Автор: Рознова Светлана Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №68"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Активный отдых - одна из форм формирования у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Раздел: дошкольное образование
Активный отдых - одна из форм формирования у старших
дошкольников осознанного отношения
к своему здоровью.
«Здоровое тело - продукт здорового рассудка» Б. Шоу.
С.В. Рознова,
инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 36» г.
Арзамас
Аннотация: Дошкольное детство уникально по своей природе. Данная статья
о том, что привычка активно проводить свой досуг, заботится о своём
здоровье приобретённая в детстве, находит обильную пищу во взрослой
жизни, формирует духовно-нравственное общество.
Ключевые слова: оздоровительные технологии, Здоровый Образ Жизни,
физкультурный досуг.
Active rest is one of the forms of formation of the elderly preschoolers of a
conscious attitude to their health.
"Healthy body -product of a healthy mind." B. Shaw
S.V. Roznova,
instruktor po fizicheskoy kul'ture MBDOU «Detskiy sad № 36» g.Arzamas
Аnnotation: Preschool childhood is unique in nature. This article that the
habit of actively spending their leisure time, taking care of their health acquired in
childhood, finds abundant food in adult life, forms a spiritually-moral society.
Keywords: health technologies, Healthy life style, physical recreation.
В
ФГОС
ДО
одной
важных
задач
является: «Охрана
и
укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия» . В
тоже
время,
наблюдается
неблагоприятная
тенденция
показателей здоровья детей дошкольного возраста.
Поэтому перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит
вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья
и
развитие у дошкольников позиции Здорового Образа Жизни.
Надо
учитывать,
что
в
дошкольном
возрасте
ребенок
генетически
запрограммирован
на
заботу
и
уход
за
ним
взрослыми.
Собственной
потребности в здоровом образе жизни у него еще нет. Эта потребность
должна
быть
сформирована
в
процессе
активной
оздоровительной
деятельности ребенка.
Главный пример для формирования ЗОЖ у детей это – родители, их образ
жизни.
Анкетирование
родителей на тему: как дети проводят свой досуг дома
,показало, что мало семей, которые активно проводят свой отдых, занимаясь
спортом. В основном дети заняты у телевизора, компьютера, либо посещают
развлекательные центры, мало находятся на воздухе.
Физкультурный досуг — одна из форм активного отдыха детей.
И.М.
Сеченов
и
И.П.
Павлов
придавали
большое
значение
активному
отдыху,
который
способствует
быстрому
снятию
утомления
и
восстановлению работоспособности нервной системы.
К.Д. Ушинский утверждает, что «отдых должен быть с пользой, осмыслен»,
необходимо
бороться
«с
привычкой
убивать
время».
(Ушинский
К.Д.
Педагогические сочинения)
В
основу
формирования
данного
опыта
легли
изучение
научно-
исследовательских
работ
психологов
и
педагогов:
К.Д.
Ушинского,
В.А.
Сухомлинского, И.В. Мещерякова, К.К. Платонова, Л.Г. Татарниковой, Ю.Ф.
Змановского.
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы».(В.А. Сухомлинский, Избранные педагогические сочинения, «Сердце
отдаю детям».)
Мнение всех исследователей сводится
к следующему, что
привычка
активно проводить свой досуг, заботится о своём здоровье, приобретённая в
детстве находит обильную пищу во взрослой жизни, формирует
духовно-
нравственное общество.
Одна из эффективных форм
оздоровительных работы
в ДОУ –
это
физкультурный досуг.
Когда ребенок болеет, мы всеми силами пытаемся помочь ребенку. Но
существуют много разнообразных немедикаментозных методов воздействия
на организм с целью
его оздоровления и профилактики, которые можно
создать на базе детского сада под руководством инструктора по физкультуре,
медицинских работников.
По
проблеме
укрепления
и
сохранения
здоровья
детей
дошкольного
возраста
пишут
исследователи:
Ю.Ф.Змановский,
Л.Г.Татарникова,
Э.Н.Вайнер.
«Концепция
нового
человека
предъявляет
требования
и
к
самому
человеку, как регулятору своего здоровья, участнику его формирования».
(Л.Г.Татарникова,
Педагогическая
валеология:
Генезис,
тенденции
развития)Для
решения назревшей проблемы утверждает Л.Г.Татарникова
наука и практика разработала «алмазные россыпи» технологий направленных
на
оздоровление
человека.(
Л.Г.Татарникова,
Педагогическая
валеология:
Генезис, тенденции развития).
