Автор: Тюфякова Виктория Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ №627
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Социально-педагогическая коррекция эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста методами арт-терапии»
Раздел: начальное образование
На тему «Социально-педагогическая коррекция
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста методами арт-терапии»
Концепцией
Федеральной
целевой
программы
развития
образования
определены приоритетные цели и задачи, решение которых направлено на
развитие
системы
психолого-педагогического
сопровождения.
Интенсивное
развитие
теории
и
практики
психолого-педагогического
сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о
целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания,
обеспечения физического, психического, психологического, нравственно
и социального здоровья детей.
Сегодня
проблемы
эмоционального
развития
младшего
школьного
возраста оказались в фокусе всеобщего внимания. Причины сложившегося
положения
кроются
во
множестве
проблем
эмоционального
развития
младшего
школьного
возраста.
Это
и
недостатки
существующих
подготовительных
программ
художественно-гуманитарного
цикла,
и
недостаточная
разработка
методик,
и
низкий
уровень
подготовки
воспитателей,
и
слабая
оснащенность
подготовительного
процесса.
Немаловажна
роль
родителей
и
семьи
в
эмоциональном
воспитание
ребенка,
отмечается
недостаточное
информирование
родителей
о
современных характеристиках ребенка младшего школьного возраста.
Актуальность
данного
исследования
обусловлена
необходимостью
развития эмоциональной сферы детей и улучшение психического развития
как одной из составляющих здоровья ребенка. Эмоциональное развитие
ребенка является первоосновой всего его психического здоровья. Задача
гармоничного развития детей младшего школьного возраста предполагает
определенный
уровень
развития
широкого
круга
знаний
и
умений,
способов
овладения
различным
содержанием,
но
и
обязательно
достаточно
высокий
уровень
развития
их
эмоциональной
сферы,
социальной
ориентации
и
нравственной
позиции.
Эмоциональное
развитие
ребенка
является
одним
из
существенных
условий,
обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его
различных
сторон.
Т.е
высокие
нравственные,
эстетические
и
интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от
рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под
влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не
только
как
фактор
развития
и
формирования
личности,
но
и
как
эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и
эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных
воздействий внешней среды.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и
используется в социальной, педагогической, психологической работе как
средство гармонизации и развития психики человека через его занятия
художественным
творчеством.
Главной
целью
арт-терапии
является
гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает,
когда
речь
заходит
о депрессивных
и зависимых
пациентах.
Через
прорабатывания блокированных и/или не осознаваемых чувств, эмоций,
состояний
средствами
терапии
искусств,
происходит
изменение
стереотипов
поведения,
повышение
адаптационных
способностей,
нахождение
компенсаторных
и ресурсных
возможностей
клиента
(пациента),
и в
конечном
итоге —
успешное
интегрирование
его
в общество.
Таким образом, исходя из актуальности обозначенной проблемы, нами
была выбрана тема исследования: «Арт-терапия как средство коррекции
эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста».
Арт-терапия
как
метод
социально-педагогической
коррекции
на
личность ребенка
Оформление
арт-
терапии
в
самостоятельное
направлении
лечебно-
профилактической
работы
начиная
с
середины
20в.
Более
активно
происходило в таких странах, как США и Великобритании, ее с полным
основанием
можно
признать
универсальным,
общечеловеческим
феноменом.
Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением
ребенку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития,
утверждения
и
самопознания.
Созданные
ребенком
в
процессе
арт-
терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его
самооценку, степень его самопризнания. Многочисленные исследования
детей с различными видами нарушений развития показывают, что у них
имеются сходные проблемы в познавательной, эмоционально-волевой,
личностной
сферах,
которые
успешно
коррегируются
средствами
искусства. Показателями для использования арт-терапии в коррекционной
работе с детьми с проблемами развития являются нарушения в развитии
личности:
— отклонения в развитии психоэмоциональной сферы (эмоциональная
депривация,
переживание
эмоционального
отвержения,
чувства
одиночества, трудности эмоционального развития, актуальный стресс,
депрессия,
снижение
эмоционального
тонуса,
лабильность,
импульсивность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции)
[20, с. 98];
—
нарушение
коммуникативно-рефлексивных
процессов
(наличие
конфликтных
межличностных
отношений,
внутрисемейных
ситуаций,
негативная
«Я-концепция»,
низкая,
дисгармоничная,
искаженная
самооценка, низкая степень самоприятия);
— психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-
сосудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах)
[20, с. 98].
