Автор: Вылегжанина Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 10
Населённый пункт: города Аши, Челябинской области
Наименование материала: семинар-практикум для воспитателей ОУ
Тема: "Артикуляционная гимнастика - очень важно!"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для воспитателей ОУ
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА –
ОЧЕНЬ ВАЖНО!»
Подготовила:
учитель-логопед I категории
Вылегжанина С.А.
Цель
семинара-практикума:
познакомить
воспитателей
с
особенностями
и
правилами
проведения
артикуляционной
гимнастики
с
детьми.
Часть первая
Методические рекомендации воспитателя по проведению
артикуляционной гимнастики
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и
подготовленности его к обучению в школе.
Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями
звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.
Причины нарушения звукопроизношения разные:
- зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь,
быстрая речь, «сюсюканье»);
- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
- легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение
выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.
Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со
сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для
этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой,
как можно раньше.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –
важнейшие
цели,
которые
стоят
перед
логопедами,
воспитателями
и
родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в
том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость
органов
артикуляции,
а
именно:
мимической
мускулатуры,
языка,
губ,
мягкого нёба, маленького язычка
.
Артикуляционная
гимнастика
–
это
совокупность
специальных
упражнений,
направленных
на
укрепление
мышц
артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений
органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков.
Артикуляционные
упражнения
бывают
статические
(неподвижные),
направленные
на
удержание
определенного
положения
губ,
языка:
«Лопаточка»,
«Чашечка»,
«Иголочка»,
«Горка»
и
др.
и
динамические
(подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье»
и др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и
переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет
определенную направленность:
1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения
органов артикуляционного аппарата;
2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для
произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров,
заднеязычных);
3
группа
упражнений
–
специфические
упражнения
направленные
на
постановку
звуков,
способствующие
выработке
определенных
движений:
подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной
связки.
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и
развитие
пространственного
восприятия.
Ребенок,
зная
названия
частей
своего
тела
и
легко
ориентируясь
в
них,
четко
и
правильно
выполняет
артикуляционные упражнения.
Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.
Попросите ребенка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю
губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо,
подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной
гимнастики
1.
Проводить
артикуляционную
гимнастику
нужно
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые
у
детей
навыки
закреплялись.
Лучше
выполнять
упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям
более 2 – 3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
2. В комплексе должны присутствовать 2 – 3 упражнения статических и 2 – 3
упражнения
динамических. Начинают
гимнастику
со
статических
упражнений,
они
выполняются
по
10
–
15
секунд
(уде ржа ние
артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3 . На
первых
занятиях
упражнение
повторяется
2
–
3
раза
в
связи
с
повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое
упражнение выполняется до 10 – 15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении
у
ребенка
прямая
спина,
тело
не
напряжено,
руки
и
ноги
находятся
в
спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно
контролировать
правильность
выполнения
упражнений.
Поэтому
ребенок
и
взрослый
во
время
проведения
артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может
воспользоваться
небольшим
зеркалом,
но
тогда
взрослый
должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям
сюжетную
зарисовку.
Например,
как
представить
упражнение
«Вкусное
варенье»? – Сластена Карлсон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические
указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,
плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к
другому.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,
ручкой
чайной
ложки
или
просто
чистым
пальцем).
Соблюдаются
гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,
что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже,
вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
В своей работе я использую пособия: «Артикуляционная гимнастика
для губ», «Артикуляционная гимнастика для языка», «Сказки о Веселом
Язычке»,
«Сказочные
истории
из
жизни
Язычка»,
«Артикуляционная
гимнастика в стихах», «Денискина зарядка» и др.
Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны
на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных
реакций
и
отказа
от
выполнения
в
случае
неудачи.
Занятие
становится
интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его
учат.
А
это
значит,
что
процесс
развития
артикуляционной
моторики
протекает
активнее,
быстрее,
преодоление
трудностей
проходит
легче.
Главное, подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески.
В
процессе
выполнения
гимнастики
важно
помнить о
создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему,
что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким
образом,
уважаемые
воспитатели,
чем
раньше
мы
с
вами
начнем
развивать
артикуляционный
аппарат
детей
и
привлекать
к
этому
родителей,
тем
больше
у
нас
в
дальнейшем
будет
детей
с
правильным
звукопроизношением и развитой речью.
Часть вторая
Практикум
Знание артикуляционных упражнений
Каждый педагог получает осенний листочек, на котором с обратной
стороны наклеена картинка к артикуляционному упражнению. Воспитатель
должен назвать артикуляционное упражнение, показать, как оно выполняется.
Если
педагог
затрудняется,
то
получает
карточку,
где
описано
артикуляционное упражнение.
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой».
Заключительная часть
«Осенняя картина»
Педагоги получают осенние кленовые листочки, на которых пишут
отзывы, предложения, замечания по семинару и раскладывают их на столе.
С помощью цветочков педагоги дают оценку семинару:
красный цветок – семинар понравился;
желтый цветок – семинар не очень понравился;
синий цветок – семинар не понравился.
Кладут эти цветочки на осенние кленовые листочки, тем самым получается
осенняя картина.
Педагоги
получают
памятки
по
проведению
артикуляционной
гимнастики, рассматривают выставку литературы, пособий и дидактического
материала по теме.