Напоминание

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе как способ формирования УУД»


Автор: Тугова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Княгинино, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе как способ формирования УУД»
Раздел: начальное образование





Назад




«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

как способ формирования УУД»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это тема моего сообщения.

Французский писатель Анатоль Франс однажды сказал: «Чтобы полноценно

усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом». А у современных

школьников этот аппетит, т.е. мотивация к обучению очень часто отсутствует. У

одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам

утрачивается со временем. У детей отсутствует интерес к учебе, который во

многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках

элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Работая

многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются

успешно только 10%. Почему? На слайде мы видим процентное соотношение

уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью

которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10%

людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы

говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на

90%.

Чтобы у учеников появился интерес, должен постараться учитель, а именно,

эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и

выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как

обучать?).

Поиск новых идей, которые помогут заинтересовать обучающихся и

мотивировать их на изучение предмета привел меня к знакомству с

технологией АМО. Моя цель - показать логику и содержание технологии АМО,

а так же сущность активных методов и смысл их использования на уроке или во

внеклассном мероприятии. А что вы ожидаете получить, узнать, услышать на

этом занятии, чего опасаетесь. Определите свои ожидания. Что бы вам было

проще, я предлагаю варианты ответов: приобрету новые знания, возьму на

заметку, пообщаюсь с коллегами, будет скучно, не услышу ничего нового. У

каждого из вас есть 5 цветных кружочков, вам нужно прикрепить по одному

напротив одного или нескольких высказываний.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие

познавательную деятельность обучающихся. Технология АМО – это система

методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и

практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных

аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности

обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого

учащегося и определение условий для их проявления и развития;

Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок,

организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную

работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.

В данной технологии можно выделить две составляющих- структуру и

содержание.

Что касается содержания, то образовательная активность, входящих в

технологию методов строится на практической направленности, игровом

действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных

коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой

форме организации их работы, деятельностном подходе и рефлексии.

По структуре, в соответствии с технологией, все образовательное

мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы. Каждый этап имеет

свои задачи и вносит вклад в достижение общих целей урока. Для каждого

этапа используются соответствующие активные методы, позволяющие решать

конкретные задачи этапа.

К активным методам начала образовательного мероприятия относятся АМ

приветствия и знакомства, целеполагания и определение ожиданий

(планирование личного смысла урока).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие

эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из

них.

1)

Пример активного метода начала образовательного мероприятия

Начать урок можно необычно.

Метод «Поздоровайся глазами»

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между

учениками.

Детям предлагается поздороваться друг с другом, но поздороваюсь не словами,

а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня

настроение.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на

первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были

направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также

были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и

выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается

только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно

большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг

друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе

оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они

приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед

более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между

учениками.

2)Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке

русского языка)

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести

учащихся к изучению нового материала.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,

фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик

подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово,

обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю

зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос

кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд

купил больше картинок).

3)Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью

магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить

неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце

урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные

на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную

работу на следующих уроках по этой теме.

4)Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро -

ладонь”

Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного

взаимодействия

Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие

положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на

столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой

отдельно, затем двумя руками вместе.

5)Активные методы презентации учебного материала

Метод «Инфо-угадайка»

Цели : представление нового материала, структурирование материала,

оживление внимания обучающихся.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана , в

его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на

секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1,

учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет

говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких

аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель

раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты

первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами

разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив

изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй

сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется

весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на

момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно

заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были

затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых

аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения

по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за

аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект

темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует

лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут

обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Написание синквейна»

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует

от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал,

информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным

правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к

теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником

фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема

синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

6)Активные методы организации самостоятельной работы над темой

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный

с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая

группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные

задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу

за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока

каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах

помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы

записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно,

хотя и не в контакте друг с другом.

7)АМ презентации результатов практической работы

Метод «На линии огня»

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за»,

другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому

вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей

правоте.

8)Метод закрепления изученного материала «Парный выход» (использовался

на уроке русского языка)

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а

затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет.

Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает

рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим

проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания,

грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно

провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать

все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

9)АМ подведение итогов занятия.

Метод «Ромашка».

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и

т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия,

записанные на обратной стороне.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели

в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько

вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет

выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание

на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет

учителю скорректировать урок на будущее.

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за

то как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

10) АМ релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы

или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе

релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того,

чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная

Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам

это сделать, не выходя из класса.

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы

приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" -

вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу

"воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко

вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и

лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется,

может исправить ошибку. Начали.

11)Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце

урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает

сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и

наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать

вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были

достигнуты.

Я упомянула лишь малую толику известных на сегодняшний день АМО.

Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны

не только для учащихся, но и для учителей. У каждой методики

есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

учить учащихся самостоятельно добывать знания,

развивать интерес к предмету,

позволять активизировать процесс развития у учащихся

коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-

организационных умений.

- Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках

создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении

проблем;

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру

дискуссии и сотрудничества;

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на

одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет

обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в

любой методике есть особенности.

А применять ее или нет это уже дело

его и его творчества.

И на прощание позвольте рассказать вам притчу «Лавка возможностей».

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в

торговую лавку. Он долго ходит между разнообразных экзотических заморских

овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды,

даже и близко не похожие на те, что он видел раньше.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят

предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками,

доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей

выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и

необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он тут же исчезал,

оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный человек решил

схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», -

сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем

плодами, мы торгуем семенами…»

- Уважаемые коллеги, желаю, что бы те семена, которые мы сеем в души,

сердца и умы наших учеников, всегда давали прекрасный урожай!



В раздел образования