Автор: Хмелева Валентина Тимофеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 60
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: конспект занятия старшая группа
Тема: Составление рассказа по картине "Дети играют зимой"
Раздел: дошкольное образование
Составление рассказа по картине «Дети играют зимой»
Старший дошкольный возраст
Программные задачи:
1. продолжать учить детей составлению монолога смешанного типа по
сюжетной картине (описание с элементами повествования);
2. закреплять понимание того, о чем можно говорить в каждой структурной
части рассказа (в начале, в середине, в конце);
3. учить образовывать сложноподчинённые предложения, осложненные
деепричастным оборотом;
4. продолжать учить пользоваться прямыми (дети – ребята) и
констекстуальными синонимами (мальчик – лыжник);
5. упражнять детей в использовании в своей речи сравнений, определений,
интонационном оформлении предложений
6. воспитывать умение слушать друг друга, участвовать в анализе
высказываний детей.
Материал: картина «Дети играют зимой», схемы
Ход занятия.
Дети заходят в зал и останавливаются на ковре.
Загадка:
«Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!»
- Как вы думаете, о чём говорится в этой загадке?
(В загадке говорится о зиме).
- Почему зиму называют царицей?
(Я думаю потому, что сейчас зима хозяйка над деревьями, кустами, над всей
природой).
- А как еще можно назвать зиму?
(раскрасавица, волшебница, кудесница, искусница, лебёдушка, матушка …)
- Молодцы, ребята, вы подобрали много красивых слов к слову зима.
- А почему в загадке о зиме говорится «белокожа», «светлолица»?
(Мне кажется, потому что лежит белый снег; потому что кругом всё белым –
бело).
- А с чем сравнивается снег в загадке?
(снег в загадке сравнивается с серебром).
- А с чем еще можно сравнить снег?
(Снег можно сравнить с сахаром).
- Почему? (Он белый, как сахар)
- А еще с чем? ( с ватой. Он мягкий как вата; с пухом. Он лёгкий как пух; со
льдом. Он холодный как лёд)
- Ребята, вчера я получила письмо от Милен и Роберта, которые живут сейчас
в другой стране. Они пишут о том, что их новые друзья ничего не знают о
зиме, за что мы любим зиму, потому что у них всегда жарко и никогда не
бывает снега.
Давайте сегодня составим рассказ и отправим его ребятам.
А поможет нам в этом картина.
- Скажите, о чём эта картина?
(Эта картина о том, как дети играют зимой).
- Какой выдался день? (солнечный, зимний, морозный, ясный, чудесный -
ответы полными предложениями. День выдался зимний солнечный).
- Почему вы решили, что это зимний, морозный день? (если дети
затрудняются, спросить
- Что можно сказать о деревьях?
(Я думаю потому что земля покрыта пушистым снегом. А я думаю потому,
что деревья, дома покрыты снегом, точно серебром. А еще потому, что всё
кругом покрыто легким как пух серебристым снегом. Я думаю потому, что
одеты … (что мороз разрумянил щёки детей).
- Как можно назвать место, где играют дети? (дети играют во дворе ….(в
парке, на участке, на площадке).
- Какими словами можно заменить слово дети?
(ребята, девочки, подружки, соседки, сестрички, дошкольники…)
- А как можно по – другому назвать мальчика, который едет на лыжах?
(лыжник, спортсмен…)
- Давайте дадим детям имена.
- Ребята, а для того, чтобы у нас получился интересный рассказ, сейчас мы
поучимся составлять красивые предложения и будем лепить снеговика.
Я начну предложение, а вы повторите начало и продолжите его.
Таня одета в тёплую шубу, потому что ….
Ира взяла санки, чтобы …. (покататься с горки; пригласить Таню
покататься).
Шустрые синички сели на голову снеговика чтобы ….( полакомиться
ягодами рябины, весело пощебетать).
Забавный щенок наблюдает за играми детей, потому что … ( ему очень
интересно, ему нравиться снеговик).
