Автор: Юсупова Айна Абдулаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С Ёлочка
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя : знакомство детей с логическими играми и упражнениями при формировании у детей элементарных математических представлений.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДС «Ёлочка»
Учимся играя : знакомство детей с логическими играми и упражнениями при
формировании у детей элементарных математических представлений.
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие
способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра
для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ
познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет
включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре,
воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на
волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для
воспитателя как для, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение
ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра ценна только в том случае, когда
она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению
и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения
стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между
детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и
эмоциональный характер.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
• Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
• Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его
морально-волевых качеств.
• Все психологические новообразования берут начало в игре
• Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным
изменениям в его психике.
• Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с
работой всех психических процессов.
Игры, способствующие развитию математических наклонностей
1. Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с
ф
ормами
. Дети строят и преобразуют
простые и сложные фигуры по условиям. Голо
воломки следует предлагать детям в определенной
последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7
палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач
на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось
5к
вадратов.
2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов,
свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти
фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать
свойства предметов с помощью символов.
3. Целесообразно использовать загадки математического содержания. Они оказывают
неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать
правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение,
обобщение). Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются, если
правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не
достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую
ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
4. Эффективны игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по
образу или
замыслу. «Танграм» - дети выкладывают из геометрических фигур силуэты животных,
человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно
придумывают фигуры воинов, балерин.
«Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в
книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. иМхайлов
5. Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь
косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря
чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними
условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с
помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол
стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
6. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют
полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку
чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре
ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.
7Д
е
ти с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логи
ческое мышление,
смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа, научить детей обдумывать
каждый ход, соблюдать правила игры.
Так же в работе по ФЭМП можно использовать дидактические игры.
Дидактические игры по формированию математических представленийможно разделить
на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой
форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также -
игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10,
путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры
как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем
цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и
сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число",
"Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не
стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для
знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить
детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях
и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и
упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или
иного предмета по отношению к другому.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаюузнать в
окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю:
"Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола,
лист бумаги т. д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она
ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения
каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность,
стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая в данном направлении, надо помнить, что в дидактической
игре математического направления роль воспитателя несравненно большая, чем в играх
другой направленности. Именно воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит
их с методом ее ведения.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, можно
убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно
выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, надо стремиться к
тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения, а уже в старшем дошкольном
возрасте, чтобы дети сами проявляли большой интерес к освоению математических
представлений. Учение должно быть радостным!
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры,
усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с
долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…
Палочки Кюизенера развивают детское мышление. Знакомят с понятием цвета, величины,
длины, высоты, ширины, с последовательностью чисел натурального ряда, прямым и
обратным счетом, составом числа. Развивают творческие способности, воображение,
фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Регулярное использование этих и других игр на занятиях по математике позволяет детям
более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но
незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более
того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические
операции.
Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе –
поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы
радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно
быть радостным!
В заключении хочется сказать что обучение математике детей дошкольного возраста
немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Детям интересно
играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей.
А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без
активной работы мысли.