

выключателя,

батарейки,

лампочки

(светодиода),

резистора

с использованием ИМС по предложенным методическим разработкам.

Вычерчивание и пайка схем.

Раздел 6. Итоговый раздел.

Тема 6.1. Конкурс «Радиоконструктор».

Практическая

часть.

Подготовка

работ:

теоретическое

обоснование,

практическое

выполнение.

Демонстрация

работ

на

конкурсе,

выступление.

Обсуждение результатов.

Тема 6.2. Конференция «Радиопоиск».

Практическая

часть.

Подготовка

работ:

теоретическое

обоснование,

практическое выполнение. Демонстрация работ на конкурсе, выступление.

Тема 6.3. Итоговое занятие.

Отчёт каждого обучающегося о том, что он изготовил, отремонтировал для

себя или коллектива в течение учебного года. Отчёт о достижениях творческого

объединения и об участии каждого обучающегося в отдельности в конкурсных

мероприятиях. Обсуждение недостатков, ошибок в работе каждого и коллектива.

Ознакомление с планом летней практики в помещении лаборатории. Обсуждение

перспектив на следующий учебный год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения «Виртуальная радиоэлектроника»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводный раздел

8

2

10

1.1

Собеседование с детьми

6

-

6

1.2

Вводное занятие

2

2

4

2

Паяльные работы

2

16

18

7

2.1

Методы пайки и приёмы паяльных работ

2

-

2

2.2

Примеры пайки изделий

различного назначения

-

8

8

2.3

Номенклатура основных радиодеталей, методы их

подготовки к монтажу

-

8

8

3

Электрические цепи

12

24

36

3.1

Электрическое напряжение и ток,

единицы измерения

2

4

6

3.2

Закон Ома

2

4

6

3.3

Назначение и параметры основных видов

радиодеталей

2

4

6

3.4

Правила изображения электрических цепей

2

4

6

3.5

Интегральные микросхемы (ИМС)

2

4

6

3.6.

Схемы более сложной конфигурации

2

4

6

4

Прикладные программы

14

42

56

4.1

Программа Power Point как инструмент

для создания обучающих программ по

радиоэлектронике

6

14

20

4.2

Программа MS Excel и её применение

в радиоэлектронике

4

12

16

4.3

Приёмы моделирования электронных устройств с

помощью программы

Electronics Workbench

4

16

20

5

Итоговый раздел

2

22

24

5.1

Конкурс «Радиоконструктор»

-

10

10

5.2

Конференция «Радиопоиск»

-

12

12

5.3

Итоговое занятие

2

2

Итого

38

106

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения «Виртуальная радиоэлектроника»

Раздел 1. Вводный раздел.

Тема 1.1. Собеседование с детьми.

Выяснение области их интереса, представлений о радиоэлектронике.

Тема 1.2. Вводное занятие.

Обзорная экскурсия по ДНТТМ. Ознакомление обучающихся с успехами и

достижениями предыдущих лет, с назначением оборудования лаборатории. Викторина

(тест)

на

проверку

базовых

знаний

обучающихся

на

начало

учебного

года.

Ознакомление с правами и обязанностями обучающихся. Тренировка аварийной

эвакуации из помещения. Организация своего рабочего места. Соблюдение правил

личной гигиены и производственной санитарии.

Техника безопасности. Правила техники безопасности, методы безопасной

работы. Моделирование гипотетически опасных ситуаций: по пути на занятия, при

работе с электричеством, с опасными жидкостями, при использовании паяльника,

режущего и колющего инструмента и т.п. Порядок действия при обнаружении

неисправностей и при отказах электрооборудования.

Практическая часть. Демонстрация искусственного короткого замыкания.

Измерение

электрического

сопротивления

каждого

ученика

с

помощью

8

электронного вольтметра (для определения уровня его безопасного напряжения).

Раздел 2. Паяльные работы.

Тема 2.1. Методы пайки и приёмы паяльных работ.

Номенклатура основных радиодеталей, их демонстрация, пояснения видов

монтажа, вид и классификация паяльников, их назначение и устройство, выбор

паяльников для различных видов работ (подставки, паяльные принадлежности,

способы и средства ухода за паяльниками). Способы и приемы пайки, режимы

пайки,

технология

пайки,

критерии

оценки

качества

пайки.

Инструмент

и

приспособления (зажимы, тиски, державки, ножи, скальпели, отсосы, насадки).

Тема 2.2. Примеры пайки изделий различного назначения.

Практическая часть. Пайка изделий различного назначения:

Изготовление

учебных пособий и «сувенирных» работ.

Опробование паяльника, подготовка его к

работе; учебная выпайка радиодеталей, показ радиодеталей и особенности их пайки;

отработка навыков и режимов пайки; сортировка выпаянных деталей;

подготовка

деталей к повторному использованию; зачистка и облуживание проводников; пайка

зач1тных изделий.

Тема

2.3.

