Автор: Антонова Оксана Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: г. Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел: среднее образование
Психологическое здоровье и успешность учащихся физико-математического
лицея на уроках физической культуры
Антонова Оксана Владимировна учитель физической культуры
МАОУ «Северский физико-математический лицей
г. Северск Томской области
Из множества проблем стоящих сегодня перед школьным учителем, врачом,
родителями, является проблема сохранения здоровья детей.
В
законе
«Об
образовании»
записано:
«Образовательное
учреждение
создает
условия,
гарантирующие
охрану
и
укрепление
здоровья
обучающихся
воспитанников».
Здоровье
–
это
состояние
физического,
психического,
социального
благополучия и отсутствие болезней и физических дефектов.
Психологическое здоровье - это фундаментальная способность человека и
общества
адекватно
усваивать,
перерабатывать
и
генерировать
новую
информацию,
позволяющая
гибко,
мобильно
выстраивать
конструктивные
жизненные
сценарии
и
успешно
реализовать
их
в
быстроменяющейся,
агрессивной среде.
Успешность- это состояние души.
Здоровье учащихся находиться в прямой зависимости от условий обучения,
питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки отдыха,
взаимоотношения
между
учащимися,
условий
семейного
воспитания.
По
медицинским данным в лицее, лишь 40% детей здоровы. 60% - детей имеют
функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент
хронической патологии. Естественно, вопросы охраны и укрепления здоровья
детей требуют безотлагательного решения. Спецификой лицея является, физика,
математика, что в жизни ни мало важно, но при этом дети мало подвижны, чаще
всего сидят за компьютерами, лишены общения, движения. Есть дети которые
принимают
участие
и
занимают
призовые
места
в
конкурсах,
олимпиадах,
конференциях, при сдачи ЕГЭ и они успешны, но есть и такие дети которые могут
себя проявить, а мы проходим их стороной. Нельзя решать детей азарта, интереса,
самостоятельности,
подвижности.
И
соответственно
ученик
все
это
может
получить.
Как решается эта проблема в условиях нашего лицея, я и хочу рассказать.
Как педагог, посвятивший работе с детьми более 10 лет, я на основании сведений
о
состоянии
здоровья
учащихся
лицея
попыталась
сделать
свою
работу
современной и актуальной.
Мне очень нравится моя работа, потому что каждый день я встречаюсь с
детьми, которые хотят быть сильными, быстрыми, красивыми и здоровыми. А что
может
быть
лучше?
В
моем
понимании
образ
современного
человека
–
это
сочетание духовного богатства, моральной чистоты, физического совершенства и
психологического здоровья. Родители, которые хотели бы видеть своих детей
здоровыми, красивыми, физически развитыми, отдают их в спортивные секции.
Где дети начинают осознавать свою возможность проявить себя.
Целью
своей
работы
я
взяла
поиск
путей
оздоровление
детей
через
различные
виды
игровой
деятельности.
А
что
в
жизни
ребенка
может
быть
интересней, чем игра? Первый вопрос, который задают мне дети, когда приходят
на занятия: «В какую игру мы будем играть?» Игра – важнейший метод развития
детской самостоятельности. Основные задачи:
1.
Определение наиболее эффективных форм физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы.
2.
Создание
новых
технологий
внеурочной
игровой
деятельности,
обеспечивающих оздоровление детей.
3.
Исследование мониторинга взаимосвязи здоровья и успеваемости учащихся.
4.
Обобщение и распространение опыта работы.
Проведенный мониторинг позволил сделать вывод, что качество знаний и
процент здоровых в массовой школе в 1-4-х классах находится на одном уровне, а
в
5-11х
классах
соотношение
ухудшается,
здоровье
уменьшается,
а
знания
улучшается. На основе этого мониторинга была разработана модель оптимального
функционирования спортивной секции по физическому воспитанию при лицее.
Работа по физическому воспитанию представляет собой тесное взаимодействие
следующих
этапов:
тестирование,
анализ,
целеполагание,
планирование,
организация, координация, контроль.
Тест: «Физическая культура в моей жизни»
Инструкция. Данный тест проводиться не с одним учеником, а с классом.
1.
Занимаешься ли ты спортом.
а) дома;
б) секции;
в) только на уроках физической культурой;
г) на занятиях ОФП (общая физическая подготовка во внеурочное время).
2.
Что мне мешает заниматься спортивной секции.
а) ограниченность набора детей;
б)
тренера
делают
ставку
только
на
перспективных,
чувствую
себя
не
комфортно, потому что тренера занимаются с перспективными детьми;
в) тренировки занимают много времени, и мешают подготовке к учебе;
г) дорогое удовольствие (спортивная одежда, инвентарь и оплата в секции).
3.
Нравятся ли тебе уроки физической культуры.
а) Да;
б) Нет.
4.
Что дают тебе уроки физической культуры (выбрать – 3 варианта).
