Автор: Бажуткина Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ
Населённый пункт: с. Шилан
Наименование материала: Статья
Тема: "Литературный вечер в рамках внеурочной деятельности".
Раздел: среднее образование
Литературный вечер в рамках внеурочной деятельности.
В
мире
современных
информационных
технологий
и
Интернета
книги
перестают
быть
актуальной
потребностью
современного
ребенка.
Не
случайно
была
организована
разработка
и
реализация
целого
ряда
правительственных
программ,
направленных
на
развитие
чтения
(«Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского
языка», «Год литературы»).
Внеурочная
работа
по
литературе
является
неотъемлемой
частью
всей
учебно-воспитательной
работы
в
школе
и
подчинена
общим
целям
образования и воспитания учащихся.
Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у
школьников
интереса
к
родному
языку
и
литературе
и
воспитание
потребности изучать их.
Виды и формы внеурочной работы по литературе разнообразны:
Викторина
Лингвистические и литературные конкурсы
Библиотечный урок
Проект
Читательская конференция
Конкурс лингвистических и литературных газет.
КВН
Дни, Недели и Декады русского языка и литературы
В
своем
разнообразии
не
уступают
и
нетрадиционные
формы
работы:
посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр
спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики,
тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работа с подручными
материалами и изготовление макетов, декораций, бутафории.
Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной
работы в школе. Он требует специальной, иногда длительной подготовки:
разработки программы, составления доклада, репетиций художественного
чтения и т. д.. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки,
классные руководители.
Программа литературного вечера включает:
слово о писателе, подготовленное группой учащихся, совместно с учителем;
концертную часть (декламация, сольное и хоровое пение, хореографические
номера, сценки из произведений писателя, музыкальные номера);
заключительную
часть,
обозначающую
перспективы
работы
в
данном
направлении.
Программа
вечера
представляет
собой
единый
монтаж,
который
комментируют,
сопровождают
своим словом
специально
подготовленные
ведущие. В основе еѐ - центральная идея, раскрывающаяся последовательно.
Хорошо, если программу вечера сопровождают короткие инсценировки,
романсы и песни на стихи данного автора, кинофрагменты.
Оборудование
вечера
включает
наиболее
известные
портреты
писателя
разных лет, плакаты с цитатами из его произведений, иллюстрациями к ним;
школьники под руководством учителя готовят книжную выставку.
Монотонное перечисление фактов биографии литературной личности мало
кому
понравится.
Разрабатывая
сценарий
вечера,
необходимо
продумать
активное участие слушателей. Отлично подойдут беседы в форме «вопрос-
ответ».
После биографии должно идти знакомство с творчеством выбранного поэта
или
писателя.
Переодетые
в
соответствующие
костюмы
участники
зачитывают
стихотворения,
разыгрывают
сценки
и
т.д.
Оживить вечер призваны игры, конкурсы и романсы. Можно предложить
гостям сыграть в фанты. В любой красивый плотный мешок складывают
записки с заданиями согласно теме. Каждый по очереди вытаскивает записку
и
выполняет
задачу. Детям
будет
интересно
нарисовать
собственные
впечатления, чтобы затем из рисунков сделать выставку. Вместо рисунков
можно
сделать
копилку
впечатлений
-
красивую
коробку,
куда
будут
складываться
записки
с
впечатлениями
и
мнением о
том,
как
повлияло
творчество того или иного писателя на жизнь общества. Чтобы записки были
единого формата, гостям необходимо раздать листы бумаги одинакового
размера, цвета или стиля.
Темы литературных вечеров в начальной школе:
«Дяде Степе — 68, Михалкову — 90!»
«Музыкально-поэтический вечер. посвященный Сергею Есенину»
«Сказки А.С. Пушкина»
«В стране литературных героев»
«Остров сокровищ»
«М. Ю. Лермонтов «Люби ты моря шум, молчанье синей степи - и
мрачных гор зубчатых хребты...».
Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без
этого невозможно получение знаний. И для учителей естественно стремление
искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем,
чтобы
повысить
грамотность
учащихся,
более
успешно
решать
образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же,
внеурочная работа,
которая является неотъемлемой
частью всей
учебно-
воспитательной работы школы.