Номенклатура

основных

радиодеталей,

методы

их

подготовки к монтажу.

Практическая часть. Монтаж радиодеталей.

Раздел 3. Электрические цепи.

Тема 3.1. Электрическое напряжение и ток, единицы измерений.

Понятия об электрическом поле, напряжении, силе тока, сопротивлении.

Практическая часть. Зарисовка схем.

Тема 3.2. Закон Ома.

Закон

Ома

.

Изображение

электрических

цепей

и

их

реальный

вид.

Проводники, изоляторы, полупроводники.

Практическая

часть.

Вычерчивание

в

тетради

работоспособной

принципиальной схемы.

Тема 3.3. Назначение и параметры основных видов радиодеталей.

Резисторы, конденсаторы, транзисторы, диоды и т.д., их графическое и

буквенное обозначение, единицы измерения, правила соединения.

Практическая часть. Работа с буквенными обозначениями, графическими

изображениями на радиодеталях и принципиальных схемах.

Тема 3.4. Правила

изображения электрических цепей.

Правила

условного

изображения

электрических

цепей,

параллельное

и

последовательное соединение элементов. Внешний вид элементов простых цепей

(монтажных

проводов,

дорожек

печатного

монтажа,

предохранителей,

гальванических

элементов

и

батарей,

лампочек,

катушек

индуктивности,

выключателей, дросселей, конденсаторов, резисторов). Их условные графические

изображения.

Практическая часть.

Изготовление различных схем по предложенным

методическим

материалам

(электрический

пробник,

электронный

сторож,

указатель

поворотов

на

транзисторах).

Последовательное

и

параллельное

соединение лампочек.

Тема 3.4. Интегральные микросхемы (ИМС).

Структурные схемы проигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников.

Практическая часть. Работа со схемами, моделирование ситуаций.

Тема 3.6. Схемы более сложной конфигурации.

9

Схемы генератора световых импульсов, мелодичного звонка.

Практическая часть.

Чтение структурных схем, вычерчивание учебных

схем,

подбор

деталей,

техническое

обслуживание

бытовых

электроприборов.

Разделка на узлы и блоки неремонтопригодных проигрывателей, магнитофонов с

анализом

компоновки.

Сборка

простейших

электрических

цепей

на

использованных печатных платах. Объяснения работы простых принципиальных

схем

бытовых

электроприборов.

Реконструкции

(восстановления)

вида

принципиальной

схемы

по

предложенной

монтажной

схеме.

Перевод

(трансформация)

принципиальной

схемы

на

печатную

плату

произвольной

конфигурации.

Доработка

схем

под

имеющиеся

детали.

Изготовление

схем

электрических соединений, состоящих из проводников, выключателя, батарейки,

лампочки

(светодиода),

резистора

с использованием ИМС по предложенным

методическим разработкам.

Вычерчивание и пайка схем.

Раздел 4. Прикладные компьютерные программы.

Тема

4.1.

Программа

PowerPoint

как

инструмент

для

создания

обучающих программ по радиоэлектронике.

Структура программы PowerPoint. Её назначение, функции и возможности.

Электронное меню и его применение для моделирования радиоэлектронных схем.

Практическая часть. Применение PowerPoint для создания обучающих

программ. Измерение параметров схем и снятие электронных характеристик с

помощью виртуальных измерительных приборов. Создание обучающих программ

по радиоэлектронике с применением возможностей программы PowerPoint.

Тема 4.2. Программа MS Excel и её применение в радиоэлектронике.

Структура программы MS Excel. Её назначение, функции и возможности.

Электронного меню.

Практическая часть. Применение программы MS Excel для измерения и

отображения амплитудно-частотных характеристик радиоэлектронных устройств.

Тема 4.3. Приёмы моделирования электронных устройств с помощью

программы Electronics Workbench.

Структура

программы

Electronics

Workbench,

её

назначения,

функции

и

возможности. Электронное меню.

Практическая

часть.

С

помощью

программы

Electronics

Workbench

проведение:

моделирования

электронных

устройств;

изучения

характеристик

радиоэлектронных

устройств;

сравнительного

анализа

смоделированных

виртуальных

устройств

с

аналогичными

реальными

радиоэлектронными

конструкциями.

Раздел 5. Итоговый раздел.

Тема 5.1. Конкурс «Радиоконструктор».

Практическая часть. Определение работ для представления на конкурс,

выставку

или

конференцию.

Подготовка

тезисов

и

письменных

докладов.

Вычерчивание электронных схем на формате А3. Репетиция докладов. Доработка

материалов доклада по замечаниям и рекомендациям руководителя.

Тема 5.2. Конференция «Радиопоиск».

Практическая часть. Определение работ для представления на конкурс,

выставку

или

конференцию.

Подготовка

тезисов

и

письменных

докладов.

Вычерчивание электронных схем на формате А3. Репетиция докладов. Доработка

материалов доклада по замечаниям и рекомендациям руководителя.

