Автор: Осетрова Анна Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДП "Эдельвейс"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ
РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ
А.В.Осетрова
методист
В
связи
с
приоритетностью
дополнительного
образования,
как
одного
из
направлений в общей системе образовательной политики Российской Федерации, видится
повешение
спроса
на
высококвалифицированных,
идейных,
творчески
мыслящих
педагогических
работников
и
становится
актуальным
их
непрерывное
повышение
квалификации [1].
Муниципальное
бюджетное учреждение
дополнительного
образования
Центр
детский
(подростковый)
«Эдельвейс»
(далее
Центр) –
многопрофильное
учреждение
дополнительного
образования,
реализующее
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
для
детей
от
6,5
до
18
лет
по
3
направленностям:
физкультурно-спортивной,
технической,
художественной
и
осуществляет
организацию
досуговой деятельности в 22 структурных подразделениях.
Обновление
и
улучшение
качества
методической
работы,
является
одним
из
первостепенных
условий
для
повышения
квалификации педагогических
кадров.
Рост
профессионализма
и творческого
совершенствования
педагогов
Центра
достигается
системой непрерывного образования, реализующейся в двух направлениях.
1. Обучение в профессиональных образовательных учреждениях.
Переподготовку и повышение квалификации работники Центра осуществляют во
многих учебных заведениях, особой популярностью пользуется ГБПОУ СО «Северный
педагогический колледж». Так, благодаря долгосрочному сотрудничеству с колледжем, в
настоящее время у всех педагогов имеется педагогическое образование. В 2016 году 22
педагога
окончили
обучение
по
программе
переподготовки
кадров
«Педагогика
дополнительного образования» (500 часов) и получили дипломы. В 2017 году 32 педагога
Центра прошли курсы повышения квалификации по теме «Развитие профессионального
потенциала специалистов системы дополнительного образования» в объёме 72 часов
, а в
2019 году эту же программу прошел 21 педагог.
Также педагоги Центра проходят иные курсы повышения по разным направлениям
деятельности: «Проектирование воспитательной деятельности в организациях отдыха и
оздоровления детей»,
«Оказание первой доврачебной помощи», «Подготовка спортивных
судей и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий».
Повышение квалификации осуществляется в различных формах: на краткосрочных и
долгосрочных
курсах,
научно-практических
конференциях,
семинарах-практикумах,
консультациях по различным вопросам.
Педагоги
не
только
приобретают
профессиональные
знания
и
опыт
других
организаций дополнительного образования, но и делятся с коллегами своим опытом в
разных
формах:
проект,
мастер-класс,
презентация.
А
затем,
применяют
их
в
практической деятельности с целью повышения качества образовательно-воспитательной
деятельности.
2. Обучение внутри учреждения.
Принцип непрерывности является основополагающим для развития педагогического
мастерства педагога в условиях естественной профессиональной среды в период между
курсами повышения квалификации.
Совершенствование методической работы в организации выстраивается с учетом
следующих
моментов:
обязательно
применение
дифференцированного
подхода
и
разделение
коллектива
на
группы
(педагоги
высокого
мастерства,
педагоги
совершенствования педагогического мастерства, становления педагогического мастерства
- «Школа молодого педагога») [1].
Конкретные условия и диагностирование проблем, возникающих у педагогических
работников
во
время
образовательно-воспитательной
деятельности,
определяют
содержание методической работы по повышению квалификации педагогов. Данный вид
деятельности планируется и осуществляется индивидуально, с учетом потенциальных
возможностей и прямых проблем каждого педагога.
Методическая работа ведется в
течение всего учебного года и гармонично соприкасается с повседневной практической
деятельностью педагогов для улучшения качества образования всей организации в целом.
По масштабности охвата педагогов работа ведётся по этапам:
1 этап - участие всего педагогического коллектива. Основными формами работы по
повышению квалификации педагогических работников на данном этапе являются:
Педагогический совет, методические объединения, семинары-практикумы,
конкурсы педагогического мастерства.
«Школа молодого педагога» объединяет педагогов-новичков и заключается в
планомерном
раскрытии
индивидуальных
педагогических
способностей
начинающих
педагогов и оказании помощи в профессиональной адаптации.
Мастер-класс - одна из эффективных форм, где педагогические работники
демонстрируют не только свои творческие достижения, но и применяемые в учебно-
воспитательной
деятельности
различные
педагогические
технологии,
технологии
в
изготовлении изделий.
2 этап - это индивидуальная работа с педагогами Центра по вопросам организации
деятельности, одной из форм которой является самообразование.
Одним
из
условий
для
формирования
мотивации
повышения
квалификации
педагогических кадров является принцип стимулирования творческого роста. Этому в
организации способствуют различные конкурсы, доплаты, выделение премий из фонда
стимулирования,
выступления
на
районных
и
областных
семинарах,
открытые
мероприятия и т.д.
Таким образом, в Центре создана и работает на протяжении нескольких лет система
повышения
квалификации
педагогических
работников,
которая
достигнута
путем
апробации
различных
форм
и
средств,
являющаяся
наиболее
оптимальной
с
учетом
специфики нашей организации. На протяжении всего процесса совершенствования данной
системы, прослеживается положительная динамика результатов[2].
