Напоминание

Причины, вызывающие трудности в обучении


Автор: Ханенко Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Елизовская ОШ №4
Населённый пункт: г.Елизово
Наименование материала: статья
Тема: Причины, вызывающие трудности в обучении
Раздел: начальное образование





Назад




Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих

недостатки в звуковом анализе слов.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными

трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их

быстро невозможно. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся

начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения

устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением

и грамотным письмом.

Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются

недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только

нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти

отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на

общем развитии ребёнка.

1 класс – самый сложный. Научить ребенка думать, рассуждать, логически мыслить,

читать, писать!!! Что мы только не применяем для этого! Слайд 2

В первом классе это огромная работа по исследованию артикуляционной моторики,

звукопроизношения, сформированности звуков – слоговой структуры слова и т. д. Так

что это такое - нарушение письма и чтения? Почему оно происходит? Как проявляется?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной

успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не

старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не

ленью. Чем же?

Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько

анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное

овладение письменной речью.

слайд 3 Дисграфия - это специфическое расстройство письма, проявляющееся в

многочисленных типичных ошибках стойкого характера. От греческого «дис» - плохо,

«графо» - письмо.

Дислексия - это нарушение чтения, выражающееся в стойких специфических

ошибках при чтении («дис» - плохо, «лексис» - речь)

Специфические ошибки – не связанные с применением орфографических правил.

1.

Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма? Первая и

наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции

(ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во

время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были

тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы

пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция

и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут

быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.

2.

Играет роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с

врожденными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется»

задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта

область мозга немного больше, то у дислекcиков задние части левого и правого

полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что

если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно,

что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в

порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

3.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень

сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии

фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения

на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии.

Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но

нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят «мямли» или «еле языком

ворочает»).

4.

Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее

время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной. В школах

растет количество детей, не владеющих русским языком.

Нужно обратить особое внимание: слайд 3

При дислексии специфические ошибки это - медленное чтение, запинки, повтор слов,

послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение. При

чтении путаются буквы, не держится строка, перескакивание с одной строки на другую.

Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и

не хочет читать.

Родители и учителя считают, что если такому ребенку больше читать, то всё пройдет

и навык сформируется. Но на самом деле, чем он больше читает, тем больше

закрепляется неправильный навык и возможны два варианта. Ребенок научиться читать

быстро, но чтобы держать скорость, будет читать по догадке, сам сочиняя, что там

написано. Или будет читать правильно, но очень медленно, забывая к концу, что

прочитал. И эти проблемы с чтением начинают проявляться на математике, так как

ребенку приходиться читать условие задачи, которое он не может понять из-за плохого

чтения.

Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом

признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Какие же ошибки должны нас насторожить? Существует несколько видов нарушения

чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки. (слайд)

I Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

Какие упражнения помогут устранить типичные ошибки, их довольно много,

остановлюсь на некоторых из них, которые использую сама.

1. Рассмотреть образцы смешиваемых букв парами. (См. таблицу)

2. Объяснить сходство, различие букв.

3. Указательным пальцем, затем ручкой прописать буквы в воздухе, затем на парте.

4. Подушечкой указательного пальца написать букву на наждачной, затем на бархатной

бумаге.

5. Написать ручкой в тетради.

6. Чередовать запись смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием

звуков.

7. Упражняться в списывании слов и текстов, где пропущены смешиваемые буквы и в

записи текстов под диктовку.

8. Развивать мелкую моторику.

9. Анализ смешиваемых букв с использованием мнемонических приемов

(запоминалочек)

II. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит:

лека (река), суба (шуба).

1. Произносить слоги в разных вариациях:

ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы

2. Произносить пары слов с прямыми слогами, обратными

Рад-лад, рак-лак, рама-лама, рамка-лампа, Дар-дал, жар-жал, вар-вал

3. Произносить предложения, скороговорки. Стихи.

4.При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю,

согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц,

ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается

различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком):

у (ю) - «узкий» звук, подбородок не опускается,

о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается

подбородок).

Д-Т

1.

Выделение

парных

звуков

из

слов

по

предметной

картинке

начальной

позиции), например дрова, труба.

2. Сравнение д и т по артикуляции ( сходство и различие).

3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.

4. Дифференциация г — д в слогах (устно и письменно).

III Пропуски букв, слогов, недописывание слов, добавления, перестановки, замены букв

по графическому сходству, ошибки на правила правописания, которые можно встретить и

у детей с нормальным речевым развитием. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы

-весёлый. Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное

– приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить

границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложения.

Отмечают несколько причин таких ошибок:

Логопедические.

Слабая концентрация внимания

Неразвитый навык самоконтроля

Маленький словарный запас

Низкая работоспособность (создавать для ребёнка ситуацию успеха)

– Отсутствие внимания и самоконтроля при письме.

При работе с учениками я наблюдала такой момент. В первых классах преобладает

логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков,

дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит

на второй план, а резко увеличивается процент детей с пониженным вниманием и

самоконтролем. Причём буквы пропускать начинают «нелогопедические» школьники.

Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверке больших

текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным

работам, приводят к конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.

Задача №1. Определить причины пропуска букв у конкретного ребёнка.

Создать упражнение, в котором будет работать только один фактор: или

внимание или самоконтроль.

Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на

первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с

отбиванием слогового ритма.

Запись слова с проговариванием. (коментируемое письмо)

Пишем небольшие диктанты 3-4 предложения с самопроверкой в паре!

При недописывании слов следует побольше давать упражнений на

дописывание их.

Конечно время, отведенное программой на усвоение материала рассчитано в

основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку.

Оно оказывается недостаточным для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Сегодня в современной школе с инклюзивным образованием рядом с учителем

должны работать логопеды, причём квалифицированные.



В раздел образования