Автор: Скотникова Наталья Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОБУ НОШ - Д/С №80
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект: "Наш огород"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
НОШ – Д/С №80 г.Сочи
Проект
«Наш огород»
(подготовительный возраст)
Воспитатель: Скотникова Н.А.
2019г.
Паспорт проекта
Тема: «Наш огород»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный (Июнь - Июль)
Участники проекта: педагог, дети старшей группы.
Объект исследования: огород на участке.
Предмет изучения: процесс выращивания огородных культур.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных
знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных
интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в
практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать
выводы.
ЗАДАЧИ:
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки
экспериментирования.
- Закреплять представление об общих признаках растений и о потребностях
растения во влаге, тепле, свете для их роста.
- Развивать чувство ответственности за порученное дело.
- Развитие у детей умения наблюдать, делать выводы.
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в
практическую деятельность.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться.
Наблюдая за явлениями и объектами природы ребенок, обогащает свои
знания. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него
возникает вопросов. Для того чтобы ребенок самостоятельно мог найти
ответы на некоторые вопросы, было решено организовать на территории
детского участка мини-огород.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки
активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для
поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять
активное участие в экспериментировании, наблюдении, исследовании.
Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у
детей навыков ухода за различными культурами, трудовых навыков, ребенок
приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из
виду общую картину, склоняются к самостоятельному наблюдению за
объектами живой природы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Формирование бережного отношения к растительному миру.
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания
культурных растений.
- Привитие детям уважительного чувства к труду.
- Получить урожай петрушки, лука, укропа, салата, кукурузы.
Этапы работы по реализации проекта
1 этап – подготовительный (сбор информации)
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Изучение методической и детской литературы;
3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен,
сказок, мифов, легенд по теме;
4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;
5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр,
интересных вопросов и упражнений по теме проекта.
6. Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для
выращивания и посадки семян и рассады.
7. Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в
комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?
2 этап – основной
1. Проведение с детьми бесед по теме проекта: «В мире растений», «Все
начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», , «Откуда берутся
овощи?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно
ухаживать за овощными культурами». Создать условия для уточнения знаний
детей об овощных культурах, ввести и обосновать классификацию растений
как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).
Создать условия для знакомства детей с интересными представителями мира
растений.
2. Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций.
Вызвать интерес к овощным культурам и природе в целом;
3. Слушание музыки: П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»,
Ю.Чичков «Это называется природа», Ю. Антонов «Не рвите цветы», Б.
Можжевелова «Огородная – хороводная». Прослушивание русской народной
песни «Во саду ли в огороде». Способствовать развитию способности
воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, способствовать развитию
творческого воображения и фантазии, совершенствовать навыки слуховой
культуры;
4. Рассматривание схем, моделей строения растений, составление схем их
роста и развития. Способствовать развитию внимание, память, логическое
мышление;
5.
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чипполино», Н. Носов
«Огородники», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша
грядка», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г.Х.Андерсен «Пятеро
из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород». Заучивание стихотворений
В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Г. Сапгир «Садовник». Чтение
пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде. Познакомить детей с
произведениями русских и зарубежных поэтов, воспитывать уважение и
бережное отношение к растениям. Вызвать интерес к овощным культурам,
желание заботиться о них. Способствовать углублению и расширению знаний
детей о культурных растениях.
6. Проведение дидактических игр по теме: «Найди растение по описанию»,
«Что с начало, что потом?», «Где посадим смена ?», «Опиши мы отгадаем»,
«Угадай на ощупь», «Узнай на вкус», «Вершки-корешки», «От какого
растения часть», «Один - много», «Скажи ласково», «Чудесный
мешочек». Способствовать закреплять умение различать овощи, называть их
быстро, находить нужный овощ среди других, называть его. Способствовать
закреплению умения детей группировать растения по цвету, месту роста.
7. Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:
«Как растут овощи», «Мой огород - каким он будет», «Овощные фантазии»,
«Чиполино». Организованна выставка рисунков. Упражнять детей в
рисовании цветными карандашами и красками, передавая форму и внешний
вид овощей, рассады, а так же закрепить знание овощных культур.
8. Лепка: «Овощи», «Наш урожай». Способствовать закреплению умения
детей передавать
основной формы, характерных деталей, способствовать
развитию творческих способностей.
9. Аппликация: «Урожай», «Наш огород». Способствовать закреплению
умений вырезывания различными способами, и располагать свою
композицию в центре листа, подбирать цвета композиции.
10. Подвижные игры: «Урожай», «Огородники», «Зайцы в огороде», «Баба
сеяла горох», «Кабачок», «Посади и собери картофель». Способствовать
расширению знаний детей об овощных культурах; способствовать
пополнению словарного запаса, развитию умения действовать по сигналу,
согласовывать движения со словами, развитию ловкости.
11. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Магазин овощей», «Агроном»,
«Механизатор». Познакомить детей с профессиями агронома, механизатора.
Способствовать формированию умения распределять роли, развивать сюжет
и действовать согласно принятой на себя роли.
12. Наблюдения: рассматривание семян через лупу, наблюдение за ростом
лука, петрушки, укропа, кукурузы, наблюдение за всходами и ростом
растений, за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу, за появлением
плодов, за состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за изменением
состояния растений. Способствовать закреплению умения детей замечать
изменения в росте и развитии растений, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи.
13. Труд в огороде: уход за рассадой – полив, рыхление почвы,
прореживание, пересаживание. Способствовать развитию интереса к
выращиванию огородных культур, воспитывать бережное отношение к
растениям и уходу за ними.
14. Проведение опытов и исследовательно - поисковой деятельности:
Опыт «Выбор почвы»: рассматривание различных видов почвы через лупу,
что из чего состоит, сравнение почв. В какой почве быстрее проросли семена?
Создать условия для выявления влияние качества почвы на рост и развитие
растений, выделить почвы, разные по составу.
Опыт
«Выбор
семян»: рассматривание овощных семян через лупу. Дать
понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С
помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
Опыт
«Как
питаются
растения»:
наблюдение
за
окрашиванием
стебля
и
цветка,
опущенного
в
подкрашенную
воду.
Способствовать
развитию
интереса
к
экспериментированию,
формированию
познавательной
активности, интереса к объектам живой природы.
Опыт «С водой и без воды»: если долго не поливать рассаду, листочки
увядают, а цветок падает. Что произошло с растением, когда ее полили?
Создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для
роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способствовать закреплению
умения находить причинно-следственные связи, делать выводы, воспитывать
бережное отношение к растениям.
Опыт «Где быстрее растут растения»: выращивание рассады из семян и
наблюдение за их проращиванием и ростом. Наблюдения за тем, где семена
быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей).
Способствовать
закреплению
приемов
посадки
и
выращивания
рассады,
формированию навыков посадки и ухода за растениями.
3 этап – заключительный
1. Оформление коллекции семян овощных культур.
2. Оформление огорода на участке и уход за ним.
3. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды».
Итог проекта.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность
стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с
определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в
каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес
к данной работе.
На протяжении всего проекта дети с удовольствием
ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. Ребята с
радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении
творческих работ. У детей сформировались навыки сотрудничества,
заботливого отношения к растениям, представление о семени как части
природы, о том, что в природе все взаимосвязано.