Автор: Манойленко Юлия Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: АНО ДОРР
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в
детском саду.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того,
как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких
игрушек и дидактических пособий она состоит и даже от того, как они
расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является
источником его знаний и социального опыта.
Развивающая предметная игровая среда - это система материальных
объектов
деятельности
ребенка,
которая
в
свою
очередь
моделирует
содержание духовного и физического развития ребенка.
Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на
все стороны развития ребенка.
Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть
развивающей среды дошкольного детства.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы
влияние. В связи с этим важная роль в детском саду отводится организации,
развивающей предметно-пространственной игровой среды.
Развивающая игровая среда в нашем саду создана таким образом, чтобы
предоставить
ребенку
возможность
самостоятельно
делать
выбор.
Мы
обозначили основные центры, соответствующие возрасту детей, в каждом из
которых
находится
достаточное
количество
материалов
для
познания,
исследования, игр.
В наших группах находится центр
физического развития.
В
нем
размещено
физкультурное
оборудование
(кегли,
мячи,
обручи,
скакалки,
кольцеброс и др.). также есть нестандартное оборудование, изготовленное
руками педагогов и родителей (коврики с пуговицами, дорожки со следами,
массажные коврики). Этот центр пользуется популярностью у детей средней
и старшей групп, т.к. реализует их потребность в двигательной активности.
В центре
сюжетно-ролевых
игр оборудование
и
пособия
размещены
таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать
их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал расположен в
контейнерах
с
условными
обозначениями:
«Поликлиника»
(«Больница»),
«Парикмахерская», «Строители», «Магазин», «Кафе». По своему желанию
дети
выбирают
сюжет
будущей.
Разнообразная
многофункциональная
предметная
среда
пробуждает
активно е
воображение
д е т е й .
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть
на
игровое
пространство
с
иной
точки
зрения,
проявить
активность
в
обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Одним из любимых особенно для мальчиков является центр строительно-
конструктивных игр. Здесь размещены конструкторы разные по размеру
(крупный, средний, мелкий) и изготовленные из разного вида материала
(деревянный, пластмассовый). Оборудование этого центра позволяет детям
строить дома, мосты, гаражи как на полу, так и на столе; как по образцу, так и
по
представлению.
Разнообразие
машин,
лодок,
кораблей,
вертолетов,
военной
техники,
а
также
макета
города
позволяет
создавать
различные
игровые ситуации. Наличие настольно-печатных игр позволяет разнообразить
игровую деятельность.
В предметно-пространственную среду включены не только искусственные
объекты,
но
и
естественные,
природные,
которые
находятся
в центре
экологии
и
экспериментирования.
Учитывая
особенности
детей,
мы
используем
игры
с
песком.
Они
позитивно
влияют
на
эмоциональное
самочувствие, и это является уникальным средством для развития ребенка.
Столик
на
колесиках
с
емкостями
дети
могут
передвинуть
в
любое
понравившееся им место в группе. Здесь же в свободном доступе они могут
выбрать игры по экологии. В этом центре есть все необходимое оборудование
(микроскоп, лупа, пробирки, колбы, природный материал) для проведения
игр-экспериментирования.
Учитывая особенности наших детей, мы уделили особое внимание играм на
развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие речи.
В центре мелкой моторики находится достаточное количество таких игр.
Это пазлы, различного вида мозаики, игры со шнуровками, с прищепками,
вкладыши.
Особое
место
отведено центру
патриотического
воспитания.
Главными
задачами этого центра являются воспитание любви к родному краю, городу
Томску; любви к Родине.
В
группах
имеется уголок эмоций, позволяющими определить различное
настроение (радость, гнев, печаль, грусть и др.). Дети, глядя на образцы
(смайлики,
мордочки),
подражают
им,
выражая
свои
эмоции,
видя
свое
отражение в зеркале, упражняются в укреплении мышц лица, что позитивно
влияет на речевое развитие. В зависимости от настроения детей, проводим
игры на развитие эмоций.
П р е д м е т о м
п о з н а в а т е л ь н о г о
и
э м о ц и о н а л ь н о г о
р а з в и т и я
является центр музыкально-театрализованной
деятельности. Здесь
находится большое разнообразие видов театра: пальчиковый, настольный,
театр-рукавичка, кукольный, театр на прищепках. Дети, участвуя в играх-
драмматизациях,
используют
костюмы
различных
героев
и
ширму,
являющуюся многофункциональной. Ее применяют для показа театра и для
уединения в любом уголке группы, взяв с собой любимую игрушку и поведав
ей свои тайны. Играя в театр, у них формируется навык речевого общения,
развивается речевое творчество. Наличие музыкального центра позволяет
использовать звуковой дизайн в детских играх как активный фон, так и
дополнение.
Преимущество созданной игровой среды в том, что появилась возможность
приобщать
всех
детей
к
активной
самостоятельной
деятельности.
Мы
отметили, что дети меньше конфликтуют между собой, редко ссорятся из-за
игр, игрового пространства и материалов, поскольку увлечены интересной
деятельностью.
Положительный
эмоциональный
настрой
наших
детей
свидетельствуют об их жизнерадостности, открытости, желании посещать
детский сад.
Поиск
инновационных
подходов
к
организации
предметно-развивающей
среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество и
фантазия.
Список использованной литературы
1.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного
образования".
2.
Петровский
В.А.,
Кларина
Л.М.,
Смывина
Л.А.,
Стрелкова
Л.П.
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
3.
Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной
среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. – №
5.
4.
Трифонова Е. Игровое пространство детства / Е. Трифонова // Обруч:
образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6.
5.
Фирсанова Л. В. Создание игровой предметно-пространственной среды
/
Фирсанова
Л.
В.
//
Воспитатель
дошкольного
образовательного
учреждения. - 2011. - № 6. - С. 28-29
6.
Предметно-пространственная
среда
детского
сада:
старший
дошкольный
возраст:
пособие
для
воспитателей
/
под
ред.
Н.
А.
Коротковой. – Москва: Линка-Пресс, 2010.