Автор: Шубин Алексей Алексеевич
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснозерский лицей №2 имени Ф.И. Анисичкина»
Населённый пункт: Новосибирская обл. р.п.Краснозерское
Наименование материала: планы-конспекты уроков уроков по ОБЖ
Тема: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. ФГОС ООО.
Раздел: среднее образование
Уроки 18—19. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Учебные вопросы.
1. Здоровье человека.
2. Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья.
3. Современные методы оздоровления.
4. Факторы риска во внешней среде и внутренне среде организма человека. Их влияние
на здоровье.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об
основных положениях здорового образа жизни.
Основное содержание урока.
Урок по первому и второму учебным вопросам.
Здоровье человека. Здоровье физическое и духовное Понятие о социальном здоровье и
его взаимосвязи со здоровьем духовным. Критерии состояния и группы здоровья.
Характеристика групп здоровья детей и под ростков. Понятие об общественном и
индивидуальном здоровье, их взаимосвязь. Оценка физических возможностей здоровья.
Понятие о здоровом образе жизни. Основные составляющие здоровья человека.
Вопросы для проверки полученных знаний к первому и второму учебным вопросам
темы.
1. В чем состоит смысл понятия "здоровье" по определению Всемирной организации
здравоохранения?
Расскажите
о
составляющих
здоровья:
физическом,
духовном
и
социальном.
2.
Какая
существует
взаимосвязь
между
здоровьем
духовным
и
здоровьем
общественным?
3. Расскажите, от каких факторов зависит состояние здоровья, и каково их соотношение.
4.
Назовите
основные
компоненты
здорового
образа
жизни.
Как
двигательная
активность,
рациональное
питание,
закаливание,
режим
труда
и
отдыха
влияют
на
состояние здоровья?
Домашнее задание. Раздел 3, глава 1, темы 1.1-1.2, задания 20-24.
Урок по третьему и четвертому учебным вопросам.
О теориях и методах оздоровления организма человека. Основное содержание теорий
оздоровления. Оздоровительная система П. К. Иванова. Общие понятия и основное
содержание оздоровительных систем Г. С. Шаталовой и П. Брегга.
Внешняя среда жизнедеятельности организма. Физическое воздействие внешней среды
на организм человека. Факторы риска химической природы. Факторы риска биологической
природы. Факторы риска социальной природы. Психические факторы риска. Внутренняя
среда организма человека.
Вопросы для проверки полученных знаний по третьему и четвертому учебным
вопросам темы.
1. Расскажите о системах оздоровления организма человека. Что в них общее и в чем
различие?
1
2. В чем заключается оздоровительная система П. К. Иванова "Детка"?
3. По каким направлениям внешняя среда влияет на организм человека?
4. Коротко расскажите о факторах риска внешней среды.
5. Что такое внутренняя среда организма и какую роль она выполняет?
Домашнее задание. Раздел 3, глава 1, темы 1.3-1.^
Уроки 20—21. Личная гигиена
Учебные вопросы.
1
Гигиена кожи.
2. Гигиена питания.
3. Гигиена воды.
4. Гигиена одежды.
5. Гигиена жилища.
6. Гигиена индивидуального строительства.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о личной и
общественной гигиене.
Основное содержание урока.
Понятие о личной гигиене. Гигиена кожи. Функции кожи. Основные правила ухода
за кожей.
Гигиена
питания.
Группы
продуктов
питания.
Продукты
животного
происхождения и растительные продукты. Рекомендуемый набор пищевых продуктов
питания на одного человека. Рекомендуемые величины потребления энергии, белков,
жиров
и
углеводов
для
детей
и
подростков.
Суточное
распределение
пищевого
рациона.
Гигиена
воды.
Органолептические
свойства
воды.
Лечебно-оздоровительное
действие воды. Кишечные инфекции, передающиеся через воду. Оценка качества
воды.
Гигиена одежды. Функции одежды современного человека. Гигиенические требования
к одежде. Гигиенические требования к головным уборам. Гигиенические требования
к обуви.
Гигиена жилища. Гигиенические требования к жилищу: комнатная температура,
относительная
влажность
воздуха
в
жилом
помещении,
скорость
движения
комнатного
воздуха,
вентиляция,
естественная
освещенность
жилища,
искусственное освещение, звукоизоляция.
