Автор: Степусь Гульнара Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Заполярный, Мурманская область
Наименование материала: проект
Тема: От малой родины к большой
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 им. М.Р. Янкова
«Социальное проектирование»
Воспитательный проект
«От малой родины к
большой»
(Социализация школьника в обществе через
формирование патриотического воспитания)
Степусь Гульнара Сергеевна,
заместитель директора по ВР,
классный руководитель
11 «В» класса
Мурманская область
Печенгский район
г. Заполярный
2020 г.
Любовь
к
родному
краю,
родной
культуре, родной речи начинается с малого
– с любви к своей семье, к своему жилищу,
к
своему
детскому
саду.
Постепенно
расширяясь,
эта
любовь
переходит
в
любовь
к
родной
стране,
к
её
истории,
прошлому
и
настоящему,
ко
всему
человечеству.
Д.С. Лихачёв
Слова
Д.С.
Лихачева
сопровождают
меня,
заставляя
смело
идти
по
жизни, не боясь трудностей и испытаний. Я люблю свою семью, люблю край,
в котором родилась и прожила более 35 лет. А сейчас я живу на Севере,
который полюбила всей душой. Заполярный - это мой город, Россия - моя
страна, я часть всего этого, что и придает мне силы и уверенности. Я знаю, что
я не одна, что мне есть для кого и для чего жить.
Строя свою воспитательную систему, я считаю, что главное, чему я
должна научить ребят, - это любить свою родину.
Социальная проблема
Одна
из
важнейших
проблем
современной
России
–
проблема
возрождения
и
развития
патриотизма
как
главная
и
неотъемлемая
часть
общенациональной идеи, основы возрождения духовно- нравственных устоев
российского общества.
В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности».
Идея
воспитания
патриотизма
и
гражданственности
приобрела
государственное значение. Формирование патриотического сознания россиян
должно стать той цементирующей силой, с помощью которой достигается
единство
общества,
сплочение
народа,
обеспечение
национальной
безопасности.
Реализация Проекта военно-патриотического воспитания молодежи «От
малой родины к большой» - путь в этом направлении.
Актуальность
Приоритетная
задача
образования,
изложенная
в
Стратегии
развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, – формирование
новых
поколений,
обладающих
знаниями
и
умениями,
которые
отвечают
требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности,
готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом
решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом
Российской
Федерации
В.
В.
Путиным:
«…Формирование
гармоничной
личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека,
в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и
этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые
живут рядом».
Процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причем
личности, способной впитать культуру своего народа, страны и способной
шагнуть дальше в своём развитии.
В
современных
условиях
жизни
общества
идеальная
модель
–
это
воспитательная
система
класса,
в
которой
первое
место
занимает
патриотическое воспитание. Любовь к России начинается с малого – с любви
к нашей малой Родине. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в
любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а
затем и ко всему человечеству.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно
строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее
важных педагогических проблем. Данная модель системы воспитания «От
малой
родины
к
большой»
способна
создать
психолого-педагогические
условия для личностного роста ребенка, его становления и развития.
Я работаю в старших классах, и в этом возрасте происходит перестройка
духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной
адаптации в обществе. Именно в старших классах, когда дети уже могут давать
оценку своим поступкам, могут анализировать свои действия, можно научить
их по-новому любить свою родину, не как данность, которую им преподносят
в младших классах, не как необходимость, которую в них закладывают в
средних классах, а как неотъемлемую часть их самих. Помочь им увидеть себя
частью своей родины, воспринимать себя и свой край как одно целое. Только
научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине и
своему народу.
Старинная
мудрость
напоминает
нам:
«Человек,
не
знающий
своего
прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа
нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой
дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач классного руководителя.
Залог успеха
Самым главным для классного руководителя является создание условий
для реализации ребенком своих возможностей, считаю, что между педагогом и
учеником необходимо установить взаимоотношения сотрудничества, доверия и
понимания, которые способствовали бы его самодвижению (самореализации),
и только при этих условиях можно будет рассчитывать на успех.
Основные целевые группы
Обучающиеся 5 - 11 классов, родители и педколлектив
Поддержка проекта
Администрация МБОУ СОШ №19 г. Заполярный Печенгского района
Мурманской области
Аналитические основы проекта
На 1 сентября 2018-2019 учебного года в классе обучается 26 человек. 8
человек обучались в данном классе и до 9 класса, 10 человек пришли из
параллельных классов и 8 человек из других школ города.
В полных семьях воспитываются 17 человек, 9 человек из неполных
семей, многодетные семьи - 2, 1 ребенок проживает с опекуном (бабушкой).
5 учащихся пришли в 10 класс с аттестатами особого образца и 11
учащихся
с
аттестатами
без
троек,
они
имеют
высокий
уровень
работоспособности
на
уроках
и
сформированности
учебных
навыков,
у
остальных
обучающихся
уровень
успеваемости
-
средний.
Большая
часть
детей (85%) занимаются в различных кружках и секциях.
По результатам изучения мотивов обучения (методика Г.Н. Казанцева)
были получены следующие результаты:
1.
мотив профессионального самоопределения;
2.
коммуникативный мотив;
3.
познавательный мотив.
Профессиональный
мотив
является
доминирующим,
и
при
планировании воспитательной работы с классом учитывалась необходимость
поддержания интереса ребенка к самоопределению, а также велась работа по
развитию
потребности
в
саморазвитии
обучающихся,
где
«высокий»
показатель прослеживается у 60 % учащихся.
У
десятиклассников
меняется
социальное
окружение
(новый
состав
класса, новые учителя), система деятельности (новая ступень образования).
Мой класс был сформирован только в этом учебном году, поэтому большое
внимание в работе необходимо уделять формированию классного коллектива и
адаптации обучающихся.
Результаты
социометрии
показали,
что
в
классе
хорошие
взаимоотношения,
изолированных
и
отверженных
детей
нет.
В
целом
обучающиеся
доброжелательны
друг
к
другу,
стараются
поддерживать
одноклассников в сложных ситуациях.
В
классе
почти
все
дети
являются
организаторами
и
активными
участниками всех общих дел, и только два ученика остаются пассивными
участниками.
Таким
образом,
в
своей
работе
мне
необходимо
уделять
внимание привлечению детей «пассивной» группы к участию в общественной
жизни класса.
Самооценка во многом определяет адаптацию личности. Формирование
самооценки
происходит
в
процессе
деятельности
и
межличностного
взаимодействия.
По
результатам
исследования
уровня
самооценки
обучающихся были получены следующие результаты: 50% - высокая, 40% -
средняя, 10% - низкая. Дети с заниженной самооценкой часто испытывают
чувство
страха,
апатии,
а
в
такой
ситуации
способности
детей
могут
не
развиваться или остаться незамеченными, поэтому необходимо в процессе
работы создавать «ситуацию успеха», оказывать таким детям эмоциональную
поддержку.