Тема 5.3. Итоговое занятие.

10

Обзор

изученных

тем

и

изготовленных

образцов.

Отчёт

каждого

обучающегося о том, что он изготовил, отремонтировал для себя или коллектива.

Обсуждение достижений творческого объединения и каждого обучающегося в

отдельности в конкурсных мероприятиях. Ознакомление с планом летней практики

в помещении лаборатории. Обсуждение перспектив работы в следующем учебном

году.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения «Радиоэлектроника»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводный раздел

2

-

2

1.1

Вводное занятие

2

-

2

2

Основы конструирования

8

24

32

2.1

Принципиальная и монтажная схемы

2

6

8

2.2

Подбор деталей

2

6

8

2.3

Монтаж плат и отдельных блоков

2

6

8

2.4

Технология опытно-конструкторских работ,

технология изготовления печатных плат

расчёт и изготовление усилителей низкой

частоты

2

6

8

3

Сигналы и параметры радиотехнической

аппаратуры (РТА)

4

32

36

3.1

Формы, значения, преобразования

электрических сигналов

1

8

9

3.2

Принципы выпрямления

переменного тока

1

8

9

3.3

Адаптер

1

8

9

3.4

Исследование выпрямителя

1

8

9

4

Функции радиоаппаратуры

8

24

32

4.1

Теория и практика восстановления

радиоаппаратуры

2

6

8

4.2

Индуктивность, катушки, трансформаторы

2

6

8

4.3

Магнитное поле, радиоволны, диапазоны

радиочастот

2

6

8

4.4

Приемные и передающие устройства

2

6

8

5

Основы измерений

8

12

20

5.1

Измерительные приборы

4

6

10

5.2

Практика исследовательских и

конструкторских работ

4

6

10

6

Итоговый раздел

2

20

22

6.1

Конкурс «Радиоконструктор»

-

10

10

6.2

Конференция «Радиопоиск»

-

10

10

6.3

Итоговое занятие

2

2

Итого

32

112

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения «Радиоэлектроника»

11

Раздел 1. Вводный раздел.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Ознакомление обучающихся с успехами и достижениями предыдущих лет.

Обзорная

экскурсия

по

ДНТТМ.

Ознакомление

с

назначением

оборудования

лаборатории. Оформление данных об обучающихся и подготовка их к работе в

соответствии с общими требованиями и установившимися традициями творческого

коллектива. Викторина (тест) на проверку базовых знаний обучающихся на начало

учебного

года.

Ознакомление

с

правами

и

обязанностями

обучающихся.

Тренировка

аварийной

эвакуации

из

помещения.

Организация

своего

рабочего

места. Соблюдения правил личной гигиены и производственной санитарии.

Правила техники безопасности, методы безопасной работы. Моделирование

гипотетически опасных ситуаций: по пути на занятия, при работе с электричеством,

с опасными жидкостями, при использовании паяльника, режущего и колющего

инструмента и т.п. Демонстрация искусственного короткого замыкания. Измерение

электрического

сопротивления

каждого

ученика

с

помощью

электронного

вольтметра

(для

определения

уровня

его

безопасного

напряжения).

Порядок

действия при обнаружении неисправностей и при отказах электрооборудования.

Раздел 2. Основы конструирования.

Тема 2.1. Принципиальная и монтажная схемы.

Принципиальная

схема,

её

работа.

Последовательность

и

методы

трансформации

принципиальной

схемы

в

печатную.

Этапы

изготовления

радиоэлектронного устройства от формирования замысла до готового изделия: на

примере электронного пробника; на примере цветомузыкального устройства на

светодиодах; в ходе индивидуального изготовления выбранного устройства для

последующего представления на конкурс. Этапы жизненного цикла РЭА. Основы

разработки, изготовления и отладки изделий в творческом объединении.

Практическая часть. Изготовление электронного пробника, его настройка и

измерение режимов работы.

Тема 2.2. Подбор деталей.

Вычленение функциональных узлов и блоков отдельных образцов бытовой

РЭА, использование их функций в других устройствах.

Практическая

часть.

Практическая

перекомпоновка

имеющихся

в

объединении

изделий

блочно-модульной

конструкции

для

создания

«радиотехнических гибридов».

Тема 2.3. Монтаж плат и отдельных блоков.

Виды

печатных

плат

равными

промежутками

между

дорожками,

равноширокими

дорожками,

односторонние,

двухсторонние

платы,

объёмный

монтаж) и их демонстрация на образцах.

Практическая часть. Монтаж различных видов печатных плат.

Тема

2.4.

Технология

опытно-конструкторских

работ,

технология

изготовления печатных плат.

Принципиальная схема, устройство и принцип действия изготавливаемого

устройства,

его

возможности

и

способы

применения.

Этапы

разработки.

Простейшие

контрольные

и

измерительные

операции,

проводимые

при

изготовлении,

макетировании,

настройке

и

ремонте

радиоаппаратуры.