Гигиена индивидуального строительства. Планировка строительных территорий.
Водоснабжение и канализация строений. Утилизация отходов и фекальных стоков.
Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
1. Что такое гигиена? Как она возникла? Каковы ее задачи?
2. Назовите составные части личной гигиены.
3. Какие функции выполняет кожа? Перечислите гигиенические правила по уходу за
2
кожей.
4. На какие группы подразделяются продукты питания? Коротко охарактеризуйте их.
5. Расскажите о суточном распределении пищевого рациона. Какие продукты должны
содержаться в рационе питания человека?
6. Как вы понимаете выражение "органолептические свойства воды"? Назовите их.
7. Для чего разработан государственный стандарт оценки качества воды?
8. Каким условиям должна соответствовать одежда человека?
9. Каким требованиям должно удовлетворять жилище человека?
10. Расскажите о порядке планировки территории при проведении индивидуального
строительства.
Домашнее задание. Раздел 3, глава 2, темы 3.1-3.6, задания 25-27.
Уроки 22—24. Физиологические и психологические особенности организма
подростка
Учебные вопросы.
1. Физиологическое и психологическое развитие подростков.
2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях.
3. Управление чувствами и эмоциями.
4. Суицид и подросток.
Цель.
По
окончании
изучения
темы
учащиеся
должны
иметь
представление
о
физиологических и психологических особенностях организма и их значении к здоровья
человека.
Основное содержание урока.
Основные показатели физиологического развития юношей и девушек в подростковом
возрасте. Внешнее
и внутренние изменения организма. Психологическая особенности организма подростка.
Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте.
Понятие
о
конфликте.
Причины
конфликтных
ситуаций.
Виды
конфликтов
и
их
характеристика:
конфликт
ценностей;
конфликт
интересов;
конфликт
правил
взаимодействия.
Понятие
о
конструктивных
(созидательных)
и
деструктивных
(разрушительных) конфликтах. Метод преодоления разногласий. Рекомендуемые правила
поведения в конфликтной ситуации. ( умении слушать собеседника. Правила активного
слушания.
Необходимость управления чувствами и эмоциям конфликтных ситуациях. Допустимые
и
нелояльные
приемы
и
аргументы
в
конфликте.
Основные
правила
общения
с
возбужденным собеседником. Способы снятия эмоционального напряжения. Эмоции в
достижении цели.
Понятие
о
суициде.
Основные
причины
суицида.
Признаки,
указывающие
на
возможность совершения суицида. Особенности юношеского суицида. Самосознание, как
основная характеристика развитой личности. Формирование внутренних убеждений и
уверенности
в
себе.
Наиболее
типичные
причины
юношеского
суицида.
Понятие
об
3
угнетенном психическом состоянии и депрессии. Рекомендации по снятию депрессии. Что
необходимо предпринять, если вам кажется, что с чьей-либо стороны предполагается
попытка к суициду?
Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
1. Перечислите мероприятия, выполнение которых поможет вам управлять своими
чувствами и эмоциями.
2. Дайте определение конфликта. Какие бывают конфликты? Приведите примеры
конфликтов из литературы, событий текущей жизни. Охарактеризуйте виды конфликтов.
3. Можно ли обойтись в жизни без конфликтов? Каковы их причины?
4. Расскажите о методе преодоления разногласий.
5. Какие правила поведения рекомендуется выполнять в конфликтной ситуации?
6. Расскажите о корректных и некорректных приемах поведения в конфликтной
ситуации.
7. Как снять эмоциональное напряжение?
8. Как часто у вас бывают конфликтные ситуации? Всегда ли удается их решить
положительно? Приведите примеры.
9. Как вы понимаете термин "суицид"? Назовите наиболее типичные причины
самоубийства.
10. По каким признакам можно определить потенциального самоубийцу?
11. Дайте определение депрессии и как ее можно преодолеть.
12. Расскажите, что можно предпринять, если предполагается с чьей-то стороны
попытка суицида?
Домашнее задание. Раздел 3, глава 3, темы 3.1-3.4, задания:28-34.
Урок 25. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной
функции
Учебные вопросы.
1. Понятие о влюбленности и любви.
2. Ревность и "ловушки влюбленности".
3. Причины добрачных половых связей и их отрицательное значение для организма
подростка.
Цель.
