Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Автор: Антонова Оксана Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: г. Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел: среднее образование





Назад




Психологическое здоровье и успешность учащихся физико-математического

лицея на уроках физической культуры

Антонова Оксана Владимировна учитель физической культуры

МАОУ «Северский физико-математический лицей

г. Северск Томской области

Из множества проблем стоящих сегодня перед школьным учителем, врачом,

родителями, является проблема сохранения здоровья детей.

В

законе

«Об

образовании»

записано:

«Образовательное

учреждение

создает

условия,

гарантирующие

охрану

и

укрепление

здоровья

обучающихся

воспитанников».

Здоровье

это

состояние

физического,

психического,

социального

благополучия и отсутствие болезней и физических дефектов.

Психологическое здоровье - это фундаментальная способность человека и

общества

адекватно

усваивать,

перерабатывать

и

генерировать

новую

информацию,

позволяющая

гибко,

мобильно

выстраивать

конструктивные

жизненные

сценарии

и

успешно

реализовать

их

в

быстроменяющейся,

агрессивной среде.

Успешность- это состояние души.

Здоровье учащихся находиться в прямой зависимости от условий обучения,

питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки отдыха,

взаимоотношения

между

учащимися,

условий

семейного

воспитания.

По

медицинским данным в лицее, лишь 40% детей здоровы. 60% - детей имеют

функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент

хронической патологии. Естественно, вопросы охраны и укрепления здоровья

детей требуют безотлагательного решения. Спецификой лицея является, физика,

математика, что в жизни ни мало важно, но при этом дети мало подвижны, чаще

всего сидят за компьютерами, лишены общения, движения. Есть дети которые

принимают

участие

и

занимают

призовые

места

в

конкурсах,

олимпиадах,

конференциях, при сдачи ЕГЭ и они успешны, но есть и такие дети которые могут

себя проявить, а мы проходим их стороной. Нельзя решать детей азарта, интереса,

самостоятельности,

подвижности.

И

соответственно

ученик

все

это

может

получить.

Как решается эта проблема в условиях нашего лицея, я и хочу рассказать.

Как педагог, посвятивший работе с детьми более 10 лет, я на основании сведений

о

состоянии

здоровья

учащихся

лицея

попыталась

сделать

свою

работу

современной и актуальной.

Мне очень нравится моя работа, потому что каждый день я встречаюсь с

детьми, которые хотят быть сильными, быстрыми, красивыми и здоровыми. А что

может

быть

лучше?

В

моем

понимании

образ

современного

человека

это

сочетание духовного богатства, моральной чистоты, физического совершенства и

психологического здоровья. Родители, которые хотели бы видеть своих детей

здоровыми, красивыми, физически развитыми, отдают их в спортивные секции.

Где дети начинают осознавать свою возможность проявить себя.

Целью

своей

работы

я

взяла

поиск

путей

оздоровление

детей

через

различные

виды

игровой

деятельности.

А

что

в

жизни

ребенка

может

быть

интересней, чем игра? Первый вопрос, который задают мне дети, когда приходят

на занятия: «В какую игру мы будем играть?» Игра – важнейший метод развития

детской самостоятельности. Основные задачи:

1.

Определение наиболее эффективных форм физкультурно-оздоровительной и

спортивной работы.

2.

Создание

новых

технологий

внеурочной

игровой

деятельности,

обеспечивающих оздоровление детей.

3.

Исследование мониторинга взаимосвязи здоровья и успеваемости учащихся.

4.

Обобщение и распространение опыта работы.

Проведенный мониторинг позволил сделать вывод, что качество знаний и

процент здоровых в массовой школе в 1-4-х классах находится на одном уровне, а

в

5-11х

классах

соотношение

ухудшается,

здоровье

уменьшается,

а

знания

улучшается. На основе этого мониторинга была разработана модель оптимального

функционирования спортивной секции по физическому воспитанию при лицее.

Работа по физическому воспитанию представляет собой тесное взаимодействие

следующих

этапов:

тестирование,

анализ,

целеполагание,

планирование,

организация, координация, контроль.

Тест: «Физическая культура в моей жизни»

Инструкция. Данный тест проводиться не с одним учеником, а с классом.

1.

Занимаешься ли ты спортом.

а) дома;

б) секции;

в) только на уроках физической культурой;

г) на занятиях ОФП (общая физическая подготовка во внеурочное время).

2.

Что мне мешает заниматься спортивной секции.

а) ограниченность набора детей;

б)

тренера

делают

ставку

только

на

перспективных,

чувствую

себя

не

комфортно, потому что тренера занимаются с перспективными детьми;

в) тренировки занимают много времени, и мешают подготовке к учебе;

г) дорогое удовольствие (спортивная одежда, инвентарь и оплата в секции).

3.

Нравятся ли тебе уроки физической культуры.

а) Да;

б) Нет.

4.