Расчёт и

изготовление

усилителей

низкой

частоты.

Правила

замены

транзисторов

на

другие

типы.

Способы

отладки

готового

изделия.

Алгоритмы

поиска

неисправностей

по

внешним

признакам

неработоспособности

проигрывателя,

12

магнитофона,

радиоприёмника.

Последовательность

анализа

простейших,

неисправностей

радиоаппаратуры.

Порядок

работы

с

тестером,

электронным

вольтметром.

Принципиальные

схемы

проигрывателя,

магнитофона

(плейера),

радиоприемника.

Практическая

часть.

Выявление

простейших

неисправностей

бытовых

приборов (проигрыватель, плейер, радиоприёмник) по внешним признакам и с

помощью приборов.

Раздел 3. Сигналы и параметры радиотехнической аппаратуры (РТА).

Тема 3.1. Формы, значения, преобразования электрических сигналов.

Радиотехнические

сигналы

и

измерение

их

параметров

в

процессе

изготовления безтрансформаторного выпрямителя на 10 вольт, трансформаторного

блока питания и в процессе технического обслуживания бытовой РТА.

Основные

понятия в радиотехнике. Формы сигналов, их характеристики, факторы, влияющие

на параметры формы.

Практическая часть. Измерение параметров радиотехнических сигналов.

Тема 3.2. Принципы выпрямления переменного тока.

Преобразователи

сигналов,

их

технические

характеристики.

Наблюдение

форм

электрических

сигналов

по

осциллографу,

изготовление

изделий

и

их

исследование. Характеристики и эпюры переменного напряжения. Классификация

источников напряжения и тока, способы и методы измерения (исследования) их

характеристик.

Практическая

часть.

Индивидуальное

изготовление

выпрямительного

моста.

Тема 3.3.

Адаптер.

Однополупериодные и двухполупериодные выпрямители. Схема диодного

моста.

Практическая часть. Изготовление адаптера.

Тема 3.4.

Исследование выпрямителя.

Типы,

условное

графическое

(буквенное)

обозначение,

характеристики,

области применения, способы монтажа выпрямительных диодов.

Практическая

часть.

Деловая

игра

по

разработке

в

рабочих

тетрадях

индивидуальных

монтажных

схем

выпрямительных

мостов

под

заданный

педагогом конкретный размер и форму печатной платы. Примеры: для «шахты

межконтинентальной

ракеты»,

«стартового

комплекса

орбитальных

кораблей»,

«межпланетной станции», «подводной лодки», «робота» и т.д.

Раздел 4. Функции радиоаппаратуры.

Тема 4.1. Теория и практика восстановления радиоаппаратуры.

Классификация

радиоаппаратуры

по

функциональному

назначению,

сложности, качественным показателям, элементной базе. Основные узлы и блоки.

Дискретные элементы и интегральные микросхемы.

Практическая

часть.

Обучение

правилам

восстановления

неисправной

аппаратуры

с

питанием

от

сети,

принесённой

обучающимися

из

дома

(радиоприёмник, проигрыватель, игровая приставка, адаптер, магнитофон и т.п.).

Тема 4.2. Индуктивность, катушки, трансформаторы.

Назначение трансформаторов. Характеристики и расчет трансформаторов.

Способы изготовления и ремонта трансформаторов.

Практическая часть. Подбор параметров заменяющих деталей. Установление

исправности трансформатора. Определение назначения обмоток трансформаторов,

13

устранение простейших неисправности. Расчёт нового или подбор по параметрам

старого трансформатора для собственных нужд.

Тема 4.3. Магнитное поле, радиоволны, диапазоны радиочастот.

Простые

принципиальные

схемы

и

устройство

блоков

бытовой

РТА.

Внешний вид, назначение, применение, условно-графические и условно буквенные

обозначения

транзисторов

(биполярных

и

полевых),

стабилитронов,

отдельных

аналоговых интегральных микросхем (операционных усилителей, стабилизаторов,

усилителей, преобразователей, генераторов).

Практическая

часть.

Разборка

неисправной

аппаратуры

с

целью

извлечения блоков: питания, усилителей низкой (высокой) частоты, усилителей

мощности, преобразователей, генераторов и т.д., их восстановление – для групп и

исследование. Изготовление лабораторного блока питания.

Тема 4.4. Приёмные и передающие устройства.

Функциональные

схемы

проигрывателя

(электрофона),

магнитофона,

радиоприёмника. Топология монтажных схем реальных изделий, входные цепи и блоки

питания, функциональные узлы. Способы достижения заданных параметров блоков

питания.

Признаки

неисправности

элементов

узлов

и

блоков.

Требования

к

высококачественным источникам питания. Работа параметрического стабилизатора.

Порядок изготовления, настройки и ремонта лабораторного блока питания из готовых

деталей. Устройство усилителей низкой частоты проигрывателя, радиоприёмника,

магнитофона.

