Напоминание

"Формирование коммуникативных умений на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"


Автор: Викторовская Людмила Владимировна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ ИО
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных умений на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование коммуникативных умений на уроках русского языка в

условиях реализации ФГОС

Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в

пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть

компетентным, прежде всего в плане общения. Задачей школы сегодня

является воспитание личности, умеющего гибко адаптироваться к

изменяющимся условиям жизни.

А это значит, что коммуникативная компетентность является одним из

факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие

элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не

только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть

успешным, нужно быть более активным в плане общения, социально

компетентным, более адаптированным к социальной действительности,

способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Результатами по новым образовательным стандартам теперь являются не

только предметные, познавательные, регулятивные, но и коммуникативные

УУД.

Речь как средство общения возникает и развивается в процессе

общения. На сегодняшний день очень много детей с речевыми нарушениями,

и многие я думаю, что столкнулись с этой проблемой. Нарушения речевой

функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса

коммуникации у ребенка.

«Чтобы полноценно общаться, – пишет А. А. Леонтьев, – человек

должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых,

уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых,

уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание

акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого

содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из

звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным».

И наша с вами задача, уважаемые педагоги, сформировать эти умения

у ребенка. Цель моего сегодняшнего выступления осветить методики и

технологии коммуникативного развития наших детей.

Темой моей работы в методическом объединении является «Развитие

коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы». Главная

цель, которую я ставлю перед собой, заключается в следующем:

сформировать у обучающихся умение выражать свои мысли в устной и

письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в

соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения. Достижение

указанной цели осуществляется в процессе формирования и развития

коммуникативного, языкового и лингвистического (языковедческого),

культуроведческого навыков.

Формирование коммуникативных навыков учащихся состоит в

способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в

контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения

собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при

непосредственной поддержке учителя.

Опираясь на свой двадцатилетний опыт, с сожалением могу отметить

снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников.

Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные

выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом.

Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной

житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными

способами общения, затрудняются в создании самостоятельных, связных,

обобщенных устных и письменных высказываний. Еще одной особенностью

становится использование сокращений, принятый в среде подростков при

общении в ВКонтакте и прочих соц. сетях.. Коммуникативная

компетентность – основа практической деятельности человека в любой

сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Именно

поэтому я уделяю этому вопросу особое внимание.

Формирование коммуникативных навыков ребенка необходимо

формировать с раннего возраста. Поскольку для меня саамы маленькие дети

– пятиклассники, именно с 5-го класса начинаю работать над данной

проблемой.

Обучение

на

уроках

русского

языка

должно

строиться

с

учетом

необходимости

формирования

у

учащихся

различных

коммуникативных

умений и навыков.

В литературе описано большое количество методов, ориентированных на

устную и письменную коммуникацию. Я остановлюсь лишь на некоторых,

наиболее часто применяемых мною в работе.

Умение ведения диалога и построения монологического высказывания

1.

Ситуация «Три вопроса другу»

Ученику,

отвечающему

у

доски,

класс

задает

три

вопроса,

используя

шаблоны:

Скажи, пожалуйста, почему…….

Мне хотелось бы знать, какое правило ты использовал при написании слова…

Объясни, пожалуйста, постановку (знак препинания)…

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи,

ломают зимний лед реки.

Задающий вопрос должен знать правильный ответ.

1.

Блиц опрос «Ты мне, я тебе»

Сформулировать полный ответ, используя вопрос.

Какое предложение называется сложным?

Какая часть речи обозначает признак предмета?

Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.

На какой вопрос отвечает глагол?

Какие существительные относятся к 1 склонению?

Умения, связанные с толкованием лексического значения слова

1.

угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по

общему признаку;

Задание. Угадайте слово по его описанию

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Архитектурное

строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной

барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.

2.

физкультминутка

подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову

зима, кросс, книга, заяц, цветы, паспорт, еж, учение

Умения, направленные на осмысление основной мысли

высказывания

1.

расширенная работа с фразеологией, с пословицами,

поговорками, афоризмами

Задание. Какие

пословицы,

поговорки,

скороговорки

здесь

зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

2.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который

маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5.Она не зверь, в лес не

убежит 6. Без него не вытащишь….

3.

создание предложений по заданному началу, концу

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и…

Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются

орехами,….

………………………………………………………………..появила

сь на горизонте.

………………………………………………………….аромат

цветущих растений.

4.

распространение предложений за счёт введения различных

второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств,

обращений

Наступила осень. Светит …………….солнце. На

……………..берёзках

ещё дрожат ………….листочки. Лучи

……………………. солнца освещают

их. Далеко видны ……………..

ели и ………………….. сосны. Земля покрыта

………………………..ковром.

Умения понять тему сообщения, логику развития мысли

Ситуация «В редакции газеты» Необходимо восстановить текст.

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним

лесом встаёт солнце.

Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним

широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны.

Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно.

Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с

ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто

подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор,

приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и

умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю

обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над

полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое

выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и

сверкают на солнце.

Для того, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в

любых ситуациях, ему необходимо овладеть коммуникативными умениями,

т.е. научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо

поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной

интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными

интонационными средствами, при этом соблюдать речевую культуру и

развивать умение общаться .

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе

обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.

Языковое образование и речевое развитие школьников – одна из главных

задач сегодня в школе.



В раздел образования