Напоминание

Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения


Автор: Лебедева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1 имени А.В. Войналовича"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Метапредметный подход в начальной школе

как инновационный процесс обучения

Лучший способ сделать ребенка хорошим –

это сделать его счастливым

Способность

человека

преодолевать

жизненные

неудачи,

умение

находить

новые,

нестандартные

решения

различных

проблем – эти качества были и остаются актуальны в условиях

современного мира. Общество неизменно меняется. Так и должно

быть. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие

т р е б о в а н и я

э т о

в ы с о ко е

к ач е с т в о

о б р а з о в а н и я ,

коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества

Лидера,

а

самое

главное

умение

ориентироваться

в

большом

потоке информации.

Изменения в обществе влекут за собой изменения во всём, в том

числе

и

в воспитании

детей,

и

это

связано

с

индивидуально-

личностными и профессиональными качествами учителя, такими,

к а к :

о р г а н и з о в а н н о с т ь ,

п о в ы ш е н и е

с а м о о ц е н к и

и

профессиональной

компетенции,

высокая

степень

личной

ответственности,

оригинальность,

находчивость, нацеленность на

результат. Меняются цели и содержание образования, появляются

новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии –

урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И

для

того,

чтобы

реализовать

требования,

предъявляемые

Стандартами

второго

поколения,

урок

должен

стать

новым,

современным!

Понятие

современный

урок

неразрывно

связано

с

понятием

современный

учитель. От

профессионализма

учителя зависит

и

уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в

школе и к дальнейшей самостоятельной жизни.

– Все мы все с вами учителя-практики, и каждый в своей

области

новатор.

Сегодня

я

предлагаю

вам

окунуться

в

поиск

нового знания для решения загадки будущего.

– Перед вами на столе лежит обычный детский пластилин, с

которым

дети

на

уроках

очень

любят

работать.

Сегодня,

я

предлагаю

вам

из

кусочка

пластилина

изготовить героя

сказки

«Колобок». (Время работы не более 3-5 минут).

– Итак, работа выполнена.

Все вы создали замечательных

колобков из пластилина, и мне хочется узнать Ваши мысли, которые

возникали в процессе выполнения предложенной работы.

– А что помогло вам выполнить задание? (связь с жизненным

опытом,

творческий

подход,

связь

с

разными

предметами

и

представлениями, и т.д., метапредметный поход.

В школу приходят разные дети: подготовленные к обучению в

школе и неподготовленные к обучению. Они как кусочек того

пластилина и нам необходимо из них что-то слепить.

В настоящее время важно не столько дать ребенку как можно

больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,

личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным

умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача

новых

образовательных

стандартов.

Так

сложилось,

что

реализовать

новый

стандарт,

ориентированный

на

развитие

личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода

.

Все

мы

согласны

со

словами

известного

педагога

В.В.

Давыдова,

что

«Школа

должна

в

первую

очередь

учить

детей

мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на

разное имущественное и социальное положение семей, а также

наследственные задатки...»

Меня

часто,

как

и

других

учителей,

волнует

вопрос

«Как

сформировать у младшего школьника целостное представление об

окружающем мире?»

Отсюда передо мной обозначаются следующие проблемы:

1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого ученика в обучении.

2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации

его учебной деятельности.

3.

Каким

образом

обеспечить

не

механическое

усвоение

некой

суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в

ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Для себя я определяю цели работы:

1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные

качества личности, взгляды и убеждения.

3.

Развивать

у

учащихся

познавательный

интерес,

творческие

способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь,

память, внимание, воображение, восприятие.

Решение

этих

проблем

и

достижение

поставленных

целей

возможно,

осуществить

именно

в

начальной

школе,

применяя

метапредметный подход в обучении.

Во-первых,

учителя

начальной

школы,

как

правили,

ведут

большинство

предметов

сами

и

могут

прейти

к

целостному

обучению.

Во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные

возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить

обобщенно, если этому их учить.

Именно

учитель

младших

классов

как

универсальный

специалист способен при планировании и организации учебных

занятий по разным предметам выявить характерные предметные

взаимосвязи,

определить

необходимые

средства

обучения

и

развития

обучающихся,

а

также

спроектировать

идентичные

результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

чётко определил приоритетные направления развития образования.

М е т а п р е д м е т н ы й

п од ход - э т о

с р е д с т в о

д о с т и ж е н и я

метапредметного результата.

В

с в я з и

с

э т и м

о с о б о е внимание в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

образования (ФГОС) уделено

метапредметным

ре зульт ат ам,

которые дополняют «портрет современного выпускника начальной

школы»

такими

важными

составляющими,

как

способность

организовать

свою

познавательную

деятельность,

умение

согласованно

выполнять

совместную

работу,

умениями

планировать, прогнозировать и т. д.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором

ученик

не

только

овладевает

системой

знаний,но

и

усваивает

универсальные способы действий, с помощью которыхсам сможет

добывать информацию.

