Автор: Марина Александровна Пацко
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: с.Китаевское
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Пацко Марина Александровна
МДОУ ДС № 3 «Тополек» с.Китаевского
«Обеспечение
качества
музыкального
образования детей
ст аршего
дошкольного
возраст а
в
м у з ы к а л ь н о
–
т е а т р а л и з о в а н н о й
деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной
деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где
каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём
не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Мой
педагогический
опыт
«Обеспечение
качества
музыкального
образования
детей
старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в
соответствии с ФГОС ДО»
формировался
на
основе
анализа
психолого
–
педагогической
литературы,
ознакомления с публикациями в периодической печати и материалами Интернета,
изучением педагогического опыта коллег по данной теме. Из чего я сделала вывод о
том,
что
театрализованная
деятельность
в
детском
саду,
на
мой
взгляд,
–
это
хорошая
возможность
раскрытия
творческого
потенциала
ребёнка,
воспитания
творческой
направленности
личности,
а
в
сочетании
с
музыкой
этот
процесс
становится во сто крат интересней и эффективнее.
Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства
выразительности:
интонационная
выразительность
и
особенности
развития
художественного
образа.
Каждая
из
них
имеет
свои
специфические
средства
выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность
увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.
Музыкальное образование в детском саду – это
приобщение к миру прекрасного;
развитие музыкальных способностей;
овладение азбукой музыкальной культуры;
воспитание эмоциональной чуткости;
укрепление здоровья детей;
раскрытие индивидуальных творческих способностей.
Но
до
недавнего
времени,
музыкальное
образование
носило
преимущественно
репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную
деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным
умениям
и
формированием
конкретных
навыков
исполнительского
мастерства,
Кроме того, программа по музыкальному образованию, реализуемая в ДОУ, не
предусматривает
включения
задач
театрализованной
деятельности
в
системе
музыкального образования в ДОУ.
Мной
предпринята
попытка
доказать,
что
музыкально
–
театрализованная
деятельность
приведет
к
повышению
качества
музыкального
образования
дошкольников.
Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли
отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И.
Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный
компонент
театральных
занятий
расширяет
развивающие
и
воспитательные
возможности
театра,
усиливает
эффект
эмоционального
воздействия
как
на
настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку
мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.
В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных
анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.
Цель:
Повысить
качество
музыкального
образования
в
музыкально
–
театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать
способности
целостного
восприятия
художественного
произведения
(музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)
Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)
Развивать
творческую
самостоятельность
в
передаче
образа,
выразительность
речевых и пантомимических действий под музыку.
Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.
Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том что бы поднять
на
новый
уровень
качество
музыкального
образования
через
оптимизацию
взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».
Мною
была
разработана
модель
системы
музыкального
образования
детей
старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в
ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы (рис.1).
Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму
работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в
себя:
- восприятие музыки;
- п е с е н н о - и г р о в о е
т в о р ч е с т в о ;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации
музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.
Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих
блоках:
Блок
организованной
(регламентированной)
музыкальной
деятельности:
музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с
использованием музыки.
Блок
нерегламентированной
(совместной
с
воспитателем
и
самостоятельной)
музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на
свежем воздухе).
Самостоятельная
музыкальная
деятельность
детей
вне
занятий
(возникает
по
инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями,
танцами,
а
также
песенным,
музыкально
–
ритмическим,
инструментальным
детским творчеством).
Приступая к работе, я спланировала музыкальные занятия с детьми 5-7- лет с
учетом использования элементов театрализованной деятельности. Также продумала
и
спланировала
интегрированные
занятия,
в
содержание
которых
входила
как
музыкальная деятельность, так и театрализованная деятельность.
Основными
направлениями
работы
с
детьми
по
музыкальному
образованию
в
музыкально –театрализованной деятельности являются:
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения, образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки;
Пальчиковый игротренинг;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
Театральные этюды;
Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
Просмотр кукольных спектаклей.
Постановка спектакля
За время работы по театрализованной деятельности были поставлены следующие
спектакли:
« Двенадцать месяцев» (по сказке С.Я.Маршака)
«Репка на новый лад»
«Морозко» (по сказке А.С.Пушкина)
«Пожар в лесу»
«Бременские музыканты
«Кодовый замок
«Как зайчата маму искали»
Мной был продуман дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов,
аудиозаписи)
для
стимулирования
интереса
детей
к
проявлению
творчества
в
музыкально
–
театрализованной
деятельности.
Работу
по
подготовке
я
проводила
совместно
с
воспитателями
групп
и
с
привлечением
родителей.
В
результате
существенно обновилась развивающая среда: были изготовлены красочные элементы
костюмов, внесены недостающие виды театров. Выдумка и творчество проявилось в
изготовлении
декораций:
были
использованы
различные
виды
материалов
(бумага
различных форматов и текстуры, ткани, бижутерия ,поролон), продуманы варианты
экспозиций использования декораций.
Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа
с
родителями,
которые
привлекаются
к
творческому
взаимодействию
с
детьми
в
различных направлениях.
Родители
участвуют
в
создании
декораций
к
детским
спектаклям,
изготавливают
вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Прилагаю усилия
для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки.
Для реализаций этих направлений использую:
-беседы с родителями;
-консультации для родителей:
«Развитие
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
посредством
театрализованной деятельности»;
«Здравствуй, театр!»;
«Театр дома»;
«Театр для малышей»;
Для
реализации
задач
развития
творческих
способностей
детей
средствами
театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо
создание педагогических условий:
-Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников:
гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;
- Накопление впечатлений от восприятия искусства;
-
Накопление
опыта
исполнительства
(пение,
движение,
игра
на
музыкальных
инструментах);
- Развитие основных музыкальных способностей;
- Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным
сопровождением,
разнообразными
костюмами
и
атрибутами,
пространством
для
танцев, детскими музыкальными инструментами.
Новизна, теоретическая значимость моего опыта состоит в рассмотрении проблемы
повышения
качества
музыкального
образования
средствами
театрального
и
музыкального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях
по
музыкальному
воспитанию,
так
и
вне
занятий,
в
обозначении
основных
направлений организации музыкально – театрального искусства.
Литература
1. Э.П.Костина «Камертон»
2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»
3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей»
4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду»
5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и
младших школьников»