Напоминание

"Артикуляционная гимнастика - очень важно!"


Автор: Вылегжанина Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 10
Населённый пункт: города Аши, Челябинской области
Наименование материала: семинар-практикум для воспитателей ОУ
Тема: "Артикуляционная гимнастика - очень важно!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум для воспитателей ОУ

«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА –

ОЧЕНЬ ВАЖНО!»

Подготовила:

учитель-логопед I категории

Вылегжанина С.А.

Цель

семинара-практикума:

познакомить

воспитателей

с

особенностями

и

правилами

проведения

артикуляционной

гимнастики

с

детьми.

Часть первая

Методические рекомендации воспитателя по проведению

артикуляционной гимнастики

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и

подготовленности его к обучению в школе.

Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями

звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.

Причины нарушения звукопроизношения разные:

- зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь,

быстрая речь, «сюсюканье»);

- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;

- легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение

выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.

Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со

сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для

этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой,

как можно раньше.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –

важнейшие

цели,

которые

стоят

перед

логопедами,

воспитателями

и

родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в

том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость

органов

артикуляции,

а

именно:

мимической

мускулатуры,

языка,

губ,

мягкого нёба, маленького язычка

.

Артикуляционная

гимнастика

это

совокупность

специальных

упражнений,

направленных

на

укрепление

мышц

артикуляционного

аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений

органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений

и

определенных

положений

органов

артикуляционного

аппарата,

умение

объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного

произнесения звуков.

Артикуляционные

упражнения

бывают

статические

(неподвижные),

направленные

на

удержание

определенного

положения

губ,

языка:

«Лопаточка»,

«Чашечка»,

«Иголочка»,

«Горка»

и

др.

и

динамические

(подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье»

и др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и

переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет

определенную направленность:

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения

органов артикуляционного аппарата;

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для

произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров,

заднеязычных);

3

группа

упражнений

специфические

упражнения

направленные

на

постановку

звуков,

способствующие

выработке

определенных

движений:

подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной

связки.

Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и

развитие

пространственного

восприятия.

Ребенок,

зная

названия

частей

своего

тела

и

легко

ориентируясь

в

них,

четко

и

правильно

выполняет

артикуляционные упражнения.

Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.

Попросите ребенка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю

губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо,

подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики

1.

Проводить

артикуляционную

гимнастику

нужно

ежедневно,

чтобы

вырабатываемые

у

детей

навыки

закреплялись.

Лучше

выполнять

упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям

более 2 – 3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

2. В комплексе должны присутствовать 2 – 3 упражнения статических и 2 – 3

упражнения

динамических. Начинают

гимнастику

со

статических

упражнений,

они

выполняются

по

10

15

секунд

(уде ржа ние

артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3 . На

первых

занятиях

упражнение

повторяется

2

3

раза

в

связи

с

повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое

упражнение выполняется до 10 – 15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

сложным.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении

у

ребенка

прямая

спина,

тело

не

напряжено,

руки

и

ноги

находятся

в

спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно

контролировать

правильность

выполнения

упражнений.

Поэтому

ребенок

и

взрослый

во

время

проведения

артикуляционной

гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок

может

воспользоваться

небольшим

зеркалом,

но

тогда

взрослый

должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям

сюжетную

зарисовку.

Например,

как

представить

упражнение

«Вкусное

варенье»? – Сластена Карлсон, который любит варенье.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические

указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,

плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к

другому.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,

ручкой

чайной

ложки

или

просто

чистым

пальцем).

Соблюдаются

гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,

что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже,

вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

В своей работе я использую пособия: «Артикуляционная гимнастика

для губ», «Артикуляционная гимнастика для языка», «Сказки о Веселом

Язычке»,

«Сказочные

истории

из

жизни

Язычка»,

«Артикуляционная

гимнастика в стихах», «Денискина зарядка» и др.

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны

на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных

реакций

и

отказа

от

выполнения

в

случае

неудачи.

Занятие

становится

интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его

учат.

А

это

значит,

что

процесс

развития

артикуляционной

моторики

протекает

активнее,

быстрее,

преодоление

трудностей

проходит

легче.

Главное, подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески.

В

процессе

выполнения

гимнастики

важно

помнить о

создании

положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему,

что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Таким

образом,

уважаемые

воспитатели,

чем

раньше

мы

с

вами

начнем

развивать

артикуляционный

аппарат

детей

и

привлекать

к

этому

родителей,

тем

больше

у

нас

в

дальнейшем

будет

детей

с

правильным

звукопроизношением и развитой речью.

Часть вторая

Практикум

Знание артикуляционных упражнений

Каждый педагог получает осенний листочек, на котором с обратной

стороны наклеена картинка к артикуляционному упражнению. Воспитатель

должен назвать артикуляционное упражнение, показать, как оно выполняется.

Если

педагог

затрудняется,

то

получает

карточку,

где

описано

артикуляционное упражнение.

Артикуляционная гимнастика-сказка

«У бабушки с дедушкой».

Заключительная часть

«Осенняя картина»

Педагоги получают осенние кленовые листочки, на которых пишут

отзывы, предложения, замечания по семинару и раскладывают их на столе.

С помощью цветочков педагоги дают оценку семинару:

красный цветок – семинар понравился;

желтый цветок – семинар не очень понравился;

синий цветок – семинар не понравился.

Кладут эти цветочки на осенние кленовые листочки, тем самым получается

осенняя картина.

Педагоги

получают

памятки

по

проведению

артикуляционной

гимнастики, рассматривают выставку литературы, пособий и дидактического

материала по теме.



В раздел образования