Практическая часть. Изготовление и применение лабораторного блока

питания,

ремонт

РТА.

Изготовление

изделий,

выбранных

обучающимся

для

представления на конкурсах.

Раздел 5. Основы измерений.

Тема 5.1. Измерительные приборы.

Международная

система

единиц

измерений

физических

величин.

Классификация

средств

измерений.

Расшифровка

символов

допустимых

отклонений на параметры радиоэлементов, условных обозначений на приборах.

Основные

единицы

измерений

электрических

величин:

напряжения,

тока,

мощности,

частоты,

периода,

сопротивления,

электрической

ёмкости,

индуктивности. Понятия о погрешностях измерений и поверке средств измерения.

Устройство

и

порядок

ремонта

электроизмерительных

приборов.

Назначение,

устройство,

принципиальная

схема,

характеристики

и

способы

применения

тестера, подлежащего изготовлению.

Практическая

часть.

Изготовление

простого

тестера

(измерительный

генератор, мультиметр).

Тема 5.2. Практика исследовательских и конструкторских работ.

Методы и способы измерений при техническом обслуживании и ремонте

РТА.

Освоение

практики

электрических

измерений

в

процессе

изготовления

средств измерений и его применения при ремонте РТА.

Практическая

часть

.

О

пределение

с

помощью

тестера

исправности

полупроводниковых приборов, отдельных микросхем. Измерение по осциллографу

частоты, амплитуды, периода сигналов.

Раздел 6. Итоговый раздел.

Тема 6.1. Конкурс «Радиоконструктор».

Практическая часть. Определение работ для представления на конкурс,

выставку

или

конференцию.

Подготовка

тезисов

и

письменных

докладов.

14

Вычерчивание электронных схем на формате А3. Репетиция докладов. Доработка

материалов доклада по замечаниям и рекомендациям руководителя.

Тема 6.2. Конференция «Радиопоиск».

Практическая часть. Определение работ для представления на конкурс,

выставку

или

конференцию.

Подготовка

тезисов

и

письменных

докладов.

Вычерчивание электронных схем на формате А3. Репетиция докладов. Доработка

материалов доклада по замечаниям и рекомендациям руководителя.

Тема 6.3. Итоговое занятие.

Обзор

изученных

тем

и

изготовленных

образцов.

Отчёт

каждого

обучающегося о том, что он изготовил, отремонтировал для себя или коллектива.

Обсуждение достижений творческого объединения и обучающихся в конкурсных

мероприятиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения «Радиотехника»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводный раздел

2

-

2

1.1

Вводное занятие

2

-

2

2

Этапы создания проектов и проведения

исследований по радиотехнике

16

40

56

2.1

Определение понятий: цели, задачи и гипотезы

исследования

4

-

4

2.2

Принципы работы с литературой

2

-

2

2.3

Методы проведения исследования

4

-

4

2.4

Правила составления списка литературы

2

-

2

2.5

Выполнение собственных исследований

.

Создание лабораторной установки или макета

2

32

34

2.6

Обработка результатов и их обсуждение

2

4

6

2.7

Электронные схемы,

правила оформления работы

-

4

4

3

Конструирование электронных схем

повышенной сложности

12

52

64

3.1

Усилители звуковой частоты

на транзисторах и микросхемах

2

8

10

3.2

Автоматические устройства (блок аварийного

освещения, запуск двигателя от звукового

сигнала, автоматический выбор цвета и др.)

2

12

14

3.3

Преобразователи напряжения

2

8

10

3.4

Блоки питания с электронной защитой

2

8

10

3.5

Драйвер управления мотором

2

8

10

3.6

Приёмные и передающие устройства

2

8

10

4

Итоговый раздел

2

20

22

4.1

Конкурс «Радиоконструктор»

-

10

8

4.2

Конференция «Радиопоиск»

-

10

10

4.3

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

32

112

144

15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Третий год обучения «Радиотехника»

Раздел 1. Вводный раздел.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Повторение

правил

работы

в

лаборатории

и

назначения

оборудования

лаборатории, прав и обязанностей обучающихся. Тренировка аварийной эвакуации

из помещения. Организация своего рабочего места. Соблюдения правил личной

гигиены и производственной санитарии. Правила техники безопасности, методы

безопасной работы. Моделирование гипотетически опасных ситуаций: по пути на

занятия, при работе с электричеством, с опасными жидкостями, при использовании

паяльника и т.п. Демонстрация искусственного короткого замыкания. Измерение

электрического сопротивления каждого обучающегося с помощью электронного

вольтметра

(для

определения

уровня

его

безопасного

напряжения).

Порядок

действий при обнаружении неисправностей и при отказах электрооборудования.

Раздел

2.

Этапы

создания

проектов

и

проведения

исследований

по

радиотехнике.

Тема 2.1. Определение понятий: цели, задачи и гипотезы исследования.

