Автор: Гарипова Рузалия Алмазовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Башкирская гимназия села Учалы
Населённый пункт: село Учалы, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект внеклассного мероприятия
Тема: «Сколько радости на свете, не измерить и не счесть!»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Башкирская гимназия села Учалы МР Учалинский район РБ
Конспект внеклассного мероприятия
«Сколько радости на свете, не
измерить и не счесть!»
Мероприятие, посвященное творчеству поэтессы
Ирины Токмаковой
Село Учалы 2020 г.
«Сколько радости на свете, не измерить и не счесть!»
Мероприятие, посвященное творчеству И. П. Токмаковой.
Цель: познакомить детей с творчеством И. П. Токмаковой;
Задачи:
развивать творческие способности детей;
научить воспринимать на слух произведение, эмоционально
откликаться на него и передавать свое настроение при совместном
обсуждении;
развивать эстетическое восприятие произведения;
формировать образные представления и мышление;
учить детей чувствовать ритм стихотворных произведений;
передаваемое автором отношение к тому, о чём он рассказывает в
произведении;
видеть, с помощью каких средств он передает настроение героев,
состояние природы;
способствовать развитию поэтического слуха и формированию
навыков наблюдения.
способствовать сближению детей и родителей; -
прививать любовь к стихам;
создать радостное настроение;
Предварительные работы: чтение и разучивание стихов, беседы с детьми
по прочитанным произведениям, экскурсия в библиотеку, выставка рисунков,
выставка книг И. П. Токмаковой.
Оборудование: шапки – маски для детей, рисунки по произведениям,
проектор, презентация, оформление зала.
Учитель: Добрый день, дети! Здравствуйте, родители! Очень приятно что мы
вместе собрались в этом зале, чтобы поговорить о творчестве детской
поэтессы, писательницы, переводчице – Ирине Петровне Токмаковой. (Слайд
1).
Ирина Петровна училась в школе на одни пятерки. И окончила школу с
золотой медалью. Потом окончила с отличием МГУ. Работала переводчиком.
Она переводила детские стихи с английского, французского, шведского
языков. Писать она начала рано. Стихи у Ирины Петровны веселые, звонкие,
забавные, мелодичные.
Вы в лесу когда-нибудь бывали?
Вот в лес мы и попадем, если закроем глаза и представим себе такую
картину:
Ходит солнышко по кругу,
Спит в лесу лосиха,
Мы идем с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы проходим по опушке,
Мы найдем тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшим в землю, –
Осторожно, осторожно! –
Ящерица дремлет.
(Слайд 2 – 6)
Учитель: Ребята, без чего леса не бывает?
Ирина Петровна написала стихотворение о деревьях, где она описывает
портрет каждого дерева.
А какие деревья вы знаете? А сейчас мы послушаем стихи про деревья.
( Слайд 7 – 13)
Маша: Береза.
Если б дали берёзе расческу,
Изменила б береза прическу,
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Юлия: Ива.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Альсина: Яблонька.
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
Артем: Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стала погода.
Настя: Осинка.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо погреться
Бедной осинке.
Арслан: Ели.
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
Никита: Дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Учитель:
- Как вы думаете, почему плачет ива?
- Какие деревья еще умеют плакать?
- Почему деревья похожи на людей?
- Как выглядит сосна? Покажи, как сосны подметают небо.
- Если осинке дать одежду, на кого или на что она станет похожа?
- На кого или на что похожи ели? Какой у них характер?
- Какое дерево мы могли бы выбрать хранителем леса? Каким оно должно
быть?
- Вот какой замечательный лес мы с вами вырастили! Но чего-то в нем не
хватает. Что ещё должно быть в настоящем лесу? Конечно, в лесу обязательно
поют птицы. Каких птиц вы знаете?
Дети выход и рассказывают стих: “Десять птичек – стайка”.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а это – злой орлан.
Птички, птички – по домам!( Слайд 14 – 23)
(Звучит фонограмма с голосами птиц).
Физкультминутка. Упражнения «Большие крылья».(обработка
Долуханяна. Армянская музыка).
