Автор: Черных Наталья Александровна
Должность: Заместитель директора по ВР, учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Школа № 18 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Искусство иллюстрации
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 18» г.о. Самара
г. Самара, ул. Структурная, 48, тел/факс 3724868
E-mail: mouschool18@yandex.
ru
Учитель 1 категории Черных Наталья Александровна
Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе.
Тема: Искусство иллюстрации. Иллюстрирование сказок.
Цели и задачи: развить творческую фантазию учащихся.
Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам;
развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в
передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного
решения рисунка;
воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям
сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание на духовно-
нравственную сторону при разборе сказок.
научить рисовать животных.
Умения и навыки: выбор сюжета композиции, нахождение центра композиции.
Передача сказочного образа.
Оборудование учителя: презентация, отрывки из сказок, книги-сказки.
Оборудование учащихся: бумага, карандаш, ластик, акварель или гуашь, баночка
с водой, кисти, тряпочка для уборки рабочего стола.
Ход урока
1. Организация учащихся
Здравствуйте, садитесь. Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны
лежать: бумага, карандаш, ластик, акварель или гуашь, баночка с водой, кисти,
тряпочка для уборки рабочего стола.
Домашним заданием было принести свои любимые книги. Посмотрите, сколько
книг сегодня у нас на уроке.Какие они разные - интересные, знакомые с раннего
детства, есть и те, которые мы еще не прочли. Давайте, рассмотрим их ближе.
2.Постановка проблемы:
Чем они отличаются? (размером, формой, оформлением). У меня в руках книга,
но, мне кажется, что при просматривании ее, нет чего-то главного, чтобы вы сразу
захотели прочитать.
Ребята скажите «Без чего книга не вызывает интереса».
Правильно «Без иллюстраций».
Прежде, чем мы начнем рисовать, давайте окунемся в мир книг, в мир иллюстраций
и поговорим об известных художниках-иллюстраторах.
(Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков
Ю. Васнецова, В.Васнецова анализ их.)
Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг
и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам. (Можно заранее
дать задание детям подготовить информацию)
Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
Юрий Алексеевич Васнецов
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки
— это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда
торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц,
смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый
волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы
входим в сказочную страну добра и красоты.
Виктор Михайлович Васнецов
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочни-
ков нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На
его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко
известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке»,
«Три богатыря».
Итак, скажите мне, пожалуйста, что такое иллюстрация? Попробуйте определить
тему и цель нашего урока.
(Цель нашего урока – нарисовать иллюстрацию к любимой сказке)
КРЕПЛЮ НА ДОСКУ ТЕМУ УРОКА
КРЕПЛЮ НА ДОСКЕ ЦЕЛИ УРОКА
- Может кто – то хочет свою личную цель поставить на сегодняшнем уроке?
(1-2 ученика высказываются)
- Поднимите руку у кого такая же цель.
- C помощью чего достигнем нашей цели?
( высказывания детей)
Сказки - Самые первые наши произведения
-Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы
делятся сказки?
(народные и авторские)
-По содержанию, какие бывают сказки?
(волшебные, сказки про животных, бытовые)
III.Сообщение темы и целей.
-Посмотрите, перед вами лежат книги со сказками, полистайте их.
- Интересно их смотреть?
- А что привлекло ваше внимание?
(рисунки)
- А нравятся ли вам сказки без картинок?
( нет)
- Сегодня мы проиллюстрируем сказки, которые стали вашими любимыми.
-А что такое иллюстрации?
(выслушиваются все ответы детей)
ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКУ КАРТОЧКА
Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги.
IV. Работа над новой темой.
В первую очередь подумайте, что это будет за иллюстрация – фронтиспис, заставка,
полосная и т.д. (Переворачивается правая часть доски , где написаны подсказки-
напоминания этих понятий)
Далее, вспомните законы композиции (центр композиции, герои крупно, на
переднем плане, характерно). Итак, приступим к работе, взяв, в помощники себе
открытки, чудесную музыку, фантазию – без которой ничего интересного нельзя
сотворить.
V. Педагогический рисунок.
Работа над иллюстрацией начинается с составления плана.
-С чего начнём работу над иллюстрацией?
( выбор сюжета)
- Правильно!
- Что дальше?
(выбор композиции и набросок)
- А дальше?
(рисование карандашом)
-Кладем перед собой лист бумаги.
- Выполним сначала карандашный набросок.
- Набросок выполняется по уже знакомым средствам художественной
выразительности, выделение главного в рисунке, выделение композиционного
центра.
VII. Самостоятельная работа учащихся
А сейчас подумайте, в каком колорите вы хотите выполнить свою работу. Мы
очень хотим узнать ваших любимых сказочных героев, а потом по вашим
рисункам определить из какой они сказки.
Помните о том, что иллюстрация должна быть яркой, красочной. Успехов вам.
Во время самостоятельной работы учащихся можно включить классическую
музыку.
(Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового
учебного материала:
Активная и продуктивная деятельности учащихся по рисованию иллюстрации, не
испытывают особых трудностей в композиции.
Мотивировать учащихся: слова похвалы, демонстрация интересных композиций.)
VIII. Итог урока. Выставка работ учащихся.
(Если не успели за урок, то работу в цвете доделать дома.)
РИСУНКИ ДЕТЕЙ ПОМЕЩАЮТСЯ НА ДОСКУ
- Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе.
РАССМАТРИВАНИЕ РИСУНКОВ, ИХ АНАЛИЗ, ОТМЕЧАЮТСЯ ЛУЧШИЕ
СТОРОНЫ В РАБОТЕ, УКАЗЫВАЕТСЯ НА НЕДОСТАТКИ
- Какая была тема урока?
- Какие цели мы ставили?
- Достигли ли мы своих целей?
- С помощью чего мы достигли цели?
- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их
настроение.
- Молодцы!
ХI. Рефлексия.
- Ребята, о чем говорили и, что делали сегодня на уроке?
(высказывания детей)
- Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.