Напоминание

«Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Марина Александровна Пацко
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: с.Китаевское
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пацко Марина Александровна

МДОУ ДС № 3 «Тополек» с.Китаевского

«Обеспечение

качества

музыкального

образования детей

ст аршего

дошкольного

возраст а

в

м у з ы к а л ь н о

т е а т р а л и з о в а н н о й

деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной

деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где

каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём

не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Мой

педагогический

опыт

«Обеспечение

качества

музыкального

образования

детей

старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в

соответствии с ФГОС ДО»

формировался

на

основе

анализа

психолого

педагогической

литературы,

ознакомления с публикациями в периодической печати и материалами Интернета,

изучением педагогического опыта коллег по данной теме. Из чего я сделала вывод о

том,

что

театрализованная

деятельность

в

детском

саду,

на

мой

взгляд,

это

хорошая

возможность

раскрытия

творческого

потенциала

ребёнка,

воспитания

творческой

направленности

личности,

а

в

сочетании

с

музыкой

этот

процесс

становится во сто крат интересней и эффективнее.

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства

выразительности:

интонационная

выразительность

и

особенности

развития

художественного

образа.

Каждая

из

них

имеет

свои

специфические

средства

выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность

увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

Музыкальное образование в детском саду – это



приобщение к миру прекрасного;



развитие музыкальных способностей;



овладение азбукой музыкальной культуры;



воспитание эмоциональной чуткости;



укрепление здоровья детей;



раскрытие индивидуальных творческих способностей.

Но

до

недавнего

времени,

музыкальное

образование

носило

преимущественно

репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную

деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным

умениям

и

формированием

конкретных

навыков

исполнительского

мастерства,

Кроме того, программа по музыкальному образованию, реализуемая в ДОУ, не

предусматривает

включения

задач

театрализованной

деятельности

в

системе

музыкального образования в ДОУ.

Мной

предпринята

попытка

доказать,

что

музыкально

театрализованная

деятельность

приведет

к

повышению

качества

музыкального

образования

дошкольников.

Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли

отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И.

Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный

компонент

театральных

занятий

расширяет

развивающие

и

воспитательные

возможности

театра,

усиливает

эффект

эмоционального

воздействия

как

на

настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку

мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных

анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.

Цель:

Повысить

качество

музыкального

образования

в

музыкально

театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать

способности

целостного

восприятия

художественного

произведения

(музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)

Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)

Развивать

творческую

самостоятельность

в

передаче

образа,

выразительность

речевых и пантомимических действий под музыку.

Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том что бы поднять

на

новый

уровень

качество

музыкального

образования

через

оптимизацию

взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».

Мною

была

разработана

модель

системы

музыкального

образования

детей

старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в

ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы (рис.1).

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму

работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в

себя:

- восприятие музыки;

- п е с е н н о - и г р о в о е

т в о р ч е с т в о ;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации

музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих

блоках:

Блок

организованной

(регламентированной)

музыкальной

деятельности:

музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с

использованием музыки.

Блок

нерегламентированной

(совместной

с

воспитателем

и

самостоятельной)

музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на

свежем воздухе).

Самостоятельная

музыкальная

деятельность

детей

вне

занятий

(возникает

по

инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями,

танцами,

а

также

песенным,

музыкально

ритмическим,

инструментальным

детским творчеством).

Приступая к работе, я спланировала музыкальные занятия с детьми 5-7- лет с

учетом использования элементов театрализованной деятельности. Также продумала

и

спланировала

интегрированные

занятия,

в

содержание

которых

входила

как

музыкальная деятельность, так и театрализованная деятельность.

Основными

направлениями

работы

с

детьми

по

музыкальному

образованию

в

музыкально –театрализованной деятельности являются:

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения, образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки;

Пальчиковый игротренинг;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды;

Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

Просмотр кукольных спектаклей.

Постановка спектакля

За время работы по театрализованной деятельности были поставлены следующие

спектакли:

« Двенадцать месяцев» (по сказке С.Я.Маршака)

«Репка на новый лад»

«Морозко» (по сказке А.С.Пушкина)

«Пожар в лесу»

«Бременские музыканты

«Кодовый замок

«Как зайчата маму искали»

Мной был продуман дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов,

аудиозаписи)

для

стимулирования

интереса

детей

к

проявлению

творчества

в

музыкально

театрализованной

деятельности.

Работу

по

подготовке

я

проводила

совместно

с

воспитателями

групп

и

с

привлечением

родителей.

В

результате

существенно обновилась развивающая среда: были изготовлены красочные элементы

костюмов, внесены недостающие виды театров. Выдумка и творчество проявилось в

изготовлении

декораций:

были

использованы

различные

виды

материалов

(бумага

различных форматов и текстуры, ткани, бижутерия ,поролон), продуманы варианты

экспозиций использования декораций.

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа

с

родителями,

которые

привлекаются

к

творческому

взаимодействию

с

детьми

в

различных направлениях.

Родители

участвуют

в

создании

декораций

к

детским

спектаклям,

изготавливают

вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Прилагаю усилия

для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки.

Для реализаций этих направлений использую:

-беседы с родителями;

-консультации для родителей:

«Развитие

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

посредством

театрализованной деятельности»;

«Здравствуй, театр!»;

«Театр дома»;

«Театр для малышей»;

Для

реализации

задач

развития

творческих

способностей

детей

средствами

театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо

создание педагогических условий:

-Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников:

гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

- Накопление впечатлений от восприятия искусства;

-

Накопление

опыта

исполнительства

(пение,

движение,

игра

на

музыкальных

инструментах);

- Развитие основных музыкальных способностей;

- Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным

сопровождением,

разнообразными

костюмами

и

атрибутами,

пространством

для

танцев, детскими музыкальными инструментами.

Новизна, теоретическая значимость моего опыта состоит в рассмотрении проблемы

повышения

качества

музыкального

образования

средствами

театрального

и

музыкального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях

по

музыкальному

воспитанию,

так

и

вне

занятий,

в

обозначении

основных

направлений организации музыкально – театрального искусства.

Литература

1. Э.П.Костина «Камертон»

2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»

3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей»

4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду»

5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и

младших школьников»



В раздел образования