Автор: Финошина Наталья Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Балабаново
Наименование материала: Статья
Тема: КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №11
«Лесная сказка»
г. Балабаново
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Подготовила:
Финошина Наталья Леонидовна
м
узыкальный руководитель 1 кат.
2016 г.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят изменения,
которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября
2013 г. в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации»,
дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В
связи с эти существенным образом меняется отношение к дошкольному
образованию, как к ключевому уровню развития ребенка.
«Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым
самоценным уровнем образования». Подтверждение этому – введение ФГОС
ДО.
Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ОВЗ; возможности освоения ребенком
Программы на разных этапах ее реализации.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу нашего
дошкольного учреждения включен раздел «Культурно-досуговая
деятельность», посвященный особенностям традиционных событий,
праздников, развлечений. Приоритетным направлением в работе нашего
детского сада является нравственно-патриотическое воспитание.
Возвращаясь к стандартам, которые предлагают для мотивации
образовательной деятельности на набор отдельных игровых приемов, а
усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения
каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими
событиями могут стать российские и международные праздники или важные
события в жизни коллектива.
В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность,
реализуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая.
Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление
организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его
общей культуры.
Актуальность данной темы в том, что она раскрывает значимость,
правильную организацию и осуществление культурно-досуговой
деятельности в ДОУ.
Цель: наполнение ежедневной жизни детей увлекательными делами,
создание атмосферы радости общения, коллективного творчества.
Задачи:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе
их эмоциональное благополучие;
- сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка в творческой
деятельности как субъекта отношений с людьми, миром и собой;
- формировать общую культуру воспитанников.
КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- досуги - творчество
- праздники и развлечения - отдых
- самообразование
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совместная деятельность детей и взрослого
Образовательная Образовательная Индивидуальная
деятельность деятельность в ходе работа с детьми
режимных моментов
Досуг Праздники и Отдых
развлечения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Самообразование Творчество
Досуг – это совместная со взрослым игровая деятельность ребенка
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик детей в ходе музыкально-игровой
деятельности;
- закрепить на игровом материале знания, умения и навыки ребенка.
Досуги:
- досуги с пением
- досуги с игрушками
- досуги с музыкальными инструментами
- музыкально-литературные
- танцевальные
Праздник – это день, объединяющий всех участников, наполненный
радостью и весельем.
Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный настрой;
- формировать праздничную культуру, нравственные качества ребенка;
- обеспечить социализацию детей.
ВИДЫ ПРАЗДНИКОВ
- фольклорные
-
государственно-гражданские
- международные
- семейно-бытовые
- традиционные праздники, предусмотренные программой ДОУ.
ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА
- составление сценария, обсуждение его с участниками мероприятия;
- утверждение обязанностей;
- придумывание атрибутов, костюмов, декораций;
- решается вопрос о фото, видеосъемке;
- планирование репетиций
Задачи:
- способствовать художественно-эстетическому развитию ребенка;
- формировать положительные качества;
- развивать уверенность в себе.
КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
По степени активности детей По содержательной направленности
- дети являются только - театральные
слушателями и зрителями - познавательные
- дети – непосредственные - спортивные
участники - музыкально-литературные
- участники-взрослые и дети - художественно-эстетические
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА
Организация традиционных событий, праздников, развлечений –
неотъемлемая часть деятельности нашего дошкольного учреждения.
Организация праздников, развлечений, детского творчества – способствует
повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса,
создает условия для формирования личности каждого ребенка.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формирования
гражданской позиции, усвоения социокультурных норм и национальных
традиций – принадлежит дошкольному детству.
Ежегодно в ДОУ составляется план по нравственно-патриотическому
воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательной
работы.
Мной подготовлены и проведены культурно-досуговые мероприятия, в
содержании которых нашли отражения и патриотические праздники, такие
как:
- День защитника Отечества;
- 9 Мая;
- День пожилого человека.
День пожилого человека
1 октября – Международный день пожилых людей. Праздник учредили для
того, чтобы обратить внимание общества на проблемы людей пожилого
возраста, а так же, к поиску возможностей улучшить качество жизни
пенсионеров. Это мероприятие становится традиционным для нашего ДОУ,
т.к. пенсионеры, ветераны – приглашают воспитанников нашего детского
сада к себе в центр дневного пребывания «Душевный свет». Мы готовим для
них концерт, а они приходят к нам на праздник 9 Мая.
Задачи:
- воспитывать уважение к пожилым людям;
- способствовать развитию понимания разных поколений;
- совершенствовать социальные функции детей.
День защитника Отечества
Традиционно отмечается в ДОУ. Чаще всего он бывает спортивным, где
принимают участие родители (папы).
Задачи:
- продолжать знакомство с Российской армией;
- организовывать совместную деятельность детей и родителей;
- формировать нравственно-патриотические чувства.
День Победы
День Победы был и остается одним из самых почитаемых в нашей стране.
Это «праздник со слезами на глазах». На традиционное мероприятие дети
готовят приглашения и разносят их вместе с воспитателями пожилым людям,
живущим по близости с нашим детским садом. В этот день к нам приходят
ветераны, престарелые пенсионеры из «Душевного света» с концертом.
Интересно послушать их рассказы о войне, об их детстве.
Задачи:
- формировать представление об истории ВОВ;
- побуждать к сочувствию и пониманию жизни людей в ВОВ;
- развивать чувство гордости, ответственности.
ВЫВОД:
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ.
Организация праздников, развлечений:
- способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного
процесса;
- создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка;
- развивает творческие способности детей.
Список литературы и документов:
1. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., № 1155;
2. Круглый стол «ФГОС дошкольного образования: изучаем, размышляем, обсуждаем».
Школа управления образовательным учреждением – 2014 г. №2 стр. 14-16;
3. Профессиональный стандарт педагога;
4. Майер А.А. «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС
ДО / Управление ДОУ-2014 №3, стр. 27-35;
5. Шахова Р.К. «ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка».
Управление ДОУ – 2013, № 9, стр. 85-91.