Что дают тебе уроки физической культуры (выбрать – 3 варианта).

а) улучшает мое здоровье;

б) улучшает общее самочувствие;

в) дает возможность проявить себя на уроке;

г) получаю удовольствие от двигательной активности во время игры на

уроке;

д) дает возможность показать свои физические качества;

е) дает возможность показать свои лидерские качества.

5.

Нравиться ли тебе заниматься ОФП в лицее.

а) Да;

б) Нет.

6.

Какими видами спорта на ОФП тебе больше нравиться заниматься (выбрать

не более 3-х вариантов).

а) легкая атлетика;

б) баскетбол;

в) волейбол;

г) футбол;

д) русская лапта;

е) настольный теннис;

ж) коньки.

7.

Что дает тебе занятия ОФП.

а) получаю удовольствие от общения с учащимися и учителем физической

культуры;

б) получаю удовольствие от участия в соревнованиях;

в) улучшает мое здоровье, снимает умственную и физическую усталость;

г) дает почувствовать себя членом коллектива, команды;

д)

дает

возможность

проявить

свои

лидерские,

организационные

способности.

8.

Что могу предложить для проведения занятий по физической культуре и

ОФП в лицее.

а) аэробика;

б) занятия на тренажерах;

в) плавание;

г) туристические походы.

Исходя из показателей анкетирования среди учащихся 5 – 9 классов, можно

сделать вывод, при вопросе занимаетесь ли вы спортом, 60% учащихся ответили

только дома, 30% в секции, 40% на занятиях ОФП, 50% на уроках физической

культурой. А на вопрос, что вам мешает заниматься в спортивной секции , 20%

опрошенных

отметили

ограниченность

набором

детей,

40%

тренера

делают

ставку только на перспективных детей, 80% тренировки занимают много времени,

и

мешают

подготовке

к

учебе,

а

40%

считают

дорогим

удовольствием.

И

получается, что у детей остается единственная возможность заниматься только на

уроках физкультуры и занятий ОФП, не смотря на то, что существует большой и

разнообразный выбор секций.

87% учащихся считают, что урок физической культуры им нравится. При

рассмотрении ответа, что дают тебе уроки физической культуры, 20% ответили

улучшает здоровье, 40% улучшает общее самочувствие, 50% дает возможность

проявить себя, 80% получают удовольствие от двигательной активности во время

игры,

60%

дает

возможность

показать

свои

физические

качества,

40%

дает

возможность

показать

свои

лидерские

качества.

В

результате

физкультура

не

только

дает

возможность

показать

свои

физические

качества,

но

и

дает

возможность проявить себя как лидера.

Занятия ОФП в лицеи, так же высоко оцениваются учащимися, при вопросе

какими видами ОФП вам больше нравиться заниматься. 60% коньками, 80%

легкая атлетика, 40% баскетбол, 40% волейбол, 30% футбол, 60% русская лапта,

50% настольный теннис. От занятий ОФП 80% учащихся получают удовольствие

от общения между собой и учителем, 80% от участия в соревнованиях, 60%

улучшает здоровье ученика, снимает умственную и физическую усталость, 75%

дает почувствовать себя членом коллектива, команды, 50% дает возможность

проявить

свои

лидерские,

организационные

способности.

Учащиеся

хотят

разнообразить

занятия

ОФП

и

предлагают

такие

виды

деятельности

55%

аэробика, 80% занятия на тренажерах, 40% плавание, 90% туристические походы,

а

это

говорит

о

заинтересованности

учащихся

в

занятиях

спортом.

Занятия

физической культурой и ОФП позволяют учащемуся быть успешным, улучшить

свое самочувствие, отдохнуть после занятий в школе. На занятии физкультурой

ученики чувствуют себя комфортно, что влияет на их психическое самочувствие.

В

результате,

за

2008/2009

учебный

год

состояние

детей

в

лицеи

улучшилось, например в 11 классе ученики болеют меньше, чем в 10 классе на

20%. Не смотря на то, что наши дети являются технарями, но тем не менее

улучшают спортивные успехи на городском, областном и Всероссийском уровне.

Это дети, которые не занимаются спортом, но имеют спортивные достижения.

Выпускник лицея он не только успешен в олимпиаде, на конференции, на

сдачи

ЕГЭ,

но

и

в

спорте.

По

этому

лозунгом

своей

работы

могу

считать,

следующее высказывание «В здоровом теле, здоровый ум».

Литература

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.

2.

Змановский

Ю.Ф.

Воспитаем

детей

здоровыми.

М.:

Медицина,

1989.

3

.

Коробков

А.В.,

Головин

В.А.,

Масляков

В.А.

Физическое

воспитание.

-М.:Высш.школа,1983.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с

5 . Принцип

развития

в

психологии./

Под

ред.

Л.И.Анцыферовой.

М.,

1978.

6. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. -

2-е изд., испр. и доп. - М. 1990.



В раздел образования