Автор: Глебова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования по ИЗО
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Клуб"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: индивидуальный образовательный маршрут
Тема: "Тропинками в мир изобразительного искусства"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КЛУБ»
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического совета № ____
от ______________________ 2016 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ДЮЦ «КЛУБ»
___________________ Е.С. Огудина
___________________ 2016 г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
" ТРОПИНКАМИ
В МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Срок реализации маршрута: 1год
Возраст обучающихся – 9-10 лет
Автор- составитель:
Педагог дополнительного образования
Глебова Марина Николаевна
ВЛАДИМИР
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Становление
творческой
индивидуальности
в
детском
возрасте
является
важным условием дальнейшего полноценного развития личности .
Человек,
обладающий
постоянным
интересом
к
творчеству,
умением
реализовывать свои творческие возможности , более успешно адаптируются к
изменяющимся
условиям
и
требованиям
жизни,
более
способны
к
самосовершенствованию и самовоспитанию.
Главное – найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить
его
художественные
способности.
Нужно
понять,
как
познает
ребенок
действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение,
пространственное
представление,
память.
Сохранить
у
ребенка
тягу
к
изобразительной деятельности и
интерес к творчеству можно только с
учетом индивидуальных способностей.
Поэтому индивидуальный маршрут направлен на развитие художественно –
творческих
способностей
ребенка,
освоения
им
методов
и
способов
эстетиче ского
и
художе ственного
познания
мира
с р ед с т ва м и
изобразительного искусства.
Направленность
Данный индивидуальный маршрут по изобразительному искусству имеет
художественную направленность.
Актуальность
На
индивидуальных
занятиях
по
изобразительному
искусству
есть
возможность
более
полно
раскрыть
творческие
способности
ребенка.
Выявить
у
ребенка
уровень
самостоятельности
действий,
раскрыть
его
способность в нахождении наиболее выразительных средств для передачи
образа. Главное, развить и сохранить индивидуальный стиль.
Индивидуальный маршрут поможет личности ребенка познать себя,
самоопределиться, самореализоваться.
Педагогическая целесообразность
Данный индивидуальный маршрут педагогически целесообразен, так как его
главный принцип – воспитание успехом, как решающее условие становления
духовной личности.
Учитывая индивидуальность, склонность и интерес ребенка в области
художественного творчества еще более активизируется творческое
воображение, эмоциональная отзывчивость, умение оценивать и строить
жизнь по законам красоты.
Цель образовательного индивидуального маршрута.
Цель индивидуального маршрута – создание условий для самовыражения
одаренных детей в изобразительной деятельности.
Задачи образовательного индивидуального маршрута
Воспитательные: воспитывать у ребенка патриотизм, любовь к
изобразительному искусству, любовь к родному краю.
Развивающие: развивать творческую индивидуальность, творческую
инициативу и самостоятельность.
Обучающие: овладеть более глубокими знаниями, умениями и навыками в
области рисунка, живописи, композиции.
Возраст и характеристика ребенка, участвующего в реализации
образовательного индивидуального маршрута
Данный
образовательный
маршрут
разработан
для
воспитанницы
кружка
«Юный художник» Синицыной Дарьи (9 лет), которая прошла 3-х годовой
курс обучения и показала хорошие результаты освоения программы.
Срок реализации
Индивидуальный маршрут рассчитан на 1 год обучения. Объем
программы -144 ч.
Режим занятий
2 раза в неделю по 2 академических часа
Ожидаемые результаты
Ребенок научится свободно выражать свои творческие замыслы.
Ребенок получит более глубокие знания, умения, навыки в изобразительном
искусстве.
Ребенок будет свободно владеть новыми художественными материалами и
различными художественными техниками.
Участвовать в городских, областных и всероссийских, международных
выставках и конкурсах.
Способы определения результативности
Основной способ определения результативности индивидуального
образовательного маршрута – создание ребенком своего оригинального
продукта.
Формы подведения итогов реализации индивидуального образовательного
маршрута
1.
Персональная выставка ребенка.
2.
Участие в городских, областных, всероссийских и международных
конкурсах.
Учебно – тематический план
№
темы
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Рисунок
10
30
40
2.
Живопись
10
30
40
3.
Композиция
14
50
64
Итого:
34
110
144 ч
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Рисунок
1)
Натюрморт из предметов, различных по форме и фактуре. Решение
тональной задачи от самого светлого до самого темного (уголь,соус).
2)
Натюрморт, поставленный против света в интерьере (уголь).
3)
Фигура человека, наброски фигуры человека в различных движениях.
(От обобщенного наброска) к выявлению формы ее характера, фигуры
человека, пластической анатомии.
4)
Рисунок головы человека (любые бугры, верхняя и нижняя челюсти,
скуловые кости, выражение характеристики портретируемого, мышцы
лица.)
Живопись.
5) натюрморт из нескольких предметов, драпировки. ( Многослойность
акварельной
живописи,
влияние
освещения
на
цвет)
цветовая
гамма
натюрморта, роль цвета, колорит.
6) пейзаж (передача воздушной перспективы и пространства), древняя
архитектура, утро, день, вечер, ночь. Цветовая гамма – холодная, теплая,
контрастная.
7) Изображение человека в пейзаже (линия горизонта, плановость)
Композиция.
8) Композиция по наблюдению и собственному замыслу ( в парке, на детской
площадке).
9) Многофигурная композиция ( цветовая гамма для выражения замысла).
Методичное обеспечение образовательного индивидуального маршрута
Описание
приемов
и
методов
организации
учебно
–
воспитательного
процесса.
Данный образовательный маршрут составлен с учетом требований ФГОС и
индивидуальными особенностями ребенка.
Выбор методов обучения зависит также от индивидуальных способностей
ребенка и художественных наклонностей.
Методика проведения занятий предполагает создание творческой атмосферы,
ситуации успеха в более глубоком изучении материала.
Главное в образовательном индивидуальном маршруте – не подавить, не
поломать индивидуальность ребенка.
Ребенку
представляется
право
выбора
различных
художественных
материалов и художественной техники.
Главным
путем
обучения
является
рисование
с
натуры
–
академический
рисунок.
Материально – техническое обеспечение образовательного
индивидуального маршрута
Помещение: кабинет, оформленный в соответствии с профилем занятий, по
изобразительному искусству и оборудованный по санитарным нормам: столы
и стулья для педагога и детей, шкафы для наглядных пособий, и предметов
для натурных постановок.
Материалы: простые карандаши разной мягкости, уголь, соус, гуашь,
акварель, пастель сухая и масляная, гелиевые ручки, кисти, бумага.
Дидактическое обеспечение образовательного индивидуального
маршрута.
Методические пособия по рисованию предметов с натуры и рисования
фигуры человека, портретов, гипсовых слепков частей лица.
Список литературы
Список литературы, рекомендованный ребенку для успешного освоения
данного образовательного маршрута.
1) Ростовцев Н.Н. Академический рисунок – М., (Просвещение, 1995)
2) Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., Искусство; 1984
3) Волков Н.Н. Композиция в живописи, М. Искусство, 1977
4) Великие полотна, Г.Е. Ветрова, М., Белый город; 2005.