Напоминание

"Родители - основные помощники педагога в реализации ФГОС"


Автор: Олейник Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/С "Василёк"
Населённый пункт: пгт .Новокручининский Забайкальский край
Наименование материала: Эссе
Тема: "Родители - основные помощники педагога в реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе « Родители – основные помощники педагога в реализации ФГОС Д О»

Изучая ФГОС, слушая выступления на педагогических советах, семинарах,

обучаясь на курсах повышения квалификации, я всё больше убеждаюсь,

насколько важно внедрение ФГОС Д О . Но какой бы не был образованный

и талантливый воспитатель, без наших помощников - родителей, нам не

справиться. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна

из самых актуальных проблем.

Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.

Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть

категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные

родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт,

одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого

общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды

мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней

повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к

семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону

в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,

на котором строится вся работа воспитателя с родителями. Сегодня

изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и

родителей. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность,

требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от

него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Семья и

детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее

поколение. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не

всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы

услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших

детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или

чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только

присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто

испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках

единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие,

сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на

протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам

на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем

не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша,

но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные

инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива

заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-

образовательного пространства «детский сад-семья».

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного

образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября

2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).

Концепция модернизации российского образования подчеркивает

исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего

поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм

взаимодействия семьи и детского сада.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание

необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых

отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие

личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области

воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с

родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать

социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и

степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои

психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой

жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому

хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого

знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь

прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую

социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача

педагогического коллектива создать условия для плодотворного

сотрудничества с родителями.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ

профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей,

специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.

Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного

климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения

между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны

"разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают

назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а

наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и

родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как

направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем

родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать

индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и

контактировать, активизировать и работать сообща.

В работе с родителями я использую такие формы работы:

I. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста,

формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания (КВН, круглый стол)

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, конкурсы поделок, изготовленные вместе с

родителями ( «Лучшая новогодняя игрушка», «Осенние чудеса», фото

выставка «Этот день Победы»….).Участвуя в изготовлении поделок,

родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не

подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений,

досугов, занятий «Птицы Забайкальского края», «Весна – красна», сюжетно

– ролевая игра «Цирк».

- совместные экскурсии «Осенняя сказка», «Наблюдение за зимующим и

птицами в лесу».

- открытые НОД (Путешествие на ферму», «Моя семья»). «Открытые

просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть

своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение

и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога

приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды («Центр природы и

экспериментальной деятельности», сюжетно – ролевые игры «ПДД»,

«Больница, «Цирк»).

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей)

- утренние приветствия;

- почта доверия;

- семейные проекты.

Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой,

одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные

связи и объединяет поколения.

Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической грамотности, установление

эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой

семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению проводится:

- анкетирование «Хорошо ли ребёнку в детском саду», «Знаете ли вы своего

ребёнка?».

- тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей

различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.

Данные сведения использовались при планировании организационно-

педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию

помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в

доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и

ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы

она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие,

привлекательные.

Данное направление включает:

Оформление родительского уголка: «Времена года», «Подготовка ребёнка к

школе», «Выходные с семьёй», «ФГОС в ДО»…..

Помещаем на стенде практический материал, дающий понять, чем

занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания,

нормативные документы, объявления, продуктивная деятельность детей:

рисунки, поделки, папки - передвижки.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы,

объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки

является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому

что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями

на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная

информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой

положительный результат.

- эмоциональный уголок : «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки: «Лучший летний день», «Этот день Победы»

- выпуск газет: «8Март – женский день», КВН «

Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения,

эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями

и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и

самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие

позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его

с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как

делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим

ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники

необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы

они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого

торжества .Спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья».

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют,

делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у

родителей появляется удовлетворение от совместной работы и

соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовываем:

- праздники, которые можно закончить чаепитие;

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции;

- акции «Живи, лес!» (посадка саженцев), «Покормите птиц зимой!»

(изготовление кормушек, заготовка корма).

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько

воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное

отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать

подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной

деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на

уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда

можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы,

оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе

родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом

деле. Вместе с родителями созданы проекты «Весна – красна», «Зимующие

птицы Забайкальского края, «Огород на окне».

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться

принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,

на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении

воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.

Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель

взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель

не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с

родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него

зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное

доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в

работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен

чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится

человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной

ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в

большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо

знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому

позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня

вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут

создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных

педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива

детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе

с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой

работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между

собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание

или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж

учреждения в целом.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме

развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,

быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Для того

чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей

своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального

состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском

саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет

правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы

родителей и детей, создать это единое пространство возможно при

систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком

процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня

профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры

родителей.

Список использованной литературы:

1.

«ФГОС ДО». ООО «ТЦ Сфера»,2014.

2.

Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном

ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

3.

3.Давыдова, О.И. «Компетентный подход в работе дошкольного

образовательного учреждения с родителями» О.И. Давыдова. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

4.Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр

«Скрипторий», 2011 . – 72с.

Составила: воспитатель Олейник Е.И.



В раздел образования