Автор: Чернова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №249"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская обл.
Наименование материала: Проект "Юные метеорологи"
Тема: "Юные метеорологи"
Раздел: дошкольное образование
Проект метеостанция в ДОУ «Юные метеорологи».
Введение
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы
включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к
ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.
Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам
экологического воспитания. Современное дошкольное
образовательное учреждение ориентируется на активное
приобретение детьми навыков экологической культуры и
повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-
образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования
ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые
помогли бы в обучении детей основам экологии и
природопользования. Одной из таких форм работы становится
создание экологического пространства детского сада и проектная
деятельность, которая сделала бы более привлекательной и
интересной для детей изучение многих тем, в том числе
наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по
экологическому воспитанию дошкольников может стать
метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать
возможность познакомить детей с основными стандартными
метеорологическими приборами, с методикой и техникой
наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна
обеспечить проведение наблюдений, практических работ,
организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными
явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата
территории детского сада.
Актуальность проекта:
почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми,
как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый
старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды
можно сделать интересным, оборудовав на территории
дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых,
занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как
новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с
метеорологическими приборами и способами их применения на
практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности
будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать,
проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться
полученной информацией.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления
с природой и окружающей действительностью ребёнок учится
говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и
экологической этики. Одним из важнейших условий реализации
системы экологического образования в дошкольном учреждении в
соответствии с ФГОС ДО является правильная организация
развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию
образовательного потенциала пространства организации, как
группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная
среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых. Организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на
участке) должны обеспечивать игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей,
представив природу, как таинственный мир, полный приключений и
увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять
любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности
выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих
поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в
их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно
проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром
природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы
они получали от этого радость.
Проблема:
у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно
условий для практики организации наблюдений за явлениями
погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта:
создание предметно - развивающей среды для познавательной и
исследовательской деятельности старших дошкольников,
формирование у дошкольников элементарных представлений о
погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни
человека, растительного и животного мира (народные приметы о
погоде);
- познакомить детей с назначением метеорологической станции;
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром,
флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром,
ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их
между собой;
- формировать представления о четырех частях света.
Вид проекта:
информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта:
декабрь 2019г. - август 2020г.
Этапы проекта:
Подготовительный:
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
Основной:
изготовление приборов – помощников;
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником
наблюдений;
Заключительный:
подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз
погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о
давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту:
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
9. Работа с родителями
Содержание проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый
день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного
возраста играет практическая, исследовательская деятельность в
природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-
исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями
природы (например, движением облаков, состоянии растений,
поведением животных, при пользовании простыми приборами,
помогающими определить погоду) развивается наблюдательность,
умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего
развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования
погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные
приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из
подручного материала совместно с детьми и родителями
(дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды,
где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям
ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной
последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью,
- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы
ветра,
- с помощью флюгера определять стороны света и направление
ветра,
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
- с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,
- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения
Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её
оборудованием. Презентация.
Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными
явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное
явление»
Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут
предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы»,
«Православного календаря»,
«Лунного календаря»
Загадки планеты Земля
Формировать представление о зависимости климата в любой
точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие
Что такое компас? Формировать представление о частях света,
познакомить с компасом.
Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом
Путешествие по плану экологической тропы на территории
детского сада.
Измерение осадков. Познакомить со способами измерения
осадков. Занятие на метеоплощадке.
Какие бывают термометры? Уточнить представления о
термометре. Занятие на метеоплощадке.
Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами
определения скорости ветра. Занятие на метеоплощадке.
Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром,
учить работе с ним. Занятие на метеоплощадке.
Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных
видов почвы. Занятие на метеоплощадке.
Мы – юные метеорологи.
Предложить детям организовать систематические наблюдения
на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование
результатов наблюдений
Работа на метеоплощадке.
Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки
использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на
метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений
Работа с родителями
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о
погоде»
Цели:
Выяснить возможность предсказания погоды по народным
приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию
прогноза
погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических
приборов.
Цели:
Формирование у детей представлений о метеорологических
приборах и их значение в жизни человека
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской
метеостанции:
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления,
изменение,которого предвещает перемену погоды.
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.
Осадкомер – служит для измерения количества осадков.
Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по
солнцу в любое время года.
Реализация проекта.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно
интересными для детей оказались практические работы на
метеостанции.
1.
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в
детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс,
2008. -208 с.
2.
Пенькова
Л.
С.
Под
парусом
лето
плывет
по
Земле
(организация
детских
площадок
в
летний
период)
методическое
пособие
для
работников
дошкольных
учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –
М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
3.
Интернет ресурсы.