Автор: Маслобоева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мдоу 66
Населённый пункт: г Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интересная пластилинография
Раздел: дошкольное образование
Интересная пластилинография!
Материал я
непростой
Из брусочков и цветной
Из меня лепи игр
Руки мыть не забывай!!!
В современные мире часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое
мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения,
около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти
руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее
близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть рук как «орган речи», такой же, как
артикуляционный аппарат.
«Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский
. Это
значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и
изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли,
который «питает» мозг ребенка. В связи с этим, было выдвинуто предположение, что существует
тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Лепка – самое
динамичное, жизнерадостное детское творчество. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с
объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, также у ребенка формируются навыки
работы двумя руками, скоординированность движений. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем
разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие
изобразительные способности, моторика, глазомер, пространственное мышление.
В лепке ребенок не просто рассматривает предмет, он осязает его своими руками со всех сторон.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что
создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепку можно
классифицировать по материалу: из глины, пластилина, соленого теста, снега, песка и др.
Одним из видов работы с пластилином является пластилинография.
Занятия с использованием данной техники имеют огромную ценность для развития и обучения
детей. Деятельность по созданию работ в технике пластилинографии способствуют:
– развитию мелкой моторики рук, а именно укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся
согласованными, что служит подготовкой для освоения такого сложного навыка, как письмо;
– развитию психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, воображение);
развитию творческих способностей.
Техника доступна детям любого возраста. Она позволяет быстро достичь желаемого результата,
делает творчество детей интересным и увлекательным. Техника универсальна, но сюжеты и
сложность картинок должны соответствовать уровню развития ребенка. Сначала это могут быть
отдельные предметные картинки на цветном фоне, затем более сложные сюжетные картины.
Пластилинография или рисование пластилином – это относительно новый вид детского творчества
и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.
Как понятно из названия, основным материалом в пластинографии становится пластилин, который
наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу.
Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге
бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками. Обычно
пластилинография детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятиям.
Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-
вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины
из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто
снять стеком и переделать.
Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:
- картон или плотная бумага
- деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
- емкость с водой для смачивания рук;
- набор разноцветного пластилина;
- влажные салфетки для рук;
- набор стеков разной формы.
Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:
1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких
художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз
понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше
смотреться выбранная картинка: белом или цветном.
2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с
задумкой. При этом используем различные приемы лепки:
- раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской,
раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом
цилиндрическую форму;
- скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных
движений кистей;
- заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
- сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
- прищипывание;
- оттягивание.
1. Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.
Издательство "ГНОМ и Д",2004
3. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство "
Российское педагогическое агентство",1997
4. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999