Перед
постановкой
целей
и
задач
воспитательной
системы
были
изучены
ценностные
ориентации
по
методике
Рокича:
в
структуре
терминальных ценностей доминирующими у большинства детей являются
здоровье,
наличие
хороших
друзей,
интересная
работа,
а
в
структуре
инструментальных ценностей - образованность, жизнерадостность, смелость в
принятии решений. Большинство учащихся характеризуются, по результатам
исследования, достаточно высоким уровнем морально - нравственных качеств,
однако такие ценности, как ответственность, трудолюбие, терпимость не у
многих занимают высокие позиции, что требует внимания при планировании
работы с классом.
По группам здоровья класс разделился на первую и вторую.
Отсюда
возникает
необходимость
работы
по
укреплению
здоровья
обучающихся и формированию понимания важности здоровья, стремления к
его сохранению.
Для окончательной постановки целей и задач модели воспитательной
системы было проведено изучение запроса родителей учеников класса.
В целом большинство родителей учащихся, как показывают результаты
анкетирования,
ориентированы
на
традиционные
ценности
образования
и
удовлетворение
базовых
социальных
потребностей,
связанных
главным
образом с получением детьми высокого уровня образования, сохранением
здоровья детей и развитием социальных качеств личности. Выпускник должен
обладать
высоким
уровнем
образованности
и
культуры,
адаптивностью
к
социальным
изменениям,
быть
организованным,
обладать
потребностью
в
образовании и самосовершенствовании, высокой работоспособностью.
В то же время внутренний мир каждого ребенка уникален, строя свою
модель отношения с учащимися, я это учитывала.
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость создания такой
модели воспитательной системы класса, которая удовлетворит все требования.
Концептуальные основы проекта
Воспитательная
система
класса
строилась
исходя
из
концепции
воспитания:
•
В.
А.
Сухомлинского,
который
создал
оригина льную
педагогическую
систему,
основывающуюся
на
принципах
гуманизма,
признании
личности
ребенка
высшей
ценностью
процессов
воспитания
и
образования,
творческой
деятельности
сплоченного
коллектива
педагогов-
единомышленников и учащихся;
•
Ш. А. Амонашвили, сторонника гуманно-личностной педагогики,
центром деятельности которой является личность ребенка, его уникальность.
Система
гуманно-личностного
подхода
вдохновляет
учителя
на
создание
такого
образовательного
пространства,
в
котором
ребенок
в
самой
жизни
научается
менять,
улучшать,
совершенствовать
условия
жизни,
а
не
приспосабливаться
к
уже
сложившимся.
Нужно
не
просто
учитывать
особенности ребенка, а основываться на достижении целостной природы в
ребенке, его индивидуальности и уникальности;
•
В.
А.
Караковского,
педагога,
ученого-практика,
который
определил
систему
ключевых
коллективных
творческих
дел
основой
воспитательной системы школы. КТД являясь, ключевыми делами учебного
года,
задают
годовую
программу
воспитательной
деятельности,
в
которой
принимают активное участие педагоги, ученики, родители и выпускники.
Воспитательная
система
класса
разработана
в
соответствии
с
требованиями основополагающих всемирных законодательных актов и актов
Российской Федерации (Приложение1).
Целевые
установки
нормативных
документов
в
своей
совокупности
являются
общим
ориентиром
в
воспитательной
работе
с
классным
коллективом.
Для того чтобы видеть и понимать, для чего ты работаешь с детьми, что ты
стремишься достигнуть и правильно ли ты работаешь, нужно иметь чёткое
представление
о
том,
какой
результат
ты
хочешь
получить.
Конечно,
для
любого классного руководителя главное - это выпустить социально успешную
личность, а для этого нужно знать, каким должен быть выпускник.
Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, –
это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить
свою жизнь, достойную Человека.
В соответствии с ФГОС в школе главным
является
формирование
базовых
компетентностей
современного
человека,
отсюда и соответствующий портрет выпускника (Приложение №2)
Теперь, когда чётко знаешь, кого тебе нужно воспитать, можно построить
воспитательную систему работы с классным коллективом.
Ценностно-смысловое ядро проекта
Продумывая свою работу в десятом классе, я особое внимание уделяю
профориентации, ведь ребята целенаправленно пришли в естественнонаучный
профиль, и главная их задача - получить достойное образование, которое
впоследствии поможет им быть конкурентоспособными.
Учитывая
всё
вышеизложенное,
ставлю
следующую цель
проекта:
Создание
условий,
способствующих
формированию
у
обучающихся
патриотизма, открывающих возможности для его позитивной социализации..
Задачи
1. Активное участие в возрождении утраченных нравственных ценностей и
реализации государственной политики в области воспитания патриотизма.
2. Утверждение в сознании молодежи патриотических ценностей, уважения к
старшим, к истории и культуре России.
3. Обеспечение условий для более целенаправленного процесса социализации
личности, включения учащихся в решение социально-экономических,
культурных , экологических проблем.
4. Создание механизма координации деятельности всех субъектов
патриотического воспитания, развития связей с ветеранскими организациями и
молодежными объединениями, поисковыми отрядами и музеями.
5. Формировать граждански активную личность, адаптировать в современных
социально-экономических условиях, помочь найти свое место в жизни
каждому учащемуся
Способы решения воспитательных задач
1. Коллективный уровень:
- довести до сознания учащихся важность последних лет обучения в школе;
- развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения,
отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;
-
работать
над
совершенствованием
коллективной
организаторской
деятельности;
- через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать
значение природы для каждого человека по принципу: охранять природу –
значит охранять Родину;
2. Групповой уровень:
- дать оценку уровня развития коллектива к окончанию школы, какими мы
стали, что получили за годы учебы в школе;
- показать важность умения работать в команде, умения вести дискуссию,
умения высказывать свое мнение, умения коллективно решать творческие
задачи.
3. Индивидуальный уровень:
-
продолжать
беседы
по
пропаганде
здорового
образа
жизни,
помогать
учащимся в их совершенствовании;
- помочь учащимся в самоопределении, выборе профессии;
Модель воспитательной системы класса
Основные методологические подходы
1.
Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что
он является методологической ориентацией в деятельности, при которой
объект познания или преобразования рассматривается как система;
2.
Личностно
–
ориентированный
подход
предполагает
обучение
самостоятельности,
ответственности
и
способствует
формированию
творческой личности;
3.
Средовый
подход
-
это
объединение
воздействий
всех
общественных
воспитательных инструментов в пределах окружающей среды;
4.
Деятельностный
подход.
Основная
идея
деятельностного
подхода
в
воспитании
связана
не
с
самой
деятельностью
как
таковой,
а
с
деятельностью
как
средством
становления
и
развития
субъектности
ребенка.
Опыт реализации проекта
Этапы формирования патриотизма
Основные принципы воспитания
Немаловажным в воспитании детей имеют значения принципы, на них
строится вся система.
- принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;
-
принцип
общечеловеческого
развития
на
основе
национальных,
религиозных, местных традиций;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;
- принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы;
- принцип сотворчества детей и взрослых;
- принцип открытости и доброжелательности;
- принцип равенства всех участников воспитательного процесса;
- принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.