Использование арт-терапии в специальном образовании предполагает две
формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на
различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом
психокоррекционного
воздействия
в
том
и
другом
случаях
является
каждый ребенок, а не группа в целом. Форма организации определяется
характером нарушений в развитии ребенка и коррекционными задачами.
Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и
эмоционального
развития,
более
эффективно
на
начальном
этапе
использование индивидуальной формы арт-терапии; а когда трудности в
развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления,
то предпочтительной является групповая форма работы [20, с. 99].
Актуальность приобретают и меры по совершенствованию существующих
и
созданию
новых
эффективных
средств
и
методов,
влияющих
на
эмоциональную сферу ребенка. Особый интерес вызывает использование
в практической деятельности методов и средств арт-терапии, которые
способствуют
снятию
эмоциональной
напряженности,
учат
понимать
эмоциональное состояние других людей, свободно выражать свои эмоции.
Творческое
использование
различных
арт-терапевтических
методик
направлено на обогащение практического творческого опыта младших
школьников.
Арт-терапия
—
это
один
из
методов,
основанных
на
искусстве
и
творчестве, способствующий социальной адаптации младшего школьника.
Проблемами,
которые
эффективно
решает
арт-терапия,
являются:
развитие
познавательно-речевой
активности,
коррекция
поведения,
гармонизация
эмоционального
состояния
младших
школьников,
выявление творческого потенциала, развитие оригинальности мышления,
улучшение
внимания
и
памяти,
рост
самооценки,
развитие
коммуникативных способностей. Арт-терапия включает в себя несколько
направлений
работы:
музыкотерапия,
изотерапия,
игротерапия,
фототерапия, сказкотерапия [22, с. 35].
Артпедагогика реализует две основные функции, в рамках которых и
обеспечивается как педагогический, так и арт-терапевтический эффект:
этической
стороны
личности,
эстетических
чувств
и
эмоций,
коммуникации и рефлексии, способствует социокультурной адаптации с
помощью
искусства,
воспитанию
вкуса,
чувства
прекрасного);
−
-
воспитательную
функцию
(предполагает
развитие
нравственными
психологическими
проблемами,
восстанавливать
эмоциональное
равновесие,
переключаться
с
отрицательных
переживаний
на
положительно
окрашенные
чувства
и
мысли)
психотерапевтическую
функцию
Применение
арт-терапевтических
методов
в
работе
с
младшими
дошкольниками позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает
ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые,
допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или
слабо ориентированных на общение детей.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом
арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и
психологических защит.
4.
Создает
благоприятные
условия
для
развития
произвольности
и
способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того,
что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции
деятельности на пути достижения целей [14, с. 44].
5.
Оказывает
дополнительное
влияние
на
осознание ребенком
своих
чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки
для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6.
Существенно
повышает
личностную
ценность,
содействует
формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в
себе
за
счет
социального
признания
ценности
продукта,
созданного
ребенком.
После проведение арт-терапевтических методик у ребенка происходит
изменения в эмоциональном настрое, специалист может увидеть реальные
проблемы и фантазии, у младшего школьника развивается творческое
самовыражение,
воображение
и
художественные
способности.
Арт-
терапия — это безопасный способ разрядки разрушительных и само
разрушительных тенденций, позволяющий проработать мысли и эмоции,
которые человек привык подавлять.
Педагог-психолог в своей работе с младшими школьниками, используя
арт-терапевтические
методики
должен
использовать
следующие
принципы. Первое, что важно учитывать в данной деятельности — это
желание ребенка. Без желания ребенка невозможен творческий процесс и
доверительный контакт. Можно начать с предложения ребенку нарисовать
то, что хочет он .
Второе заключается в том, что педагог-психолог должен быть готов к
тому, чтобы предложить младшему школьнику варианты ответов, так как
ребенок в диалоге может отвечать «не знаю», «не уверен».
Третье
заключается
в
том,
что
участие
педагога-психолога
является
важнейшим
условием
успешной
деятельности.