Цель

метапредметного

подхода:

Нужно

п о с т р о и т ь

образовательный процесс так, чтобы наш «отличник» стал в жизни

не «ходячей инциклопедией», а целостной личностью, способной

адаптироваться

в

постоянно

изменяющемся

мире,

решать

нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться

в обществе.

Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие

исторические

корни.

Впервые

об

этих

понятиях

речь

вел

еще

Аристотель.

Метапредметный

подход

получил

развитие

в

отечественной педагогике в конце XX века, в работах Громыко

Юрия

Вячеславовича.

В

2008

году

был

заявлен

как

один

из

ориентиров новых образовательных стандартов.

Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход

от

существующей

практики

дробления

знаний

на

предметы

к

целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход в обучении уводит в прошлое практики,

когда

учитель

работает

с

целым

классом

фронтально. При

метапредметном

подходе

в

обучении

чаще

всего

организуются

индивидуальные и групповые формы работы с обучающимися на

уроке. При таком подходе стирается авторитарный стиль общения

между учителем и учеником

.

Метапредметность

подразумевает,

что

суще ствуют

обобщенные

системы

понятий,

которые

используются

везде,

а

учитель раскрывает какие-то их грани.

Метапредметы соединяют

в

себе

идею

предметности

и

одновременно

надпредметности,

идею рефлективности по

отношению к предметности.

Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на

разном предметном материале.

С о з д а ю т с я

у с л о в и я

д л я

т о г о ,

ч т о б ы

у ч е н и к

начал рефлектировать собственный

процесс

работы: что именно

он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.

Существуют

различные

виды

метапредметов:

«Знание»,

«Знак», «Проблема», «Задача»

Метапредметность

подразумевает,

что

существуют

обобщенные

системы

понятий,

которые

используются

везде,

а

учитель

раскрывает какие-то их грани.

Метапредметы соединяют

в

себе

идею

предметности

и

одновременно

надпредметности,

идею рефлективности по

отношению к предметности.

Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на

разном предметном материале.

С о з д а ю т с я

у с л о в и я

д л я

т о г о ,

ч т о б ы

у ч е н и к

начал рефлектировать (тип

р е а г и р о в а н и я : непроизвольный,

подсознательный, машинальный) процесс работы:что именно он

мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.

Существуют

различные

виды

метапредметов:

«Знание»,

«Знак», «Проблема», «Задача».

В

рамках метапредмета

«Знание» — формируется свой

блок

способностей.

К

их

числу,

например,

можно

отнести

способность

работать

с

понятиями, способность

работать

с

системами знаний, т. е. систематизирующая способность.

В рамках метапредмета «Знак» у обучающихся формируется

способность схематизации. Ученики учатся выражать с помощью

схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются

помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Изучая метапредмет «Проблема», обучающиеся учатся обсуждать

вопросы,

которые

до

сих

пор

носят

характер

открытых,

неразрешимых проблем.

На метапредмете «Задача» ученики получают знание о разных

типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета

«Задача» у школьников формируются способности понимания и

моделирования

объекта

задачи,

конструирования

способов

решения,

выстраивания

деятельностных

процедур

достижения

цели.

Применяя

метапредметный

подход,

в

своей

практике

ориентируюсь на развитие у обучающихся базовых способностей:

Мышления

Воображения

Целеполагания

Понимания

Действия

Трудно

не

согласиться

с Бернардом

Ш оу, ирландским

драматургом

и

романистом,

лауреатом Нобелевской

премии

в

области литературы, общественным деятелем, который высказал

очень правильную мысль: «Единственный путь, ведущий к знанию,

– это деятельность!»

Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, постоянно

ищу эффективные методы и формы обучения. В своей практике

применяю элементы проблемности, поиска, исследования. Обучаю

детей целеполаганию, формулированию темы урока через введение

в урок проблемного диалога, создаю проблемную ситуацию для

определения учениками границ знания-незнания.

В 2-4 классах очень важно научить обучающихся анализировать

предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые

будут

способствовать

достижению

поставленной

цели.

Немаловажно

на

уроке

моделировать

жизненные

ситуации.

Важно

научить

детей

самоконтролю,

самооценке

своей

деятельности и деятельности одноклассников на уроке. При этом

важно

разъяснить

детям,

что

при

оценивании

ответов

одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а

о

недочётах

высказаться

с

позиции

пожеланий.

В

результате

организации

такой

деятельности

ученики

учатся

внимательно

слушать

говорящего,

объективно

оценивать

его

ответ,

создаётся

доброжелательная, дружеская атмосфера в детском коллективе.

Эффективным

средством

по

достижению

планируемых

метапредметных

результатов

становится

систематиче ски

организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое

обращение

к

словарям

и

справочникам

формирует

у

учащихся

информационные познавательные УУД.

Можно

составлять

памятки

различного

типа,

например,

«Этапы решения задачи» или пользоваться готовыми, данными в

учебнике, что позволит обучающимся при выполнении подобных

заданий избежать многих ошибок. Если ученик сделал ошибку, то

ему необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе

была допущена ошибка и осуществить коррекцию своих действий.