Подготовительный

период

в

исследовательской

работе. Планирование

и

выбор

темы

и

цели

исследования.

Формулирование

задач.

Типы

задач.

Планирование эксперимента.

Тема 2.2. Принципы работы с литературой.

Ознакомление с литературой и формирование общей части литературного

обзора

Тема 2.3. Методы проведения исследования.

Подбор и освоение методов исследования. Основные методики проектной и

исследовательской работы, методы проведения экспериментов, способы обработки

результатов.

Правила

представления

результатов

в

виде

графиков

и

таблиц.

Правила написания, оформления и защиты работ. Правила вычерчивания графиков

и составления таблиц результатов.

Тема 2.4. Правила составления списка литературы.

Работа с уточнённым списком литературы.

Тема

2.5.

Выполнение

собственных

исследований

.

Создание

лабораторной установки или макета.

Практическая

часть.

Подбор

оборудования,

инст рументов,

радиоматериалов

и

деталей,

выбор

и

создание

лабораторной

установки

для

проведения эксперимента.

Тема 2.6. Обработка результатов и их обсуждение.

Планирование

и

выбор

методики

исследования.

Выбор

критериев

оптимизации.

Практическая часть. Регистрация и обработка данных (основные правила

регистрации результатов в лабораторных экспериментах: построение графиков и

сравнительных таблиц).

Тема 2.7. Электронные схемы, правила оформления работы.

Практическая часть. Начертание электронных схем. Оформление работы к

презентации. Внешнее оформление и язык. Правила написания отчётов и докладов.

Структура и общий план написания. Вычитывание текста. Работа с литературными

источниками. Ссылки на литературу и оформлением библиографического списка

16

использованной литературы. Оформление исследовательской работы. Подготовка

докладов и их тезисов. Начертание электронных схем в формате А3 и А1. Создание

компьютерных презентаций.

Раздел 3. Конструирование электронных схем повышенной сложности.

Тема 3.1. Усилители звуковой частоты на транзисторах и микросхемах.

Этапы и технология изготовления усилителей звуковой частоты.

Практическая

часть.

Разработка

принципиальной

и

монтажной

схемы

усилителя. Разработка и изготовление печатной платы. Подбор деталей и монтаж на

печатную

плату.

Изготовление

корпуса.

Исследование

усилителя

и

подбор

корректирующих элементов.

Тема 3.2. Автоматические устройства (блок аварийного освещения, запуск

двигателя от звукового сигнала, автоматический выбор цвета и др.).

Этапы и технология изготовления автоматических устройств. Особенности

технологии в зависимости от выбранного типа устройства.

Практическая

часть.

Разработка

принципиальной

и

монтажной

схемы

выбранного типа автоматического устройства. Разработка и изготовление печатной

платы.

Подбор

деталей

и

монтаж

на

печатную

плату.

Изготовление

корпуса.

Исследование

изготовленного

типа

автоматического

устройства

и

подбор

корректирующих элементов.

Тема 3.3. Преобразователи напряжения.

Этапы и технология изготовления преобразователей напряжения.

Практическая

часть.

Разработка

принципиальной

и

монтажной

схемы

преобразователя напряжения. Разработка и изготовление печатной платы. Подбор

деталей

и

монтаж

на

печатную

плату.

Изготовление

корпуса.

Исследование

преобразователя напряжения и подбор корректирующих элементов.

Тема 3.4. Блоки питания с электронной защитой.

Этапы и технология изготовления блока питания.

Практическая

часть.

Разработка

принципиальной

и

монтажной

схемы

блока

питания.

Разработка

и

изготовление

печатной

платы.

Подбор

деталей

и

монтаж на печатную плату. Изготовление корпуса. Исследование блока питания и

подбор корректирующих элементов.

Тема 3.5. Драйвер управления мотором.

Этапы и технология изготовления драйвера.

Практическая

часть.

Разработка

принципиальной

и

монтажной

схемы

драйвера. Разработка и изготовление печатной платы. Подбор деталей и монтаж на

печатную

плату.

Изготовление

корпуса.

Исследование

драйвера

и

подбор

корректирующих элементов.

Тема 3.6. Приёмные и передающие устройства.

Этапы и технология изготовления приёмных и передающих устройств.

Практическая

часть. Разработка

принципиальной

и

монтажной

схемы

выбранного

для

изготовления

устройства.

Разработка

и

изготовление

печатной

платы.

Подбор

деталей

и

монтаж

на

печатную

плату.

Изготовление

корпуса.

Исследование устройства и подбор корректирующих элементов.

Раздел 4. Итоговый раздел.

Тема 4.1.

Конкурс «Радиоконструктор».

Практическая часть. Определение работ для представления на конкурс.

Подготовка тезисов и письменных докладов. Вычерчивание электронных схем на

формате А3. Репетиция докладов. Доработка материалов доклада по замечаниям и

17

рекомендациям руководителя.

Тема 4.2.

Конференция «Радиопоиск».

