Автор: Деркач Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО
Населённый пункт: г.о.Октябрьск
Наименование материала: Экскурсия к "Александровскому мосту" в г.о. Октябрьск
Тема: История родного города
Раздел: среднее образование
Экскурсия к Александровскому мосту в г.о. Октябрьск
Задачи:
1.Формирование
представлений
о
малой
Родине
и
отечестве,
о
социо-
культурных ценностей нашего народа;
2 . П р од ол ж ат ь
зн а коми т ь
с
и с то р и е й
р од н о го
го р од а
и
е г о
достопримечательностями;
3.Воспитывать любовь к своей малой Родине, к родному городу, чувства
патриотизма, гражданственности, чувства гордости за свою страну;
4.Воспитывать любовь к родным местам.
Ребята, мы с вами находимся около железнодорожного моста
Этот уникальный мост через Волгу имеет много названий: Красный,
Волжский, Сызранский. Но изначально он наречен Александровским,
поскольку был открыт 30 августа 1880 года, в день тезоименитства
императора Александра II. История моста пересеклась с судьбой еще одного
российского самодержца — Николая II, который дважды проездом побывал в
Сызрани. Личный императорский поезд шел по тому самому мосту над
Волгой. Позже царь даже упомянул его в своем дневнике. Долгое время
Александровский (Сызранский) мост считался самым длинным в Европе.
Немудрено: ведь он состоит из 13 громадных пролетов по 110,7 метров
каждый! Удивляла и высота: под мостом без помех мог пройти корабль
высотой с 8-этажный дом.
Проектирование этого грандиозного сооружения осуществил профессор
Петербургского института инженеров путей сообщения Николай
Аполлонович Белелюбский. Руководил строительством известный русский
инженер Владимир Ильич Березин, под началом которого трудилось около
двух с половиной тысяч человек со всей Симбирской губернии.
Мост строился в течение четырех лет. Это инженерное сооружение положило
конец паромной переправе. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю
Азию, мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, важным
стратегическим объектом. Именно этот факт не раз ставил под удар будущее
инженерного сооружения. В 1918 году отступавшие белочехи взорвали два
пролета моста. Во время Великой Отечественной войны немцы не раз
пытались подобраться к нему.
Костычи, Батраки, Правая Волга, Первомайск, Пристань-Батраки - так
назывались села и поселки в начале ХХ века, а сегодня районы города
Октябрьска, расположенного вдоль правого берега Волги, в западной части
Самарской губернии. Тянется городок по высокому берегу, по зеленым,
цветущим холмам. Город как город, похожий на многие малые города России,
но есть у него своя неповторимая изюминка, которая отличает его от
остальных - железнодорожный мост.
Александровский, Красный Александровский, Волжский, Сызранский - это
названия одного и того же железнодорожного моста через реку Волгу в
районе Октябрьска Правая Волга. Мост открыт 30 августа 1880 года, в день
тезоименитства императора Александра II, и назван в его честь -
Александровским. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю Азию,
мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, важным
стратегическим объектом.
...
В апреле 1942 года три дивизиона 767-го ЗАП были направлены на станцию
Батраки для организации противовоздушной обороны моста через Волгу,
станции и бензохранилища. С разных городов и сел Поволжья потянулись в
полки противовоздушной обороны сотни девчат. Пройдя курс молодого
бойца, торжественно приняв присягу, “солдаты в юбках” были распределены
по подразделениям, и у девчат началась усиленная учеба. А ближе к осени
всё больше раздавалось не учебных, а самых настоящих боевых тревог.
Рано утром 4 октября 1942 года в дивизионах объявили боевую тревогу и
молодые солдаты стали участниками и свидетелями мужественного поступка
советского летчика. Службы военной разведки обнаружили немецкий
бомбардировщик Ю-88, направлявшийся в сторону моста. По тревоге были
подняты три истребителя МиГ-3 в составе совсем молодых летчиков 802-го
полка ПВО: Шутова, Стрельцова и Бакулина. “Юнкерс” шел на высоте 7000
метров в твердой уверенности, что его не перехватят, но тройка истребителей
вступила в бой. Огнем бортового оружия бомбардировщика был поврежден
самолет Стрельцова, и он ушел на запасной аэродром “Кузнецк”. В азарте боя
израсходовал боезапас Бакулин и тоже ушел в сторону. Кончились снаряды и
у Николая Шутова, но, оставшись один на один с очень мощной вражеской
машиной, он продолжал преследовать врага. Пытаясь уйти от истребителя,
“Юнкерс” вошел в пике, которое оказалось для него смертельным. Шутов
протаранил бомбардировщик. Немецкий экипаж выбросился на парашютах и
вскоре был взят в плен. Однако сам Шутов не смог выбраться из сильно
поврежденной машины и разбился вместе с ней в районе села Баклуши
Ульяновской области. Николаю Шутову был 21 год.
Отважного летчика похоронили на кладбище города Сызрани. За доблесть и
мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф. Шутов
посмертно награжден орденом Ленина. В общей сложности в 42-м году
немецкие самолеты оказывались в зоне действия Куйбышевского
дивизионного района 54 раза, но сбит был только один самолет - летчиком
Николаем Шутовым.
Тогда для девичьего состава 767 зенитно-артиллерийского полка боевые
награды были еще впереди. В ночь с 3 на 4 июля 1943 года бомбардировщик
“Хенкель -III” совершил налет на мост. “Приближение цели к зоне огня
определялось по звуку (шуму) самолета. Каждый имел свой отличительный и
характерный звук, который знали все, и особенно разведчики”, - из
воспоминаний прибориста Кати Грачевой. Батареи открыли шквальный
заградительный огонь, не дав самолету произвести прицельный сброс бомб.
Одна из бомб взорвалась в районе водонапорной башни лесопильного завода,
а вторая не взорвалась. У железнодорожного полотна разъезда Правая Волга
к утру бомба была извлечена и обезврежена.
К лету 1944 года боевая задача 767-го ЗАП практически была выполнена, и
весь полк перебросили на фронт, на территорию Польши, где он и
дислоцировался до конца войны. “13 мая 1945 года объявлен командованием
первый за всю войну выходной день. 18 июля 1945 года мы - девушки и
солдаты старших возрастов - под командованием командиров батарей и
взводов направились на сборный пункт дивизии для последующей отправки
домой”, - из воспоминаний Симы Шикиной, дальномерщицы 7-й батареи
767-го ЗАП. Из пожелания Маши Родионовой, комсорга управления
дивизиона, младшему сержанту Зине Богатиковой: “Зина! Вспомни эти дни,
наши трудности. Они принесли в твою жизнь много нового, обогатили
опытом. Пусть, как мираж, в твоей памяти проносятся иногда дни
Отечественной войны. Вспомни родные Батраки, наш путь от Волги до
Вислы, наши беседы и шутки. Пусть всё прошлое станет дорогим. Сегодня
ты оставляешь нас, едешь к новым людям. Желаю тебе найти в них таких же
друзей, как и ты. Будь счастлива, не забывай сержанта”.
Но, несмотря на все перипетии в судьбе, мост продолжает существовать. В
2004 году он пережил реконструкцию. И вот уже новый памятник воздвигнут
рядом с ним — стела, посвященная 130-летию Александровского моста!
«Александровский мост» стал символом открытого регионального фестиваля
проектов «Мост», который ежегодно проводится в соседнем с Сызранью
Октябрьске.