По
окончании
изучения
темы
учащиеся
должны
иметь
представление
о
взаимоотношениях полов и основах планирования семьи.
Основное содержание урока.
Понятие о влюбленности и любви. Безответная любовь и пути преодоления этого
чувства. О чувстве ревности. Понятие о "ловушках влюбленности" и их роли вступлении в
сексуальные отношения. Основные причины вступления в сексуальные отношения, не
связанные с чувством любви. Отрицательное значение добрачных половых связей для
женского организма.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
4
Вопросы для проверки полученных знаний.
1. Знакомо ли вам состояние влюбленности? Что при этом переживает человек? Какие
чувства и эмоции вызывает у вас?
2. Можно ли разрешить проблему безответной любви? Какие полезные советы вы могли
бы дать своему другу, своей подруге в этом случае? '
3. Расскажите, как вы понимаете термин «ловушка влюбленности".
4. По каким мотивам, не связанным с заключением брака, может произойти вступление
в сексуальные ношения?
Уроки 26—28. Факторы, разрушающие здоровье человека
Учебные вопросы.
1. Употребление табака и его влияние на здоровье человека.
2. Алкоголь, его влияние на организм.
3. Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о факторах,
разрушающих здоровье человека.
Основное содержание урока.
Урок по первому учебному вопросу темы.
Понятие о табакокурении. Опасность табачного дыма для здоровья человека. Никотин и
его опасность. Признаки отравления никотином. Вредное влияние
угарного газа. Три стадии никотиновой зависимости. Воздействие табачного дыма на
легочную и сердечно-сосудистую системы, на детородную функцию женского организма.
Понятие о пассивном курении. Последствия пассивного курения. Рекомендации тем, кто
хочет бросить курить.
Вопросы для проверки полученных знаний по первому учебному вопросу темы.
1. Назовите и охарактеризуйте факторы, разрушающие здоровье человека.
2. Расскажите, какие компоненты содержит табачный дым, и как они воздействуют на
организм курильщика.
3. Назовите стадии никотиновой зависимости и коротко охарактеризуйте каждую из них.
4. Какое влияние на организм девушки (женщины) оказывает табачный дым?
5. Кто такие пассивные курильщики? Какому риску они подвергаются?
Домашнее задание. Раздел 3, глава 5, тема 5.1, задания 35-37.
Урок
по
второму
учебному
вопросу
темы. Понятие
об
алкоголе.
Злоупотребление
алкоголем,
как
социальная
проблема.
Разрушающее
действие
алкоголя
на
системы
и
органы человека. Разрушающее действие алкоголя (этилового спирта) на ткани. Влия ние
этилового
спирта
на
печень.
Влияние
алкоголя
на
железы
внутренней
секреции.
Воздействие
алкоголя
на
головной
мозг.
Систематическое
употребление
алкоголя
и
социальная деградация личности. Развитие алкоголизма. Алкогольное отравление и его
признаки. Первая медицинская помощь при алкогольном отравлении.
Вопросы для проверки полученных знаний по второму учебному вопросу темы.
1. На какие органы организма человека и как воздействует алкоголь?
2. Назовите и дайте характеристику степеней алкогольного опьянения.
5
3. В чем различие между пьянством и алкоголизме:
4. Какими признаками характеризуется алкогольная болезнь?
Домашнее задание. Раздел 3, глава 5, тема 5.2, задания 38; 39.
Урок по третьему учебному вопросу темы. Понятие о наркомании и токсикомании. Действ
наркотических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и
токсикомании. Развитие психической зависимости от наркотика. Развитие физической
зависимости
от
наркотика.
Признаки
наркотического
отравления
и
оказание
первой
медицинской помощи пострадавшему. Признаки отравления лекарственными препаратами
и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Вопросы для проверки полученных знаний по третьему учебному вопросу темы.
1.
Расскажите
о
наркомании
и
токсикомании.
Что
между
ними
общего,
и
какие
различия? Назовите их признаки.
2. С чем связано развитие психической и физической зависимости от наркотика?
3. Назовите признаки наркотического отравления лекарственными препаратами.
4.
Как
оказать
первую
медицинскую
помощь
пострадавшему
при
отравлении
наркотиками и лекарственными препаратами?
Домашнее задание. Раздел 3, глава 5, тема 5.3, задания 40; 41.
6