Напоминание

Урок развития речи в 7классе по картине И.И. Левитана " Осенний день. Сокольники"


Автор: Елена Николаевна Бусель
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ " Школа с УИОП№ 183 им. Р. Алексеева"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок развития речи в 7классе по картине И.И. Левитана " Осенний день. Сокольники"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок развития речи ( авторская разработка учителя высшей

категории Бусель Елены Николаевны

МАОУ « Школа с УИОП № 183 им. Р. Алексеева»

г. Н. Новгорода)

Урок по картине И. И. Левитана. 7класс

«Осенний день, Сокольники» (первая картина художника,

написана в 19лет)

1. Подготовка к восприятию картины. Сегодня у нас встреча с картиной,

которой мне хочется дать свое название.

- Эту картину я назвала бы так: «У осени заплаканы глаза».

По названию картины определите ее жанр (исторический, бытовой,

натюрморт, пейзаж).

-Осенний пейзаж. По названию мы легко определили жанр, в котором она

написана. Вы пока не знаете, кто художник, когда была написана картина, что

конкретно изображено на ней. И все же из двух осенних пейзажей вы без

труда выберете тот, о котором сегодня пойдет речь на уроке.

- «Ясный осенний вечер» И. Э. Грабаря (И. Э. Грабарь 1923 г.)……………..

- «Осенний день. Сокольники».

Отчего так легко было сделать выбор?

(Какое название созвучно картине и отражает не только тему, настоящее

название «Осенний день…», не только называет объект изображаемого, но и

выражает отношение к нему? Каково настроение картины?)

Понять картину помогают стихи, созвучные по настроению и мысли. Мне

кажется, что я нашла такие стихи. У поэта Николая Рубцова. Всмотритесь в

картину. Постарайтесь ее прочувствовать. Чтобы было понятно уму, должно

быть понятно сердцу.

(рассматривание картины)

-По мокрым скверам

проходит осень,

Лицо нахмуря!

На громких скрипках

дремучих,

Играет буря!

Когда от бури, от непогоды

Себя я спрячу?

Я вспоминаю былые годы

И я плачу…

Как будто вечен час прощальный

Как будто время ни при чем

В минуту музыки печальной

Не говорите ни о чем!

Да, действительно, эта картина сродни печальной музыке. Хорошо, если вы

услышали ее внутри себя. Еще раз всмотритесь. Прочувствуйте, а затем

напишите в тетрадях несколько ключевых слов или словосочетаний,

отражающих ваше восприятие картины (отметить те слова, которые передают

настроение картины, идею).

2. «Образы на картине»

Беседа по содержанию картины.

- Секрет любого произведения искусства в его образности. Образ - это тайна,

которую мы пытаемся постичь. Чтобы понять главный смысл стихотворения

или картины.

-Какой образ на картине вас больше всего взволновал? Чем? (письменно, в

тетради 2, 3, 4 предложения, 2-3 мин.)

Ответы зачитывают только желающие.

Образ природы, Образ одинокой женщины.

- В пейзажах Левитана изображение человека очень редко. Зачем же здесь

нужна Левитану эта одинокая женщина? Может быть, пейзаж не потерял бы

своей ценности, если бы художник обошелся без этого образа? Попробуем

закрыть эту часть картины (дать каждому небольшой белый прямоугольник)

листочками бумаги. Все то же небо, та же дорога, те же деревья. И все-таки

что-то изменилось. Что? (картина становится мрачным пейзажем, уходит

лиризм, мягкость, уходит душа картины). Записать в тетрадь.

Не зря же левитановские пейзажи называли пейзажами настроения. Природа

на них трепетная, живая отвечает душевному ладу и настроению человека

- Что вы можете сказать об этой женщине? Кто она? О чем думает? Что вы

увидели на картине такого, что позволило вам так думать?

Образ природы.

Из чего складывается этот образ? Назовите (запишите) три объекта

(предмета) описания. Какие средства помогут нам « очеловечить» природу?

(Эпитеты олицетворение…) подбор эпитетов, олицетворение, составление

предложений.

небо

лес

дорога

Свинцовое, тусклое,

уставшее,

взволнованное,

необъятное, тяжелое,

грустное. Облака

сливаются, мешая свои

цвета и формы.

Отяжелевшие,

обессилевшие тучи

готовы разрыдаться

ледяными слезами.

Сквозь окутавшие небо

тревожные облака скупо

и медленно пробивается

свет. Может быть, это

свет надежды? Ласково

блестят белые клочки

неба, утешая и

благословляя.

Темные, мрачные,

лесные дебри

равнодушный,

безмолвный,

неприветливый. Лес

стоит темный и

молчаливый. Пугает,

обступает со всех

сторон, еще более

усиливая чувство

одиночества. Маленькие

деревца с дрожащими от

ветра листьями

наполненные

тревожным дыханием

осени

Бесконечная, пустынная,

красный цвет листвы на

дороге делает пейзаж

тревожным.

Художественное

описание неба под

запись, описание леса 2-

2 предложения –

самостоятельно,

выслушать ответ

отметить удачные

зарисовки.

3. Композиция.

Художник располагает детали, линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать

произведение целым и выразительным. Своей композицией он не просто

показывает происходящее, но и объясняет его. Сравните. « Корабельная

роща» Шишкина с пейзажем Левитана. У Шишкина срезаны верхушки

деревьев, у Левитана – нет. Почему? (очень важен образ неба) помогает

понять настроение героини, объясняет состояние ее души.

Колорит.

Хотя картина названа «день», преобладает ощущение сумерек

Звуки. Мастерство художника настолько велико, что мы не только видим, но и

слышим картину.

Запись в тетрадь. Шепот деревьев, шелест листьев, еле слышный шум шагов,

завывание ветра.

О ветер, ветер! Как стонет в уши!

Как выражает живую душу,

Что сам не можешь, то может ветер

Сказать о жизни на целом свете…

Рубцов.

Домашнее задание: сочинение.

Надеюсь, что в своих сочинениях вы сумеете передать «живую душу»

картины.



В раздел образования