Направления реализации проекта
Выбор
направлений
осуществлялся
на
основе
и
в
соответствие
с
результатами
диагностики,
определением
уровня
развития
и
интересов
учащихся и обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника старшей
школы. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет
комплексного
взаимодействия
всех
направлений,
гармоничного
развития
ребенка на каждом этапе.
1.
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое);
2.
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное);
3. «Созвездие талантов» (творческо-эстетическое);
4. «Милосердие» (духовно-нравственное);
«Я -
патриот»
«Созве
здие
талант
ов»
«Здоро
вье»
В
К
«Милосердие»
«Мир науки»
«Мы вместе»
«Лидер»
5. «Мир науки» (познавательное);
6. «Лидер» (самоуправление);
7. «Мы вместе» (общешкольные).
Функции воспитательной системы класса
•
Образовательная,
направленная
на
формирование
у
детей
целостно
–
обоснованной картины мира;
•
Воспитательная, содействующая нравственному становлению личности
ученика;
•
Защитная,
предполагающая
создание
дополнительных
условий
для
развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах
деятельности, как познание, общение;
• Компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для
развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах.
Организация классного самоуправления.
Задачи:
1)
Развивать у учащихся качества: активность, ответственность,
самостоятельность, инициатива.
2)
Развивать самоуправление в школе и в классе.
3)
Организовать учебу актива классов
В школе функционирует ШДР «Кассиопея», в которую входят учащиеся
8-11 классов. И проводятся раз в месяц советы губернаторов.
Прошло две отчётных конференций, на которой выступали ребята с
отчетами по министерствам.
Модель классного ученического самоуправления
ГУБЕРНАТОР
Министр труда
Министр ЧС
Механизм реализации проекта
Для осуществления данных направлений мною был разработан целый
ряд механизмов их реализации (Приложение №3).
Все эти направления способствуют реализации поставленных задач и
помогают мне в планировании ВР класса (Приложение №3)
Ожидаемые результаты проекта
Данная модель воспитательной системы класса нацелена на достижение
следующих воспитательных результатов по каждому из основных направлений
воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и
родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской
Федерации; к старшему поколению;
-
первоначальный
опыт
постижения
ценностей
гражданского
общества,
национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
ПОМОЩНИК
ГУБЕРНАТОРА
Министр
спорта
Министр
культуры
Министр
образования
Министр
печати
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими
детьми,
взрослыми
в
соответствии
с
общепринятыми
нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим,
заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для
здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-.знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
5.
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
представлений
об
эстетических
идеалах
и
ценностях
(эстетическое
воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
первоначальный
опыт
самореализации
в
различных
видах
творческой
деятельности,
формирования
потребности
и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества.
Результативность проекта
Через учебу, практическую деятельность, творческого дела и
сложившиеся отношения в классе созданы условия для воспитания и развития
личности. Целенаправленная совместная деятельность классного
руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы
класса способствовала достижению положительных результатов в учебно-
воспитательном процессе:
в классе преобладает атмосфера доброжелательности;
уровень воспитанности выше среднего по школе;
большинство детей адекватно чувствуют себя в классном коллективе,
могут свободно высказать свое мнение;
ребята имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью
в школе.
Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях и имеют уже
множество достижений
Духовно-нравственное воспитание.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых
проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в
целом.
Цели:
1)
Формирование у учащихся такие качества как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение личности.
2)
Создание условий для развития у учащихся творческих способностей
Задачи, которые необходимо решать :
- воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать
добро и зло, любить добро, творить добро.
- формировать чувство любви к Родине на основе национальных культурных
традиций.
- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.
Критерием духовно-нравственного воспитания является показатель уровня
воспитанности учащихся. По классу он выше среднего. Из года в год
прослеживается положительная динамика.
2016-17
2017-18
2018-19
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
Есть учащиеся, у которых уровень воспитанности ниже среднего уровня,
поэтому есть ещё над чем работать в этом году.
Духовно-нравственное воспитание детей в течение года проходило через
общешкольные мероприятия и работу в классах. Ребята не только принимали
участие в школьных мероприятиях , но и показали себя в мероприятиях
разного уровня
Уровень удовлетворённости учащихся организацией ВП
2016-17
2017-18
2018-19
0%
20%
40%
60%
80%
Социализация обучающихся.
В классе была разработана программа социализации обучающихся , так как
наличие такой программы стало необходимым. Работа в данном направлении
ведётся, но нужно систематизировать всё и в будущем году мы постараемся
это сделать. Ведь программа воспитания и социализации, обучающихся на
ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития
школы – создание целостной образовательной среды, стимулирующей
саморазвитие личности и обеспечивающей достижения обучающимися уровня
развития ключевых компетентностей в интеллектуальной, духовной,
нравственной, правовой, коммуникативной, информационной сферах,
позволяющих им успешно адаптироваться в конкурентном и изменяющемся
мире.
Схема социализации
Взаимодействие с внешними структурами, которое осуществлялось:
Социальный
Структура взаимодействия
Мероприятия
Администрация
города Заполярный
Детские сады города
Заполярный
Кольский ГМК
Клуб «Пламя»
Администрация и
педагогический
коллектив школы
МБОУ СОШ
№19
Городской
совет
ветеранов
Доп. Образование
ДДТ №2, ДХШ№1, ДМШ
№2
Родительская
общественность
Пограничная застава
п.Никель
СК
«Дельфин»,
«Строитель»
ЦРБ
ДК «Октябрь
КДН
Городские
Библиотеки
Пожарная дружина
№51
партнер
1
Пограничная
застава п.
Никель
организация и проведение
совместных тематических
мероприятий, участие в
судействе на общешкольных
спортивных и военно-
патриотических мероприятиях.
Тематические классные часы.
Спортивные соревнования.
Мероприятия,
посвященные
Дню
защитника
Отечества,
Дню
защитника
Заполярья,
Дню
Победы
и
т.д.
Встречи
с
интернационалистами
2
Спортивные
комплексы
«Дельфин» и
«Строитель»
Организация и проведение
совместных спортивных
праздников, конкурсов,
соревнований . Занятость
учащихся.
Спортивные соревнования.
Конкурсы,
работа
кружков.
3
Родительская
общественнос
ть
Работа ведётся по общешкольной
программе «Семья», родители и
учащиеся входят в состав Совета
школы и в Службу примирения.
Лектории, тематические
классные часы, совместные
мероприятия, концерты для
родителей ко Дню матери, 8
марта, Дни открытых дверей,
рейды по внешнему виду
учащихся, советы профилактики,
разрешение конфликтов и т.д.
4
Городской
совет
ветеранов
Планирование, организация и
проведения совместных военно-
патриотических мероприятий,
совместная разработка
мероприятий с волонтерским
отрядом.
Фестиваль военной песни,
митинги, смотр строя и песни,
акции «Мы рады видеть вас,
родные!», «Поздравь ветерана»,
тематические классные часы,
Сбор материалов для экспозиции
школьного музея и т.д.
