Автор: Тарасенко Татьяна Павловнат
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: статья
Тема: «Использование мастер-классов на уроках технологии»
Раздел: среднее образование
Статья на тему
«Использование мастер-классов на уроках технологии»
Каждый человек меня в чем-то превосходит;
и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Эмерсон Ральф.
Известно, что ученик чувствует себя успешным тогда, когда он уверен, что
все делает правильно.
Одной из эффективных форм педагогической технологии является мастер-
класс, позволяющий максимально раскрыть творческие возможности
обучающихся и стимулировать их на работу. Причем, мастером может
выступать как учитель, так и ученик, что делает последнего особенно
значимым на занятии. Когда мастер-класс проводит ученик, а учитель или
группа учащихся являются его участниками, создается особая атмосфера
успешности для него. Ведь ребенок из ученика превращается в учителя,
мастера.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений
слова «мастер»:
- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области.
- Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной
специальной области.
- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать.
- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения, которые подходят и
самому педагогу и его ученикам.
Мастер-классы можно успешно использовать при изучении всех школьных
дисциплин.
Данная технология сходна с проблемным обучением. Познание происходит
через творчество. .
В связи с этим формируются коммуникативные качества, так как в данном
процессе обучающийся является субъектом, активным участником
деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует,
осуществляет деятельность и анализирует.
Основные этапы мастер - класса
I этап. Презентация опыта мастера.
II этап. Представление системы занятий.
III этап. Имитационная игра. Мастер проводит занятие, демонстрируя
приёмы. Слушатели одновременно играют две роли: учеников и экспертов,
присутствующих на мастер - классе.
IV этап. Моделирование. Самостоятельная работа по разработке
собственной модели занятия — имитация занятия мастера (мастер
консультирует, организует самостоятельную деятельность слушателей и
управляет ею). Обсуждение авторских моделей занятия.
V этап. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с
поставленной целью.
В своей практике я очень часто пользуюсь данной технологией. После
первого мастер-класса "Изготовление цветов в технике КАНЗАШИ ",
проведенного ученицами для группы учителей, уровень успешности этих
учениц существенно повысился. Им льстило то, что они учили своих
учителей. Девочки стали более прилежными на уроках, стремились к еще
большим достижениям. Одновременно повысилась учебная мотивация
учениц, которые являлись участницами мастер-класса, они тоже захотели
стать мастерами.
Нужно давать возможность каждому ребенку показать свои умения, проявить
себя и тогда он будет чувствовать себя любимым. нужным, а главное
успешным!
Тарасенко Т.П.
учитель технологии
МОУ СОШ № 1 г. Тверь
Литература:
1.
Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор
успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
2.
Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к
творческой профессиональной деятельности /Г.А.Русских //Методист.– 2002.
– № 1. С. 38–40.