Напоминание

"Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Ларина Татьяна Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №42
Населённый пункт: город Видное, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Работаю музыкальным руководителем в детском саду сравнительно

недавно.

До

этого

25

лет

преподавала

в

музыкальном

училище

на

дирижёрско-хоровом

отделении

(народный

хор).

Придя

в

детский

сад,

пришлось многое корректировать в своей работе, т.к. маленькие дети – это не

студенты. Занятия 15 – 20 минут, а успеть нужно всё: поприветствовать,

распеть, попеть, послушать, потанцевать, поиграть, попрощаться. …И всё это

в интересной игровой форме.

Музыка

в

дошкольном

возрасте

должна

стать

средством

общения

взрослого с ребёнком, а не отдельного обучения. Народное творчество в

широком

смысле

этого

слова

главный

помощник

музыкального

руководителя.

Детский

фольклор

(потешки,

пословицы,

скороговорки,

считалки,

прибаутки, загадки) – это богатейший поэтический материал для развития

звуковой

культуры

речи,

для

развития

чувства

ритма

и

рифмы.

Слово,

соединённое с музыкой и движением, вот, самый прекрасный материал для

педагогического воздействия и эстетического воспитания.

Ребёнку

доступно

и

понятно

народное

творчество,

а

значит,

и

интересно. И я решила в своей работе уделять большее внимание народному

творчеству.

дети

очень

быстро

осваивают

предложенный

музыкальный

материал,

стараются

не

только

спеть,

но

и

показать

(жестом),

сплясать,

подыграть на доступных музыкальных инструментах.

На

музыкальных

занятиях

знакомлю

детей

с

движениями

русской

пляски;

хорововодным,

топающем,

переменным

шагом;

шаг

с

притопом,

«ковырялочка», присядка, пересек и др.

Использую

песни-упражнения,

которые

способствуют

постепенной

выработке

естественного,

лёгкого

звучания

голоса,

чистой

интонации

в

пении,

облегчают

работу

над

расширением

диапазона

детского

голоса,

помогают добиться чёткого произношения текста песни (иногда на диалекте

той или иной области). Например:

Вар(ы)вара, Вар(ы)вара

По (Ву)лице бегала.

потеряла пы)латок(ы)

и один(ы) лапоток (ы).

Работа над скороговорками преследует важную цель - научить детей

легко

преодолевать

встречающиеся

в

речи

тексте

песни)

дикционные

трудности. Я начинаю работу в медленном темпе: в каждой скороговорке –

свой смысл. О чём говорится в тексте? Проговаривать текст с разными

интонациями. Например:

Пёс Полкан попал в капкан !?...

Течёт речка, печёт печка !?...

Подарили Вареньке варежки да валенки !?...

Важный момент в народном вокале – «разговорность в пении», т.е. петь

так, как говоришь. Это один из принципов народного исполнения.

Развитие певческих навыков у старших дошкольников – на основе народных

песенных традиций:

1.

посредством слушания

2.

подбор репертуара с учётом возрастных особенностей детей

3.

физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем

неразрывно связаны: музыка, пение, движение и еще игра на доступных

музыкальных

инструментах.

Поэтому

можно

выделить

четыре

аспекта

музыкального фольклора: народная песня, народная хореография, народные

игры, народные музыкальные инструменты.

Перечислю

те

народные

музыкальные

инструменты,

которые

можно

использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших

аспектов

народного

творчества,

приобщения

их

к

«культуре

предков»,

уходящей корнями вглубь веков.

Элементарные

музыкальные

инструменты:

пищалка,

жужжалка

(фурчалка).

Духовые инструменты: свирель, глиняные свистульки.

Струнные инструменты: балалайка, гусли.

Ударно

шумовые

инструменты:

трещотка,

рубель,

колотушка,

ложки,

бубенцы

(браслет

на

руку,

бубен,

колокольчики

на

деревянной

ручке

(погремушки).

Народные инструменты используются на занятиях, начиная со средней

группы.

Игра на музыкальных инструментах особенно полезна на начальном

этапе

для

развития

музыкально-творческого

мышления

детей

со

слабым

уровнем координации голоса и слуха.

Народное творчество занимает огромное место в моей жизни и работе.

И я хочу научить детей знать эту музыку, понимать эту музыку…гордиться

тем, что создавали наши предки.



В раздел образования