5
Администрац
ия города
Заполярный
Согласование различных
мероприятий, финансирование
мероприятий, акций , творческие
мероприятия.
«Встречи с интересными
людьми», социальные проекты,
акции, творческие мероприятия
«Здравствуй школа», встреча
выпускников, «Последний
звонок» и т.д.
6
Кольский
ГМК
Профориентация
Социальные проекты, Арктик-
про, Конкурсы «Норильский
никель», экскурсии на
производство и т.д.
7
Клуб
«Пламя»
Организация досуга во
внеурочное время
Работа ГПД и кружков.
8
Детские сады
города
Организация совместных
мероприятий , помощь в уборке
территории, изготовлении
пособий.
Концерт для будущих
первоклассников. Дни открытых
дверей. Выступления отряда
ЮДП и ЮИД по пропаганде
ЗОЖ и правил дорожного
движения.
9
Центральная
городская
библиотека
Проведение тематических встреч
для старшеклассников школы,
участие детей в районных
мероприятиях, проводимых
городской библиотекой
Литературные гостиные,
презентации сборников,
литературные конкурсы чтецов и
т.д.
10
ДК
«Октябрь»
Проведение совместных
праздников, помощь в
организации и оформление
общешкольных мероприятий,
занятость детей
Выпускной бал, праздник для
первоклассников, День детства,
патриотические мероприятия,
кружки и т.д.
11
Администрац
ия и
педагогическ
ий коллектив
школы
Координация, контроль и
согласование всех мероприятий.
Административные советы,
советы старшеклассников, совет
родителей, планёрки и т.д.
12
Учреждения
дополнительн
ого
образования (
ДДТ№2,
ХШ№1,ДМШ
№2)
Организация занятости, помощь
в организации мероприятий
Дни открытых дверей , дни УДО,
фестивали творчества и т.д.
13
КДН
Организация профилактической
работы
Постановка на учёт трудных
детей, участие в Совете
родителей, в работе службы
примирения и т.д.
14
ЦРБ
Организация тематических часов
«Иммунизация», «Вред
негативных проявление в раннем
возрасте» и т.д.
15
Пожарная
дружина №51
Координация работы с ДЮП и
организация мероприятий
«Колесо безопасности»,
тематические часы, Школа
Безопасности, учебные занятия с
ДЮП и т.д.
Итак, нами было проведено исследование по методике доктора педагогических
наук, профессора Михаила Иосифовича Рожкова для выявления социализации
учащихся, по мнению Рожкова М.И. социализация включает в себя:
социальную адаптированность, автономность, социальная активность,
гуманистические нормы (нравственность). Каждая шкала выявляет свой
коэффициент и уровень.
Степень развития
социальных качеств
От 3,3 до 4
Высокий степень
От 2,3 до 3,3
Средняя степень
До 2,3
Низкая степень
Степень развития
социализации
От 12 до 16
Высокий степень социализации
От 8 до 12
Средняя степень социализации
До 8
Низкая степень социализации
Результат участия учащихся в олимпиадах, конкурсах,
конференциях, слетах
2016-2017 учебный год:
1.
Областной конкурс буклетов « На страже здоровья» - 2 место;
2.
Всероссийский конкурс рисунков «Все на выборы!» - 3 место;
3.
Всероссийский конкурс рисунков «Мир глазами детей» - 1 место;
4.
Диплом за активное участие во всероссийской акции «Притормози»;
5.
Городской экологический конкурс костюмов из бросового материла – 1
место;
6.
Школьный смотр строя и песни - 1 место;
7.
Школьный конкурс на лучшего командира отряда – 1 место;
8.
Городской конкурс-игра «Правоград2016» - 1 место.
2017-2018 учебный год
1.
Участи во всероссийской олимпиаде по ПДД - сертификат;
2.
Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва» - 2 место;
3.
Всероссийский исторический квест «Битва за Москву» - 2 место;
4.
Участие во всероссийской акции «Дорога к школе» - сертификат;
5.
Участие во всероссийской акции «Пешеход» - благодарность;
6.
Участие во всероссийской акции «Берегите птиц – сертификат;
7.
Участие в областном обучающем лагере-тренинге для актива детских и
молодежных объединений мурманской области – сертификат;
8.
Региональный исторический квест «Битва за Заполярье» - 1 место;
9.
Региональный исторический квест «Дети победы» - 1 место;
10. Городской конкурс «А ну-ка парни» - 2 место;
11. Участие в районном фестивале «Наш город» - сертификат;
12. Районный конкурс юных исследователей «Природоград -20017» - 1
место;
13. Районный конкурс социальной рекламы «Край реки сосновой» - 1 место.
2018-2019 учебный год:
1.
VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих
работ учащихся «Старт в науке» - сертификат об участии;
2.
Участие во всероссийской акции «Пешеход» - благодарность;
3.
Районный конкурс юных исследователей «Природоград – 20018» -
сертификат;
4.
Участие в подготовке и организации мероприятий , посвящённых Дню
Защитника Заполярья, участие в городском митинге;
5.
Участие в организации и проведении юбилея школы;
6.
Участие в международном проекте «Арт-Лаб».
Возникшие проблемы в реализации проекта,
а также пути их решения в перспективе.
Одной из проблем, с которой я столкнулась при реализации данного
проекта
воспитательной
деятельности,
является
нежелание
подростков
говорить о родине. По их мнению, это скучно и неинтересно. Ребята знают,
какое планируется мероприятие, но участвуют, выбирая только интересующие
их. В ходе этого коллектив раздробился на небольшие группы. Кто-то активно
участвовал в патриотических мероприятиях, а кто-то отсиживался в стороне.
Решить
данную
проблему
я
смогла,
подключив
родителей,
вовлекая
их
в
мероприятия
класса,
проводя,
которые
делала
акцент
на
демонстрацию
семейных традиций. Я увидела, с какой гордостью многие дети и их родители
рассказывают о своих семьях. Объяснив ребятам, что любовь к своему дому, к
своей
семье
-
тоже
патриотизм,
я
вызвала
у
них
интерес
к
данному
направлению, и теперь уже не я, а они сами предлагают ту или иную тему
мероприятия.
В ходе работы я также столкнулась со следующей проблемой: в классе
все дети творческие и активные и если кого-то не задействовали в каком-то
мероприятии, возникают обиды, споры и конфликты в классе. Мне удалось
решить
данную
проблему,
используя
такой
педагогический
приём,
как
«Распределение
инициатив».
Каждый
участвует
в
мероприятии
и
каждый
выполняет
свою
работу,
причём
я
предлагаю
им
дело,
а
они
проявляют
инициативу. Таким образом, нет обиженных, мне легко проконтролировать
выполнение работы и впоследствии оценить её.
Все представленные выше результаты свидетельствуют о том, что
предлагаемая модель воспитательной системы класса, в рамках
воспитательного процесса даёт положительные результаты и имеет право на
существование.