Практическая часть. Определение достойных работ для представления на

конференцию, конкурс или выставку научно-технического творчества молодежи.

Подготовка тезисов и презентаций докладов. Вычерчивание электронных схем на

формате А3. Репетиция докладов. Доработка материалов доклада по замечаниям и

рекомендациям руководителя

Тема 4.3. Итоговое занятие.

Обзор

изученных

тем

и

изготовленных

образцов.

Отчёт

каждого

обучающегося о том, что он изготовил, отремонтировал для себя или коллектива.

Обсуждение

достижений

творческого

объединения

и

каждого

обучающегося

в

отдельности

в

конкурсных

мероприятиях.

Итоговая

аттестация.

Выдача

удостоверений и свидетельств об успешном освоении содержания программы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При реализации данной программы в качестве методических и дидактических

материалов используются методические разработки и материалы из справочной

литературы и периодических изданий радиотехнического направления (журналы

«Радио», «Техника – молодежи», «Моделист-конструктор» и др.):

1.Пономарев В. А. Дидактические материалы для преподавателей творческих

объединений радиотехнического направления. Содержание и технология обучения.

– М.: ДНТТМ, 1999.

2.Методическая разработка ДЮТ: «Как самому изготовить плату».

3.Ковалев А. И., Коноваленко А. Ф., Котов О. Ю., Першина Н. Э. Каталог

радиотехнических разработок, используемых на занятиях по радиоэлектронике. –

М.: ДНТТМ, 2008.

4.Коноваленко

А.

Ф.

Исследование

автогенератора

синусоидальных

колебаний. Методическое пособие. – М.: ДНТТМ, 2009.

5.Косов С. А. Архитектура электронных вычислительных машин. Элементы

и узлы ЭВМ. Методическое пособие. – М.: ДНТТМ, 2008.

6.Косов

С.

А.

Исследование

резисторного

усилительного

каскада.

Методическое пособие. – М.: ДНТТМ, 2009.

7. Першина Н. Э., Ковалев А. И. Исследование интенсивности радиоизлучения

мобильных телефонов. Учебное пособие. – М.: ДНТТМ, 2009.

Справочные издания:

– различные радиотехнические справочники по резисторам, конденсаторам,

диодам, транзисторам, электромонтажным проводам, установочным изделиям (не

менее 1 справочника на каждый тип элементов).

Периодические

издания: журналы

«Радио»,

«Моделист-конструктор»,

«Юный

техник»,

«Автоматика,

телемеханика

и

связь»,

«Зарубежная

радиоэлектроника», «Мастер», «Левша», «Техника молодежи»,

«Сделай сам».

Техническое оборудование лаборатории «Радиоэлектроника»:

– мебель и рабочие места (6 монтажных столов);

– система электрического питания 220 В с устройством защиты;

– линия напряжения 36 вольт;

– защитное заземление;

– вытяжная вентиляция;

– пожарная сигнализация;

18

– огнетушители;

– телефон;

– сантехническое оборудование;

– классная доска;

– учебные экспонаты и пособия;

– журналы учета работы;

– слесарно-монтажный инструмент;

– укомплектованная аптечка;

– защитные очки;

– средства уборки помещения, станков, рабочих мест.

Расходные материалы:

– жесть, листовая латунь или медь, металлическая фольга, провод;

– слоистые пластики, хлорвинил, фторопласт, текстолит, гетинакс, эбонит;

– химические вещества (хлорное железо, растворители, краски, эмали);

– н

еобходимые расходные материалы (перечисляются в ежегодной заявке на

расходные материалы в ДНТТМ).

Приборы и прочее оборудование:

– 6 паяльных станций с регулятором температуры;

– адаптеры питания;

– электрические пробники (тестеры), мультиметры, омметры, вольтметры;

– осциллографы;

– бытовая аппаратура для разборки.

Также

обучающимся

рекомендуется

иметь

собственный

комплект

инструмента:

– паяльник 40 Вт (ЭПСН 220/40);

– поршень для удаления припоя («отсос»);

– скальпель хирургический (перочинный нож);

– пинцет;

– кусачки-бокорезы;

– плоскогубцы малые («утконосы»).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

1.

Бессонов В. В. Электроника для начинающих и не только. – М.: Солон-Р, 2001.

2.

Бессонов В. В. Энциклопедия юного радиолюбителя-конструктора. – М.: Солон-

Р, 2001.

3.

Борисов В. Г. Энциклопедия юного радиолюбителя-конструктора. – М.: Солон-Р,

2001.

4.

Венецкий С. И. В мире металлов. – М.: Металлургия, 1988.

5.

Галагузова М. А., Комский Д. М. Первые шаги в электротехнику (Кн. для

обучающихся 4-7 кл.). – М.: Просвещение, 1984.

6.

Иванов Б. С. В помощь радиокружку (Массовая радиобиблиотека. Вып. 1051). –

М., 1982.

