Автор: Олейник Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/С "Василёк"
Населённый пункт: пгт .Новокручининский Забайкальский край
Наименование материала: Эссе
Тема: "Родители - основные помощники педагога в реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Эссе « Родители – основные помощники педагога в реализации ФГОС Д О»
Изучая ФГОС, слушая выступления на педагогических советах, семинарах,
обучаясь на курсах повышения квалификации, я всё больше убеждаюсь,
насколько важно внедрение ФГОС Д О . Но какой бы не был образованный
и талантливый воспитатель, без наших помощников - родителей, нам не
справиться. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна
из самых актуальных проблем.
Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.
Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть
категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные
родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт,
одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого
общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды
мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней
повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к
семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону
в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа воспитателя с родителями. Сегодня
изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и
родителей. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность,
требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от
него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Семья и
детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее
поколение. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не
всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы
услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших
детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или
чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только
присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто
испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках
единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие,
сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на
протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам
на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем
не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша,
но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные
инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива
заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-
образовательного пространства «детский сад-семья».
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).
Концепция модернизации российского образования подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего
поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм
взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых
отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие
личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области
воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с
родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать
социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и
степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои
психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой
жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому
хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого
знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь
прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую
социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача
педагогического коллектива создать условия для плодотворного
сотрудничества с родителями.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ
профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей,
специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.
Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного
климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения
между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны
"разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают
назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а
наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и
родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как
направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем
родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать
индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и
контактировать, активизировать и работать сообща.
В работе с родителями я использую такие формы работы:
I. Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста,
формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания (КВН, круглый стол)
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, конкурсы поделок, изготовленные вместе с
родителями ( «Лучшая новогодняя игрушка», «Осенние чудеса», фото
выставка «Этот день Победы»….).Участвуя в изготовлении поделок,
родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не
подозревали.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений,
досугов, занятий «Птицы Забайкальского края», «Весна – красна», сюжетно
– ролевая игра «Цирк».
- совместные экскурсии «Осенняя сказка», «Наблюдение за зимующим и
птицами в лесу».
- открытые НОД (Путешествие на ферму», «Моя семья»). «Открытые
просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть
своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение
и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога
приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- совместное создание предметно-развивающей среды («Центр природы и
экспериментальной деятельности», сюжетно – ролевые игры «ПДД»,
«Больница, «Цирк»).
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей)
- утренние приветствия;
- почта доверия;
- семейные проекты.
Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой,
одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные
связи и объединяет поколения.
Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов
родителей, уровня их педагогической грамотности, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой
семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению проводится:
- анкетирование «Хорошо ли ребёнку в детском саду», «Знаете ли вы своего
ребёнка?».
- тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей
различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-
педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию
помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в
доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы
она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие,
привлекательные.
Данное направление включает:
Оформление родительского уголка: «Времена года», «Подготовка ребёнка к
школе», «Выходные с семьёй», «ФГОС в ДО»…..
Помещаем на стенде практический материал, дающий понять, чем
занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания,
нормативные документы, объявления, продуктивная деятельность детей:
рисунки, поделки, папки - передвижки.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы,
объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки
является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому
что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями
на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная
информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой
положительный результат.
- эмоциональный уголок : «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки: «Лучший летний день», «Этот день Победы»
- выпуск газет: «8Март – женский день», КВН «
Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями
и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и
самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его
с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как
делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим
ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники
необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы
они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого
торжества .Спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья».
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют,
делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у
родителей появляется удовлетворение от совместной работы и
соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовываем:
- праздники, которые можно закончить чаепитие;
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции;
- акции «Живи, лес!» (посадка саженцев), «Покормите птиц зимой!»
(изготовление кормушек, заготовка корма).
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько
воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное
отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать
подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной
деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на
уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда
можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы,
оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе
родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом
деле. Вместе с родителями созданы проекты «Весна – красна», «Зимующие
птицы Забайкальского края, «Огород на окне».
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться
принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.
Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель
взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель
не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с
родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него
зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо
больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен
чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится
человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной
ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в
большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо
знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому
позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут
создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива
детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе
с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой
работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между
собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание
или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж
учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме
развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Для того
чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей
своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального
состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском
саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет
правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы
родителей и детей, создать это единое пространство возможно при
систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком
процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня
профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры
родителей.
Список использованной литературы:
1.
«ФГОС ДО». ООО «ТЦ Сфера»,2014.
2.
Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном
ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
3.
3.Давыдова, О.И. «Компетентный подход в работе дошкольного
образовательного учреждения с родителями» О.И. Давыдова. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
4.Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр
«Скрипторий», 2011 . – 72с.
Составила: воспитатель Олейник Е.И.