а) улучшает мое здоровье;
б) улучшает общее самочувствие;
в) дает возможность проявить себя на уроке;
г) получаю удовольствие от двигательной активности во время игры на
уроке;
д) дает возможность показать свои физические качества;
е) дает возможность показать свои лидерские качества.
5.
Нравиться ли тебе заниматься ОФП в лицее.
а) Да;
б) Нет.
6.
Какими видами спорта на ОФП тебе больше нравиться заниматься (выбрать
не более 3-х вариантов).
а) легкая атлетика;
б) баскетбол;
в) волейбол;
г) футбол;
д) русская лапта;
е) настольный теннис;
ж) коньки.
7.
Что дает тебе занятия ОФП.
а) получаю удовольствие от общения с учащимися и учителем физической
культуры;
б) получаю удовольствие от участия в соревнованиях;
в) улучшает мое здоровье, снимает умственную и физическую усталость;
г) дает почувствовать себя членом коллектива, команды;
д)
дает
возможность
проявить
свои
лидерские,
организационные
способности.
8.
Что могу предложить для проведения занятий по физической культуре и
ОФП в лицее.
а) аэробика;
б) занятия на тренажерах;
в) плавание;
г) туристические походы.
Исходя из показателей анкетирования среди учащихся 5 – 9 классов, можно
сделать вывод, при вопросе занимаетесь ли вы спортом, 60% учащихся ответили
только дома, 30% в секции, 40% на занятиях ОФП, 50% на уроках физической
культурой. А на вопрос, что вам мешает заниматься в спортивной секции , 20%
опрошенных
отметили
ограниченность
набором
детей,
40%
тренера
делают
ставку только на перспективных детей, 80% тренировки занимают много времени,
и
мешают
подготовке
к
учебе,
а
40%
считают
дорогим
удовольствием.
И
получается, что у детей остается единственная возможность заниматься только на
уроках физкультуры и занятий ОФП, не смотря на то, что существует большой и
разнообразный выбор секций.
87% учащихся считают, что урок физической культуры им нравится. При
рассмотрении ответа, что дают тебе уроки физической культуры, 20% ответили
улучшает здоровье, 40% улучшает общее самочувствие, 50% дает возможность
проявить себя, 80% получают удовольствие от двигательной активности во время
игры,
60%
дает
возможность
показать
свои
физические
качества,
40%
дает
возможность
показать
свои
лидерские
качества.
В
результате
физкультура
не
только
дает
возможность
показать
свои
физические
качества,
но
и
дает
возможность проявить себя как лидера.
Занятия ОФП в лицеи, так же высоко оцениваются учащимися, при вопросе
какими видами ОФП вам больше нравиться заниматься. 60% коньками, 80%
легкая атлетика, 40% баскетбол, 40% волейбол, 30% футбол, 60% русская лапта,
50% настольный теннис. От занятий ОФП 80% учащихся получают удовольствие
от общения между собой и учителем, 80% от участия в соревнованиях, 60%
улучшает здоровье ученика, снимает умственную и физическую усталость, 75%
дает почувствовать себя членом коллектива, команды, 50% дает возможность
проявить
свои
лидерские,
организационные
способности.
Учащиеся
хотят
разнообразить
занятия
ОФП
и
предлагают
такие
виды
деятельности
55%
аэробика, 80% занятия на тренажерах, 40% плавание, 90% туристические походы,
а
это
говорит
о
заинтересованности
учащихся
в
занятиях
спортом.
Занятия
физической культурой и ОФП позволяют учащемуся быть успешным, улучшить
свое самочувствие, отдохнуть после занятий в школе. На занятии физкультурой
ученики чувствуют себя комфортно, что влияет на их психическое самочувствие.
В
результате,
за
2008/2009
учебный
год
состояние
детей
в
лицеи
улучшилось, например в 11 классе ученики болеют меньше, чем в 10 классе на
20%. Не смотря на то, что наши дети являются технарями, но тем не менее
улучшают спортивные успехи на городском, областном и Всероссийском уровне.
Это дети, которые не занимаются спортом, но имеют спортивные достижения.
Выпускник лицея он не только успешен в олимпиаде, на конференции, на
сдачи
ЕГЭ,
но
и
в
спорте.
По
этому
лозунгом
своей
работы
могу
считать,
следующее высказывание «В здоровом теле, здоровый ум».
Литература
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
2.
Змановский
Ю.Ф.
Воспитаем
детей
здоровыми.
–
М.:
Медицина,
1989.
3
.
Коробков
А.В.,
Головин
В.А.,
Масляков
В.А.
Физическое
воспитание.
-М.:Высш.школа,1983.
4. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с
5 . Принцип
развития
в
психологии./
Под
ред.
Л.И.Анцыферовой.
М.,
1978.
6. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. -
2-е изд., испр. и доп. - М. 1990.