7.

Иванов Б. С. Самоделки юного радиолюбителя. – М.: ДОСААФ, 1989.

8.

Иванов Б. С. Осциллограф ваш помощник. – М.: МП «Символ-Р», 1991.

9.

Мацкевич

В.

В.

Занимательная

радиоэлектроника

в

пионерлагере.

М.:

ДОСААФ СССР, 1986.

10. Эндерлайн Р. Микроэлектроника для всех. – М.: Мир, 1989.

19

Литература для педагога

Справочно-информационные издания

1.

Андрианов П. Н. и др. Развитие технического творчества младших школьников.

– М.: Просвещение, 1990.

2.

Бессонов В. В. Кружок радиоэлектроники: Кн. для руководителей кружков. –

М.: Просвещение, 1993.

3.

Борисов В. Г. Введение в цифровую технику. – М.: Радио и связь, 1987.

4.

Борисов В. Г. Кружок радиотехнического конструирования. – М.: Просвещение,

1990.

5.

Борисов В. Г., Партин А. С. Практикум радиолюбителя по цифровой технике. –

М.: Патриот, МП «Симвор-Р», 1991.

6.

Бродский М. А. Бытовая радиоэлектронная аппаратура. – Минск: Полымя, 1994.

7.

Верховцев О. Г., Лютов К. П. Практические советы радиолюбителю. – М.:

Энергоатомиздат, 1991.

8.

Горошков Б. И. Элементы радиоэлектронных устройств. – М.: Радио и связь,

1988.

9.

Долин П. А. Справочник по технике безопасности. – М.: Энергоатомиздат, 1985.

10. Иванов

Б.

С.

Первые

шаги

в

радиоэлектронике

(Библиотечка

помощь

клубному работнику». № 6). – М.: Советская Россия, 1989.

11. Кауфман

М.,

Сидман

А.

Практическое

руководство

по

расчету

схем

в

электронике. В 2 т. – М.: Энергоатомиздат, 1993.

12. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М.:

Знание, 1986.

13. Ковалев

А.

И.,

Коноваленко

А.

Ф.,

Котов

О.

Ю.,

Першина

Н.

Э.

Каталог

радиотехнических разработок, используемых на занятиях по радиоэлектронике.

– М.: ДНТТМ, 2008.

14. Коноваленко А. Ф. Исследование автогенератора синусоидальных колебаний.

Методическое пособие. – М.: ДНТТМ, 2009.

15. Косов С. А. Архитектура электронных вычислительных машин. Элементы и

узлы ЭВМ. Методическое пособие. – М.: ДНТТМ, 2008.

16. Косов С. А. Исследование резисторного усилительного каскада. Методическое

пособие. – М.: ДНТТМ, 2009.

17. Колонтаевский Ю. Ф. Лабораторный практикум по радиоэлектронике. – М.:

Высшая школа, 1989.

18. Кузнецов В. П., Рожнев Я. И. Методика трудового обучения с практикумом в

учебных мастерских: Учеб. пособие для обучающихся пед. училищ по спец. №

2001. – М.: Просвещение, 1981.

19. Леонтович А. В. Моделирование исследовательской деятельности обучающихся:

практические аспекты // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 89-98.

20. Липсон Г. Великие эксперименты в физике. – М.: Мир, 1972.

21. Лосев А. К. Введение в специальность. «Радиотехника». – М.: Высшая школа,

1980.

22. Новаченко И. В. Микросхемы для бытовой аппаратуры. – М.: Радио и связь,

1999.

23. Першина Н. Э., Ковалев А. И. Исследование интенсивности радиоизлучения

мобильных телефонов. Учебное пособие. – М.: ДНТТМ, 2009.

24. Пономарев Л. Д., Евсеев А. Н. Конструкции юных радиолюбителей. – М.: Радио

20

и связь, 1989.

25. Пономарев В. А. Дидактические материалы для преподавателей творческих

объединений

радиотехнического

направления.

Содержание

и

технология

обучения. – М.: ДНТТМ, 1999.

26. Сидоров И. Н. Самодельные электронные устройства для дома (Справочник

домашнего мастера). – СПб.: Лениздат, 1996.

27. Уитсон Дж. 500 практических схем на ИС. – М.: Мир, 1992.

28. Фролов В. В. Язык радиосхем. – М.: Радио и связь, 1988.

29. Фромберг Э. М. Конструкция на элементах цифровой техники. – М.: Радио и

связь, 1991.

30. Шелестов И. П. Радиолюбителям. Полезные схемы. – М.: Солон-Р, 2001.

31. Шило В. Л. Популярные цифровые микросхемы. Справочник. – Челябинск:

Металлургия, 1988.

32. Шишков А. Первые шаги в радиоэлектронике / Пер. с болг. – София, 1986.

33. Шкержик

Я.

Рецептурный

справочник

для

электротехника.

М.:

Энергоатомиздат, 1989

21



В раздел образования