Автор: Сулейменова Согдиана Ерлановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: детский сад №63
Населённый пункт: Казахстан, город Нур-Султан
Наименование материала: Эколого-психологический тренинг
Тема: "Остров чудес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
эколого-психологического тренинга «Остров чудес»
Цель тренинга: Формирование экологического сознания у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Расширение чувственного опыта дошкольников, развитие
перцептивных возможностей при контакте с природными объектами;
2.
Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства
сопричастности живой природе, чувство сопереживания;
3.
Формирование экологических установок личности, активной
жизненной позиции по отношению к природе;
4.
Обучение навыкам и умениям взаимодействия с природой.
Оборудование: музыкальное сопровождение, коврики, ночник
«Звездное небо», пять столов, деревянные палочки
Звучит музыка. Психолог предлагает детям встать в круг и поздороваться
друг с другом.
Упражнение «Поздороваемся»
Рассказать детям, что в старину люди относились к природе с глубоким
уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения
у Земли кормилицы, за то, что боронят, пашут ее тяжелой бороной, копают,
беспокоят, т.е. чтили и уважали Землю.
Давайте и мы придумаем приветствие деревьям , солнышку, водичке,
ветру и другим объектам природы. Подумайте и произнесите эти приветствия
(с
разной
интонацией,
эмоционально).
(Выполнение
упражнения
можно
начать со взрослого).
Психолог: Сегодня дети мы с вами окажемся на волшебном острове чудес,
где обитают удивительные растения и животные. Попробуем оказаться на
месте этих животных и цветов. Но для этого нам нужно выполнить ритуал с
деревянными палочками
Упражнение с палочками
Дятел стучит тук-тук –тук
Мышь шуршит ш-ш-ш-ш
Медведь бродит о-о-о-о
Заяц прыгает прыг-прыг –прыг
Волк бежит у –у-у-у
Высоко –низко
Далеко-близко
Палочки катаем
Палочки молчат
Сейчас мы все закроем глаза и наш волшебный фонарь нас отправит на этот
остров (включается волшебный фонарь, играет волшебная музыка и мелодия
леса).
Дети открывают глаза и смотрят по сторонам. В музыкальном зале стоят пять
столов, прикрытые белой тканью. Дети подходят к первому столу и снимают
ткань.
Первый стол чудес
Упражнение «Ароматная сказка»
Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения
Материалы: баночки с разными запахами трав, природными материалами,
картинки с изображением поля, луга, леса и реки.
Каждому ребенку предлагается баночка, в которой «спрятана» ароматная
сказка. Ребенок должен понюхать мешочек, попытаться представить, где
живет герой сказки (поле, река, лес) и выбрать изображение картинки.
Объяснить свои ощущения и свой выбор.
Второй стол чудес
Упражнение «Стихии»
Цель упражнения — усиление доминантности отношения к природе,
сосредоточение внимания.
Материалы: мяч.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает
мяч, говорит, одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Тот, кто ловит
мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» — название птицы, во втором
случае «земля» — животное, если было сказано «вода» — название рыбы.
Реагировать нужно как можно быстрее
Анализ: Дети рассказывают, какие сложности возникли в ходе упражнения?
Третий стол чудес
Психолог: На нашем острове очень много разнообразных и интересных
животных. Давайте-ка посмотрим на стол, ребята!
Дидактическая игра – упражнение «Большие и маленькие животные»
Задачи:
1. Развитие глазомера и внимания;
2. Развитие соотношения форм и размеров предметов, ориентированию на
схематической изображение зверей.
Материалы: 6 картонных трафаретов с четырьмя прорезанными формами
фигурок животных разной величины. 32 фигурки четырех животных разной
величины, вырезанных из плотной бумаги (по 2 каждого размера для каждой
фигуры).
Ход игры:
Психолог
дает
каждому
ребенку
по
одному
трафарету,
а
фигурки
в
смешанном порядке помещает в центр стола, предварительно показав детям
всех животных. Педагог сообщает детям, что им нужно посадить в каждый
«домик» (ячейку трафарета) по одному животному подходящего размера, и
показывает варианты размеров.
Четвертый стол чудес
Упражнение «Забавные танцы»
Детям
предлагается
представить
свое
самое
любимое
растение
или
животное
и
попробовать
выразить
его
в
движениях.
Один
ребенок
показывает, остальные угадывают, чей это образ.
Постепенно
упражнение
усложняется:
детям
предлагается
придумать
танец
улитки,
дождевого
червяка,
засыхающего
листочка,
надломленного
дерева, а далее танец дождя, радуги и других природных явлений. Танец
может сопровождаться любой музыкой.
Пятый стол чудес
Упражнение «Мир удивительных вещей»
Цель: коррекция способов взаимодействия с природными объектами
Материалы: ватман, пленка, фольга, пластик, коробки, цветная бумага, клей и
тд.
Детям предлагается выбрать какой-либо предмет, определить, где он
использовался раньше, из какого материала сделан. Затем на ватмане
выполнить художественную аппликацию, используя различные материалы.
Психолог: Мы выполнили все задания волшебного острова. Теперь нам пора
возвращаться в детский сад. Все смотрим на волшебный фонарь и закрываем
глаза.(играет волшебная музыка)
Психолог: Дети, вам понравилось наше путешествие? Вы бы хотели еще
побывать на этом острове? Что нового вы узнали? Какие задания вам
запомнились? Как мы должны беречь и любить природу? Как мы должны
относиться к ней? (ответы детей)
Психолог: До новых встреч, дети!