Напоминание

Учимся играя : знакомство детей с логическими играми и упражнениями при формировании у детей элементарных математических представлений.


Автор: Юсупова Айна Абдулаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С Ёлочка
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя : знакомство детей с логическими играми и упражнениями при формировании у детей элементарных математических представлений.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДС «Ёлочка»

Учимся играя : знакомство детей с логическими играми и упражнениями при

формировании у детей элементарных математических представлений.

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие

способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра

– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра

для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ

познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет

включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре,

воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на

волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для

воспитателя как для, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение

ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра ценна только в том случае, когда

она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению

и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения

стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между

детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и

эмоциональный характер.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

• Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

• Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его

морально-волевых качеств.

• Все психологические новообразования берут начало в игре

• Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным

изменениям в его психике.

• Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с

работой всех психических процессов.

Игры, способствующие развитию математических наклонностей

1. Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с

ф

ормами

. Дети строят и преобразуют

простые и сложные фигуры по условиям. Голо

воломки следует предлагать детям в определенной

последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7

палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач

на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось

вадратов.

2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов,

свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти

фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать

свойства предметов с помощью символов.

3. Целесообразно использовать загадки математического содержания. Они оказывают

неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать

правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение,

обобщение). Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются, если

правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не

достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую

ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Эффективны игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по

образу или

замыслу. «Танграм» - дети выкладывают из геометрических фигур силуэты животных,

человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно

придумывают фигуры воинов, балерин.

«Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в

книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. иМхайлов

5. Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь

косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря

чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними

условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с

помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол

стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют

полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку

чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре

ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

е

ти с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логи

ческое мышление,

смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа, научить детей обдумывать

каждый ход, соблюдать правила игры.

Так же в работе по ФЭМП можно использовать дидактические игры.

Дидактические игры по формированию математических представленийможно разделить

на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой

форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также -

игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10,

путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры

как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем

цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и

сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число",

"Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не

стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для

знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить

детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях

и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и

упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или

иного предмета по отношению к другому.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаюузнать в

окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю:

"Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола,

лист бумаги т. д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она

ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения

каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность,

стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Работая в данном направлении, надо помнить, что в дидактической

игре математического направления роль воспитателя несравненно большая, чем в играх

другой направленности. Именно воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит

их с методом ее ведения.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, можно

убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно

выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, надо стремиться к

тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения, а уже в старшем дошкольном

возрасте, чтобы дети сами проявляли большой интерес к освоению математических

представлений. Учение должно быть радостным!

Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры,

усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с

долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…

Палочки Кюизенера развивают детское мышление. Знакомят с понятием цвета, величины,

длины, высоты, ширины, с последовательностью чисел натурального ряда, прямым и

обратным счетом, составом числа. Развивают творческие способности, воображение,

фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Регулярное использование этих и других игр на занятиях по математике позволяет детям

более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их

действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но

незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более

того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические

операции.

Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе –

поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы

радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно

быть радостным!

В заключении хочется сказать что обучение математике детей дошкольного возраста

немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Детям интересно

играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей.

А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без

активной работы мысли.



В раздел образования