Авторы: Яструбинская Евгения Алексеевна, Репникова Жанна Алексеевна
Должность: учитель-логопед,музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1353
Населённый пункт: Москва,Зеленоград
Наименование материала: Методическая разработка "Социализация детей дошкольного возраста на интегрированных занятиях"
Тема: "Моя Россия-мой дом"
Раздел: дошкольное образование
«Социализация детей дошкольного возраста»
Тип проекта: Музыкально-поэтическая композиция, детский творческий
речевой проект «Моя Россия- мой дом».
Сроки проекта: в течение месяца.
Целевая аудитория: предназначен для детей с ОВЗ в общеобразовательном
учреждении.
Участники проекта:
дети старшей логопедической группы 5-6 лет;
учитель-логопед;
музыкальный руководитель;
воспитатели;
родители;
музыкальный руководитель
Основные принципы организации работы:
Ежедневное чтение детям вслух
В отборе художественных текстов учитывается способность книги
конкурировать с техникой.
Создание детско-родительских проектов с включением различных
видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной,
познавательно -исследовательской, результатом чего являются
выставки книг самоделок, выставки изобразительного творчества,
макетов, плакатов, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских
праздников, музыкально-поэтических композиций.
Формы работы:
Чтение литературного произведения.
Беседа о прочитанном, обсуждение.
Игры на основе сюжета произведения.
Продуктивная деятельность по прочитанному.
Устные сочинения.
Инсценирование произведения.
Театрализованная игра.
Подготовительный этап
Цель: развитие связной речи у детей-логопатов посредством интегративных
занятий: музыкально-логопедических. Формировать у детей интерес к
художественному слову. Воспитание гуманной, духовно-нравственной
личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи образовательные:
1.Формировать патриотические чувства: любви к семье, к детскому саду,
родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как
гражданина своей страны.
2.Уточнить и расширить представления детей о Родине и государственной
символике. Закрепить знания детей о государственных символах: гимне,
флаге, гербе России.
Формировать уважительное отношение к символике
России, используя литературные произведения.
3.Уточнить и расширить знания детей о Москве – столице государства.
Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, расширять кругозор;
поддерживать познавательный интерес к истории страны.
4.Формировать представление детей о малой родине и Отечестве,
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
5.Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны, своего народа.
6.Знакомить детей с достопримечательностями родного города.
7.Стремление ребёнка принять участие в различных видах творческой
деятельности, стремление помочь другим, принять помощь от педагога,
воспитание чувства ответственности за порученное дело.
8. Расширить словарь, познакомить детей с лексическим значением
труднопроизносимых слов, малопонятных. Пополнять словарь детей за счёт
литературных образных выражений, раскрывая их прямое и переносное
значение.
Обогащать, уточнять и активизировать словарь, работать над
смысловой стороной речи.
9.Поддерживать интерес к театральному творчеству.
Развивать речь как
средства общения и культуры.
Дети должны уметь пользоваться
разнообразными средствами общения - словесными, мимическими,
жестовыми.
10.Развивать творческие способности.
Способствовать развитию творческих
возможностей детей. Создавать условия для проявления детского
словотворчества.
11.Учить правильно пользоваться интонационными средствами
выразительности, совершенствовать звукопроизношение и дикцию.
12.Расширять знания о литературных произведениях, знакомится с
литературно-стихотворными произведениями русских поэтов. Знакомить
детей с авторским исполнением стихов В.Степанова.
13.Способствовать совместной работе детей и взрослых, учить работать в
команде.
Формировать способности к организации взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности, поддержка
самостоятельности в разных видах детской деятельности.
14.Формировать интерес родителей к проекту. Обсудить его важность, цели и
задачи. Обсудить результаты анкетирования с родителями.
Выяснить, какие произведения русского народного творчества дети знают,
какие произведения детских писателей читают дома с родителями, что
нравится детям инсценировать в театрализованной деятельности. Что дети
знают о своём родном городе Зеленограде, о Москве, о
достопримечательностях города.
