Напоминание

Патриотическое воспитание через приобщение дошкольников к национальной культуре»


Автор: Нурсубина Алсу Гильмухановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Пермский край, Бардымский муниципальный район, с. Тюндюк
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание через приобщение дошкольников к национальной культуре»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Патриотическое воспитание через приобщение дошкольников к

национальной культуре»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из

наиболее

важных.

В

то

время,

как

развивается

наука,

в

жизнь

внедряется

компьютеризация,

народный

язык

начинает

терять

эмоциональность

и

значимость.

Многие

люди

напрочь

забыли

о

своих

ценностях.

Родители

наших

детей

«делают»

карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети

р а с т у т

н а

и н о с т р а н н ы х

м у л ь т ф и л ь м а х ,

к о м п ь ю т е р н ы х

и г р а х .

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать

знакомства

с

разнообразными

видами

народного

творчества

и

привлекать

к

этому

родителей.

Цель

работы

:

Воспитание

у

детей

патриотических

чувств

через

приобщение

их

к

истокам

татарской

народной

культуры

.

Задачи

:

Приобщение

детей

к

национальной

культуре

,

развитие

интереса

к

татарскому

народному

творчеству

,

воспитание

у

детей

патриотических

чувств

и

духовностей

.

Воспитание

творчески

развитой

личности

через

активацию

познавательной

деятельности

дошкольников

на

основе

приобщении

детей

к

истокам

татарской

национальной

культуры

.

Наш

детский

сад

особое

внимание

уделяет

сохранению

и

преумножению

татарских

традиций, имеющие глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном

этапе.

Мы

стремимся

обогатить

душу

ребенка

и

укрепить

физическое

здоровье

с

помощью

народного творчества и татарских обычаев.

Чтобы дети могли поближе познакомиться с жизнью и обычаями татарского народа,

в садике создан мини-музей, где дети могут увидеть и потрогать предметы быта сельских

жителей в старину.

Каждому предмету отведено своё традиционное место: у стены размещается

печь, у печки чугунок, ухват. На узорной полочке расположились деревянные ложки, скалка,

глиняные кувшины, горшочки, утюги. На столе занял своё место самовар. Ждёт своих рукодельниц

прялка,сундук для различных вещей.

Мы при обучении детей татарской разговорной речи

стараемся довести до сознания ребенка, что научиться говорить на татарском языке – это

не

только

выучить

слова

и

выражения,

но

и

научиться

жить

в

другом

культурном

пространстве.

Чтобы

дети

хорошо

знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, мы разработали

перспективные

планы

по

темам:

«Семья»,

«Жилище»,

«Ознакомление

детей

с

историей

и

культурой татарского народа»

Приобщение детей к татарской национальной культуре – это в первую

очередь знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа,

сказками, детскими играми и фольклором.

Для организации вечернего времени были разработаны сценарии вечеров-

посиделок «Кичке уен», «Бабушкин сундук», «Аулак ой».

Музыкально-театрализованные представления: «Оч кыз (Три дочери)», «Голчачак абида

кунакта ( в гостях у бабушки Гульчачак)»

Праздники и развлечения оказывают самое сильное влияние на эмоциональную сферу

ребенка, так как запоминаются на всю жизнь. Дети и взрослые вместе создают праздники,

готовятся к нему и участвуют в нем. Вошло в традицию праздновать праздники:

«СабанТуй»,

«Каз омасе» ,

«Уыз пирог байраме»

, «Исем кушу байраме» , «Сомбеля»

Проводимые мероприятия с детьми очень разнообразны, но основной упор мы

делаем к устному народному творчеству. Рассказываем о жизни и творчестве детских

писателей и поэтов. Читаем стихи татарских поэтов, дети заучивают их и затем с

удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к татарскому народному

писателю Габдулла Тукаю. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети

очень полюбили его произведения. В свободное время проводятся татарские народные

игры.

Игра-единственный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий высокой воспитательной силой. Они используются с целью оказания влияния

на воспитание характера, воли, нравственных чувств, интереса к народному творчеству.

Конечно, в такой большой объем работы не под силу одному человеку, одному

учреждению. Поэтому у нас сложились тесные контакты с домом культуры, библиотекой.

Немаловажную роль в обучении детей патриотическому воспитанию

играет семья. От

отношения родителей к родному языку зависит обучаемость детей. В нашей группе для родителей

созданы информационные стенды, проводятся беседы, консультации, круглые столы на тему «Роль

общения в семье на родном языке», где обсуждается, что двуязычие положительно сказывается на

развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности,

быстроте реакции, математических навыках и логике. Вместе с родителями мы посетили Музей

истории нашего села, где узнали очень много новой интересной, познавательной информации.

Для девочек и мальчиков с помощью родителей приготовили татарские

костюмы:

платья,

белый

фартук,

калфак,

тюбетейку,

камзол,

вышитые

татарским орнаментом.

Праздники

заканчиваются

чаепитием

с

использованием

татарских

национальных блюд (чак-чак, очпочмак).

Мы

убедились,

что

культурные

традиции

татарского

народа

и

его

фольклор

оказывают

большое

воспитательное

влияние

на

подрастающее

поколение:

они

формируют

полезный

стереотип

поведения

личности,

гражданскую

позицию,

которые

согласуются

с

нравственно-ценными

нормами

и

всесторонним

развитием

ребенка.

В

результате

реализации

комплексного

подхода

дети

становятся

более

свободными,

творческими,

эмоциональными и артистичными. Эта работа нам помогла участвовать в

районных,

краевых

и

международных

конкурсах,

на

которых

занимали

призовые места.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания

как педагогами, так и с родителями наших воспитанников, дает ощутимые

результаты:

- фольклор прочно вошел в быт детей, занял значительное место в их жизни.

- у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира,

народных традиций и обрядов;

- родители и дети стали активными участниками праздников;

- выходят с концертными программами в другие детские сады.

Приобщение дошкольников к народной культуре является средством

формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через

систему разнообразных мероприятий у них повысился интерес к культуре,

традициям и обычаям татарского народа.



В раздел образования