Старший дошкольный возраст период больших изменений в развитии, но
и
очень
хрупкий
период,
чувствителен
к
деформациям
и
слабой
сопротивляемости организма к инфекциям.
Одной
из
альтернативных
технологий
оздоровления
в
дошкольном
учреждении являются использование здоровьесберегающих технологий на
физкультурных
досугах.
Дети
активно
отдыхая,
получая
заряд
положительных
эмоций,
а
при
хорошо
продуманной
организации
выполняют и оздоровительные упражнения.
В начале
учебного года
намечается тематика физкультурных досугов,
которые
соответствуют
тематическому
планированию
детского
сада,
подбираются
оздоровительные
технологии,
сроки,
место
проведения,
участники, ответственные.
В
течение
года
мы
чередуем
разные
виды
физкультурных
досугов
(сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты, и т.д.), место их проведения
(как в помещении, так и на воздухе). Причем в теплое время года досуги как
можно чаще следует проводить на воздухе.
Содержание
досуга
-
это
знакомые
детям
физические
упражнения,
но
проводимые
в
игровой
форме,
в
виде
веселых
забав,
аттракционов,
путешествий,
что
создает
положительный
эмоциональный
фон,
оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. Физические
упражнения и игры, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены
всеми детьми. На физдосуге не требуется сложная технологическая цепочка
подготовительных
и
подводящих
упражнений.
Однако
при
этом
надо
стараться,
чтобы
движения,
включенные
в
досуг,
были
направлены
на
гармоничное
развитие
разных
физических
качеств,
и
происходило
чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.
Досуги
способствуют
воспитанию
у
детей
чувства
коллективизма,
товарищества,
взаимопомощи,
целеустремленнос т и ,
с м е л о с т и ,
дисциплинированности,
организованности.
Кроме
того,
через
физдосуг
проходят
все
образовательные
области,
что
способствует
развитию
интегративных качеств.
При
реализации
оздоровительной
технологии
на
физдосуге
следует
исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка, и соблюдение
принципов использования здоровьесберегающих технологий:
Принципы здоровьесбережения:
1.«Не навреди»
2.Систеиатичности и последовательности
3.Непрерывностиздоровьесберегающего процесса
4. Доступности и индивидуальности
5. Системного чередования нагрузок и отдыха
6. Возрастной активности
Использование
здоровьесберегающих
технологий
на
физкультурных
досугах
позволяет
достигнуть
значительных
результатов,
и
решить
следующие задачи:
Создать условия для физического и психического здоровья детей.
Повысить сопротивляемость организма ребенка
Укрепить опорно-двигательный аппарат
Формировать
правильную
осанку,
корректировать
нарушения
позвоночника.
Укреплять своды стопы.
Развивать координацию движений
Воспитывать культуру движения
Формировать осознанное отношение к своему здоровью
Технологии оздоровительного процесса на физдосугах.
Упражнения по профилактике плоскостопия
Ожидаемый
результат:
укрепляется
организм
ослабленного
ребенка,
увеличивается свод стопы, устраняется пронация пятки, укрепляются мышцы
формирующие свод стопы, формируется навык правильной ходьбы.
Упражнения
по
профилактике
сколиоза
и
искривления
позвоночника.
Ожидаемый
результат:
это
увеличение
физиологических
изгибов
позвоночника, укрепление мышечного корсета (мышцы брюшного пресса,
передней
поверхности
бедра,
спины,
верхних
и
нижних
конечностей).
Воспитывается и закрепляется навык правильной осанки.
Самомассаж
Самомассаж - является важным средством физической культуры, очень
приятен детям, вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности
или расслабляет.
Ожидаемый
результат
работы:
массаж
расширяет
капилляры
кожи,
ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции потовых и сальных желез,
что
положительно
влияет
на
обмен
веществ,
улучшает
подвижность
связочного
аппарата,
укрепляет
нервную
систему,
воздействует
на
функциональные точки организма, укрепляет соды стопы.
Игра
Игра - естественный спутник жизни ребенка, поэтому отвечает законам
заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка, неуемной
потребности его в жизнерадостных движениях.
Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями
в
том,
что
игра
связана
всегда
с
инициативой,
фантазией,
творчеством,
протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Творчество,
фантазия,
являются
непременным
условием
большинства
подвижных игр - это одно из проявлений воли к жизни. Все это усиливают
мозговые
импульсы,
которые
в
свою
очередь
стимулируют
гипофиз,
деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Положительные эмоции - искренний смех, творчество - важнейший фактор
оздоровления.
Релаксация
Ожидаемый результат: релаксация улучшает нервно-психическое здоровье
детей,
снимаются
стрессы
и
напряжение,
создается
положительный
эмоциональный
настрой,
уменьшаются
негативные
импульсы,
предупреждает переутомление, успокаивает дыхание.
Музыка
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка. Подбирая
музыкальное произведения для досуга, мы обращаем внимание на то, чтобы
музыка
была
доступной
для
восприятия
детей
по
темпу
и
ритму.
Необходимо выбирать высококачественную аудиозапись.
Уровень громкости должен быть оптимальным, так как слишком громкое
или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка.
Дыхательная гимнастика
Ожидаемый
результат:
восстанавливает
носовое
дыхание,
тренирует
дыхательную мускулатуру, очищаются легкие, увеличивает объем легких,
улучшатся кровоснабжение легких.
Заключение.
Подводя итог
можно сделать вывод, что регулярное использование
здоровьесберегающих
технологий
на
физдосуге
дает
положительный
результат
в
оздоровлении
дошкольника,
т.к.
физдосуг
не
только
форма
двигательной
деятельности,
но
и
средство
наиболее
эффективного
оздоровления.
Положительные эмоции на физдосугах в ДОУ или активный отдых с
родителями
способствуют
улучшению
жизнедеятельности
организма,
снимает
стрессы
и
напряжение,
создает
положительный
эмоциональный
настрой,
снижает
заболеваемость,
оздоравливает
организм
и
ведет
к
осознанному отношению здорового образа жизни.
Эффективность
этой
деятельности
возможна
на
основе
глубокого
понимания
педагогическим
персоналом
и
родителей
закономерностей
физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста
и понимания необходимости формирования осознанного отношения к своему
здоровью.
Приобретение
навыков
и
привычек
здорового
образа
жизни
—
залог
успешной
социализации
личности,
сглаживания
негативного
воздействия
микро- и макросреды.
Литература:
1.
Александрова.
Е.Ю.,
Оздоровительная
работа
в
дошкольных
образовательных
учреждениях по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель, 2007.
2.
Гаврючина Л.В., Здоровьсберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М:
ТЦ Сфера, 2007.
3.
ГалановА.С., Игры которые лечат., М.,2005г.
4.
Гулидова
Т.В.,
Мышкина
Н.А.,
Недомеркова
И.Н.,
Проект
образовательной
программы
«Энциклопедия
здоровья».
Модель
взаимодействия
ДОО
и
семьи
.-
Волгоград: Учитель, 2016.
5.
Железнова
Е.Р.,
Оздоровительная
гимнастика
и
подвижные
игры
для
старших
дошкольников.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО_ПРЕСС», 20013.
6.
Картушина. М.Ю.,Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие
для педагогов ДОУ.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.
7.
Картушина М.Ю, Оздоровительные загятия с детьми 6-7 лет.- М.: ТЦ СФЕРА,2010.
8.
Козырева О.В ,Лечебная физкультура для дошкольников – М.: Просвещение, 2003г.
9.
Кочетова,
Н.П.Фролова
И.Ю,
Яблокова
А.Е..
Активный
отдых
дошкольников.
Н.Новгород,2000г.
10. Кудрявцев Б.Б., Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое
пособие - М: Линка - Песс, 2000г..
11. Михеева
О.В.Здоровье
и
гармония
личности
ребенка
(Из
опыта
работы)
г.
Н.Новгород ,2000г..
12. Фирилёва
Ж.Е.,
Е.Г.Сайкина,
«Са-фи-дансе»,
Танцевально-игровая
гимнастика,
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.-
СПб.: «Детство-пресс»2000г.
13. Шебеко
В.Н.,
Физическое
Воспитание
дошкольников.-
М.:
издательский
центр
«Академия», 2000.
14. Юганова
И.В.,
Физкультурно-оздоровительная
работа
детского
сада
в
контексте
новых федеральных требований. Методическое пособие/ Под общей ред. Микляевой
Н.В. – М .: УЦ» Перспектива», 20