Создать творческий отчёт по проекту.
Проблема:
1.
Неумение детей с общим недоразвитием речи воспроизводить
монологи, диалоги, пересказы.
2.
Дети не проявляют речевой активности, «бедный» словарный запас.
Гипотеза:
Предположим, что посредством интегративных форм обучения на
совместных музыкально-логопедических занятиях, дети легче будут
понимать и усваивать изучаемые произведения. Повысится количество детей,
обладающих развитой интонационно окрашенной речью
,
проявятся
творческие возможности детей.
Риски проекта:
1.Невозможность запоминания наизусть текстов из-за кратковременной
памяти и недоразвития внимания и мышления.
2.Невозможность построения связного текста из-за «бедного» словарного
запаса.
3.Отсутствие интонационной окрашенности речи и артистизма из-за
особенностей высшей нервной деятельности.
Этапы работы над проектом
1 этап (подготовительный)
Выявление проблемы.
Выдвижение гипотезы, рисков.
Определение цели и задач.
Планирование работы.
Анкетирование родителей.
Подбор наглядных пособий, атрибутов, показ презентации,
сопровождающей стихотворную композицию.
2 этап (основной)
Рассматривание книг, иллюстраций. атрибутов,
основной символикой
своего государства и родного города (флаг, герб, гимн).
Чтение детям авторских стихов о Родине, о Москве, о государственной
символике.
Слушание гимна, словарная работа, разбор малознакомых слов.
Обогащение словаря.
Продуктивная деятельность, иллюстрирование.
Рисование иллюстраций к стихам.
Заучивание авторских стихов.
Просмотр презентации о Москве, о малой родине Зеленограде, о
достопримечательностях города.
Викторина, загадки о государственной символике, о Москве.
Прослушивание стихов в авторском чтении.
3 этап
Инсценирование стихов.
Создание музыкально-поэтической композиции «Моя Россия - мой
дом»
Выводы проекта.
Рефлексия (самоанализ) участников проекта.
Вывод
Интегративные показатели развития детей.
С помощью проекта удалось улучшить связную речь детей-логопатов,
выработать интонационную выразительность.
В общении со сверстниками дети устанавливают устойчивые контакты,
умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности, учатся
договариваться со сверстниками, проявляют готовность посочувствовать,
пожалеть, утешить, помочь…
Активно развивается речь детей. Дети проявляют интерес к родному
языку. Свободно выражают свои чувства, проявляют интерес к литературным
произведениям. Учатся запоминать разные отрывки речи, сочиняют сказки.
истории, проявляют интерес к рифмам.
С помощью коммуникативных средств осуществлялась связь между
родителями, детьми, логопедом, воспитателями, музыкальным работником.
Наши дети охотно участвуют в творческой жизни нашего сада. Наши актёры
активно принимают участие в тематических досугах, родительских вечерах,
творческих конкурсах, праздничных концертах. Мы получаем заслуженные
награды.
Итак, чтобы ребенок больше проявлял активности в связной речи,
стремился к результатам по развитию речи, в развитии звукопроизношения,
впитывал лучшие человеческие качества на занятиях необходимо применять
театрализованные игры. Взрослым надо проявлять в работе с детьми больше
фантазии, творчества, а главное - терпения. Это поможет ребятам вырасти
духовно богатыми, активными в жизни, а значит счастливыми.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный
цветок» В.А.Сухомлинский.
Литература:
Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское
слово, 2015.
Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для
учителя. М.: Русское слово, 2012.
О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
2014.
Методические пособия:
1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для
реализации государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2015 год». М.: АРКТИ, 2003.
2. Ерохина Е.Л., Круглова ТюА. Государственные символы России. Флаг;
герб, гимн. М.: Ювента, 2017.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
4. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших
школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2012.
5. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический
материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2015.