Специалист
непосредственно
с
ребенком
занимается
творческой
деятельностью,
вместе рассуждают о произведениях.
Следующим, не менее важным принципом является — предоставление и
использование хороших материалов на занятии. Яркость, аккуратность,
новизна канцелярских товаров — является важным критерием в работе для
ребенка. Во время творческого процесса специалистом решаются задачи,
такие
как:
развитие
творческих
и
коммуникативных
способностей,
стимулирование творческого самовыражения, расширение представлений
о
себе,
повышение
самооценки
сущность
арт-терапии
состоит
в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект
и проявляется
в реконструировании
психотравмирующей
ситуации
с помощью
художественно-творческой
деятельности,
выведении
переживаний,
связанных
с ней,
во
внешнюю
форму
через
продукт
художественной
деятельности,
а также
создании
новых
позитивных
переживаний,
в рождении
креативных
способностей
и способов
их
удовлетворения.
-Сказкотерапия
(сказкотерапию
—
это
направление
практической
психологии, использующее ресурсы сказок для решения
целого ряда
задач:
профилактика
негативных
тенденций
личностного
и
интеллектуального
развития,
развитие
социальной
компетентности
ребенка
и
способности
к
решению
реальных
жизненных
ситуаций,
создание
оптимальных
условий
для
эмоциональной
стабильности
в
развитии
ребенка,
коррекция
детско-родительских
отношений
и
др.).
[7,с.33]
-
изотерапия
-
прекрасное
средство
коррекции,
так
как,
правильно
подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально
психологическими особенностями ребенка, можно не только развивать
положительные чувства, но и в какой-то мере управлять его активностью,
- пескотерапия, привлекающая все больше сторонников среди педагогов,
родителей и воспитанников детских садов,
- игротерапия, включающая различные игры с куклой, театрализацию,
хороводные
игры,
а
также
новое
направление
арт-терапии
–
коррекционно-развивающие упражнения в темной сенсорной комнате [26,
с. 27].
-музыкотерапия-это
направление
терапии,
использующееся
для
коррекции уже имеющихся дефектов в развитии необходимых качеств, как
в
области
соматики,
так и
в области
психотерапии,
основанное на
использование
музыкальных
композиций
и
их
влияние
на
организм.
Музыкотерапия
активно
используется
в
коррекции
эмоциональных
отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в
поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для
решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации
личности, является одним из направлений арт-терапии.
Таким
образом,
арт-терапевтические
методики
в
психокоррекции
способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие
способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию
психоэмоционального
состояния
ребенка,
психофизиологических
процессов посредством соприкосновения с искусством.
Сказкотерапия- метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности,
развития
творческих
способностей,
расширения
сознания,
совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапию
допускается
использовать
для
детей
любого
возраста,
начиная с рождения. Сказкотерапия признается эффективным способом
формирования
устойчивости
эмоционально-волевой
сферы
личности
дошкольника,
так
как
сказка
передает
опыт
и
традиции предыдущих
поколений, помогает обучить ребенка находить разницу между «добром и
злом», уяснить ценности определенного социума и помогает задуматься о
будущем .
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1.Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс у детей.
Образы сказок обращают одновременно к двум психическим уровням: к
уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при
коммуникации.2.Концепция
сказкотерапии
основана
на
идее
ценности
метафоры как носителя информации: 1) о жизненно важных явлениях; 2) о
жизненных ценностях;3) о внутреннем мире автора ( в случае авторской
сказки) 3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
1)как строен этот мир, кто его создал;2) что происходит с человеком в
разные
периоды
его
жизни;
4.Сказки
являются
основной
для
формирования «нравственного иммунитета» и поддержания иммунной
памяти.
«Нравственный
иммунитет»
способность
человека
к
противостоянию негативным взаимодействиям духовного, ментального и
эмоционального характера, исходящего из социума.
5.Сказки возвращают ребенка в состоянии целостного восприятия мира.
Дают
возможность
мечтать,
активизируют
творческий
потенциал,
передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Таким
образом,
работая
с
современными
дошкольниками,
используя
сказкотерапию, педагог-психолог оказывает определенное влияние на его
внутренний мир, эмоциональное развитие и положение, занимаемое в
социуме. В связи с тем, что все это происходит в волшебной и игровой
форме, у ребенка не создается чувства давления [13, с. 897].