Список использованных источников для составления
воспитательной системы класса
1.
Справочник классного руководителя, Издательский дом, МЦФЭР № 1-12
с.
2.
Защитникам Отечества посвящается… /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд.
ОО «Красико-Принт», 2005. – 128 с.
3.
«Защитникам Родины славу поем!..» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО
«Красико-Принт», 2006. – 128 с.
4.
Формирование
толерант ной
лич но ст и
в
п о л и э т н и ч е с ко й
образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н.
Галяпина и др. – М., 2004. – 240 с.
5.
Антонов
Ю.Е.
и
др.
Как
научить
детей
любить
Родину
(для
дошкольников и младших школьников). – М.: АРКТИ, 2002. – 143 с.
6.
Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании
и гражданском становлении личности // Воспитание школьников, 2002. № 6.
-11 с.
7.
Мазыкина
Н.В.,
Монахов
А.Л.
Методические
рекомендации
по
совершенствованию
военно-патриотического
воспитания
детей
и
подростков. // Воспитание школьников, 2003. № 5. -13 с.
Приложение№1
Основополагающие всемирные законодательные акты и акты
Российской Федерации
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей, принятая 30.09.1990;
Конституция
Российской
Федерации
от
12
декабря
1993г.
(с
изменениями);
Федеральный закон от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»
(с изменениями и дополнениями);
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
Конвенция о защите прав детей, вступившая в силу 23 августа 1993 году
Концепция
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2020
года
(3.3.Развитие
образования) (распоряжение правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р
раздел 3.3);
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России;
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2011-2015
годы»
(по становление
Правительства РФ от 05.10.2010 г. №795);
Указ
Президента
РФ
от
29.10.2015
«О
создании
Общероссийской
общественно-государственной
детско-юношеской
организации
«Российское движение школьников»;
Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
Уставом школы, утверждённым отделом образования (приказ №117 от
19.05.2015).
Приложение №2
Модель личности выпускника
В соответствии с ФГОС в школе главным является формирование базовых
компетентностей
современного
человека,
отсюда
портрет
выпускника
выглядит таким образом:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и
духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского
общества,
многонационального
российского
народа,
человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий
мир,
осознающий
ценность
науки,
труда
и
творчества
для
человека
и
общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей
своей жизни;
-
владеющий
основами
научных
методов
познания
окружающего
мира,
мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
-
готовый
к
учебному
сотрудничеству,
способный
осуществлять
учебно-
исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок,
выполняющий
свои
обязанности
перед
семьёй,
обществом,
государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
-
осознанно
выполняющий
и
пропагандирующий
правила
здорового
и
экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека
и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого
развития.
Приложение №3
Механизм реализации направлений воспитательной системы
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Патриотиче ское
во спитание
и
во спитание
т ол е р а н т н о с т и
осуществляется
через
изучение
традиционной
народной
культуры,
приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с
разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.
1. Формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;
2. Формирование патриотического сознания; освоение духовного наследия
народа – традиционной народной культуры;
3. Физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков.
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
1. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к
своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы;
4. Распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-
спортивных мероприятиях;
1.
Организация
механизма
взаимодействия
с
учреждениями
города:
спортивные комплексы «Дельфин» и «Строитель», ГИБДД, КДН и
ЦРБ;
2.
Организация взаимодействия школы с семьей.
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Творческая
деятельность
учащихся
получает
развитие
в
процессе
внеклассной
и
внешкольной
работы.
Во
внеурочное
время
продолжается
углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и
действительности;
духовное
обогащение
их
личности;
организация
свободного времени; регулирование восприятия влияние средств массовой
информации.
Развитие
творческих
способностей,
эстетических
взглядов
и
потребности
создавать
прекрасное
осуществляется
классными
руководителями
через
систему разнообразных мероприятий.
1.
Развитие
эстетических
взглядов
и
чувств,
потребности
и
способности
создавать прекрасное;
3. Развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Нравственное
воспитание
рассматривается
как
формирование
моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим
странам и народам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о
сохранении и умножении общественного достояния.
1. Формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций
у подростков, воспитание толерантности;
2.
Формирование
правовых
знаний,
политической
грамотно сти,
законопослушания и ответственности за правонарушение.
«Мир науки» (познавательное)
Общеинтеллектуальное
развитие
учащихся
происходит
и
в
процессе
внеклассной
и
внешкольной
работы.
Посещение
ВУЗов
в
рамках
профориентации.
1. Формирование потребности в образовании;
2. Поддержание интереса ребенка к самоопределению, развитие потребности в
саморазвитии.
«Лидер» (самоуправление)
Одним из важнейших механизмов, способствующих развитию личности,
формирующих
активную
жизненную
позицию
учащихся,
является
ученическое самоуправление.
Ученики
класса
принимают
активное
участие
в
деятельности
правительства ШДР «Кассиопея».
1. Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через
участие в классном и школьном самоуправлении;
2. Привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых
познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных
мероприятиях, волонтерском движении.
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Для
полноценного
прохождения
процесса
обучения
и
формирования
личности
ребенка
необходим
соответствующий
микроклимат
между
педагогами и учащимися, школой и семьей в целом.
1.
Ознакомление
родителей
с
содержанием
и
методикой
учебно-
воспитательного процесса;
2.
Психолого-педагогическое
просвещение:
общешкольные
лектории,
просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе
задач воспитания, изучения учащихся и классного коллектива, содержания и
методики воспитательного процесса;
3.
Совершенствование
работы
с
семьей
с
целью
создания
единого
воспитательного пространства;
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
5. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Приложение №4
План воспитательной работы 10 «В» класса на 2018-19 уч. год
Вид
деятельности
Наименование мероприятия и форма его
проведения
Участники
Сентябрь
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Выход на природу
Весь класс и
желающие родители
Профилактические беседы с представителями
ЦРБ, МЧС, ГИБДД
Весь класс
Беседа по Т/б
Весь класс
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Классный час «С чего начинается родина для
тебя?»
Весь класс
Классный час «Традиции моей семьи»
Весь класс и
желающие родители
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Участие в проекте «Арт-Лаб»
Весь класс
Создание уголка класса
Министерство
Печати
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Беседа «Беслан – это незаживающие раны»
Весь класс
«Мир науки» (познавательное)
Старт работы по индивидуальным проектам
Весь класс
«Лидер» (самоуправление)
Отчётно-выборный классный час (выборы актива
класса)
Весь класс
Организационный классный час (обязанности
министерств и планирование)
Весь класс
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Торжественная линейка, посвященная Дню
знаний
Весь класс и
желающие родители
День Здоровья
Весь класс и
желающие родители
Декада Безопасности дорожного движения
Весь класс
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
«День рождение класса»
вечер знакомств и чаепитие в «Сове»
Весь класс и
родители
Классные мероприятия
Родительское собрание «Организация, выбор
родительского комитета и планирование»
Все родители
Общешкольные мероприятия
Общешкольное родительское собрание
«Сопровождение и поддержка
профессионального выбора ребёнка со стороны
родителей»
Все родители
Родительский всеобуч
«Проблемы психологической подготовки учителя
и родителя и пути совершенствования
деятельности школьной психологической
службы»
Родительский
комитет
Октябрь
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Классный час «Всегда ли в здоровом теле
здоровый дух?»
