Автор: Арадаева Марина Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Ганзуринская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Село Ганзурино, Республика Бурятия
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Раздел: начальное образование
МОУ ГАНЗУРИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Конспект урока в 3 классе
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Приготовила: Арадаева М.В
учитель начальных классов
2019-2020 уч год
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Тип урока: урок повторения и систематизации.
Цель
урока: формировать
умение
распознавать
одушевленные
и
неодушевленные
имена
существительные, развивать творческое мышление.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих
мыслей на уроке
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
Оборудование:
карточки
с
заданиями,
листы
самооценки,
ИКТ
средства
для
просмотра
презентации
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Ход урока:
1.
Организационный момент.
-Сегодня на уроке будем работать под девизом: давайте его прочитаем выразительно,
с
интонацией.
Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться.
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодится! ( слайд 1)
Настроились на интересный и насыщенный событиями урок, на котором вы будете оценивать
себя. ( листок самооценки). Открыли тетрадь, записали число, классная работа.
2. Актуализация знаний:
Блиц-опрос:
1. – Как называются большие группы, на которые делятся все слова в русском языке?
2. – Сколько всего в русском языке частей речи?
3. –Как определить, какой частью речи является слово? ( поставить вопрос и определить, что
обозначает слово? Например
4. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам
- О какой части речи говорится в стихотворении?
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное.?
- Что значит имя существительное обозначает предмет а широком смысле слова? Приведите
примеры.
Оценили себя в блиц- опросе
3. Самоопределение к деятельности.
Работа в парах.
Задание1
1. Прочитайте слова:( слайд2)
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
-Разделите их на две группы. Запишите в тетрадь.
По какому признаку вы разделили слова? ( слова, которые отвечают на вопрос что? И слова,
которые отвечают на вопрос кто?
Допишите в каждую группу по два своих примера. Взаимопроверка.
Вспомните, как называются слова, отвечающие на вопрос кто?
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что?
- Сформулируйте тему урока?
Итак, тема нашего урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Цели урока: уметь распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные?
(слайд3,4)
4. Работа по теме урока.
Вспомним правило (слайд5)
- Что обозначают одушевленные имена существительные?
На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
Что обозначают неодушевленные имена существительные?
На какой вопрос отвечают?
А). Игра : Группы слов (слайд 6)
Вывод: как называются слова, отвечающее на вопрос что ? Как называются слова, отвечающие
на вопрос кто?
Б) Работа по учебнику с. 12 упр 15.
Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы? Как называется эта орфограмма? (слова с
непроверяемым написанием) Как проверить написание этих слов?
Прочитайте письменное задание к упражнению
Выполнение по вариантам. Самооценка. (слайд7)
На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные?
Физкультминутка:
Игра «Одушевленное-неодушевленное».
Я
называю
слова,
если
слово
неодушевленное
существительное
-стоим
,
одушевленное
-
двигаемся, идем:
Шкаф , жираф, ящик, стол, осёл, мяч, черепаха, заяц, собака, воробей, доска.
Работа по теме
Прочитай слова: бурлак, боярин, ветрило, ланиты, длань. ( Слайд 8)
Объясните лексическое значение каждого слова. Кто из вас затрудняется? Почему?
Употребляются эти слова в нашей современной речи?
Прочитайте информацию об этих словах в учебнике с.12.
Как они называются? Как будем
находить значение этих устаревших слов? По словарю? (толковый словарь) устар. В учебнике с.
152-153
Г) «Наше исследование» работа по словарю. Групповая работа. (слайд9-14)
Задание 1: объясните лексическое значение слов: кафтан, карета, вершок, око.
Задание:2 выпишите одушевленные имена сущ. из упр16 с.12
Царь, купец, слуга, барин, бурлак. Найдите лексическое значение слов на памятке «Устаревшие
слова»
Оценивание выступление групп.
5. Закрепление:
Упр 18 с.13 комментирование у доски.
« Проверим себя» Проверочные тетради с. 53№ 8,№ 10
6. Рефлексия:
Замените одним словом:
-Промежуток времени, равный 60 минутам (час)
-Военнослужащий, стоящий на посту, на часах ( часовой)
-Лесной доктор (дятел)
-Модель земного шара (глобус)
-Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Почему?
-Что обозначают одушевленные имена существительные?
-Что обозначают неодушевленные имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
Оцените свою работу
7. Подведение итогов урока.
-Над какой темой поработали?
-Что нового узнали?
-Какое задание было для вас интересным?
8. Домашнее задание: упр20 с.14 р.т с.7-8