Напоминание

История родного города


Автор: Деркач Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО
Населённый пункт: г.о.Октябрьск
Наименование материала: Экскурсия к "Александровскому мосту" в г.о. Октябрьск
Тема: История родного города
Раздел: среднее образование





Назад




Экскурсия к Александровскому мосту в г.о. Октябрьск

Задачи:

1.Формирование

представлений

о

малой

Родине

и

отечестве,

о

социо-

культурных ценностей нашего народа;

2 . П р од ол ж ат ь

зн а коми т ь

с

и с то р и е й

р од н о го

го р од а

и

е г о

достопримечательностями;

3.Воспитывать любовь к своей малой Родине, к родному городу, чувства

патриотизма, гражданственности, чувства гордости за свою страну;

4.Воспитывать любовь к родным местам.

Ребята, мы с вами находимся около железнодорожного моста

Этот уникальный мост через Волгу имеет много названий: Красный,

Волжский, Сызранский. Но изначально он наречен Александровским,

поскольку был открыт 30 августа 1880 года, в день тезоименитства

императора Александра II. История моста пересеклась с судьбой еще одного

российского самодержца — Николая II, который дважды проездом побывал в

Сызрани. Личный императорский поезд шел по тому самому мосту над

Волгой. Позже царь даже упомянул его в своем дневнике. Долгое время

Александровский (Сызранский) мост считался самым длинным в Европе.

Немудрено: ведь он состоит из 13 громадных пролетов по 110,7 метров

каждый! Удивляла и высота: под мостом без помех мог пройти корабль

высотой с 8-этажный дом.

Проектирование этого грандиозного сооружения осуществил профессор

Петербургского института инженеров путей сообщения Николай

Аполлонович Белелюбский. Руководил строительством известный русский

инженер Владимир Ильич Березин, под началом которого трудилось около

двух с половиной тысяч человек со всей Симбирской губернии.

Мост строился в течение четырех лет. Это инженерное сооружение положило

конец паромной переправе. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю

Азию, мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, важным

стратегическим объектом. Именно этот факт не раз ставил под удар будущее

инженерного сооружения. В 1918 году отступавшие белочехи взорвали два

пролета моста. Во время Великой Отечественной войны немцы не раз

пытались подобраться к нему.

Костычи, Батраки, Правая Волга, Первомайск, Пристань-Батраки - так

назывались села и поселки в начале ХХ века, а сегодня районы города

Октябрьска, расположенного вдоль правого берега Волги, в западной части

Самарской губернии. Тянется городок по высокому берегу, по зеленым,

цветущим холмам. Город как город, похожий на многие малые города России,

но есть у него своя неповторимая изюминка, которая отличает его от

остальных - железнодорожный мост.

Александровский, Красный Александровский, Волжский, Сызранский - это

названия одного и того же железнодорожного моста через реку Волгу в

районе Октябрьска Правая Волга. Мост открыт 30 августа 1880 года, в день

тезоименитства императора Александра II, и назван в его честь -

Александровским. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю Азию,

мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, важным

стратегическим объектом.

...

В апреле 1942 года три дивизиона 767-го ЗАП были направлены на станцию

Батраки для организации противовоздушной обороны моста через Волгу,

станции и бензохранилища. С разных городов и сел Поволжья потянулись в

полки противовоздушной обороны сотни девчат. Пройдя курс молодого

бойца, торжественно приняв присягу, “солдаты в юбках” были распределены

по подразделениям, и у девчат началась усиленная учеба. А ближе к осени

всё больше раздавалось не учебных, а самых настоящих боевых тревог.

Рано утром 4 октября 1942 года в дивизионах объявили боевую тревогу и

молодые солдаты стали участниками и свидетелями мужественного поступка

советского летчика. Службы военной разведки обнаружили немецкий

бомбардировщик Ю-88, направлявшийся в сторону моста. По тревоге были

подняты три истребителя МиГ-3 в составе совсем молодых летчиков 802-го

полка ПВО: Шутова, Стрельцова и Бакулина. “Юнкерс” шел на высоте 7000

метров в твердой уверенности, что его не перехватят, но тройка истребителей

вступила в бой. Огнем бортового оружия бомбардировщика был поврежден

самолет Стрельцова, и он ушел на запасной аэродром “Кузнецк”. В азарте боя

израсходовал боезапас Бакулин и тоже ушел в сторону. Кончились снаряды и

у Николая Шутова, но, оставшись один на один с очень мощной вражеской

машиной, он продолжал преследовать врага. Пытаясь уйти от истребителя,

“Юнкерс” вошел в пике, которое оказалось для него смертельным. Шутов

протаранил бомбардировщик. Немецкий экипаж выбросился на парашютах и

вскоре был взят в плен. Однако сам Шутов не смог выбраться из сильно

поврежденной машины и разбился вместе с ней в районе села Баклуши

Ульяновской области. Николаю Шутову был 21 год.

Отважного летчика похоронили на кладбище города Сызрани. За доблесть и

мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф. Шутов

посмертно награжден орденом Ленина. В общей сложности в 42-м году

немецкие самолеты оказывались в зоне действия Куйбышевского

дивизионного района 54 раза, но сбит был только один самолет - летчиком

Николаем Шутовым.

Тогда для девичьего состава 767 зенитно-артиллерийского полка боевые

награды были еще впереди. В ночь с 3 на 4 июля 1943 года бомбардировщик

“Хенкель -III” совершил налет на мост. “Приближение цели к зоне огня

определялось по звуку (шуму) самолета. Каждый имел свой отличительный и

характерный звук, который знали все, и особенно разведчики”, - из

воспоминаний прибориста Кати Грачевой. Батареи открыли шквальный

заградительный огонь, не дав самолету произвести прицельный сброс бомб.

Одна из бомб взорвалась в районе водонапорной башни лесопильного завода,

а вторая не взорвалась. У железнодорожного полотна разъезда Правая Волга

к утру бомба была извлечена и обезврежена.

К лету 1944 года боевая задача 767-го ЗАП практически была выполнена, и

весь полк перебросили на фронт, на территорию Польши, где он и

дислоцировался до конца войны. “13 мая 1945 года объявлен командованием

первый за всю войну выходной день. 18 июля 1945 года мы - девушки и

солдаты старших возрастов - под командованием командиров батарей и

взводов направились на сборный пункт дивизии для последующей отправки

домой”, - из воспоминаний Симы Шикиной, дальномерщицы 7-й батареи

767-го ЗАП. Из пожелания Маши Родионовой, комсорга управления

дивизиона, младшему сержанту Зине Богатиковой: “Зина! Вспомни эти дни,

наши трудности. Они принесли в твою жизнь много нового, обогатили

опытом. Пусть, как мираж, в твоей памяти проносятся иногда дни

Отечественной войны. Вспомни родные Батраки, наш путь от Волги до

Вислы, наши беседы и шутки. Пусть всё прошлое станет дорогим. Сегодня

ты оставляешь нас, едешь к новым людям. Желаю тебе найти в них таких же

друзей, как и ты. Будь счастлива, не забывай сержанта”.

Но, несмотря на все перипетии в судьбе, мост продолжает существовать. В

2004 году он пережил реконструкцию. И вот уже новый памятник воздвигнут

рядом с ним — стела, посвященная 130-летию Александровского моста!

«Александровский мост» стал символом открытого регионального фестиваля

проектов «Мост», который ежегодно проводится в соседнем с Сызранью

Октябрьске.



В раздел образования