Напоминание

"Способы взаимодействия с детьми группы риска"


Автор: Юсупова Лариса Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №75"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: семинар
Тема: "Способы взаимодействия с детьми группы риска"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЕМИНАР

ТЕМА: «СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ

РИСКА»

МАДОУ «Детский сад №75

Педагог-психолог: Юсупова

Лариса Викторовна

2019 г.

Детей группы риска или «трудных детей»

характеризует наличие у них отклоняющегося от

нормы поведения». Для них характерны проблемы с

родителями и педагогами, а также нередки приступы

гнева. В данном случае рассмотрим следующие

категории детей, относящихся к понятию «трудные

дети».

- гиперактивные

- агрессивные

Слово гиперактивность происходит от греческого

hyper - много и латинского activus - деятельный.

Следовательно, гиперактивность в дословном

переводе обозначает повышенную деятельность. В

медицинском понимании гиперактивность у детей -

это повышенный уровень двигательной активности в

саду и дома.

Портрет гиперактивного ребенка

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью -

СДВГ)

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным

двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет

такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то

догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого

ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше,

ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по

поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство.

Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы

«почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать

ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть

нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет

предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок

импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется

настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы.

Часто ведет себя агрессивно.

Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ

- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень

хорошо реагируют на похвалу, одобрение.

- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в

трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает

выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и

ограничения, наоборот, расширяют пропасть между взрослыми и

детьми.

- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки

от совершенства.

- Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей.

Потому ему полезно играть с одним ребенком.

-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления,

так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и

нарастанию гиперактивности.

-Система запретов должна обязательно сопровождаться

альтернативными предложениями. (переключить на другой вид

деятельности).

Правила работы с гиперактивными детьми:

Снизить требования в аккуратности в начале работы,

чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребенка во время мероприятий рядом с

собой.

Использовать тактильный контакт.

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях

заранее.

Давать четкие, короткие и конкретные инструкции.

Использовать гибкую систему поощрений и

наказаний.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на

будущее.

Предоставлять ребенку возможность выбора.

Оставаться спокойным.

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Действия педагогов

обращайтесь к ребенку спокойным голосом;

объясняйте запреты;

ограничьте общение с шумными, беспокойными детьми;

давайте ребенку только одно задание на определенное время,

чтобы он мог его завершить;

хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслужил;

защищайте ребенка от переутомления, так как он ведет к

снижению самоконтроля;

-отвлекайте ребенка от капризов (предложите другую

деятельность, игру, задайте неожиданный вопрос, пошутите);

-автоматически, одними и теми же словами повторять

многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

Не запрещайте ребенку в категоричной форме. (переключить

на другой вид деятельности). Запретили одно, а взамен

предложите другое.

не приказывайте. (Сейчас нужно сделать, или мы будем

выполнять и т.д.).

не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Конкретные действия педагогов в работе с

гиперактивными детьми

Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя» (« Если вы что-то

запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это

делаете.

Откажитесь от частицы «не» в разговоре с ребенком.

Говорите конкретные просьбы. Вместо: «опять вы устроили

беспорядок» используйте фразу «сегодня мы играем в

«Дежурного», я тебе повяжу красный платок на руку и будет

твоя очередь прибираться в группе».

Если ребенок начинает бросаться игрушками,

используйте ответ: "У нас в группе кидаться

игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я

дам тебе поролоновый мячик (или подушку)".

Если ребенок вас не слышит, повторяйте свою

просьбу одними и теми же словами много раз,

стараясь не раздражаться. Говорить нужно спокойно,

без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку,

юмор, какие-нибудь забавные сравнения.

Будьте последовательны. Если запретили (или

наказали) по какой-либо причине что-то делать, то и

не меняйте своего решения.

В течение дня таким детям необходимо устраивать

физминутки в группе (от 2 до 5 раз за день). Это даст

возможность ребенку расходовать избыточную

энергию.

Игры, направленные на снятие напряжения и

сброса энергии у гиперактивных детей

«Тише мыши»

Правила: Вы говорите слово, а ребенок старается

произнести это слово громче, чем вы. А потом,

наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

«Тигр на охоте»

Правила: предложите ребенку представить, что он

тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в

засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе

с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым

нужно медленно и очень тихо подкрадываться.

Портрет агрессивного ребенка

Агрессия – это склонность к причинению другим морального и

физического ущерба.

5 видов агрессии:

Физическая (физические действия против кого-либо);

Вербальная (угрозы, крики, ругань);

Косвенная: направленная ( злобные шутки);ненаправленная (крики в

толпе, топанье и т.д.);

Раздражение (вспыльчивость, грубость);

Негативизм.

Как выявить агрессивного ребенка

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых.

Причины детской агрессивности

Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой

вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь

игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии.

Рассмотрим наиболее распространенные причины.

Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не

только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко

приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей.

Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них

появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям

делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей

- Повышенной агрессивности ребенка может привести

разрушение положительных эмоциональных связей как между

родителями и ребенком, так и между самими родителями.

- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

- Запрет на физическую активность

- Агрессивная реакция может быть связана с личностными

особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или

провоцироваться фактами личного опыта ребенка

Как помочь агрессивному ребенку

- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и

неопасным для

окружающих способам выражения своего гнева; для этого

рекомендуется

использовать следующие игры:

-«мешочек криков», «подушка для выбивания упрямок и

злючек», «листок гнева».

- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки

владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

для этого рекомендуется использовать следующие игры:

- «Посчитал до десяти я и решил успокоиться»;

- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на

тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои

сказок)

Направления работы:

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение навыкам саморегуляции;

Формирование доверия к людям и эмпатии. (чтение сказок и обсуждение их с

ребенком).

Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми

с трудностями в поведении

-отсутствие сравнения с другими детьми – каждый ребенок уникален;

-без оценки, без суждений;

-обсуждайте поведение ребенка с родителями без его присутствия;

-хвалите за успехи, давайте маленькие поручения.

Ваше внимание, ваш телесный контакт (поглаживания, объятья), ласковое

слово и забота – это то, что детям необходимо.

Давайте небольшие поручения по группе (разложить карандаши, столовые

приборы), в играх предлагайте роли ( например – следить за порядком и

правилами).

Дневник наблюдений.(проверенный в детском саду метод, способствующий улучшению

детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителем. В

конце дня педагог записывает информацию о ребенке в блокнот. При этом должно

выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает 3

минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо

отметить в блокноте. Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут

отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации

к обучению. По своему усмотрению родители могут поощрить ребенка.

Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным,

воспитатель пишет:

Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают сразу несколько

выводов:

1. Ребенка никто не ругает.

2. В группе читали сказку «Красная шапочка».

3. Ребенок недослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома.

Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с блокнота останется уверен, что

ничего плохого он не сделал, а воспитатель по прежнему любит и понимает его.

Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером

дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок в свою очередь, получит необходимую

необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться

капризами, истериками и т.д.

Рисование правил с детьми.

- переключить внимание ребенка( предложить побыть

помощником педагогу на занятии и т.д).

- Важно, чтобы присутствовала похвала.

- Если надо сказать о плохом поведении ребенка, то

говорить надо не при всех детях, а подойти и сказать

ребенку отдельно, чтобы к ребенку не прилип ярлык,

что только он в группе себя плохо ведет. Остальные

дети могут в дальнейшем воспринимать ребенка как плохого.

Рекомендации педагогам при работе с детьми

Как разрядить негативные эмоции

Приступы агрессии происходят не от капризов и прихоти

ребенка, а от того, что действия эти неконтролируемы и всегда

сопровождаются повышенной нервной возбудимостью,

истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным

состоянием.

Предложите ребёнку варианты снять напряжение и «разрядить»

свою злость: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя,

можно сделать вот что (на ваш выбор):

Давай мы с тобой:

поколотим подушку руками! (будем выбивать упрямки и

злючки)

покидаем мягкие игрушки (в корзину).

будем мять в комок листы бумаги! (обычные листы бумаги,

газету резко сминают в комок за 1 секунду).

покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга!

порвём бумагу!

будем обзываться овощами и фруктами. После ласково назовем

друг друга цветами.

нарисуем свою злость, и потом ее зачирикаем.

слепим злость, а потом ее раздавим.

попросите ребенка нарисовать на альбомном листе причину

агрессии и предложите порвать листок. (почему ребенок злится).

вдохнуть и досчитать до 10.

переключите внимание на что-то другое.

Мешочек криков.

Все это нужно не просто сказать, а

обязательно продемонстрировать ребёнку,

показывать, как это делать и вовлечь его в процесс.

Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится,

озвучивайте (проговаривайте) его чувства,

показывайте понимание и поддержку и предлагайте

ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего,

со временем, у него появится свой любимый способ,

и он сможет справляться без вас.

Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть

напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и

при этом он не причинит вред себе, взрослым или

другим детям.

ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо

постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много

физических и психологических сил.

Помочь ребенку можно, совершив следующие действия:

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с

ребенком наедине, если это не опасно для вас.

Посидите рядом с ребеноком, держите его за руку, поглаживайте по

спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые

ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

После того, как истерика пошла на спад, говорите с короткими фразами,

уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).

После истерики наступает упадок сил. Дайте ребенку возможность

отдохнуть.

Умыться холодной водой — это поможет прийти в себя.

Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2

секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2

секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся

успокоиться.

ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ

Сведите к минимуму количество окружающих. (можно побыть в уголке

уединения)

Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или побить

подушку).

Поручите работу, связанную с физической нагрузкой. (убрать игрушки в

группе).

Демонстрируйте благожелательность.

Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а

высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное

поведение будет направлено на вас.

Надо говорить: «Ты злишься. Давай вместе попытаемся что-нибудь сделать».

НЕ переходите на крик.

Старайтесь на агрессию ребенка отвечать мирно, это быстрее его успокоит.

И в качестве заключения: в любом случае

старайтесь как можно больше говорить с

ребенком, он должен чувствовать, что нужен,

что его любят.



В раздел образования