Изотерапия. Изначально искусство рассматривалось как способ развития
эстетической стороны личности ребенка. Однако на сегодняшний момент
появляется необходимость исследовать искусство с другой точки зрения и
применять его не только для развития, формирования личности, но и для
профилактики и коррекции отклонений в различных сферах личности
ребенка, сохранения здоровья детей. Рисование развивает чувственно-
двигательную
координацию,
так
как
требует
согласованного
участия
многих
физических
функций.
По
мнению
специалистов,
рисование
участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в
процессе
рисования
активизируется
конкретно-образное
мышление,
связанное
в
основном,
с
работой
правого
полушария,
и
абстрактно-
логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи
напрямую
сопряжено
с
важнейшими
функциями
(зрение,
двигательная
координация,
речь,
мышление),
рисование
не
просто
способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает между
собой.
Изотерапия
использует
процесс
создания
изображения
в
качестве
инструмента реализации цели. Это не создание произведение искусства,
не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные
занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения
чувств,
идей
и
событий,
для
развития
межличностных
навыков
и
отношений, укреплений самооценки и уверенности в себя.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно
проводить упражнения скромно с помощью карандаша и бумаги, а можно
использовать большой набор художественных материалов.
Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на
художественную работу ребенка. Они побуждают его видеть и осязать.
Они
порождают
эмоциональный
подъем
и
осознание.
Сами
по
себе
являясь
частицами
реальности, эти
материалы
побуждают
ребенка
к
соприкосновению
с
реальностью.
Таким
образом,
между
творцом
и
художественным материалом происходит динамическое взаимодействие.
Педагогу-психологу
особенно
интересно
выяснить,
какой
материал
вызывает наибольшую экспрессивность ребенка. Тем самым свободный
выбор
материала
является
важнейшей
движущей
силой
в
процессе
художественной работы.
Рисунок
ребенка
несет
на
себе
несколько
функций.
Во-первых,
это
материализованная модель мира ребенка. Во-вторых, это предмет анализа.
Свойства личности ребенка, модель его мира, воплощенная в рисунке,
могут анализироваться педагогом. В результате этого анализа выявляются
проблемы, которые стоят перед ребенком. Это могут быть страхи, скрытая
агрессия, проблемы во взаимодействии с другими людьми. Выявленные
проблемы указывают направление работы с ребенком [26, с. 74].
В-третьих,
рисунок
является
предметом
взаимодействия
педагога-
психолога
и
ребенка.
В
процессе
объяснения,
обсуждения
рисунка
педагог-психолог
имеет
возможность
воздействовать
на
ребенка,
передавать ему свой жизненный опыт. Иногда это воздействие может быть
опосредованным. На- пример, модель мира воплощается в сказках. Здесь
ребенок
может
увидеть
способы
взаимодействия
героя
с
другими
персонажами, познать понятие добра и зла, нравственных, справедливых
взаимоотношений между людьми [26, с. 74].
В-четвертых,
рисунок
отражает
особенность
детского
восприятия.
Ребенок изображает не только то, что он видит, но и то, что он знает и
чувствует. Детские представления о мире формируются, во-первых, из
представлений о мире, которые транслируются взрослыми, во-вторых, из
личных усилий самого ребѐнка по познанию мира, в-третьих, из опыта
других детей, который воплощается в детской субкультуре. В-пятых,
рисунок отражает понятие ценности личности ребѐнка. Рисунок ребенка
внушает его автору понятие ценности его личности. Рисунок ребенка как
отражение его личности должен быть интересен педагогу и родителям [23,
с. 75]
Наиболее популярная техника для использования в дошкольном возрасте
— является техника «Марания». Дети в этом возрасте рисовать толком еще
не умеют, но у них хорошо получается пачкать бумагу. Для этой техники
хорошо подходит гуашь и акварель. Краски помогают открыто проявлять
эмоции. У марания нет оценок и идеалов, здесь нельзя оценить «красиво-
некрасиво», «хорошо-плохо» и отсутствие критериев тем самым помогает
ребенку раскрыться. Следующая техника, которая часто используется —
это штриховка. Рисунок создается с помощью карандаша или мелков.
Штрихи
являются
хаотичным
нанесением линий
на
бумагу,
из
этих
штрихов
может
сложиться
отдельный
образ.