Результаты успешности образовательного процесса в учреждении:
Разнообразие программ обучения позволяет воспитанникам делать выбор в
зависимости от их интересов;
Численный
состав
воспитанников
на
данный
момент
составляет
3650
человека, что составляет 43% от общего числа обучающихся СГО, контингент детей
стабилен, что свидетельствует о прочном положении Центра в городе и внушает оптимизм
при определении перспектив развития;
Высокий
уровень
удовлетворенности
обучающихся
и
родителей
деятельностью Центра, содержанием, инновациями в учреждении, профессионализмом
педагогов;
В
2017
году
была
проведена
независимая
оценка
качества
деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующие программы
дополнительного
образования.
Исследования
были
проведены
по
решению
Общественного
совета
при
Министерстве
общего
и
профессионального
образования
Свердловской
области.
Результаты
независимой
оценки
качества
образования
в
виде
интегрального
рейтинга
опубликованы
на
сайте
Министерстве
общего
и
профессионального образования Свердловской области в разделе «Независимая система
оценки качества образования» и на сайте Центра «Эдельвейс». В результате среди 531
учреждения Свердловской области Центр занял 183 место, набрав 129,9 баллов, что
соответствует оценке «отлично».
Одним
из
результатов
повышения
профессиональной
компетентности
и
мастерства
педагогов,
оказания
системного
методического
сопровождения
является
положительная
динамика
результативности
воспитанников
Центра
в
конкурсах
и
соревнованиях различного уровня.
По отношению к 2017 году в 2019 году число
участников выросло в 2,2 раза, а конкурсов – в 2,7 раз. Количество наград выросло в 2,2
раза:
международного
уровня
увеличилось
в
3,3
раза,
всероссийского
–
в
1,14
раз,
окружного – в 3 раза, областного в 3 раза, регионального в 1,6 раз, муниципального – в 1,2
раза.
Результаты методической работы в Центре:
По итогам наблюдений и собеседований выявлен рост удовлетворенности
педагогов собственной деятельностью;
Применение
различных
форм
стимулирования
способствует
высокой
заинтересованности в творчестве и инновациях (премиальные выплаты от 50 до 100%);
Повышение
качества
проведения
открытых
занятий
и
мероприятий
отслеживается
с
помощью
разработанного
инициативной
группой
«Анализа
качества
организации и проведения занятий и мероприятий».
Распространение педагогического опыта путем проведения мастер-классов
на городских мероприятиях, участие педагогов в конкурсах различного уровня. Результаты
мониторинга участия педагогов в конкурсах различного уровня показали: по сравнению с
2017
годом
количество
конкурсов
увеличилось
в
2,7
раза,
количество
участвующих
педагогов
в
конкурсах
различного
уровня
в
3,25
раза.
Повысился
уровень
результативности
в
4
раза:
в
международных
конкурсах
в
9
раз,
во
всероссийских
конкурсах в 3 раза, окружных, областных и региональных – в 4 раза, муниципальных - в
3,5 раза.
Внедрение
технологии
Портфолио
для
всех
категорий
педагогов,
позволяющей эффективно отслеживать
динамику индивидуальных профессиональных
достижений и побуждающей к дальнейшему профессиональному росту.
100%
педагогов
имеют
педагогическое
образование, 33 из них - высшее
профессиональное образование, 43 - среднее профессиональное, 5 - получают высшее
профессиональное образование и 4 педагога – среднее профессиональное;
В
коллективе
преобладает
положительный
психолого-педагогический
климат,
обусловленный
совместным
участием
педагогов
в
различных
мероприятиях:
туристический
слет
на
Шихане,
веселые
старты
ко
Дню
профсоюзного
активиста,
интеллектуальная игра «Кино-знатоки», конкурс педагогического мастерства, тренинг на
сплочение коллектива, театрализованная новогодняя
сказка «Двенадцать месяцев» и
конкурсная программа «Звёздный дуэт», организованные совместно с детьми,
участие
творческого
коллектива
«Эдельвейс»
с
хороводом
в
ежегодном
фестивале-конкурсе
народного творчества «Эх, душа моя
,
русская!» в г.Североуральск (диплом 3 степени).
Подводя
итоги
по
рассматриваемому
вопросу,
становится
очевидным,
что
совершенствование методической работы с целью повышения квалификации педагогов,
оказывает положительное воздействие на педагогический коллектив и, как следствие,
повышает качество образования в организации. Благодаря системному, непрерывному
совершенствованию
профессионализма
педагогов,
творческий
путь
образовательной
организации преодолел 20-летний рубеж, коллектив полон энергии для осуществления
дальнейших планов.
Литература
1.
Возгова
З.В.
Инновационный
потенциал
проблемы
развития
системы
непрерывного
повышения
квалификации
научно-педагогических
работников
//
Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9.
2.
Т.С.
Фещенко
Настольная
книга
заместителя
директора
по
учебно-
воспитательной работе. М: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2015. – 272с.