Напоминание

Искусство иллюстрации


Автор: Черных Наталья Александровна
Должность: Заместитель директора по ВР, учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Школа № 18 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Искусство иллюстрации
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 18» г.о. Самара

г. Самара, ул. Структурная, 48, тел/факс 3724868

E-mail: mouschool18@yandex.

ru

Учитель 1 категории Черных Наталья Александровна

Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе.

Тема: Искусство иллюстрации. Иллюстрирование сказок.

Цели и задачи: развить творческую фантазию учащихся.

Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам;

развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в

передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного

решения рисунка;

воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям

сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание на духовно-

нравственную сторону при разборе сказок.

научить рисовать животных.

Умения и навыки: выбор сюжета композиции, нахождение центра композиции.

Передача сказочного образа.

Оборудование учителя: презентация, отрывки из сказок, книги-сказки.

Оборудование учащихся: бумага, карандаш, ластик, акварель или гуашь, баночка

с водой, кисти, тряпочка для уборки рабочего стола.

Ход урока

1. Организация учащихся

Здравствуйте, садитесь. Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны

лежать: бумага, карандаш, ластик, акварель или гуашь, баночка с водой, кисти,

тряпочка для уборки рабочего стола.

Домашним заданием было принести свои любимые книги. Посмотрите, сколько

книг сегодня у нас на уроке.Какие они разные - интересные, знакомые с раннего

детства, есть и те, которые мы еще не прочли. Давайте, рассмотрим их ближе.

2.Постановка проблемы:

Чем они отличаются? (размером, формой, оформлением). У меня в руках книга,

но, мне кажется, что при просматривании ее, нет чего-то главного, чтобы вы сразу

захотели прочитать.

Ребята скажите «Без чего книга не вызывает интереса».

Правильно «Без иллюстраций».

Прежде, чем мы начнем рисовать, давайте окунемся в мир книг, в мир иллюстраций

и поговорим об известных художниках-иллюстраторах.

(Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков

Ю. Васнецова, В.Васнецова анализ их.)

Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг

и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам. (Можно заранее

дать задание детям подготовить информацию)

Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.

Юрий Алексеевич Васнецов

Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки

— это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда

торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц,

смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый

волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы

входим в сказочную страну добра и красоты.

Виктор Михайлович Васнецов

Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочни-

ков нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На

его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко

известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке»,

«Три богатыря».

Итак, скажите мне, пожалуйста, что такое иллюстрация? Попробуйте определить

тему и цель нашего урока.

(Цель нашего урока – нарисовать иллюстрацию к любимой сказке)

КРЕПЛЮ НА ДОСКУ ТЕМУ УРОКА

КРЕПЛЮ НА ДОСКЕ ЦЕЛИ УРОКА

- Может кто – то хочет свою личную цель поставить на сегодняшнем уроке?

(1-2 ученика высказываются)

- Поднимите руку у кого такая же цель.

- C помощью чего достигнем нашей цели?

( высказывания детей)

Сказки - Самые первые наши произведения

-Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы

делятся сказки?

(народные и авторские)

-По содержанию, какие бывают сказки?

(волшебные, сказки про животных, бытовые)

III.Сообщение темы и целей.

-Посмотрите, перед вами лежат книги со сказками, полистайте их.

- Интересно их смотреть?

- А что привлекло ваше внимание?

(рисунки)

- А нравятся ли вам сказки без картинок?

( нет)

- Сегодня мы проиллюстрируем сказки, которые стали вашими любимыми.

-А что такое иллюстрации?

(выслушиваются все ответы детей)

ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКУ КАРТОЧКА

Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги.

IV. Работа над новой темой.

В первую очередь подумайте, что это будет за иллюстрация – фронтиспис, заставка,

полосная и т.д. (Переворачивается правая часть доски , где написаны подсказки-

напоминания этих понятий)

Далее, вспомните законы композиции (центр композиции, герои крупно, на

переднем плане, характерно). Итак, приступим к работе, взяв, в помощники себе

открытки, чудесную музыку, фантазию – без которой ничего интересного нельзя

сотворить.

V. Педагогический рисунок.

Работа над иллюстрацией начинается с составления плана.

-С чего начнём работу над иллюстрацией?

( выбор сюжета)

- Правильно!

- Что дальше?

(выбор композиции и набросок)

- А дальше?

(рисование карандашом)

-Кладем перед собой лист бумаги.

- Выполним сначала карандашный набросок.

- Набросок выполняется по уже знакомым средствам художественной

выразительности, выделение главного в рисунке, выделение композиционного

центра.

VII. Самостоятельная работа учащихся

А сейчас подумайте, в каком колорите вы хотите выполнить свою работу. Мы

очень хотим узнать ваших любимых сказочных героев, а потом по вашим

рисункам определить из какой они сказки.

Помните о том, что иллюстрация должна быть яркой, красочной. Успехов вам.

Во время самостоятельной работы учащихся можно включить классическую

музыку.

(Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового

учебного материала:

Активная и продуктивная деятельности учащихся по рисованию иллюстрации, не

испытывают особых трудностей в композиции.

Мотивировать учащихся: слова похвалы, демонстрация интересных композиций.)

VIII. Итог урока. Выставка работ учащихся.

(Если не успели за урок, то работу в цвете доделать дома.)

РИСУНКИ ДЕТЕЙ ПОМЕЩАЮТСЯ НА ДОСКУ

- Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе.

РАССМАТРИВАНИЕ РИСУНКОВ, ИХ АНАЛИЗ, ОТМЕЧАЮТСЯ ЛУЧШИЕ

СТОРОНЫ В РАБОТЕ, УКАЗЫВАЕТСЯ НА НЕДОСТАТКИ

- Какая была тема урока?

- Какие цели мы ставили?

- Достигли ли мы своих целей?

- С помощью чего мы достигли цели?

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их

настроение.

- Молодцы!

ХI. Рефлексия.

- Ребята, о чем говорили и, что делали сегодня на уроке?

(высказывания детей)

- Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.



В раздел образования