Автор: Немцева Светлана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63
Населённый пункт: Челябинская область, г. Миасс
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Использование мнемотехники
при заучивании стихотворений с детьми
дошкольного возраста»
Подготовила: Немцева С.М.
Воспитатель МБДОУ № 63
г.Миасс
Ушинский К.Д.
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он
их усвоит на лету»
Заучивание
стихотворений
– одно
из
средств
умственного,
нравственного
и
эстетического
воспитания
детей.
Вопрос
о
заучивании
детьми
стихотворений
связан
с
развитием
эстетического
восприятия поэзии, художественного слова.
В
дошкольном
возрасте
важно
детей
учить
в о с п р и н и м а т ь
и
о ц е н и в а т ь
п о э т и ч е с к о е
произведение, воспитывать художественный вкус.
Мнемотехника
– является эффективным методом
при заучивании стихотворений детьми дошкольного
возраста.
Так
как,
в
этот
период
преобладает
наглядно – образная память и запоминание носит
непроизвольный
характер.
Зрительный
же
образ,
сохранившийся
у
ребёнка
после
прослушивания,
сопровождающегося
просмотром
рисунков,
позволяет
сделать
процесс
запоминания
более
простым, интересным, творческим.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в
о б р а з о в а т е л ь н о м
п р о ц е с с е
п о з в о л я е т
интегрировать
несколько
образовательных
областей:
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Познавательное развитие
Цель:
Учить
детей
запоминанию,
воспроизведению
п о э т и ч е с к и х
п р о и з в е д е н и й
с
п о м о щ ь ю
мнемотехники.
Проблемы:
Маленький словарный запас.
Бедная речь, состоящая из простых предложений.
Дети
затрудняются
строить
монологи
и
вести
диалоги.
Задачи обучения:
Развивать
основные
психические
процессы
–
память, внимание, образное мышление и речь;
Развивать
зрительно
–
пространственные
функции;
Развивать мелкую моторику рук при частичном
или полном графическом воспроизведении;
Развивать связную речь.
Мнемотехника
(в переводе с греческого – искусство запоминания)
- это система методов и приемов, обеспечивающих
э ф ф е к т и в н о е
з а п о м и н а н и е ,
с о х р а н е н и е
и
воспроизведение информации.
Структура мнемотехники
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое
обозначает одно слово, словосочетание или простое
предложение.
Мнемодорожка
– ряд картинок (3 - 5), по которым можно
составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения.
Мнемотаблица
–
это целая схема, в которую заложен
текст (рассказ, стих, сказка и т.п.)
Фрукты
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Предварительная работа с детьми по
овладению приемом мнемотехники
К о д и р о в к а
о тд е л ь н ы х
с л о в ,
ч а с т и ч н о
встречающихся понятий в символы.
П е р в о н а ч а л ь н о
н у ж н о
н а у ч и т ь
д е т е й
использовать
картинки
в
качестве
опоры
для
запоминания отдельных слов путем соотнесения
к а ж д о г о
с л о в а
с
р и с у н к о м ,
н а и б о л е е
подходящим по смыслу.
Этапы работы:
1. Чтение стихотворения.
2. Чтение с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию.
4. Разбор сложных слов.
5. Чтение отдельных строк, с повторением ребенком.
6. Рассказ
стихотворения
ребенком
с
опорой
на
мнемотаблицу.
Младший возраст
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.
А.Барто
Средний возраст
Старший возраст
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Подготовительный возраст
Вывод:
и с п о л ь з о в а н и е
м н е м о т е х н и к и
п о в ы ш а е т
эффективность заучивания стихов:
Появляется
интерес
к
заучиванию
поэтических
произведений.
Значительно сокращает время заучивания.
Увеличивается длительность запоминания стихов.
Развивается
ассоциативное
мышление,
способность
к
замещению.
Активизируется речь.
Дети
преодолевают
робость,
застенчивость,
учатся
свободно держаться перед аудиторией.
Благодарю за внимание!