Это и есть обучение, направленное не только на предметный, но и

на метапредметный результат.

Для

обеспечения

позитивных

метапредметных

результатов

деятельности

обучающихся

начальной

школы

в

условиях

модернизации образования мною подобран оптимальный комплекс

образовательных педагогических технологий.

1. Групповые технологии обучения

В

применяю такие формы как диспут, групповой проект,

решение проблемно-познавательной задачи и т.д.

Для успешной работы выделяю, по крайней мере, три группы

учащихся:

1-я группа -

о б у ч а ю щ и е с я

с

н и з к и м и

у ч е б н ы м и

возможностями.

(Ученики этой группы требует точного ограничения учебных

заданий,

большого

количества

тренировочных

работ

и

дополнительных разъяснений нового учебного материала на уроке).

2-я группа - это обучающиеся со средними способностями.

(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью

учителя

или

опорных

схем,

или

после

разъяснения

сильными

учениками)

3-я

группа -

обучающие ся

с

высокими

уч еб ны ми

способностями.

(Дети

работают

с

материалом

большей

сложно сти,

требующим умения применить знания в независимой ситуации,

самостоятельно и творчески подходить к решению учебных задач).

Предложенная

мной

технология,

позволяет

обучать

как

сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит

сотрудничество. Групповые

технологии

обучения обеспечивают

активность

учебного

процесса

и

достижение

высокого

уровня

усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие

на развитие ученика, развивает самоуверенность.

2. Проблемное обучение на уроке осуществляю через решение

проблемных

задач,

логических

заданий,

в

которых

сочетаются

систематическая,

групповая

и

самостоятельная

поисковая

деятельность обучающихся.

3.

Мощнейшим

средством

перепрограммирования

общества

сегодня

становятся информационно-коммуникативные технологии.

Используя

возможности

мобильного

класса,

вместе

с

учениками

на

уроках

мы

работаем

на

платформе

«Учи.ру».

Используем возможности Интерактивной доски и выхода в сеть

Интернет.

4. Технологии проектирования.

Технология

проектирования

позволяет

усилить

межпредметные

связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой,

но и между собой.

Основная

цель

метода

проектов

состоит

в

предоставлении

обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний

в процессе решения практических задач или проблем, требующего

интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в

рамках

проекта

отводится

роль

координатора,

эксперта,

консультанта.

5. Технология «Диалога культур»

Данная

технология

представляет

собой

диалог,

в

котором

учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики,

что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление. С

моей точки зрения, учитель в учебном диалоге выступает в трех

функциях. Он ставит учебную проблему, т.е. реализует программу.

Кроме того, он является активным участником диалога, он выводит

обучающихся

на

уровень

проблемы,

окончательного

решения

которой не знает не только ученик, но и учитель. Диалог выступает

способом

познания.

Организованный

и

состоявшийся

диалог

позволяет учителю приблизиться к решению задач современного

школьного

образования:

как

обучающих

и

развивающих,

так

и

воспитательных.

Применение выше указанных технологий в образовательном

процессе способствует формированию метапредметных результатов

деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:

способность

самостоятельного

приобретения

знаний

в

процессе решения практических задач или проблем;

навыки

структуризации

и

классификации

поступающей

информации;

приобретение важных характеристик мышления – гибкости,

связности, структурности.

Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у

школьников

навыков

самообразования

надо

считать

одним

из

перспективных направлений реализации метапредметности.

Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук»,

а

подлинное

мировидение

средствами

математиче ского,

физического,

эстетического,

экологического,

экономического

мышления, которое становится целью образования.

Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о

которой сама еще не знает. Поэтому для меня важно обеспечить

ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие,

вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача

новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать

развивающий потенциал общего образования.

Сегодня

от

школьника

требуется

не

механиче ско е

зазубривание,

а

умение

использовать

информацию,

логически

размышлять,

делать

выводы.

Применение

на

у р о к а х

метапредметного подхода способствует:

развитию

чувства

собственного

достоинства;

развитию

чувства собственного достоинства;

снижение уровня агрессивности;

повышению уровня рефлексии и самосознания;

росту

познавательной

активности

и

познавательных

интересов;

повышению уровня понимания и принятия другого человека;

развитию

умения

прогнозировать

и

планировать

свою

деятельность;

личностному росту; росту креативности.

По

мнению

Павла

Петровича

Блонского

П.П.,

русского

и

советского филосова, педагога и психолога «…ребёнок черпает то,

что

ему

доступно,

и

теми

средствами,

которыми

он

владеет,

поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он

создаёт

стимулов

к

овладению

более

сложными

культурными

средствами и позволяет ему шире использовать это окружение».

- И, наверное, вы со мной согласитесь, что «Самое прекрасное

зрелище

на

свете

-

это

вид

ребенка,

уверенно

идущего

по

жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь».

- Посмотрите на вашего сказочного героя, которого вы смогли

сделать. У вас получилось, так как вы верили в успех, а будущее

принадлежит тому, кто верит в успех. И я желаю вам успехов!



В раздел образования