Автор: Юсупова Лариса Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №75"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: семинар
Тема: "Способы взаимодействия с детьми группы риска"
Раздел: дошкольное образование
СЕМИНАР
ТЕМА: «СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ
РИСКА»
МАДОУ «Детский сад №75
Педагог-психолог: Юсупова
Лариса Викторовна
2019 г.
Детей группы риска или «трудных детей»
характеризует наличие у них отклоняющегося от
нормы поведения». Для них характерны проблемы с
родителями и педагогами, а также нередки приступы
гнева. В данном случае рассмотрим следующие
категории детей, относящихся к понятию «трудные
дети».
- гиперактивные
- агрессивные
Слово гиперактивность происходит от греческого
hyper - много и латинского activus - деятельный.
Следовательно, гиперактивность в дословном
переводе обозначает повышенную деятельность. В
медицинском понимании гиперактивность у детей -
это повышенный уровень двигательной активности в
саду и дома.
Портрет гиперактивного ребенка
(синдром дефицита внимания с гиперактивностью -
СДВГ)
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным
двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет
такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то
догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого
ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше,
ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по
поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство.
Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы
«почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать
ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть
нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет
предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок
импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется
настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы.
Часто ведет себя агрессивно.
Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень
хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в
трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает
выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и
ограничения, наоборот, расширяют пропасть между взрослыми и
детьми.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки
от совершенства.
- Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей.
Потому ему полезно играть с одним ребенком.
-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления,
так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и
нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться
альтернативными предложениями. (переключить на другой вид
деятельности).
Правила работы с гиперактивными детьми:
Снизить требования в аккуратности в начале работы,
чтобы сформировать чувство успеха.
Посадить ребенка во время мероприятий рядом с
собой.
Использовать тактильный контакт.
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях
заранее.
Давать четкие, короткие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и
наказаний.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на
будущее.
Предоставлять ребенку возможность выбора.
Оставаться спокойным.
Взаимодействие с гиперактивным ребенком
Действия педагогов
обращайтесь к ребенку спокойным голосом;
объясняйте запреты;
ограничьте общение с шумными, беспокойными детьми;
давайте ребенку только одно задание на определенное время,
чтобы он мог его завершить;
хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслужил;
защищайте ребенка от переутомления, так как он ведет к
снижению самоконтроля;
-отвлекайте ребенка от капризов (предложите другую
деятельность, игру, задайте неожиданный вопрос, пошутите);
-автоматически, одними и теми же словами повторять
многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Не запрещайте ребенку в категоричной форме. (переключить
на другой вид деятельности). Запретили одно, а взамен
предложите другое.
не приказывайте. (Сейчас нужно сделать, или мы будем
выполнять и т.д.).
не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Конкретные действия педагогов в работе с
гиперактивными детьми
Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя» (« Если вы что-то
запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это
делаете.
Откажитесь от частицы «не» в разговоре с ребенком.
Говорите конкретные просьбы. Вместо: «опять вы устроили
беспорядок» используйте фразу «сегодня мы играем в
«Дежурного», я тебе повяжу красный платок на руку и будет
твоя очередь прибираться в группе».
Если ребенок начинает бросаться игрушками,
используйте ответ: "У нас в группе кидаться
игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я
дам тебе поролоновый мячик (или подушку)".
Если ребенок вас не слышит, повторяйте свою
просьбу одними и теми же словами много раз,
стараясь не раздражаться. Говорить нужно спокойно,
без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку,
юмор, какие-нибудь забавные сравнения.
Будьте последовательны. Если запретили (или
наказали) по какой-либо причине что-то делать, то и
не меняйте своего решения.
В течение дня таким детям необходимо устраивать
физминутки в группе (от 2 до 5 раз за день). Это даст
возможность ребенку расходовать избыточную
энергию.
Игры, направленные на снятие напряжения и
сброса энергии у гиперактивных детей
«Тише мыши»
Правила: Вы говорите слово, а ребенок старается
произнести это слово громче, чем вы. А потом,
наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.
«Тигр на охоте»
Правила: предложите ребенку представить, что он
тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в
засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе
с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым
нужно медленно и очень тихо подкрадываться.
Портрет агрессивного ребенка
Агрессия – это склонность к причинению другим морального и
физического ущерба.
5 видов агрессии:
Физическая (физические действия против кого-либо);
Вербальная (угрозы, крики, ругань);
Косвенная: направленная ( злобные шутки);ненаправленная (крики в
толпе, топанье и т.д.);
Раздражение (вспыльчивость, грубость);
Негативизм.
Как выявить агрессивного ребенка
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых.
Причины детской агрессивности
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой
вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь
игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии.
Рассмотрим наиболее распространенные причины.
Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не
только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко
приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей.
Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них
появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям
делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей
- Повышенной агрессивности ребенка может привести
разрушение положительных эмоциональных связей как между
родителями и ребенком, так и между самими родителями.
- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность
- Агрессивная реакция может быть связана с личностными
особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или
провоцироваться фактами личного опыта ребенка
Как помочь агрессивному ребенку
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и
неопасным для
окружающих способам выражения своего гнева; для этого
рекомендуется
использовать следующие игры:
-«мешочек криков», «подушка для выбивания упрямок и
злючек», «листок гнева».
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки
владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
для этого рекомендуется использовать следующие игры:
- «Посчитал до десяти я и решил успокоиться»;
- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на
тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои
сказок)
Направления работы:
Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
Обучение навыкам саморегуляции;
Формирование доверия к людям и эмпатии. (чтение сказок и обсуждение их с
ребенком).
Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми
с трудностями в поведении
-отсутствие сравнения с другими детьми – каждый ребенок уникален;
-без оценки, без суждений;
-обсуждайте поведение ребенка с родителями без его присутствия;
-хвалите за успехи, давайте маленькие поручения.
Ваше внимание, ваш телесный контакт (поглаживания, объятья), ласковое
слово и забота – это то, что детям необходимо.
Давайте небольшие поручения по группе (разложить карандаши, столовые
приборы), в играх предлагайте роли ( например – следить за порядком и
правилами).
Дневник наблюдений.(проверенный в детском саду метод, способствующий улучшению
детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителем. В
конце дня педагог записывает информацию о ребенке в блокнот. При этом должно
выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.
Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает 3
минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо
отметить в блокноте. Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут
отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации
к обучению. По своему усмотрению родители могут поощрить ребенка.
Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным,
воспитатель пишет:
Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают сразу несколько
выводов:
1. Ребенка никто не ругает.
2. В группе читали сказку «Красная шапочка».
3. Ребенок недослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома.
Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с блокнота останется уверен, что
ничего плохого он не сделал, а воспитатель по прежнему любит и понимает его.
Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером
дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок в свою очередь, получит необходимую
необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться
капризами, истериками и т.д.
Рисование правил с детьми.
- переключить внимание ребенка( предложить побыть
помощником педагогу на занятии и т.д).
- Важно, чтобы присутствовала похвала.
- Если надо сказать о плохом поведении ребенка, то
говорить надо не при всех детях, а подойти и сказать
ребенку отдельно, чтобы к ребенку не прилип ярлык,
что только он в группе себя плохо ведет. Остальные
дети могут в дальнейшем воспринимать ребенка как плохого.
Рекомендации педагогам при работе с детьми
Как разрядить негативные эмоции
Приступы агрессии происходят не от капризов и прихоти
ребенка, а от того, что действия эти неконтролируемы и всегда
сопровождаются повышенной нервной возбудимостью,
истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным
состоянием.
Предложите ребёнку варианты снять напряжение и «разрядить»
свою злость: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя,
можно сделать вот что (на ваш выбор):
Давай мы с тобой:
поколотим подушку руками! (будем выбивать упрямки и
злючки)
покидаем мягкие игрушки (в корзину).
будем мять в комок листы бумаги! (обычные листы бумаги,
газету резко сминают в комок за 1 секунду).
покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга!
порвём бумагу!
будем обзываться овощами и фруктами. После ласково назовем
друг друга цветами.
нарисуем свою злость, и потом ее зачирикаем.
слепим злость, а потом ее раздавим.
попросите ребенка нарисовать на альбомном листе причину
агрессии и предложите порвать листок. (почему ребенок злится).
вдохнуть и досчитать до 10.
переключите внимание на что-то другое.
Мешочек криков.
Все это нужно не просто сказать, а
обязательно продемонстрировать ребёнку,
показывать, как это делать и вовлечь его в процесс.
Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится,
озвучивайте (проговаривайте) его чувства,
показывайте понимание и поддержку и предлагайте
ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего,
со временем, у него появится свой любимый способ,
и он сможет справляться без вас.
Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть
напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и
при этом он не причинит вред себе, взрослым или
другим детям.
ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ
В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо
постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много
физических и психологических сил.
Помочь ребенку можно, совершив следующие действия:
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с
ребенком наедине, если это не опасно для вас.
Посидите рядом с ребеноком, держите его за руку, поглаживайте по
спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые
ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
После того, как истерика пошла на спад, говорите с короткими фразами,
уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).
После истерики наступает упадок сил. Дайте ребенку возможность
отдохнуть.
Умыться холодной водой — это поможет прийти в себя.
Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2
секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2
секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся
успокоиться.
ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ
Сведите к минимуму количество окружающих. (можно побыть в уголке
уединения)
Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или побить
подушку).
Поручите работу, связанную с физической нагрузкой. (убрать игрушки в
группе).
Демонстрируйте благожелательность.
Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а
высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное
поведение будет направлено на вас.
Надо говорить: «Ты злишься. Давай вместе попытаемся что-нибудь сделать».
НЕ переходите на крик.
Старайтесь на агрессию ребенка отвечать мирно, это быстрее его успокоит.
И в качестве заключения: в любом случае
старайтесь как можно больше говорить с
ребенком, он должен чувствовать, что нужен,
что его любят.