Весь класс
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Диспут «Что такое содружество стран?»
Весь класс
Реализация дизайнерского проекта в подарок
школе
Весь класс
Классный час «Подвиг защитников Заполярья»
Весь класс
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Подготовка к фестивалю «Песни о школе»
Весь класс
Подготовка к посвящению в десятиклассники
Весь класс
Подготовка к юбилею школы
Активная группа
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Беседа «Твой уровень воспитанности, как его
определить и каким образом его повысить?»
Весь класс
Беседа с психологом «Комфортно ли тебе в
школе, классе, семье?»
Весь класс
«Мир науки» (познавательное)
Участие в олимпиадах
Учащиеся с высоким
уровнем обучения
Участие в районном конкурсе экологических
проектов «Природоград- 2018»
5 человек
«Лидер» (самоуправление)
Проверка дневников
Министерство
образования
Отчёт по дежурству класса
МЧС
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Участие фестивале «Песни о школе»
Весь класс
Посвящение в десятиклассники
Весь класс
Участие в организации и проведении юбилея
школы
Весь класс и
желающие родители
Участие в митинге , посвященном Дню
Защитника Заполярья
Весь класс
Участие в почётном карауле возле памятника
Бабикову
Желающие
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
Вечерние посиделки (чаепитие и просмотр
фильма)
Весь класс и
родители
Классные мероприятия
Собрание активной группы для подготовки к
юбилею школы
Родительский
комитет
Общешкольные мероприятия
Общешкольное родительское собрание
«Психологические особенности
старшеклассников. О единстве требований».
Все родители
Общешкольное собрание
«ВПР , требования, организация, проведение»
Родительский
комитет
Родительский всеобуч
«Творческая одарённость: социальный смысл и
психолого-педагогические проблемы ( развитие,
диагностика, обучение и воспитание одарённых и
талантливых детей)»
Родительский
комитет
Ноябрь
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Конкурс буклетов « Мы на линии жизни!» к
декаде СОС
Все желающие
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Классный час «Что значит быть гражданином
Весь класс
РФ?»
Классный час «День народного единства»
Весь класс
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Конкурс рисунков ко Дню матери
Весь класс
Конкурс стихов о маме
Все желающие
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Беседа «Наш класс – одна семья»
Весь класс
«Мир науки» (познавательное)
Работа с отстающими (беседы с учителями
предметниками, родителями)
Учащиеся, у которых
низкий уровень
обучения и имеется
предварительная не
аттестация
Участие в VI Международный
конкурсе научно-исследовательских
и творческих работ учащихся
«Старт в науке»
Учащиеся,
работающие со мной
по проектам и те, кто
участвовал в
«Природограде –
2018»
«Лидер» (самоуправление)
Отчёт по дежурству и внешнему виду
МЧС
Отчёт по шефству
Министерство по
делам молодёжи
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Участие в концерте для мам
Желающие
Участие в конкурсе стихов о маме
Победитель конкурса
чтецов в классе
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
Вечерние посиделки «Все для мам»
Весь класс и
приглашенные мамы
Классные мероприятия
Малый педсовет (собрание с приглашением
учителей – предметников)
Весь класс и
родители
Общешкольные мероприятия
Онлайн-собрание «Правовое воспитание
населения»
Желающие
Декабрь
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Оформление листовок по ЗОЖ
Министерство печати
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Конкурс чтецов «Я славлю, тебя, Россия!»
Весь класс
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Подготовка к Новому году
Весь класс
Подготовка к проведению утренника для
учеников начальных классов
Желающие
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Классный час «Толерантность в твоём понимании
– это…»
«Мир науки» (познавательное)
Проверка состояния работы с проектами
Весь класс
«Лидер» (самоуправление)
Отчётно-выборный классный час (итоги первого
полугодия)
Весь класс
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Участие в проведении новогоднего утренника для
1-4 классов
Желающие
Участие в новогоднем мероприятии
Весь класс
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
Новогодние посиделки ( чаепитие и конкурсы)
Весь класс и
родители
Классные мероприятия
Родительское собрание «Итоги первого
полугодия»
Все родители
Январь
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Выход на природу
Весь класс
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Классный час «Мы граждане России!»
Весь класс
Библиотечный урок «Символика страны»
Весь класс
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Конкурсная игровая программа
«Ратное дело»
Весь класс
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Тематический классный час “Этих дней не
смолкнет слава”
Весь класс
«Мир науки» (познавательное)
Собеседование «Итоги проектов»
Весь класс
«Лидер» (самоуправление)
Подготовка к творческому проекту «Герой ВОВ»
Министерство печати
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Участие в вечере «Недаром помнит вся Россия»
Желающие
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
Выход на природу
Желающие
Классные мероприятия
Родительское собрание «Чем живут наши дети?»
Все родители
Январь
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Богатырские игрища
Мальчики
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Подготовка к фестивалю военной песни
Все
Подготовка к смотру строя и песни
Все
Классный час «Защитник Отечества. Каким он
должен быть?»
Все
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Конкурс стихов о войне
Желающие
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Акция «Дарим улыбку, дарим тепло»
Все
«Мир науки» (познавательное)
Конкурс сочинений «Напиши письмо
неизвестному солдату»
Желающие
«Лидер» (самоуправление)
Отчёты министерств
Печати, спорта,
культуры
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Участие в фестивале военной песни
Все
Участие в смотре строя и песни
Все
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
Классный час с рассказами родителей
военнослужащих «Есть такая профессия - Родину
защищать»
Все дети и желающие
родители
Классные мероприятия
Родительское собрание «Чем живут наши дети?»
Все родители
Общешкольные мероприятия
Всеобуч «Проблемы психологической подготовки
учителя и родителя и пути совершенствования
деятельности школьной психологической
службы».
Желающие
Март
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Классный час «Т/Б и правильный образ жизни»
все
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Исследовательский проект «Люди, достойные
подражания».
Все
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Конкурс проектов «Герой ВОВ»
Желающие
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Акция милосердия
Все
«Мир науки» (познавательное)
Читательская конференция «Без прошлого нет
будущего».
Все
«Лидер» (самоуправление)
Отчёты министерств
МЧС, по делам
молодёжи,
образование
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Акция милосердия
Желающие
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
Акция милосердия
Желающие
Классные мероприятия
Встреча с родительским комитетом по вопросам
класса
Родительский
комитет
Общешкольные мероприятия
Всеобуч «Проблемы психологической подготовки
учителя и родителя и пути совершенствования
деятельности школьной психологической
службы».
Желающие
Апрель
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Классный час «В здоровом теле здоровый дух!»
