Напоминание

"Юные метеорологи"


Автор: Чернова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №249"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская обл.
Наименование материала: Проект "Юные метеорологи"
Тема: "Юные метеорологи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект метеостанция в ДОУ «Юные метеорологи».

Введение

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы

включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к

ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам

экологического воспитания. Современное дошкольное

образовательное учреждение ориентируется на активное

приобретение детьми навыков экологической культуры и

повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-

образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования

ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые

помогли бы в обучении детей основам экологии и

природопользования. Одной из таких форм работы становится

создание экологического пространства детского сада и проектная

деятельность, которая сделала бы более привлекательной и

интересной для детей изучение многих тем, в том числе

наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по

экологическому воспитанию дошкольников может стать

метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать

возможность познакомить детей с основными стандартными

метеорологическими приборами, с методикой и техникой

наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна

обеспечить проведение наблюдений, практических работ,

организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными

явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата

территории детского сада.

Актуальность проекта:

почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми,

как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый

старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды

можно сделать интересным, оборудовав на территории

дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых,

занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как

новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с

метеорологическими приборами и способами их применения на

практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности

будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать,

проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться

полученной информацией.

Пояснительная записка

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления

с природой и окружающей действительностью ребёнок учится

говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и

экологической этики. Одним из важнейших условий реализации

системы экологического образования в дошкольном учреждении в

соответствии с ФГОС ДО является правильная организация

развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию

образовательного потенциала пространства организации, как

группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная

среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей и

взрослых. Организация образовательного пространства и

разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на

участке) должны обеспечивать игровую, познавательную,

исследовательскую и творческую активность всех категорий

воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

-эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей,

представив природу, как таинственный мир, полный приключений и

увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять

любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности

выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих

поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в

их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно

проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром

природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы

они получали от этого радость.

Проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно

условий для практики организации наблюдений за явлениями

погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта:

создание предметно - развивающей среды для познавательной и

исследовательской деятельности старших дошкольников,

формирование у дошкольников элементарных представлений о

погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать представление о значении погоды в жизни

человека, растительного и животного мира (народные приметы о

погоде);

- познакомить детей с назначением метеорологической станции;

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром,

флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром,

ветряным рукавом, солнечными часами;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их

между собой;

- формировать представления о четырех частях света.

Вид проекта:

информационно – исследовательский.

Продолжительность проекта:

декабрь 2019г. - август 2020г.

Этапы проекта:

Подготовительный:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

Основной:

изготовление приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником

наблюдений;

Заключительный:

подготовка отчета с презентацией.

Предполагаемые результаты:

развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз

погоды;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о

давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Запланированные формы работы по проекту:

1. Беседы

2. Наблюдения в природе

3. Книга народных примет

4. Опыты-эксперименты

5. Чтение художественной литературы

6. Дидактические игры

7. Сюжетно-ролевые игры

8. Слушанье музыки

9. Работа с родителями

Содержание проекта:

Большинство современных детей редко общаются с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами

ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый

день.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного

возраста играет практическая, исследовательская деятельность в

природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-

исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями

природы (например, движением облаков, состоянии растений,

поведением животных, при пользовании простыми приборами,

помогающими определить погоду) развивается наблюдательность,

умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего

развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования

погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.

Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные

приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из

подручного материала совместно с детьми и родителями

(дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).

Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды,

где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям

ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной

последовательности:

- наблюдать за небом и облачностью,

- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы

ветра,

- с помощью флюгера определять стороны света и направление

ветра,

- измерять количество осадков с помощью дождемера,

- определять температуру воздуха с помощью термометра,

- с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,

- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения

Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её

оборудованием. Презентация.

Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными

явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное

явление»

Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут

предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы»,

«Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой

точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие

Что такое компас? Формировать представление о частях света,

познакомить с компасом.

Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории

детского сада.

Измерение осадков. Познакомить со способами измерения

осадков. Занятие на метеоплощадке.

Какие бывают термометры? Уточнить представления о

термометре. Занятие на метеоплощадке.

Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами

определения скорости ветра. Занятие на метеоплощадке.

Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром,

учить работе с ним. Занятие на метеоплощадке.

Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных

видов почвы. Занятие на метеоплощадке.

Мы – юные метеорологи.

Предложить детям организовать систематические наблюдения

на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование

результатов наблюдений

Работа на метеоплощадке.

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки

использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на

метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

Работа с родителями

1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о

погоде»

Цели:

Выяснить возможность предсказания погоды по народным

приметам

и возможность применения теории вероятности к предсказанию

прогноза

погоды.

2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических

приборов.

Цели:

Формирование у детей представлений о метеорологических

приборах и их значение в жизни человека

Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.

Краткое описание специального оборудования детской

метеостанции:

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления,

изменение,которого предвещает перемену погоды.

Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.

Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.

Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.

Осадкомер – служит для измерения количества осадков.

Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по

солнцу в любое время года.

Реализация проекта.

Аналитический этап проекта.

Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно

интересными для детей оказались практические работы на

метеостанции.

1.

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в

детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс,

2008. -208 с.

2.

Пенькова

Л.

С.

Под

парусом

лето

плывет

по

Земле

(организация

детских

площадок

в

летний

период)

методическое

пособие

для

работников

дошкольных

учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –

М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.

3.

Интернет ресурсы.



В раздел образования