Штриховка
помогает
расшевелить
ребенка
и
снять
напряжение
перед
рисованием.
Можно
использовать как вводное упражнение .Также встречается такая техника,
как монотипия. Заключается она в том, что на гладкой поверхности
(например: стекло, доска, пленка) рисуют гуашевой краской. На рисунок
накладывается чистый лист бумаги и плотно придавливается, в результате
получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть не таким
четким, как оригинал, границы могут быть размыты. При желании можно
вдохновить ребенка дорисовать или прорисовать отпечаток.
В школьных учреждения часто используется «кляксография» как вариант
монотипии. В данной технике лист сгибается пополам и с одной стороны
от
сгиба
наносится клякса,
но
уже
ребенком
выбирается
место
его
творчества
на
листе.
После,
лист
складывается
по
линии
сгиба
и
проглаживается, затем нужно попросить ребенка соединить кляксы и
оттиски в единое целое [17, c. 43].
Следующая техника — это «рисование пальцами». Никогда не рисовав
пальцами
ребенок
получает
тактильные
ощущения,
которые
он
испытывает опуская палец в гуашь, а затем на бумагу. В этой методике
развивается мелкая моторная координация. Рисование пальцами не может
быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется
ситуация
нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат —
нетипичным. Но следует отметить и то, что некоторым детям сложно
приступить к этой технике, как правило, это те дошкольники, у которых
развиты
жесткие
социальные
установки
поведения.
Для
этих
детей
техника
«рисования
пальцами»
будет
служить
профилактикой
и
коррекцией подавленности и тревожности.
Рисование пластилином — это еще одна часто встречаемая техника.
Пластилином изображаются яркие и объемные изображения, но нужно
отметить, что в этой технике требуется от ребенка усидчивость [17, c. 43].
Арт- терапевтическая работа предполагает большой набор различных
изобразительных
материалов:1)
краски,
карандаши,
восковые
мелки,
пастель;2)
для
создания
коллажей
или
объемных
композиций
используются
журналы,
газеты,
обои,
бумажные
салфетки,
цветная
бумага,
фольга,
пленки,
коробки
от
конфет,
открытки,
тесьма,веревочки,текстиль.3)
природные
материалы-
кора,
листья
и
семена растений, цветы, ветки, камешки.4)для лепки- глина, пластилин,
специциальное тесто.5)бумага для рисования разных форматов и оттенков,
картон.6)кисти
разных
размеров,
губки
для
закрашивания
,
больших
пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев.
Выбор
материалов
влияет
на
то,
как
проходит
занятие.
Некоторые
материалы,
такие
как
карандаши,
мелки
и
фломастеры,
позволяют
«усилить»
контроль,
ВТО
время
как
другие
-пастель,
краска,
глина
способствуют более свободному выражению.2. Если ребенок не уверен в
себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее
при
работе
с
материалами,
которые
легче
контролировать.3
При
индивидуальной
работе
с
детьми
и
группами,
чье
поведение
трудно
контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
4.Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных
способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа
«уравнивает»
участников
и
позволяет
неуверенным
детям
присоединиться к работе. 5 Как только все клиенты с удовольствием
начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина
могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при
излучении
чувств
и
реакреаций.6)
Работа
с
«выразительными»
материалами может быть терапевтичной для многих детей. Она не только
помогает
выразить
широкий
спектр
эмоций;
работа
с
глиной
или
размазывание пастелей или красок- с безоценочной реакции на конечный
продукт- могут стать целительными сами по себе. В соответствии с
концепцией
К.
Юнга
область
бессознательного,
коллективного
и
индивидуального, может проявиться в искусстве через образы и символы.
Содержание
их
берет
свое
начало
в
бессознательном,
являющимся
источником творчества.
Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребенка с помощью
педагога-психолога. Ребенок является хозяином в ящике с песком и,
переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что
может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность,
что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть [7, c. 89].
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность
быть самим собой.
Игры с песком:
•
развивают
восприятие,
мышление,
память,
внимание,
речь,
навыки
самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и
фантазию;
•
формируют у ребенка представления об окружающем мире;
•
развивают мелкую моторику, глазомер;
•
успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
•
воспитывают чувство успешности и уверенности в себе;
•
помогают познавать внешний и свой внутренний мир [7, c. 89].
