Напоминание

"Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"


Автор: Немцева Светлана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63
Населённый пункт: Челябинская область, г. Миасс
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование мнемотехники

при заучивании стихотворений с детьми

дошкольного возраста»

Подготовила: Немцева С.М.

Воспитатель МБДОУ № 63

г.Миасс

Ушинский К.Д.

«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему

пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он

их усвоит на лету»

Заучивание

стихотворений

– одно

из

средств

умственного,

нравственного

и

эстетического

воспитания

детей.

Вопрос

о

заучивании

детьми

стихотворений

связан

с

развитием

эстетического

восприятия поэзии, художественного слова.

В

дошкольном

возрасте

важно

детей

учить

в о с п р и н и м а т ь

и

о ц е н и в а т ь

п о э т и ч е с к о е

произведение, воспитывать художественный вкус.

Мнемотехника

– является эффективным методом

при заучивании стихотворений детьми дошкольного

возраста.

Так

как,

в

этот

период

преобладает

наглядно – образная память и запоминание носит

непроизвольный

характер.

Зрительный

же

образ,

сохранившийся

у

ребёнка

после

прослушивания,

сопровождающегося

просмотром

рисунков,

позволяет

сделать

процесс

запоминания

более

простым, интересным, творческим.

В рамках ФГОС использование мнемотехники в

о б р а з о в а т е л ь н о м

п р о ц е с с е

п о з в о л я е т

интегрировать

несколько

образовательных

областей:

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Познавательное развитие

Цель:

Учить

детей

запоминанию,

воспроизведению

п о э т и ч е с к и х

п р о и з в е д е н и й

с

п о м о щ ь ю

мнемотехники.

Проблемы:

Маленький словарный запас.

Бедная речь, состоящая из простых предложений.

Дети

затрудняются

строить

монологи

и

вести

диалоги.

Задачи обучения:

Развивать

основные

психические

процессы

память, внимание, образное мышление и речь;

Развивать

зрительно

пространственные

функции;

Развивать мелкую моторику рук при частичном

или полном графическом воспроизведении;

Развивать связную речь.

Мнемотехника

(в переводе с греческого – искусство запоминания)

- это система методов и приемов, обеспечивающих

э ф ф е к т и в н о е

з а п о м и н а н и е ,

с о х р а н е н и е

и

воспроизведение информации.

Структура мнемотехники

мнемоквадрат

мнемодорожка

мнемотаблица

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое

обозначает одно слово, словосочетание или простое

предложение.

Мнемодорожка

– ряд картинок (3 - 5), по которым можно

составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения.

Мнемотаблица

это целая схема, в которую заложен

текст (рассказ, стих, сказка и т.п.)

Фрукты

В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин.

Предварительная работа с детьми по

овладению приемом мнемотехники

К о д и р о в к а

о тд е л ь н ы х

с л о в ,

ч а с т и ч н о

встречающихся понятий в символы.

П е р в о н а ч а л ь н о

н у ж н о

н а у ч и т ь

д е т е й

использовать

картинки

в

качестве

опоры

для

запоминания отдельных слов путем соотнесения

к а ж д о г о

с л о в а

с

р и с у н к о м ,

н а и б о л е е

подходящим по смыслу.

Этапы работы:

1. Чтение стихотворения.

2. Чтение с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию.

4. Разбор сложных слов.

5. Чтение отдельных строк, с повторением ребенком.

6. Рассказ

стихотворения

ребенком

с

опорой

на

мнемотаблицу.

Младший возраст

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок.

А.Барто

Средний возраст

Старший возраст

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Подготовительный возраст

Вывод:

и с п о л ь з о в а н и е

м н е м о т е х н и к и

п о в ы ш а е т

эффективность заучивания стихов:

Появляется

интерес

к

заучиванию

поэтических

произведений.

Значительно сокращает время заучивания.

Увеличивается длительность запоминания стихов.

Развивается

ассоциативное

мышление,

способность

к

замещению.

Активизируется речь.

Дети

преодолевают

робость,

застенчивость,

учатся

свободно держаться перед аудиторией.

Благодарю за внимание!



В раздел образования