- Молодцы! Вы придумали очень красивые предложения.
А сейчас мы поучимся придумывать предложения по – другому. Послушайте
мое предложение.
Лыжник остановился, потому что увидел необычного снеговика.
В это предложении мы заменим слово увидел.
Лыжник остановился (что сделав?) увидев
- Какое новое слово у нас получилось?
С этим словом мы и составим предложение. Послушайте его.
Лыжник остановился, увидев необычного снеговика (2 – 3 ребёнка повторяют
это предложение)
(по одному ёлочку для украшения снегом).
- Ребята посмотрите какая красивая ёлочка у нас получилась, благодаря
вашим предложениям. Не забудьте все предложения, которые мы составили
вставить в свой рассказ.
(звучит нежная таинственная музыка)
- Ребята, а сейчас давайте закроем глаза представим, что мы оказались в
этом дворе, рядом с детьми.
- Как выдумаете, что сказал Паша, увидев снеговика?
(Паша сказал: «Какой красивый снеговик!»
- Дети, а как он это сказал … грустно, радостно, громко?
Давайте скажем об этом так же весело, радостно? ( 2 – 3 человека повторяют)
- А что сказала Ира?
( Ира сказала: «Таня! Какая ты умница!»
- Как вы думаете. как она это сказала … задорно, печально, восторженно,
шёпотом, тихо?
(2 – 3 ребёнка повторяют)
Физкультминутка.
- Сейчас мы превратимся в снежинок и потанцуем. (дети под музыку
выполняют несколько танцевальных движений)
_ А теперь давайте составим рассказ для наших друзей. Вы будете
рассказывать, а Елена Александровна запишет его, поэтому постарайтесь,
чтобы рассказ был интересным. Ребята в свой рассказ включите слова и
предложения, которые мы сегодня составляли
Но прежде вспомним, о чём надо рассказать в каждой части рассказа.
- Посмотрите на схемы.
- О чём мы будем рассказывать в начале рассказа?
(чем покрыта земля, деревья, какой выдался день, куда отправились дети).
- О чем расскажите в середине? (чем заняты дети; что делает Таня; какой
получился снеговик, про подружку Иру; про лыжника).
- О чём расскажите в конце? (чем мы любим заниматься зимой: кататься на
санках, на лыжах, играть в снежки …)
Дети составляют рассказ по частям. После рассказа ребёнка воспитатель
спрашивает у дошкольников, что им понравилось в рассказе товарища.
Затем воспитатель спрашивает ребят
- Кто хочет рассказать весь рассказ полностью?
- Молодцы ребята! Интересные рассказы у нас получились.
Нам осталось только отправить его Милен и Роберту.
Спасибо, ребята! Вы молодцы!
Рассказ воспитателя.
Пришла царица – зима. Землю, дома, деревья покрыла лёгким, как пух
серебристым снегом. Модницы – ёлочки нарядила в меховые шапки, а
рябинки – в белое нарядное платье.
В зимний солнечный денек дети вышли во двор. Таня одета в тёплую
шубу, потому что на улице сильный мороз. Мальчик в комбинезон и шапку –
ушанку, а Ира - в красный комбинезон и разноцветную шапку.
Таня решила вылепить снеговика. На голову ему одела старую шляпу и
украсила её гроздьями рябины, на шею повязала разноцветный шарфик.
Вместо глаз – угольки, вместо носа – морковка. А в это время во двор вышла
подружка Ира. Она взяла санки, чтобы покататься с горки. Девочка увидела
снеговика и сказала: «Таня! Какая ты умница!».
Шустрые синички сели на голову снеговика, чтобы полакомиться ягодами
рябины. Забавный щенок наблюдает за играми детей, потому что ему
интересно. Лыжник остановился, увидев необычного снеговика и сказал:
«Какой красивый снеговик!»
Интересно зимой играть на улице! Можно кататься на санках, на лыжах,
играть в снежки. Как хорошо, что у нас бывает зима!