Напоминание

Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в детском саду.


Автор: Манойленко Юлия Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: АНО ДОРР
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в

детском саду.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того,

как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких

игрушек и дидактических пособий она состоит и даже от того, как они

расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является

источником его знаний и социального опыта.

Развивающая предметная игровая среда - это система материальных

объектов

деятельности

ребенка,

которая

в

свою

очередь

моделирует

содержание духовного и физического развития ребенка.

Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на

все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть

развивающей среды дошкольного детства.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы

влияние. В связи с этим важная роль в детском саду отводится организации,

развивающей предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая игровая среда в нашем саду создана таким образом, чтобы

предоставить

ребенку

возможность

самостоятельно

делать

выбор.

Мы

обозначили основные центры, соответствующие возрасту детей, в каждом из

которых

находится

достаточное

количество

материалов

для

познания,

исследования, игр.

В наших группах находится центр

физического развития.

В

нем

размещено

физкультурное

оборудование

(кегли,

мячи,

обручи,

скакалки,

кольцеброс и др.). также есть нестандартное оборудование, изготовленное

руками педагогов и родителей (коврики с пуговицами, дорожки со следами,

массажные коврики). Этот центр пользуется популярностью у детей средней

и старшей групп, т.к. реализует их потребность в двигательной активности.

В центре

сюжетно-ролевых

игр оборудование

и

пособия

размещены

таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать

их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал расположен в

контейнерах

с

условными

обозначениями:

«Поликлиника»

(«Больница»),

«Парикмахерская», «Строители», «Магазин», «Кафе». По своему желанию

дети

выбирают

сюжет

будущей.

Разнообразная

многофункциональная

предметная

среда

пробуждает

активно е

воображение

д е т е й .

Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть

на

игровое

пространство

с

иной

точки

зрения,

проявить

активность

в

обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Одним из любимых особенно для мальчиков является центр строительно-

конструктивных игр. Здесь размещены конструкторы разные по размеру

(крупный, средний, мелкий) и изготовленные из разного вида материала

(деревянный, пластмассовый). Оборудование этого центра позволяет детям

строить дома, мосты, гаражи как на полу, так и на столе; как по образцу, так и

по

представлению.

Разнообразие

машин,

лодок,

кораблей,

вертолетов,

военной

техники,

а

также

макета

города

позволяет

создавать

различные

игровые ситуации. Наличие настольно-печатных игр позволяет разнообразить

игровую деятельность.

В предметно-пространственную среду включены не только искусственные

объекты,

но

и

естественные,

природные,

которые

находятся

в центре

экологии

и

экспериментирования.

Учитывая

особенности

детей,

мы

используем

игры

с

песком.

Они

позитивно

влияют

на

эмоциональное

самочувствие, и это является уникальным средством для развития ребенка.

Столик

на

колесиках

с

емкостями

дети

могут

передвинуть

в

любое

понравившееся им место в группе. Здесь же в свободном доступе они могут

выбрать игры по экологии. В этом центре есть все необходимое оборудование

(микроскоп, лупа, пробирки, колбы, природный материал) для проведения

игр-экспериментирования.

Учитывая особенности наших детей, мы уделили особое внимание играм на

развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие речи.

В центре мелкой моторики находится достаточное количество таких игр.

Это пазлы, различного вида мозаики, игры со шнуровками, с прищепками,

вкладыши.

Особое

место

отведено центру

патриотического

воспитания.

Главными

задачами этого центра являются воспитание любви к родному краю, городу

Томску; любви к Родине.

В

группах

имеется уголок эмоций, позволяющими определить различное

настроение (радость, гнев, печаль, грусть и др.). Дети, глядя на образцы

(смайлики,

мордочки),

подражают

им,

выражая

свои

эмоции,

видя

свое

отражение в зеркале, упражняются в укреплении мышц лица, что позитивно

влияет на речевое развитие. В зависимости от настроения детей, проводим

игры на развитие эмоций.

П р е д м е т о м

п о з н а в а т е л ь н о г о

и

э м о ц и о н а л ь н о г о

р а з в и т и я

является центр музыкально-театрализованной

деятельности. Здесь

находится большое разнообразие видов театра: пальчиковый, настольный,

театр-рукавичка, кукольный, театр на прищепках. Дети, участвуя в играх-

драмматизациях,

используют

костюмы

различных

героев

и

ширму,

являющуюся многофункциональной. Ее применяют для показа театра и для

уединения в любом уголке группы, взяв с собой любимую игрушку и поведав

ей свои тайны. Играя в театр, у них формируется навык речевого общения,

развивается речевое творчество. Наличие музыкального центра позволяет

использовать звуковой дизайн в детских играх как активный фон, так и

дополнение.

Преимущество созданной игровой среды в том, что появилась возможность

приобщать

всех

детей

к

активной

самостоятельной

деятельности.

Мы

отметили, что дети меньше конфликтуют между собой, редко ссорятся из-за

игр, игрового пространства и материалов, поскольку увлечены интересной

деятельностью.

Положительный

эмоциональный

настрой

наших

детей

свидетельствуют об их жизнерадостности, открытости, желании посещать

детский сад.

Поиск

инновационных

подходов

к

организации

предметно-развивающей

среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество и

фантазия.

Список использованной литературы

1.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного

образования".

2.

Петровский

В.А.,

Кларина

Л.М.,

Смывина

Л.А.,

Стрелкова

Л.П.

Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

3.

Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной

среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. – №

5.

4.

Трифонова Е. Игровое пространство детства / Е. Трифонова // Обруч:

образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6.

5.

Фирсанова Л. В. Создание игровой предметно-пространственной среды

/

Фирсанова

Л.

В.

//

Воспитатель

дошкольного

образовательного

учреждения. - 2011. - № 6. - С. 28-29

6.

Предметно-пространственная

среда

детского

сада:

старший

дошкольный

возраст:

пособие

для

воспитателей

/

под

ред.

Н.

А.

Коротковой. – Москва: Линка-Пресс, 2010.



В раздел образования