Учитель: Как расшумелись, распелись наши птички! Давайте помолчим,
посидим тихо-тихо и послушаем: может быть ещё кто-то разговаривает в
нашем лесу. Как вы думаете, о чём разговаривают лес и его обитатели. А вот
что услышала И.П. Токмакова:
Мама с Дилярой читают стихотворение «Разговор большой ели и мушки».
– Ты кому, большая Елка,
В небе пасмурном киваешь?
И не ты ли втихомолку
Тучи с тучами сшиваешь?
– Что ты, глупенькая Мушка,
Я не шью и не тачаю
Я тихонько на верхушке
Ветер маленький качаю.
Учитель: А вот на стихи И.П. Токмаковой «Разговор ивы с дождем»
написали песню. Споет нам мама Наркас, Аймара Адиповна.(Звучит песня)
- Восемь - у доpоги,
Девять - на лугу...
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две - под стаpой елью,
Возле стога - шесть...
-Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
- Тоpоплюсь pомашки
Все пеpесчитать,
Десять - на опушке,
Под осиной - пять...
Hу как пpосчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдpуг на всех не хватит
У меня воды!
Учитель: В чудесной стране поэзии Ирины Токмаковой часто обычные вещи
могт дать повод для фантазии. Например, у картошки есть глазок, значит
должна же она куда-то смотреть. А бутылка не может не петь, если у нее есть
горлышко? Все это може быть в чудной стране только нужно поверить. Мама
Фидана, Альмира Важетдиновна, расскажет стихотворение об этой стране.
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
Учитель: Ребята, кто знает и желает рассказать нам стихи Ирины
Токмаковой? (Максим, Тимур, Айгиз рассказывают стих «Голубая страна)
Голубая страна
А я рано утром залез на сосну,
Я видел вдали голубую страну.
Голубых людей,
Голубых лошадей
Голубых-голубых индюков.
А я поздно вечером влез на сосну.
Я видел вдали золотую страну.
Золотых людей.
Золотых лошадей,
Золотых-золотых индюков
А если б я ночью залез на сосну,
Увидел бы я никакую страну.
Никаких людей,
Никаких лошадей,
Никаких-никаких индюков.
Учитель: А кто знает, где спит собака? ( в конуре) А белка?(в дупле? А
мышка? ( в норе). Правильно! А где спит рыбка нам расскажет Азалия( Видео
«Где спит рыбка»)
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Учитель: Стихи, которые сейчас прозвучат, имеют одну особенность. В них
есть строчки или слова, которые повторяются несколько раз. Эти
повторяющиеся строчки мы будем произносить все вместе, хором.
Итак, сейчас мы прочтем с вами вместе стихотворение Ирины Токмаковой
«Медведь».
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.
Учитель: А это кто к нам пожаловала? (Выходит повариха с большой
кастрюлей и половником).
Повариха: Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
Физкультминутка «Зверобика».
Учитель: Читая стихи Ирины Петровны, человек, не ведая, сам начинает
видеть красоту окружающей природы, бережнее относиться ко всему живому.
А сейчас мама Максима расскажет стихотворение, а вы догадайтесь, о чем
оно? (Слайд 27,28). Стихотворение «Парашютисты».
Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся...
И будут - одуванчики!
Учитель: А вот что же случилось ночью расскажет Динар. Стихотворение
«Туман».(Слайд 29)
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда за грибами теперь?
Учитель: Сегодня у на с в гостях библиотекарь – Алия Жаватовна.Она вас
познакомит с книгами Ирин Токмаковой. (Выступление библиотекаря)
(Слайд 30 – 32)
- Все родители мира желают своим детям добра, счастья и, конечно, высокого
мирного неба над головой. Тогда на земле будет больше детской радости,
больше детского веселья. Этого желают своим читателям и писатели, и
поэты. Они желают вам вырасти хорошими, добрыми, честными людьми,
любящими свою Родину. И в заключении, я тоже хочу вам прочесть
стихотворение Ирины Томаковой «Радость».
Радость — если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
Дети исполняют песню «Разноцветная игра». (Слайд 33).