Весь класс
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Акция «Подари цветок солдату»
Весь класс
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
КВН «Моя будущая профессия»
Весь класс
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Акция «Помоги другу»
Весь класс,
ответственные
министерство
образования
«Мир науки» (познавательное)
Заключительный этап работы с проектами
Весь класс
«Лидер» (самоуправление)
Организация весёлых стартов для подшефного
класса
Министерство спорта
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Участие в школьной конференции научно-
исследовательских проектов
Весь класс
Подготовка к патриотическому фестивалю
Весь класс
Работа с
родителями
Совместные мероприятия с детьми
Акция «Помоги другу»
Желающие
Классные мероприятия
Родительское собрание «Выбор профессии –
выбор будущего»
Все родители
Май
Работа с
учащимися
«Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Беседа по бережному отношению к природе
Весь класс
Туристические походы по родному краю
Весь класс
«Экологическая облава» (субботники на
территории школы, памятника Бабикову)
Весь класс
«Я - патриот» (гражданско-патриотическое)
Классный час « Я – гражданин своей страны!»
Весь класс
Встреча с ветеранами
Весь класс
Подготовка к участию в мероприятиях ,
посвященных Дню Победы
Весь класс
«Созвездие талантов» (творческо-эстетическое)
Конкурс сочинений «Наш класс»
Весь класс»
«Милосердие» (духовно-нравственное)
Итоги «Акции милосердия»
Весь класс
«Мир науки» (познавательное)
Классный час «Итоги учебного года»
Весь класс
«Лидер» (самоуправление)
Отчётно-перевыбранный классный час
Весь класс
«Мы вместе» (общешкольные мероприятия)
Участие в митингах города
Весь класс
Участие в патриотическом фестивале
Весь класс
Совместные мероприятия с детьми
Работа с
родителями
Все итоговые мероприятия
Желающие
Классные мероприятия
Встреча с родительским комитетом по вопросам
класса
Родительский
комитет
Общешкольные мероприятия
Психолого-педагогические особенности
учащихся. (проблемы родителей и учителей)
Все желающие
Приложение №5
Список методик диагностических исследований в классном коллективе
Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой
Раздел I
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые
А. Любимые
__________________________________________________________
Б. Нелюбимые
________________________________________________________
Раздел II
Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.
Допиши недостающие.
Люблю предмет потому, что :
Не люблю предмет потому что :
1. Данный предмет интересен
2. Нравится, как преподает учитель
3. Предмет нужно знать всем
4. Предмет нужен для будущей работы
5. Предмет легко усваивается
6. Предмет заставляет думать
7. Предмет считается выгодным
8. Требует наблюдательности, сообразительности
9. Предмет требует терпения
10. Предмет занимательный
11. Товарищи интересуются этим предметом
12. Интересны отдельные факты
13. Родители считают этот предмет важным
14: Хорошие отношения с учителем
15. Учитель часто хвалит
16. Учитель интересно объясняет
17. Получаю
удовольствие при его изучении
18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт
19. Предмет помогает развивать общую культуру
20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
21. Просто интересно
1. Данный предмет не интересен
2. Не нравится, как преподает учитель
3. Предмет не нужно знать всем
4. Предмет не нужен для будущей работы
5. Предмет трудно усваивается
6. Предмет не заставляет думать
7. Предмет не считается выгодным
8. Не требует наблюдательности, сообразительности
9. Предмет не требует терпения
10. Предмет не занимательный
11. Товарищи не интересуются этим предметом
12. Интересны только отдельные факты
13. Родители не считают этот предмет важным
14. Плохие отношения с учителем
15. Учитель редко хвалит
16. Учитель неинтересно объясняет
17. Не получаю удовольствия при его изучении
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в
институт
19. Предмет не способствует развитию общей культуры
20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире
21. Просто неинтересно
Раздел III
Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому
вопросу ответ или допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу стать грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся и я тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтоб похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.
Обработка результатов.
Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных
предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий –
для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают
(мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и
др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах,
лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к
отдельным предметам и к учению в целом.
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (М. Рокич)
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека
фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по
критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и
досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает
возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей,
ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек
рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их
группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных
основаниях.
1.
Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
«конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности
Место в
жизни
Абстрактные ценности
Место в
жизни
Активная деятельная жизнь
Жизненная мудрость
Здоровье
Красота природы и
искусства
Интересная работа
Любовь
Материально обеспеченная
жизнь
Познание
Наличие хороших и верных
друзей
Развитие
Общественное признание
Свобода
Продуктивная жизнь
Счастье других
Счастливая семейная жизнь
Творчество
Удовольствия
Уверенность в себе
ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная
самореализация
Место в
жизни
Личная жизнь
Место в
жизни
Активная деятельная жизнь
Любовь
Интересная работа
Наличие хороших и верных
друзей
Общественное признание
Свобода
Продуктивная жизнь
Счастливая семейная жизнь
Развитие
Удовольствия
2.
Среди инструментальных ценностей выделяются:
этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические
ценности
Место
в
жизни
Ценности общения
Место
в
жизни
Ценности дела
Место
в
жизни
Ответственность
Воспитанность
Аккуратность
Высокие запросы
Жизнерадостность
Исполнительность
Независимость
Непримиримость к
недостаткам
Образованность
Самоконтроль
Терпимость
Рационализм
Широта взглядов
Чуткость
Смелость в
отстаивании своего
мнения
Честность
Твердая воля
Эффективность в
делах
индивидуалистические, конформистские и альтруистические
ценности
Индивидуалистические
ценности
Место
в
Конформистские
ценности
Место
в
Альтруистические
ценности
Место
в
жизни
жизни
жизни
Независимость
Воспитанность
Терпимость
Непримиримость к
недостаткам
Самоконтроль
Чуткость
Рационализм
Широта взглядов
Смелость в отстаивании
своего мнения
Твердая воля
ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения
Место в
жизни
Ценности
принятия
других людей
Место в
жизни
Высокие запросы
Самоконтроль
Независимость
Терпимость
Непримиримость к недостаткам
Чуткость
Образованность
Широта взглядов
Смелость в отстаивании своего
мнения
Честность
Твердая воля
Эффективность в делах
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Дата тестирования_________________
Фамилия, имя
____________________________________________________________
Класс_____________________________
Запрос_____________________________________________________________
____________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным
опытом);
– здоровье (физическое и психическое);
– интересная работа;
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
– наличие хороших и верных друзей;
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры,
интеллектуальное развитие);
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и
способностей);
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
–
развлечения
(приятное,
необременительное
времяпрепровождение,
отсутствие
обязанностей);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– счастливая семейная жизнь;
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего
народа, человечества в целом);
– творчество (возможность творческой деятельности);
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,
сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– воспитанность (хорошие манеры);
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
– жизнерадостность (чувство юмора);
– исполнительность (дисциплинированность);
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
–
рационализм
(умение
здраво
и
логично
мыслить,
принимать
обдуманные,
рациональные решения);
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и
заблуждения);
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,
привычки);
– честность (правдивость, искренность);
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
– чуткость (заботливость).