Варианты песочной терапии:
1.
С
целью
диагностики
(индивидуальная
и
групповая
форма)
В
индивидуальной
форме
с
помощью
песочной
терапии
можно
диагностировать:
•
наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии
разрушения);
•
уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия);
•
конфликты
со
значимыми
близкими.
В
этом
случае
имеется
противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов
окружения автора;
•
потенциальные,
ресурсные
возможности
(когда
есть
некие
чудесные
предметы,
несущие
избавление
и
счастливое
разрешение
ситуации);
способы
преодоления
трудностей
(взаимопомощь,
покровительство,
избегание);
•
уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия);
•
анализ расположения фигурок в песочнице и их значение [7, c. 92].
В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:
•
характер взаимодействия в группе;
•
распределение ролей в группе;
•
стиль поведения каждого участника группы.
3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у
ребенка
эмоциональных
и
поведенческих
нарушений
невротического
характера.) В других случаях — в качестве вспомогательного средства,
позволяющего
стимулировать
ребенка,
развить
его
сенсомоторные
навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.)
4.
В
качестве
психопрофилактического,
развивающего
средства.
Психопрофилактика
проводится
с
целью
недопущения
проблемных
ситуаций.
Имея
замечательное
свойство
«заземлять»
негативную
психическую
энергию
–
песок
является
прекрасным
психопрофилактическим
средством.
Психопрофилактический
и
развивающий
аспекты
проявляются
в
постановке
сказок
и
мифов
в
песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный
жизненный опыт.
5.
В
психологическом
консультировании
детей.
В
качестве
оказания
первичной психологической помощи [7, c. 92].
Музыкотерапия.
Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для
лечения и профилактики широкого спектра нарушений: 1)отклонение в
развитии; 2)эмоциональная нестабильность; 3)поведенческие нарушения
4)сенсорный дефицит; 5) спинно-мозговые травмы; 6)психосоматические
заболевания; 7)внутренние болезни; 8)психические отклонения; 9)афазии
10)аутизм. [7,с.75]
Виды музыкотерапии отличаются по преобладающей направленности:
-рецептивная (человек остается пассивен и в его задачу входит только
прослушивание произведения или выделение определенных моментов в
мелодии)
-
активная
(человек
сам
создает
музыку
или
звуки
при
помощи
музыкальных инструментов, отбивания ритмов или пения).
- интегративная (объединяет в работе несколько видов искусства помимо
музыкального,
где
могут
быть
включены
рисунки
и
драматическая
импровизация, сочетания с поэзией и рассказами.
Выделяют
четыре
основных
направления
коррекционного
действия
музыкотерапии:
1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2.
Развитие
навыков
межличностного
общения,
коммуникативных
функций и способностей.
3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
4. Повышение эстетических потребностей. В качестве психологических
механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
— эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
— облегчение осознания собственных переживаний;
— конфронтацию с жизненными проблемами;
— повышение социальной активности;
— приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
— облегчение формирования новых отношений и установок.
Фототерапия (слайд-терапия). Слайд-терапия гармонично включается в
программу групповых психокоррекционных занятий в детских группах.
Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10-15 минут. Каждый
слайд экспонируется на экране 10-15 секунд и сопровождается мелодией.
Это может быть и цветок ромашки, где виден каждый стебелек, каждая
капелька росы на листках, и зелено-голубая стрекоза с прозрачными, будто
из слюды, крылышками. Очень часто дети просят показать фильм еще раз
и остановить тот или иной кадр. Красота заполняет все пространство, она
проникает в детские сердца.[7, с.94]
Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств,
идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, для
укрепления самооценки и уверенности и создания более уверенного образа
себя.
При
работе
с
парой,
группой
или
всем
классом
желательно
установить основные правила. Примерный список правил:1) внимательно
слушать друг друга; 2) не перебивать говорящего;3уважать мнение друг
друга;4)не обязательно принимать активное участие в занятии если не
хочется; 5) все должны чувствовать себя комфортно;6) все сказанное на
занятии должно оставаться конфиденциальным, если не было решено
иначе. Нужно найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он
гордится
ими.
Существует
множество
способ-это,
например,
особые
папки, выставки.