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
Я оцениваю себя Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1.
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2.
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
3.
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4.
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
5.
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая
оценка.
4 – часто
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является
условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Приложение №6
Наши достижения
2016-2017 учебный год:
9.
Областной конкурс буклетов « На страже здоровья» - 2 место;
10. Всероссийский конкурс рисунков «Все на выборы!» - 3 место;
11. Всероссийский конкурс рисунков «Мир глазами детей» - 1 место;
12. Диплом за активное участие во всероссийской акции «Притормози»;
13. Городской экологический конкурс костюмов из бросового материла – 1
место;
14. Школьный смотр строя и песни - 1 место;
15. Школьный конкурс на лучшего командира отряда – 1 место;
16. Городской конкурс-игра «Правоград2016» - 1 место.
2017-2018 учебный год
14. Участи во всероссийской олимпиаде по ПДД - сертификат;
15. Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва» - 2 место;
16. Всероссийский исторический квест «Битва за Москву» - 2 место;
17. Участие во всероссийской акции «Дорога к школе» - сертификат;
18. Участие во всероссийской акции «Пешеход» - благодарность;
19. Участие во всероссийской акции «Берегите птиц – сертификат;
20. Участие в областном обучающем лагере-тренинге для актива детских и
молодежных объединений мурманской области – сертификат;
21. Региональный исторический квест «Битва за Заполярье» - 1 место;
22. Региональный исторический квест «Дети победы» - 1 место;
23. Городской конкурс «А ну-ка парни» - 2 место;
24. Участие в районном фестивале «Наш город» - сертификат;
25. Районный конкурс юных исследователей «Природоград -20017» - 1
место;
26. Районный конкурс социальной рекламы «Край реки сосновой» - 1 место.
2018-2019 учебный год:
7.
VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих
работ учащихся «Старт в науке» - сертификат об участии;
8.
Участие во всероссийской акции «Пешеход» - благодарность;
9.
Районный конкурс юных исследователей «Природоград – 20018» -
сертификат;
10.
Участие в подготовке и организации мероприятий , посвящённых Дню
Защитника Заполярья, участие в городском митинге;
11.
Участие в организации и проведении юбилея школы;
12.
Участие в международном проекте «Арт-Лаб».
Приложение №7
Заповеди классного руководителя
Классный руководитель – автор своей воспитательной модели, системы,
методов работы в своём классе.
Главная цель моей работы – воспитание настоящего гражданина своей
страны.
Не ищи лёгких путей: воспитание должно быть системным.
Люби детей, всех без исключения и без каких-либо условий!
Никогда не обманывай, дети этого не прощают !
Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
Научи детей думать и любить.
Дари себя детям, а сама принимай их такими, какие они есть!
Знай, к чему стремишься!
Ни дня без новизны, шагай в ногу со временем!
Воспитывай своим примером.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда
не предавай своих детей.
Учи их и учись у них!
Ставь интересы детей выше своих собственных!
Не требуй любви, а добивайся уважения!
Приложение №8
Циклограмма работы с классом:
Ежедневно:
- работа с опаздывающими на занятия и выяснение причин отсутствия
учащихся;
- индивидуальная работа с учащимися (контроль за учебной деятельностью,
внешним видом, поведением)
Еженедельно:
- проверка дневников у учащихся;
- организация дежурства по школе;
- проведение мероприятий в классе по плану;
- работа с учителями предметниками (по ситуации).
Ежемесячно:
- посещение уроков в классе;
- организация генеральных уборок в классе.
- оформление классного журнала;
Один раз в триместр:
- проведение родительского собрания.
Один раз в полугодие:
- анализ выполнения плана работы за полугодие;
- коррекция плана воспитательной работы на новое полугодие
Один раз в год:
- оформление личных дел учащихся;
- выбор актива класса;
- заполнение социального паспорта класса;
- составление характеристик учащихся;
- анализ и составление плана работы с классным коллективом;
- сбор статистических данных о классе.
Приложение № 9
Мои педагогические приёмы в работе
Круг знакомства.
Все участники садятся в круг и называют своё имя и одним прилагательных
характеризуют себя.
История имени.
Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили свое имя
и что оно означает. Это помогает сближению в коллективе.
Любимые животные.
Каждый
участник
рисует
или
называет
свое
любимое
животное
и
рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером.
Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для
данного животного.
Любимое занятие.
Предлагается как можно интереснее рассказать о своем любимом занятии,
чтобы всем захотелось это делать.
Представление самого себя и своего соседа.
Сначала участники рассказывают о себе в парах, затем нужно создать им
представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет
сказанное.
Предмет моего детства.
На столе раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек,
мячик, игрушка, записка и другие предметы. Каждый выбирает для себя тот
предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий
эпизод из своей жизни.
Хобби глухих.
Каждый изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при
этом
запрещается.
Каждый
должен,
используя
только
наглядное
представление, найти партнера, то есть того, у кого сходные с ним интересы.
Далее
идет
презентация
друг
друга
с
определением
точности
совпадения
невербальных и вербальных компонент.
Узелки.
Участникам раздаются нити длиной 30-40 см. Участники связывают свои
нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный
аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В
результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что
его объединило в общую систему.
Комплимент.
Участники
становятся
в
круг.
Бросая
друг
другу
мяч,
они
говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ
данного человека.
Волшебный стул. Один из участников садится на стул в центре комнаты,
другие
очень
быстро
должны
сказать
добрые
слова
в
его
адрес.
Кто
замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут.
Клубок проблем.
В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые
волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество
таких
вопросов
должно
быть
больше,
чем
число
участников.
Каждый
из
родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые
заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей,
разматывая
клубок,
ответить
на
вопросы.
Если
родитель
затрудняется
с
ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать
только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут
рассмотрены все вопросы.
Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках.
Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой
проблемы - по ассоциации или в качестве символа.
Карусель.
Все участники делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более
мелкие
проблемы
по
числу
групп.
Суть
маленькой
проблемы
пишется
в
верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее
решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-
пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой
подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой или против
часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой
выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы,
работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные
ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных
проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему
целесообразно формулировать в русле общей темы.
Приложение №12
Фотоматериалы
Проведение митинга у памятника М.В. Бибикову.
Смотр строя и песни
Работа с подшефным классом.
Экологический конкурс костюмов из бросового материала.
Фестиваль, посвященный юбилею родной школы
Посвящение в десятиклассники
Участие в проекте «Арт-Лаб»
Дизайнерский проект в подарок школе
Новогоднее выступление
Неделя без турникетов, поездка в больницу имени Баяндина
Участие в молодежном фестивале «Природоград-2018»
Организация праздника для пожилых людей
Организация линейки для начальных классов
Проведение воспитательного педагогического совета
Участие в конкурсе социальных проектов «Край реки сосновой»
Последний звонок, мои выпускники.
Поход
Мероприятие в подшефном детском саду по профилактике ДТТ.
А так всё начиналось!